Запорный клапан

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве запорного органа для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах энергетических установок. Запорный клапан содержит корпус с патрубками, запорный орган, закрепленный на штоке и взаимодействующий с уплотнительным седлом, сальниковый узел, крышку. Выемная его часть в составе крышки с сальниковым узлом, запорного органа, штока, уплотнительного седла выполнена в виде запорного блока, устанавливаемого в корпус единой сборочной единицей с герметизацией через уплотнительные элементы, при этом крышка выполнена в виде перевернутого стакана, имеющего днище и цилиндрическую обечайку с проходным отверстием, а уплотнительное седло выполнено на наружном торце нижнего конца цилиндрической обечайки. Нижняя часть цилиндрической обечайки снабжена центрирующим элементом, выполненным в виде направляющей втулки с окнами для прохода рабочей среды, внутренняя поверхность которой взаимодействует с наружной поверхностью запорного органа. Изобретение направлено на создание клапана кингстонного типа, обеспечивающего возможность восстановления работоспособности клапана при дефектах, путем замены дефектных деталей при демонтаже выемной части в виде запорного блока в затесненных условиях непосредственно на объекте. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве запорного органа для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах, в частности в трубопроводах атомных энергетических установок, характеризующихся сложными условиями эксплуатации.

Известны конструкции клапанов запорных (см. патент на полезную модель RU 109254 U1, кл. F16K 1/32, F16K 27/02, 2011 г., патент на изобретение WO 2004094878 А1, кл. 7F16K 1/42, 2004 г.), содержащих корпус, в котором размещено сменное седло с уплотнительной поверхностью, взаимодействующей с запорным органом, установленном на штоке, управляемым приводом. Сменное седло с уплотнительной поверхностью поджимается к корпусу посредством втулки. Использование сменного седла позволяет улучшить условия необходимых работ по восстановлению герметичности уплотнительных поверхностей затвора.

Недостатком известных конструкций запорного клапана является снижение герметичности по затвору ввиду потери рабочего усилия от действия рабочего давления среды на шток и сильфон, что влечет за собой увеличение массо-габаритных характеристик привода и клапана в целом. Другим недостатком является снижение надежности обеспечения герметичности клапана относительно внешней среды по штоку и основному разъему при действии аварийного давления среды на затвор, что особенно недопустимо при использовании клапанов в атомных энергетических установках.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является запорный клапан кингстонного типа, когда движение штока на закрытие - вверх, а на открытие - вниз (см. «Судовая арматура», Кашанский М.С. и др., издательство «Судостроение», Ленинград, 1975 г., стр. 270, рис. 186), состоящий из корпуса с патрубками и уплотнительным седлом, штока и запорного органа. В корпусе установлен сальниковый узел, герметизирующий шток.

При закрытом запорном органе давление рабочей среды воздействует непосредственно на затвор, создавая дополнительное усилие на уплотнительные поверхности затвора - происходит эффект самоуплотнения запорного органа.

Недостатком известной конструкции запорного клапана является то, что в случае потери герметичности в уплотнении запорного органа и седла корпуса требуется демонтаж всего клапана, а при соединении клапана с трубопроводом на сварке - вырезка его из трубопровода с заменой части трубы.

Выполнение ремонтных работ по восстановлению работоспособности такого клапана кингстонного типа требует больших трудозатрат и длительности их проведения по времени, что снижает его ремонтопригодность и ухудшает эксплуатационные характеристики. Особенно важно это при использовании клапана в системах безопасности и в условиях штатной затесненности на объекте.

Известная конструкция применима для углового исполнения корпуса запорного клапана, поскольку запорный орган можно завести в патрубок только соосно штоку, на котором закреплен. При исполнении запорного клапана с обоими боковыми патрубками конструкция неприемлема: собрать клапан невозможно.

Данное техническое решение выбираем за прототип.

Технической задачей, решаемой изобретением, является создание клапана кингстонного типа, обеспечивающего возможность восстановления рабочих поверхностей уплотнительного седла и запорного органа и работоспособности клапана при дефектах в других деталях путем замены дефектных деталей при демонтаже выемной части в виде запорного блока в затесненных условиях непосредственно на объекте.

Решение поставленной задачи позволяет повысить ремонтопригодность клапана, расширить эксплуатационные возможности и диапазон использования.

