Мотопомпа пожарная - войсковая
Владельцы патента RU 2776609:
Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации (RU)
Изобретение может быть использовано в мотопомпах с бензиновым двигателем. Мотопомпа пожарная - войсковая состоит из центробежного пожарного насоса, несущей рамы двигателя внутреннего сгорания в сборе, топливного бака, напорного патрубка с напорной задвижкой, блока управления двигателем, защитного капота и ручного вакуумного насоса. Шасси выполнено съемным и состоит из ручки (1), соединительной штанги (2), колесной оси (3), двух колес (4) и фиксирующего элемента (6). Ручка (1) представляет собой металлическую трубу, позволяющую держать ее двумя руками. Колесная ось (3) соединена с соединительной штангой (2). На несущей раме смонтированы пазы для крепления съемного шасси и складная штанга с фонарем для освещения рабочей зоны. На раме уже максимальной ширины мотопомпы спереди и сзади смонтированы складывающиеся ручки для переноски. Технический результат заключается в повышении безопасности транспортировки мотопомпы и в повышении скорости проноса мотопомпы в узких дверных проемах. 3 ил.
Предлагаемая мотопомпа относится к переносным, не высоконапорным (обычным) мотопомпам с бензиновым двигателем. Пожарные мотопомпы применяются в пунктах постоянной дислокации воинских частей и подразделений, в составе полевых лагерей, временных пунктов проживания, на складах, арсеналах и других объектах, подлежащих защите в противопожарном отношении.
Известны мотопомпы российского производства МП-13/80 «Гейзер» на салазках с двигателем ВАЗ 11113 [1], МП-10/60 «Водолей» с двигателем HONDA GX-630 [2], МП-13/80 «Гейзер» на ручной тележке с двигателем ВА3-2103 и автоматической вакуумной системой поршневого типа [3], МП-800/80 с двухтактным бензиновым двигателем РМ3-640 [4]; китайского производства мотопомпа Zongshen HG 30 [5], пожарная мотопомпа LIFAN 40ZB60-4,8QT [6]; японского производства Tohatsu VF 53 AS [7].
Наиболее подходящим устройством является мотопомпа МП-800/80 [4] Ливенского завода противопожарного машиностроения, которая и выбрана за прототип. Известный образец мотопомпы МП-800/80 - прототип [4] состоит из центробежного пожарного насоса, несущей рамы двигателя внутреннего сгорания в сборе, топливного бака, напорного патрубка с напорной задвижкой, блока управления двигателем, защитного капота, ручного вакуумного насоса.
Однако известный образец мотопомпы МП-800/80 ввиду не совершенства конструкции имеет ряд технических недостатков, не позволяющих раскрыть весь потенциал и технические возможности мотопомпы для работы на объектах с учетом особенностей военной инфраструктуры и лишает ее ряда преимуществ перед конкурентами, а именно: конструкция изделия [4] не позволяет выполнить транспортировку силами одного оператора, расположение и конструкция, имеющихся ручек для переноски (транспортировки) не позволяет быстро и безопасно проходить в узкие дверные проемы, отсутствие фонаря для освещения рабочей зоны затрудняет работу в темное время суток.
Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей мотопомпы [4] путем усовершенствования и изменения конструкции для применения по прямому назначению на объектах военной инфраструктуры с учетом их особенностей.
Сущность заявленного технического решения состоит в том, что мотопомпа пожарная - войсковая, состоит из центробежного пожарного насоса, несущей рамы двигателя внутреннего сгорания в сборе, топливного бака, напорного патрубка с напорной задвижкой, блока управления двигателем, защитного капота, ручного вакуумного насоса. При этом шасси выполнено съемным и состоит из ручки, представляющей собой металлическую трубу, позволяющую держать ее двумя руками, соединительной штанги, колесной оси, двух колес, и фиксирующего элемента, колесная ось соединена с соединительной штангой, на несущей раме смонтированы пазы для крепления съемного шасси и складная штанга с фонарем для освещения рабочей зоны, на раме уже максимальной ширины мотопомпы спереди и сзади смонтированы складывающиеся ручки для переноски.
Таким образом, поставленная задача решается модернизацией некоторых составляющих частей мотопомпы, а именно:
- установкой съемного шасси для транспортирования мотопомпы одним оператором при этом колесная ось шасси должна входить в пазы, смонтированные на раме мотопомпы и фиксироваться;
- установкой съемной оси колес ближе к центру тяжести таким образом, чтобы рама мотопомпы перед колесами облегчала затаскивание мотопомпы на неровности;
- монтажом складных ручек для переноски мотопомпы в габаритах существенно меньших, чем габариты самой мотопомпы, для чтобы не повреждать руки операторов при прохождении через узкие проемы;
- установкой фонаря, на складной штанге, высота которой в сложенном состоянии не увеличивает общие габариты мотопомпы пожарной -войсковой.
