Судоподъемный тренажер

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тренажерам. Тренажер имеет прямоугольную форму корпуса, разделенного поперечной переборкой на два отсека. Оба отсека продуваемы и балластируемы независимо один от другого и оборудованы съемными горловинами для спуска по лестнице внутрь них. В каждом отсеке установлены отжимные трубы, смещенные к оконечностям корпуса. В нижней части корпуса содержатся прочные конструкции, не выступающие за габариты корпуса, предназначенные для остропки мягких судоподъемных понтонов. На палубе содержатся обухи с такелажными скобами и битенгами, позволяющие отрабатывать натяжение найтовов с применением ручной тали в качестве средства механизации обтяжки. Достигается возможность тренировки работ, необходимых при судоподъеме. 4 ил.

 

Изобретение относится к области подводной тренировочной техники и предназначено для совершенствования практических навыков и уяснения физических основ судоподъемного дела водолазами и инженерами аварийно-спасательных подразделений.

Известен подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов, спасательных глубоководных аппаратов, операторов необитаемых подводных аппаратов и водолазов по поиску, оказанию помощи и спасанию экипажа аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, содержащий прочный и легкий корпус, надстройку, включающую аварийно-спасательные устройства ПЛ, используемые спасателями, балластную цистерну с клапаном вентиляции, имеющим ручное управление, баллоны-воздухохранители и трубопровод подачи воздуха в балластную цистерну с воздушным клапаном, имеющим ручное управление, на тренажере установлена система управления погружением и всплытием по гидроакустическому каналу, включающая переносную гидроакустическую станцию, используемую с судна, преобразователь гидроакустических сигналов в электрические, подсистему дистанционного управления клапанами, преобразующую электрический сигнал в механическое действие по управлению клапанами, дополнительный вентиляционный трубопровод балластной цистерны, снабженный вентиляционным клапаном с дистанционным управлением и страхующим клапаном с ручным управлением, дополнительный трубопровод подачи сжатого воздуха в балластную цистерну, снабженный воздушным клапаном с дистанционным управлением и страхующим клапаном с ручным управлением [1].

Подводный тренажер имеет конструкцию, не в полной мере соответствующую приобретению навыков выполнения типовых действий при проведении судоподъемных работ и отличающуюся большой сложностью в части касающейся обеспечения всплытия из-за применения системы управляемых клапанов. На нем не могут быть отработаны элементы подключения продувочных рукавов, работы с клапанами, стропами и судоподъемными понтонами, включая найтовку, применение судоподъемных штоков и штоковых захватов, а также продемонстрированы основополагающие принципы подъема затонувших объектов способом продувки с правильным распределением подъемных сил, включая принцип автостабилизации дифферента при всплытии за счет рационального размещения отжимных труб.

Задачей изобретения является расширение возможностей тренажера с обеспечением производства полного комплекса типовых работ, выполняемых при судоподъеме и уменьшение его строительной стоимости за счет отказа от сложной и дорогостоящей системы управления всплытием и заменой ее комплектом рационально размещаемых отжимных труб, обеспечивающих практическую реализацию принципа автостабилизации дифферента при всплытии, благодаря которому в отстающей при всплытии оконечности тренажера самопроизвольно за счет расширения газа в отсеках происходит наращивание подъемной силы, а в опережающей при всплытии оконечности, наоборот, подъемная сила уменьшается.

Задача достигается приданием тренажеру максимально простой конструкции, которой соответствует прямоугольная форма корпуса 8, разделенного поперечной переборкой 14 на два отсека, продуваемых и балластируемых независимо один от другого, с установкой в каждом отсеке съемной горловины 16 для спуска по лестнице 18 внутрь отсека, отжимных труб 12, смещенных к оконечностям корпуса, наличием в нижней части корпуса прочных конструкций 15, не выступающих за габариты корпуса 8 и предназначенных для остропки мягких судоподъемных понтонов, установкой на палубе обухов 10 с такелажными скобами 9 и битенгами 2, позволяющих отрабатывать натяжение найтовов 7 (стропов) с применением ручной тали 4 в качестве средства механизации обтяжки. Затопление (балластировка) тренажера обеспечивается одновременным поступлением воды через горловины с крышками 19, открываемыми приводами 1, и выходом воздуха через клапаны вентиляции 5. При затоплении тренажер удерживают плавкраном за подъемные обухи 11. Всплытие (продувка) тренажера обеспечивается последовательной продувкой его отсеков сжатым воздухом через продувочные рукава, подключаемые через продувочные вентили 6. Сначала всплытие осуществляется одной оконечностью после продувки одного отсека, затем второй оконечностью из положения статического равновесия после продувки второго отсека. Остойчивость тренажера и всплытие при продувке отсеков, не менее чем на %, обеспечивается наличием твердого балласта 13.

Новым отличительным признаком тренажера является наличие в отсеках отжимных труб 12, смещенных к оконечностям корпуса, что позволяет реализовать способ подъема затонувшего объекта с автостабилизацией всплытия по дифференту. Для объяснения обучаемым принципа автостабилизации предусмотрена установка отжимных труб в двух позициях - со смещением к оконечностям и по середине длины отсеков в дополнительный вырез с крышкой 3. При размещении труб по середине продуваемых отсеков принцип автостабилизации не реализуется, и вода при появлении дифферента из обоих отсеков отжимается одинаково. Происходит беспрепятственный рост дифферента, следствием чего он способен достичь критического уровня и привести к аварии, сопровождающейся потерей поднимаемым тренажером продольной остойчивости и его обратным затоплением. При смещении отжимных труб к оконечностям продуваемый объем в опережающей оконечности стравливается, а в отстающей при всплытии оконечности увеличивается. Проявлением действия принципа автостабилизации является меньший дифферент в начале всплытия, наглядно демонстрирующий целесообразность рационального размещения подъемных труб. Новым техническим решением по сравнению с прототипом является установка штокового устройства, уложенного в нишу и закрытого съемной крышкой 20 в готовности к применению.