Указанная задача решается за счет того, что в клапане запорном, содержащем корпус с патрубками, запорный орган, закрепленный на штоке и взаимодействующий с уплотнительным седлом, сальниковый узел, клапан снабжен запорным блоком, состоящим из крышки с сальниковым узлом, запорного органа и штока и устанавливаемым в корпус в виде единой сборочной единицы с герметизацией через уплотнительный элемент, при этом крышка выполнена в виде перевернутого стакана, имеющего днище и цилиндрическую обечайку с проходным отверстием, а уплотнительное седло выполнено на наружном торце нижнего конца цилиндрической обечайки.

Нижняя часть цилиндрической обечайки перевернутого стакана снабжена центрирующим элементом, выполненным, например, в виде направляющей втулки с окнами для прохода рабочей среды, внутренняя поверхность которой взаимодействует с наружной поверхностью запорного органа.

Установка запорного блока в корпус позволяет обеспечить замену дефектного уплотнительного соединения запорного органа с седлом без демонтажа (вырезки) корпуса клапана из трубопровода непосредственно на объекте в затесненных условиях. Следовательно, обеспечивается ремонтопригодность клапана, что способствует расширению эксплуатационных возможностей и диапазона использования.

Снабжение цилиндрической обечайки направляющей втулкой позволяет обеспечить точную установку запорного органа относительно уплотнительного седла цилиндрической обечайки крышки, что исключает смещение и перекосы по уплотняемым поверхностям.

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами:

- на фигуре 1 показан продольный разрез клапана, положение "открыто";

- на фигуре 2 показан разрез А-А клапана.

Клапан запорный состоит из корпуса 1 с патрубками и снабжен запорным блоком, состоящим из крышки 2 с сальниковым узлом 3, штока 4 и запорного органа 5.

Крышка 2 выполнена в виде перевернутого стакана, состоящего из днища 6 и цилиндрической обечайки 7, и герметизирована по отношению к внешней среде уплотнительным элементом 8, например, прокладкой, установленной между днищем 6 и корпусом 1. Сальниковый узел 3 уплотнения штока 4 расположен в днище 6 крышки 2.

Цилиндрическая обечайка 7 крышки 2 входит во внутреннюю полость корпуса 1 и имеет свою внутреннюю полость 9, имеющую возможность при открытии клапана сообщаться с внутренней полостью нижнего патрубка и соединенную через проходное отверстие 10 с внутренней полостью верхнего патрубка.

На наружной торцевой поверхности нижнего конца цилиндрической обечайки 7 со стороны нижнего патрубка выполнено уплотнительное седло 11, взаимодействующее с уплотнительным пояском 12 запорного органа 5 в положении клапана "закрыто".

Нижняя часть цилиндрической обечайки 7 снабжена центрирующим элементом, например, направляющей втулкой 13 с окнами 14 для прохода рабочей среды. Внутренняя поверхность направляющей втулки 13 взаимодействует с наружной поверхностью запорного органа 5, обеспечивая его центрирование относительно уплотнительного седла 11.

Шток 4 имеет центрирование относительно внутренней поверхности цилиндрической обечайки 7 в виде направляющего элемента 15. Направляющий элемент 15 выполнен в виде диска, отделяющего верхнюю внутреннюю полость цилиндрической обечайки 7 от потока рабочей среды.

Детали выемной части клапана в составе запорного органа 5, закрепленного на штоке 4, крышки 2 с сальниковым узлом 3, выполненной в виде днища 6 и цилиндрической обечайки 7 с уплотнительным седлом 11, собранные в один узел - запорный блок, установлены в корпус 1 в виде единой сборочной единицы.

Запорный блок герметизирован с корпусом 1 уплотнительным элементом 16, устанавливаемым между торцем нижнего конца цилиндрической обечайки 7 и торцем проточки в корпусе 1.

Запорный клапан работает следующим образом.

В исходном положении клапан показан в положении "открыто". Рабочая среда может проходить через внутренние полости нижнего патрубка, цилиндрической обечайки 7 и верхнего патрубка или наоборот.

Под действием усилия, развиваемого приводом, шток 4 с запорным органом 5 перемещается вверх до упора уплотнительного пояска 12 запорного органа 5 в уплотнительное седло 11 цилиндрической обечайки 7. При перемещении запорного органа 5 проходное сечение цилиндрической обечайки 7 перекрывается, отсекая сообщение среды через патрубки корпуса 1.