Техническим результатом заявленного технического решения является расширение функциональных возможностей мотопомпы - прототипа. Изобретение поясняется чертежами, где:
Фигура 1 - съемное шасси для перемещения мотопомпы пожарной - войсковой одним оператором;
Фигура 2 - фрагмент несущей рамы мотопомпы пожарной - войсковой (нижняя часть, вид сбоку);
Фигура 3 - мотопомпа пожарная - войсковая (вид спереди).
Предлагаемая конструкция мотопомпы пожарной - войсковой представляет собой:
На фиг. 1 изображено съемное шасси для перемещения мотопомпы пожарной - войсковой одним оператором, шасси состоит из ручки (1), соединительной штанги (2), колесной оси (3), двух колес (4), фиксирующего элемента (5).
Ручка (1) представляет собой металлическую трубу, позволяющую удобно держать двумя руками. Соединительная штанга (2) представляет собой металлическую трубу, имеющую изгиб (8). Колесная ось (3) -металлическая труба длинной не многим шире максимальной ширины мотопомпы, имеет фиксаторы-ограничители (6) выполненные в виде смонтированных на колесной оси металлических шайб. Колеса (4), закреплены на колесной оси (3), по середине колесная ось (3) соединена с соединительной штангой (2). Фиксирующий элемент (5) представляет собой любое устройство, позволяющее быстро закрепить раму мотопомпы на шасси.
На фиг. 2 изображен фрагмент несущей рамы мотопомпы пожарной-войсковой (нижняя часть, вид сбоку). В конструкцию рамы с двух сторон вмонтирован паз (12) для крепления колесной оси (3), паз (12) вмонтирован таким образом, чтобы колесная ось (3) находилась как можно ближе к центру тяжести мотопомпы.
На фиг. 3 изображена мотопомпа пожарная - войсковая (вид спереди). Для удобства переноски мотопомпы в узких проходах и дверных проемах на раме (10) смонтированы (спереди и сзади) ручки (11), выполненные в складном исполнении с фиксацией от произвольного складывания. Ручки (11) смонтированы значительно уже максимальной ширины мотопомпы пожарной-войсковой, для исключения травмирования рук при переноске в узких проемах, таким же образом расположены две ручки (11) на задней части рамы, для освещения рабочей зоны в темное время суток на раме мотопомпы пожарной - войсковой смонтирована складная штанга (14) с фонарем (13). Штанга (14) в сложенном виде не должна превышать максимальный размер самой мотопомпы пожарной - войсковой.
Источники информации
1. Аналог: Мотопомпа МП-13/80 «Гейзер» на салазках с двигателем ВАЗ 11113, https://pandia.ru/text/78/220/7042.php
2. Аналог: Мотопомпа МП-10/60 «Водолей» с двигателем HONDA GX-630, https://www.unfire01.ru/pozhamyj-magazin/product/motopompa_mp10-60_vodoley_pozharnaya.html
3. Аналог: Мотопомпа МП-13/80 «Гейзер» наручной тележке с двигателем ВА3-2103 и автоматической вакуумной системой поршневого типа, https://www.unfire01.ru/pozharnyj-magazin/product/motopompa-pozharnaja-geizer.html
4. Прототип: Мотопомпа МП-800/80 с двухтактным бензиновым двигателем РМ3-640, https://lzpm.ru/products/pro/motopompa-pozharnaya-perenosnaya-mp-800-80/
5. Аналог: Мотопомпа Zongshen HG 30, https://zongshen.com.ru/ catalog/product/motopompa_benzinovaya_vysokonapornaya_pozharnaya_zongshe n_hg_30/
6. Аналог: Мотопомпа пожарная LIFAN 40ZB60-4,8QT, https://lifan-moto.ru/catalog/motopompy-lifan/motopompa-lifan-40zb60-4-8qt-protivopozharnaya/
7. Аналог: Мотопомпа Tohatsu VF 53 AS, http://tohatsu.ru/pozharnye-motopompy/chetyrekhtaktnye-motopompy-tohatsu/tohatsu-vf-53-as.
Мотопомпа пожарная - войсковая, состоящая из центробежного пожарного насоса, несущей рамы двигателя внутреннего сгорания в сборе, топливного бака, напорного патрубка с напорной задвижкой, блока управления двигателем, защитного капота, ручного вакуумного насоса, отличающаяся тем, что шасси выполнено съемным и состоит из ручки, представляющей собой металлическую трубу, позволяющую держать ее двумя руками, соединительной штанги, колесной оси, двух колес и фиксирующего элемента, колесная ось соединена с соединительной штангой, на несущей раме смонтированы пазы для крепления съемного шасси и складная штанга с фонарем для освещения рабочей зоны, на раме уже максимальной ширины мотопомпы спереди и сзади смонтированы складывающиеся ручки для переноски.