Способ эксплуатации газотурбинной установки

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок, а именно к диагностике температурного состояния деталей для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. Способ эксплуатации газотурбинной установки включает диагностику температурного состояния деталей. Измеряют температуру масла на сливе из каждой опоры роторов газотурбинной установки на неизменном режиме по частотам вращения роторов на базе времени не менее 2-х минут, предшествующих текущему измерению, вычисляют среднее значение температуры масла на сливе и сравнивают его с текущим значением при тех же частотах вращения. При отклонении текущего значения температуры масла на сливе более чем на 2°С формируют сигнал об изменении технического состояния деталей в конкретной опоре ротора. При снижении текущего значения температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении коллектора подвода масла к подшипнику в опоре. При повышении температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении подшипника в опоре. Способ позволяет определить детали в конкретной опоре двигателя, в которых происходит изменение технического состояния на стадии допустимого времени эксплуатации без разрушения деталей двигателя, что повышает эксплуатационную экономичность газотурбинного двигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок, а именно к диагностике температурного состояния его деталей для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации.

Из известных способов наиболее близким к предложенному является диагностика температурного состояния деталей, заключающаяся в том, что по результатам измерения какого-либо параметра определяют состояние газотурбинного двигателя к заданному моменту времени для предотвращения его отказа. (Газотурбинные установки, Б.П. Поршаков, Москва, Недра, 1992, стр. 180-181)

Недостатком известного способа является то, что он вследствие использования дает лишь общую оценку изменений, происходящих в деталях и узлах двигателя в процессе эксплуатации и недостаточно точно выявляет конкретную причину, узел или деталь, приводящую к ухудшению технического состояния двигателя в результате разрушений деталей или узла.

Задача изобретения - наиболее точно в процессе эксплуатации определить необходимость технического обслуживания и причины, приведшие к ухудшению параметров.

Ожидаемый технический результат - определение деталей в конкретной опоре двигателя, в которых происходит изменение технического состояния на стадии допустимого времени эксплуатации без разрушения деталей двигателя, что повышает эксплуатационную экономичность газотурбинного двигателя.

Технический результат достигается тем, что в известном способе эксплуатации газотурбинной установки, включающем диагностику температурного состояния деталей, измеряют температуру масла на сливе из каждой опоры роторов газотурбинной установки на неизменном режиме по частотам вращения роторов на базе времени не менее 2-х минут, предшествующих текущему измерению, вычисляют среднее значение температуры масла на сливе и сравнивают его с текущим значением при тех же частотах вращения и при отклонении текущего значения температуры масла на сливе более, чем на 2°С формируют сигнал об изменении технического состояния деталей в конкретной опоре ротора.

При снижении текущего значения температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении коллектора подвода масла к подшипнику в опоре, а при повышении температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении подшипника в опоре.

Способ реализуется следующим образом. В процессе эксплуатации производят непрерывную регистрацию измерений температуры масла на сливе из опор роторов и частоты вращения ротора газотурбинной установки с дискретностью 10 измерений в секунду. В текущий момент времени на базе 3...5 секунд фиксируют среднее значение частот вращения роторов и температур масла на сливе из опор роторов, а из непрерывной регистрации на базе времени не менее 2-х минут вычисляют средние значения температуры масла на сливе из опор роторов и частот вращения роторов и сравнивают их с текущими значениями. При совпадении текущих значений частот вращения роторов со средними значениями на базе времени не менее 2-х минут вычисляют разность температуры масла на сливе из опор между текущим значением и средним на базе времени не менее 2-х минут. При отклонении текущего значения от среднего на базе 2-х минут формируют сигнал об изменении технического состояния деталей в конкретной опоре.

Пример реализации способа.

Газотурбинная установка содержит переднюю опору А, среднюю опору В компрессора, опору С турбины.

Соответственно температура масла на сливе из опор ТМА, ТМВ, ТМС. В таблице 1 представлены частота n вращения ротора, температуры масла на сливе из опор - средние на базе времени 2,5 минут и текущее значение на базе времени 4-х секунд.

Из анализа результатов измерения температуры масла на сливе из опор видно, что при практически неизменном режиме n≈9350 об/мин работы газотурбинной установки по опоре С турбины получено увеличение текущего значения температуры более, чем на 2°, что свидетельствует о начале разрушения подшипника в опоре турбины.

1. Способ эксплуатации газотурбинной установки, включающий диагностику температурного состояния деталей, отличающийся тем, что измеряют температуру масла на сливе из каждой опоры роторов газотурбинной установки, на неизменном режиме по частотам вращения роторов на базе времени не менее 2-х минут, предшествующих текущему измерению, вычисляют среднее значение температуры масла на сливе и сравнивают его с текущим значением при тех же частотах вращения, и при отклонении текущего значения температуры масла на сливе более чем на 2°С формируют сигнал об изменении технического состояния деталей в конкретной опоре ротора.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при снижении текущего значения температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении коллектора подвода масла к подшипнику в опоре.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при повышении температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении подшипника в опоре.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок, а именно к оценке технического состояния установок или ее отдельных узлов для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации установки. Способ эксплуатации газотурбинной установки включает оценку ее технического состояния по изменению характеристик рабочих режимов.

