Способ получения компонента для буровых растворов

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения компонентов для буровых растворов из нефти. Технический результат - увеличение выхода конечного продукта при производстве компонента для буровых растворов и повышение его качества. В способе получения компонента для буровых растворов из нефти, включающем процессы электрообессоливания и обезвоживания нефти, атмосферную перегонку нефти, в процессе фракционирования из колонны выводят мазут, легкое дизельное топливо с температурой выкипания фракции 160-250°С и тяжелое дизельное топливо с температурой выкипания 250-360°С, полученную при смешении указанных фракций тяжелого и легкого дизельного топлив фракцию дизельного топлива направляют на каталитическую гидроочистку, а гидроочищенную фракцию дизельного топлива на каталитическую изодепарафинизацию. Каталитическую изодепарафинизацию осуществляют при температуре 270-326°С и давлении 4,2 МПа, или 4,3 МПа, или 4,5 МПа. Образовавшийся технологический продукт разделяют на два потока, один из которых, составляющий 0,5-99,0 мас.% от образовавшегося технологического продукта, направляют снова на каталитическую изодепарафинизацию, а второй используют в качестве компонента для буровых растворов. 1 ил., 2 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения компонентов для буровых растворов из нефти.

В качестве компонентов буровых растворов из нефти известно использование летнего и зимнего дизельного топлива. (Рязанов Я.А. «Энциклопедия по буровым растворам», изд. Летопись, 2005 г, стр. 154). Зимнее дизельное топливо имеет температуру вспышки порядка 30-40°С, температуру помутнения от минус 22°С до минус 28°С, предельную температуру фильтруемости от минус 32°С до минус 38°С и температуру застывания от минус 33°С до минус 40°С.

Однако полученное зимнее дизельное топливо в силу низкой температуры вспышки имеет недостаточную пожаробезопасность и недостаточно низкие температуры помутнения, фильтруемости и застывания, что приводит к возрастанию вязкости при низких температурах и затрудняет использование в холодных климатических условиях.

Известен способ получения зимнего дизельного топлива, включающий перегонку нефти с выделением фракции дизельного топлива, мазута, каталитической гидроочистки фракции дизельного топлива (Патент RU №2464299).

Однако полученное зимнее дизельное топливо в силу низкой температуры вспышки, используемое как компонент буровых растворов, имеет недостаточную пожаробезопасность и недостаточно низкие температуры помутнения, фильтруемости и застывания, что приводит к возрастанию вязкости при низких температурах и затрудняет использование в холодных климатических условиях.

Известен способ получения компонента для буровых растворов, включающий перегонку нефти с выделением фракции дизельного топлива, мазута, каталитической гидроочистки фракции дизельного топлива, при этом мазут направляют на вакуумную разгонку с получением вакуумного газойля, а вакуумный газойль подвергают гидрокрекингу, непревращенный остаток, полученный в процессе гидрокрекинга, направляют на изодепарафинизацию, затем на гидрофинишинг, образовавшийся технологический продукт направляют на фракционирование и отбирают фракцию, выкипающую в пределах 195-305°С (Патент RU №2668612).

Однако данный способ имеет следующие недостатки:

- в процессе задействованы дорогостоящие установки гидрокрекинга и изодепарафинизации непревращенного остатка гидрокрекинга при получении компонента для буровых растворов из мазута;

- установки изодепарафинизации непревращенного остатка гидрокрекинга при получении компонента для буровых растворов из мазута имеют невысокую производительность, выход фракции, выкипающей в пределах 195-305°С, незначителен.

Наиболее близким к предлагаемому является способ получения компонента для буровых растворов, включающий перегонку нефти с выделением фракции дизельного топлива, каталитической гидроочистки фракции дизельного топлива, при этом гидроочищенную фракцию дизельного топлива направляют на изодепарафинизацию, осуществляемую при давлении 4,1-4,3 МПа и температуре 327-332°С, образовавшийся технологический продукт направляют на фракционирование и отбирают фракцию, выкипающую в пределах 160-360°С (Патент RU №2699419).

Однако полученный по данному способу компонент для буровых растворов довольно дорог, содержит много ароматических углеводородов, а сам способ не обеспечивает высокого выхода конечного продукта.

Целью настоящего изобретения является увеличение выхода конечного продукта при производстве компонента для буровых растворов, удешевление конечного продукта и повышение его качества.