В случае потери герметичности в соединении уплотнительного седла 11 с уплотнительным пояском 12 запорного органа 2, а также при потере работоспособности других деталей клапана, запорный блок в составе штока 4 с запорным органом 5 и крышки 2 с сальниковым узлом уплотнения 3 и уплотнительным седлом 11 необходимо демонтировать из корпуса 1 для проведения ремонта в заводских условиях с использованием специальных приспособлений и испытаний на стенде.

При срочном выполнении ремонта взамен дефектного запорного блока используется новый из комплекта ремонтных частей.

Использование в качестве выемной части запорного блока позволяет обеспечить ремонтопригодность запорного клапана кингстонного типа с приваренным корпусом к трубопроводу и снизить трудоемкость и длительность его ремонто-восстановительных работ в условиях объекта, тем самым расширяя его эксплуатационные возможности и область применения.

1. Запорный клапан, содержащий корпус с патрубками, запорный орган, взаимодействующий с уплотнительным седлом, шток, сальниковый узел, крышку, отличающийся тем, что выемная его часть в составе крышки с сальниковым узлом, запорного органа, штока, уплотнительного седла выполнена в виде запорного блока, устанавливаемого в корпус единой сборочной единицей с герметизацией через уплотнительные элементы, при этом крышка выполнена в виде перевернутого стакана, имеющего днище и цилиндрическую обечайку с проходным отверстием, а уплотнительное седло выполнено на наружном торце нижнего конца цилиндрической обечайки.

2. Запорный клапан по п. 1, отличающийся тем, что нижняя часть цилиндрической обечайки крышки снабжена центрирующим элементом, внутренняя поверхность которого взаимодействует с наружной поверхностью запорного органа.

3. Запорный клапан по п. 2, отличающийся тем, что центрирующий элемент цилиндрической обечайки выполнен в виде направляющей втулки с проходными окнами.

4. Запорный клапан по п. 1, отличающийся тем, что на штоке установлен направляющий элемент, наружная поверхность которого взаимодействует с внутренней поверхностью цилиндрической обечайки.



 

Похожие патенты:

Предложен клапан для использования при добыче нефти и газа или аналогичных вариантах применения. Клапан включает в себя пробку или другой барьер для потока, расположенный в полости полого корпуса клапана, седло, имеющее в целом «L-образную» конфигурацию, содержащее три поверхности, расположенные по потоку, и втулку седла.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к арматуростроению, а именно к запорно-регулирующей трубопроводной арматуре, и может быть использовано в нефтедобывающей и других отраслях промышленности. Запорно-регулирующее устройство содержит плоский шибер, взаимодействующий с обеих сторон с одинаковыми перфорированными седлами, размещенными в подводящем и отводящем патрубках корпуса, при этом перфорация в седлах выполнена в нижней их части, причем количество, расположение и диаметр отверстий зависят от требуемой пропускной характеристики, а оставшаяся верхняя часть проходного сечения седел выполнена сквозной.

Группа изобретений относится к сельскому хозяйству. Механизм секционного управления для пневматической посевной системы содержит основание, имеющее пластину основания, включающую в себя верхнюю сторону, нижнюю сторону и по меньшей мере один проем для заслонки, проходящий сквозь пластину основания между верхней и нижней сторонами, первый пластинный узел, второй пластинный узел, опорную планку, установочную плиту и отсечной механизм.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре высокого давления и может применяться, например, в нефтегазопроводах. Предложена задвижка, в корпусе которой установлены два телескопических шпинделя с запорными устройствами, выполненными в виде дисков с ребрами жесткости и связанными через шарнирно-рычажные передачи с верхними и нижними каретками, которые выступающими боковыми сторонами контактируют с направляющими пазами корпуса, при этом верхние каретки внутренней резьбой взаимодействуют с наружной резьбой на соответствующих шпинделях, а нижние закреплены на штоках.

Изобретение относится к осевой трубопроводной регулирующей арматуре, предназначенной для регулирования расхода или давления рабочей среды, и может найти применение в трубопроводах различного назначения при перекачке различных типов сред в любых отраслях промышленности. Регулирующая арматура содержит прямолинейный трубчатый корпус (1) с входным (2) и выходным (3) патрубками и радиальным отверстием (4), и регулирующее устройство (6), которое включает полый корпус (7) регулирующего устройства, установленный коаксиально внутри трубчатого корпуса (1) и имеющий со стороны выходного патрубка (3) закрытую торцевую часть и радиальные отверстия (8) для выхода среды в полость трубчатого корпуса (1); полую гильзу (9), установленную коаксиально внутри корпуса (7) регулирующего устройства с возможностью прохождения через ее полость среды и вращения относительно оси корпуса (7) регулирующего устройства, при этом со стороны выходного патрубка (3) гильза (9) имеет закрытую торцевую часть и радиальные отверстия (10) для выхода среды, размещенные с возможностью совмещения с радиальными отверстиями (8) корпуса (7) регулирующего устройства; и приводной элемент (12) для вращения гильзы, размещенный в радиальном отверстии (4) трубчатого корпуса (1).