Предлагаемое изобретение относится к техническому диагностированию газотурбинных силовых установок. Цель изобретения - повысить точность, достоверность и оперативность диагностирования газотурбинных двигателей (ГТД) на переходных и установившихся режимах от холостого хода до режима номинальной мощности.

Изобретение относится к ракетно-космической технике для контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя при его огневых стендовых испытаниях. Способ контроля технического состояния двигателя состоит в измерении текущих значений параметров двигателя, оценке критериев их разброса и сравнении получаемых значений критериев с их пороговыми значениями, по превышению которых судят о возникновении неисправности, при этом контроль состояния двигателя осуществляют на стационарных режимах огневых стендовых испытаний путем обработки параметров двигателя по методу статистического анализа с использованием критерия Стъюдента, для чего в процессе огневого стендового испытания измеряют параметры двигателя на каждом стационарном режиме работы с определенным шагом по времени, при этом во время работы двигателя в данный момент времени для каждого измеряемого параметра вычисляют статистическое значение критерия Стъюдента τ и пороговое значение τп, и если для всех измеряемых параметров выполняется условие τ<τп, то отмечают нормальную работу двигателя, а в случае если для не менее чем трех измеряемых параметров выполняется условие τ≥τп, то фиксируют момент времени возникновения неисправности на данном стационарном режиме и прекращают испытание.

Предложены Analyzer Faulty System (AFS, англ.) - анализатор неработоспособной системы бензинового двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и способ его применения. AFS включает средства принудительного пробоотбора отработавших газов (ОГ), измерения и индикации напряжения о концентрации водорода в ОГ.

Изобретение может быть использовано при испытаниях и техническом диагностировании машин, в частности двигателей внутреннего сгорания. Способ оценки неравномерности работы двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что подготавливают к испытанию двигатель.

Способ испытания высокотемпературной газовой коррозии, абразивной и температурной стойкости материалов и покрытий газотурбинных двигателей в высокоскоростных газовых потоках относится к области аэрокосмического и энергетического машиностроения и может использоваться для нанесения регламентированных коррозионных повреждений, одновременных испытаний коррозионной, абразивной и температурной стойкости материалов и сплавов в среде продуктов сгорания жидких и/или газовых топлив, загрязненных оксидами серы, углерода, азота, пылью, парами воды, хлористым водородом, солями и другими коррозионно-активными агентами.

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин и может быть использовано для испытаний рабочих пар гидравлических забойных двигателей. Техническим результатом является обеспечение проведения безопасных и высокоточных исследований с возможностью моделирования параметров расхода, использования энергетических жидкостей с различными реологическими свойствами, изменения температуры энергетической жидкости, что позволит обеспечить условия эксперимента максимально приближенными к реальным условиям.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к компрессорам со щелевым устройством, в частности к способам повышения надежности щелевого устройства компрессора. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности и ресурса работы компрессора.

Изобретение относится к области авиастроения газотурбинных двигателей, в частности к системам для испытаний авиационных двигателей при их создании, доводке на этапах опытно-конструкторских работ, эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании, предназначенным для повышения эффективности экспериментальной доводки двигателей.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при испытаниях насосных систем подачи порошкообразного металла в камеру сгорания ЖРД. Стенд содержит корпусную оснастку, технологические емкости, систему подачи горючего в камеру сгорания и систему управления процессами испытаний и контроля параметров.

Изобретение относится к методам оценки технического состояния корабельных дизелей и может быть использовано для определения категорий, которые характеризуются различной степенью изменения технического состояния в рамках нормативно-технической документации на основе перевода фактических значений эксплуатационных показателей в безразмерную величину. Технический результат заключается в том, что метод оценки технического состояния корабельных дизелей в условиях эксплуатации, включающий измерение эксплуатационных показателей, характеризующих среду и условия работы корабельных дизелей, фиксирование их фактических значений в условиях эксплуатации, оценку технического состояния по их предельно допустимым значениям (минимальные и максимальные), сравнение фактических значений со значениями нормативно-технической документации, в качестве оценочных выбираются эксплуатационные показатели, которые измеряются штатным оборудованием на режиме полной мощности, разделяются на прямые (ЭПП) и обратные (ЭПО), их максимальные и минимальные значения привязываются к шкале следующим образом: ЭППmin=0; ЭППmах=9; ЭПОmin=9; ЭПОmах=0. Перевод фактических значений в безразмерную величину для прямых эксплуатационных показателей осуществляется по формулам. Заявленный метод оценки технического состояния корабельных дизелей в условиях эксплуатации позволяет выделить категории технического состояния корабельных дизелей на основе перевода фактических значений эксплуатационных показателей в безразмерную величину путем расчета комплексного технического состояния. 1 ил.
Наверх