На фиг. 1 показана конструкция судоподъемного тренажера на виде сбоку.

На фиг. 2 показана конструкция судоподъемного тренажера на виде сверху.

На фиг. 3 показана конструкция судоподъемного тренажера в разрезе.

На фиг. 4 показаны подъемные силы и значения дифферента при различном расположении отжимных труб на тренажере (без реализации и с реализацией принципа автостабилизации по дифференту).

Технико-экономическое преимущество судоподъемного тренажера по сравнению с подводным тренажером, описанным в патенте РФ №2622520 от 20.07.2015 г. и принятым за прототип, заключается в упрощении конструкции тренажера и расширении его функциональных возможностей для обучения специалистов аварийно-спасательной службы типовым работам, выполняемым при судоподъеме.

Литература

1. Патент РФ №2622520 от 20.07.2015 г.

Тренажер, имеющий прямоугольную форму корпуса, разделенного поперечной переборкой на два отсека, продуваемых и балластируемых независимо один от другого и оборудованных съемными горловинами для спуска по лестнице внутрь них, отличающийся тем, что в каждом отсеке установлены отжимные трубы, смещенные к оконечностям корпуса, в нижней части корпуса содержатся прочные конструкции, не выступающие за его габариты и предназначенные для остропки мягких судоподъемных понтонов, а на палубе содержатся обухи с такелажными скобами и битенгами, позволяющие отрабатывать натяжение найтовов с применением ручной тали в качестве средства механизации обтяжки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам. Спасательный подводный аппарат со стабилизатором глубины погружения без хода включает прочный корпус с оборудованием, камеру посадки и присоса с переходным люком, движительно-рулевой комплекс и средства стабилизации глубины погружения.

Изобретение относится области судостроения, а именно к системе и способу устранения отрицательной плавучести подводной лодки. Автономная система сжатого воздуха для удаления отрицательного балласта выполнена с возможностью продувания цистерны быстрого погружения независимо от общей системы сжатого воздуха подводной лодки и содержит баллоны для хранения воздуха, изолированные от общей системы сжатого воздуха; магистральные трубопроводы, соединенные с указанными баллонами, для подачи сжатого воздуха в цистерну быстрого погружения подводной лодки; и запорные органы для регулирования подачи сжатого воздуха через указанные магистральные трубопроводы.
Группа изобретений относится к способу и системе управления креном подводного подвижного объекта. Для управления креном устанавливают горизонтальные рули определенным образом, опытным путем определяют коэффициент пропорциональности крена квадрату угловой скорости вращения винта движителя подвижного объекта и вводят полученные данные в компьютерную систему управления подвижного объекта, автоматически выставляют горизонтальные рули для вычисленного значения кренящего момента.

Изобретение относится к технике освоения океана, а именно к подводным аппаратам с изменяемой плавучестью. Устройство изменения плавучести подводного аппарата расположено в герметичном корпусе и содержит гидравлический приводной насос, перемещаемую рабочую жидкость, трубопроводы, управляемые клапаны и внутренний ресивер переменного объема, а также гидравлический цилиндр.

Изобретение относится к области подводной тренировочной техники и предназначено для тренировки экипажей спасательных судов, спасательных глубоководных аппаратов, операторов необитаемых подводных аппаратов и водолазов по поиску, оказанию помощи и спасанию экипажа аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, без привлечения к тренировкам боевых подводных лодок (ПЛ).

Изобретение относится к области кораблестроения, в частности к подводным лодкам (ПЛ), их маневрированию по глубине, преимущественно в подледном плавании. Предложено устройство для управления всплытием ПЛ, не имеющей хода, которое включает прочную цистерну и эластичные емкости, расположенные в проницаемой части корпуса ПЛ и заполненные рабочей жидкостью.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для регулирования плавучести подводных технических средств. Система замещения веса переменных грузов подводного технического средства содержит заместительную цистерну, сообщённую водоводами с забортным пространством.

Изобретение относится к системам управления движением подводных аппаратов. Устройство содержит установленные на подводном аппарате (1) движители вертикального (2) и горизонтального (3) перемещений, телекамеру (4), выполненную с возможностью поворота, датчик (5) положения угла поворота телекамеры, первый (6), второй (7) и третий (8) нелинейные функциональные преобразователи, блок (9) управления движителями, датчик (10) расстояния, вручную коммутируемый ключ (11), пороговый элемент (12), электронно-управляемый переключатель (13).

Изобретение относится к подводным обитаемым и необитаемым аппаратам, используемым для освоения мирового океана. Способ регулирования плавучести подводного аппарата включает заполненные воздухом камеры плавучести, изменение объёма которых осуществляют за счет подачи в них воздуха или выпуска из них воздуха.

Изобретение относится к подводным сооружениям для освоения углеводородных ресурсов в арктических акваториях. Подводное сооружение работает на глубине в диапазоне от 70 до 120 м от уровня моря.
Наверх