Поставленная цель достигается применением способа получения компонента для буровых растворов из нефти, включающего процессы электрообессоливания и обезвоживания нефти, атмосферную перегонку нефти, где в процессе фракционирования из колонны выводят мазут, легкое дизельное топливо с температурой выкипания фракции 160-250°С и тяжелое дизельное топливо с температурой выкипания 250-360°С, полученную при смешении указанных фракций тяжелого и легкого дизельного топлива фракцию дизельного топлива направляют на каталитическую гидроочистку, а гидроочищенную фракцию дизельного топлива на каталитическую изодепарафинизацию, при этом каталитическую изодепарафинизацию осуществляют при температуре 270-326°С и давлении 4,2 МПа, или 4,3 МПа, или 4,5 МПа, образовавшийся технологический продукт разделяют на два потока, один из которых, составляющий 0,5-99,0 мас.% от образовавшегося технологического продукта, направляют снова на каталитическую изодепарафинизацию, а второй используют в качестве компонента для буровых растворов.

Способ осуществляют следующим образом.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема получения компонента буровых растворов.

Нефть после процессов электрообессоливания и обезвоживания подают на установку атмосферной перегонки нефти, где в процессе фракционирования из колонны (1) выводят: мазут (2), легкое дизельное топливо (3), тяжелое дизельное топливо (4), полученную при их смешении фракцию дизельного топлива (5), направляют на установку каталитической гидроочистки (6). Полученную гидроочищенную фракцию дизельного топлива (7), направляют на установку каталитической изодепарафинизации(8). Образовавшийся технологический продукт разделяют на два потока, один из которых (9) направляют снова на изодепарафинизацию, а второй (10) используют в качестве компонента для буровых растворов.

Пример 1 осуществления предлагаемого способа получения компонента буровых растворов.

На установке атмосферной перегонки нефти из фракционирующей колонны (1) выводят мазут (2), легкое дизельное топливо (3) с температурой выкипания фракции 160-250°С и тяжелое дизельное топливо (4) с температурой выкипания фракции 250-360°С. Полученную при их смешении фракцию дизельного топлива (5) направляют на установку каталитической гидроочистки (6), которую производят при давлении 8,0 МПа и температуре 339°С. Полученную гидроочищенную фракцию дизельного топлива (7) направляют на каталитическую изодепарафинизацию (8), которую осуществляют при давлении 4,5 МПа и температуре 326°С. Образовавшийся технологический продукт разделяют на два потока, один из которых (9), составляющий 99,0 мас. % от образовавшегося технологического продукта, направляют снова на каталитическую изодепарафинизацию, а второй (10) используют в качестве компонента для буровых растворов.

Пример 2 осуществления предлагаемого способа получения компонента для буровых растворов.

На установке атмосферной перегонки нефти из фракционирующей колонны (1) выводят мазут (2), легкое дизельное топливо (3) с температурой выкипания фракции 160-250°С и тяжелое дизельное топливо (4) с температурой выкипания фракции 250-360°С. Полученную при их смешении фракцию дизельного топлива (5) направляют на установку каталитической гидроочистки (6), которую производят при давлении 8,1 МПа и температуре на входе в реактор 340°С. Полученную гидроочищенную фракцию дизельного топлива (7) направляют на каталитическую изодепарафинизацию (8), которую осуществляют при давлении 4,3 МПа и температуре 300°С. Образовавшийся технологический продукт разделяют на два потока, один из которых (9), составляющий 53,0 мас. % от образовавшегося технологического продукта, направляют снова на каталитическую изодепарафинизацию, а второй (10) используют в качестве компонента для буровых растворов.

Пример 3 осуществления предлагаемого способа получения компонента для буровых растворов.

На установке атмостферной перегонки нефти из фракционирующей колонны (1) выводят мазут (2), легкое дизельное топливо (3) с температурой выкипания фракции 160-250°С и тяжелое дизельное топливо (4) с температурой выкипания фракции 250-360°С. Полученную при их смешении фракцию дизельного топлива (5) направляют на установку каталитической гидроочистки (6), которую производят при давлении 7,9 МПа и температуре 340°С. Полученную гидроочищенную фракцию дизельного топлива (7) направляют на каталитическую изодепарафинизацию (8), которую осуществляют при давлении 4,2 МПа и температуре 270°С. Образовавшийся технологический продукт разделяют на два потока, один из которых (9), составляющий 0,5 мас. % от образовавшегося технологического продукта, направляют снова на каталитическую изодепарафинизацию, а второй (10) используют в качестве компонента для буровых растворов.

В таблицах 1 и 2 приведены параметры процессов получения и свойства получаемого продукта в сравнении с прототипом.

Как видно из таблиц 1 и 2, получаемый компонент для буровых растворов более экологичен, так как имеет в три раза ниже содержание ароматических углеводородов, лучшие низкотемпературные свойства (температуру помутнения, температуру застывания, предельную температуру фильтруемости), что облегчает его использование в холодных климатических условиях, температура вспышки в закрытом тигле выше, чем в прототипе, что улучшает его пожаробезопасность, при этом предлагаемый способ получения компонента для буровых растворов имеет в 2,5-7 раз больший выход конечного продукта, что позволяет удешевить конечный продукт и увеличить производство без строительства новых установок высокого давления.