Изобретение относится к трубопроводной регулирующей арматуре, предназначенной для отсечения потока и регулирования расхода или давления рабочей среды, и может найти применение в любых отраслях промышленности. Запорно-регулирующая арматура содержит прямолинейный трубчатый корпус (1) с входным (2) и выходным (3) патрубками и радиальным отверстием (4), и запорно-регулирующее устройство (6), которое включает: полый корпус (7) запорно-регулирующего устройства, установленный коаксиально внутри трубчатого корпуса (1) и имеющий со стороны выходного патрубка (3) закрытую торцевую часть и радиальные отверстия (8) для выхода среды в полость трубчатого корпуса (1); запорно-регулирующий элемент в виде гильзы (9), установленной коаксиально внутри корпуса (7) запорно-регулирующего устройства с возможностью прохождения через ее полость среды и поступательного перемещения внутри корпуса запорно-регулирующего устройства вдоль его оси, при этом со стороны выходного патрубка (3) гильза (9) имеет закрытую торцевую часть и радиальные отверстия (10) для выхода среды в полость трубчатого корпуса, размещенные с возможностью совмещения с радиальными отверстиями (8) корпуса (7) запорно-регулирующего устройства; и приводной элемент (12) для перемещения гильзы, размещенный в радиальном отверстии (4) трубчатого корпуса (1).

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, предназначенной для использования на трубопроводах, в частности к запорной арматуре, служащей для перекрытия потока среды. В предложенной задвижке шибер выполнен составным и состоит из центрального клинового элемента и боковых шиберов, в каждом из которых выполнены проходные отверстия.

Предлагается клапан регулирующий угловой клеточного типа, включающий корпус, входной горизонтальный и выходной вертикальный каналы корпуса, расположенные под углом 90°, втулку клеточную, установленную вертикально в месте пересечения каналов, плунжер, установленный во втулке клеточной и выполненный с возможностью перекрывать каналы, крышку с размещенным в ней штоком со шкалой и герметично уплотненным в ней и средство поворота, поворотом которого смещается шток и соединенный с ним плунжер.

Регулирующий гидравлический клапан содержит: корпус клапана, имеющий впускную часть для жидкости и выпускную часть для жидкости; перепускной канал для жидкости, соединяющий впускную часть для жидкости и выпускную часть для жидкости; затворный узел, расположенный внутри перепускного канала для жидкости, при этом затворный узел взаимодействует с органом регулирования для регулирования жидкости, проходящей через перепускной канал для жидкости, причем затворный узел содержит стакан и держатель стакана, при этом держатель стакана расположен сзади по потоку от стакана, причем держатель стакана и стакан соосно выровнены внутри перепускного канала для жидкости, при этом держатель стакана содержит боковую разветвленную резонаторную группу, которая имеет множество полостей, расположенных в боковой стенке держателя стакана, причем по меньшей мере одна полость из множества полостей имеет одну из сферической камеры и пирамидальной камеры.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в автоматизированных системах управления потоками жидкостей в трубопроводных системах. Кран запорно-регулирующий с изменяемой пропускной способностью содержит корпус с проходным каналом с запирающим элементом, выполненным в виде поворотного штока, установленного перпендикулярно продольной оси проходного канала и связанного с механизмом привода.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для регулирования и перекрытия рабочих сред жидкостей и газов. Прямоточный регулирующий клапан содержит внешний и внутренний корпусы, входной и выходной фланцы, делитель потока, представляющий собой перфорированный цилиндр, соосно которому установлен запирающий орган, соединенный с реечным приводом при помощи штока, размещенную в выходном фланце расширительную втулку, запирающий орган установлен с возможностью поворота вокруг своей оси, на поверхности штока и реечном приводе выполнены находящиеся в зацеплении зубчатые венцы, а отверстия в перфорированном цилиндре и запирающем органе имеют одинаковую форму, размещены кольцевыми рядами.
Наверх