Способ получения компонента для буровых растворов из нефти, включающий процессы электрообессоливания и обезвоживания нефти, атмосферную перегонку нефти, где в процессе фракционирования из колонны выводят мазут, легкое дизельное топливо с температурой выкипания фракции 160-250°С и тяжелое дизельное топливо с температурой выкипания 250-360°С, полученную при смешении указанных фракций тяжелого и легкого дизельного топлив фракцию дизельного топлива направляют на каталитическую гидроочистку, а гидроочищенную фракцию дизельного топлива на каталитическую изодепарафинизацию, отличающийся тем, что каталитическую изодепарафинизацию осуществляют при температуре 270-326°С и давлении 4,2 МПа, или 4,3 МПа, или 4,5 МПа, образовавшийся технологический продукт разделяют на два потока, один из которых, составляющий 0,5-99,0 мас.% от образовавшегося технологического продукта, направляют снова на каталитическую изодепарафинизацию, а второй используют в качестве компонента для буровых растворов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения компонентов для буровых растворов из нефти. Технический результат - увеличение выхода конечного продукта при производстве компонента для буровых растворов, повышение его качества.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к составам для удаления отложений сульфата бария в скважине и нефтепромысловом оборудовании. Технический результат - повышение эффективности химической обработки глубинно-насосного оборудования скважин или трубопроводов за счет увеличения растворяющей способности состава на осадки бария и поддержания низкой коррозионной активности по отношению к нефтепромысловому оборудованию.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности. Технический результат - повышение эффективности извлечения сверхвязкой нефти и/или битума из залежи с малыми толщинами пласта за счет увеличения охвата воздействия пара на пласт и увеличения паровой камеры.

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано при цементировании обсадных колонн в скважинах различного назначения. Техническим результатом является повышение надежности и эффективности заполнения затрубного пространства обсадной колонны цементным раствором.

Изобретение относится к буровым растворам на водной основе и может найти применение при бурении нефтяных и газовых скважин, преимущественно при бурении солевых и неустойчивых глинистых пород. Технический результат - повышение ингибирующих свойств бурового раствора и улучшение его структурно-реологических показателей.
Изобретение относится к микробиологическим способам ограничения водопритока в добывающих нефтяных скважинах и может быть использовано для проведения водоизоляционных работ в скважине в карбонатных коллекторах верейских и башкирских отложений. Техническим результатом являются повышение эффективности изоляции водопритока в скважине с карбонатными пластами, повышение срока действия изоляционного экрана, повышение межремонтного периода работы скважины, расширение технологических возможностей способа.

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения компонентов для буровых растворов из нефти. Технический результат - увеличение выхода и повышение качества конечного продукта при производстве компонента для буровых растворов.

Изобретение относится к жидким модификаторам реологических свойств буровых растворов на углеводородной основе (РУО). Может найти применение для повышения значений LSRV - реологических свойств раствора при низких скоростях сдвига, для улучшения очистки горизонтальных скважин, для снижения значения пусковых давлений при восстановлении циркуляции.

Изобретение в целом относится к области горного дела и может найти применение при разработке залежей высоковязких нефтей или битумов с применением технологии паротепловой обработки скважин. Технический результат - повышение нефтеотдачи пласта, необратимый эффект снижения вязкости и плотности добываемых вязких нефтей и природных битумов, возможность улучшения условий транспортировки и дальнейшей переработки высоковязкой нефти и природного битума.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано при разработке и повышении нефтеотдачи нефтяных пластов способами, которые включают этап полимерного заводнения. Техническим результатом является повышение эффективности полимерного заводнения, экономия полимера, при закачке, сохранение эффективности повышения нефтеотдачи.
Изобретение относится к нефтяной и газовой отрасли, в частности к добыче с использованием технологии гидроразрыва продуктивных нефтяных пластов. Технический результат - получение проппанта с тонким покрытием, способным набухать при взаимодействии с водой, образуя рабочую жидкость с расклинивающим агентом, готовую к закачке, и обеспечивающего необходимую для работ ГРП песконесущую способность рабочей жидкости и оптимальные реологические свойства, что снижает количество химических реагентов и вред для окружающей среды грунта. Гранулы проппанта алюмосиликатного или магнийсиликатного состава смешивают с водным раствором полимера. В составе раствора используют анионный водорастворимый полимер Полипроп-2-енамид, гидролизованный 2-этилгексилпроп-2-еноатом, в виде гидратированного порошка или эффективного флокулянта, флотореагента, диспергатора, загустителя на синтетической основе. После гидратации и набухания полимера вокруг гранулы образуется слой покрытия с толщиной от 10% от диаметра проппанта. 3 н.п. ф-лы, 3 пр., 1 табл.
Наверх