Чувствительный элемент гироскопа

Изобретение относится к устройствам, используемым в приборах ориентации и навигации, а именно к чувствительным элементам гироскопа. Чувствительный элемент содержит звукопровод, выполненный из изотропного материала, в форме параллелепипеда и пластинчатые пьезоэлектрические излучающие и приёмные преобразователи сдвиговых волн, оси чувствительности которых перпендикулярны друг другу, при этом преобразователи размещены на противоположных гранях звукопровода. Технический результат – создание чувствительного элемента гироскопа, который обеспечивает как измерение абсолютного значения угловой скорости, так и определение пространственной ориентации вектора угловой скорости. 2 ил.

 

Чувствительный элемент гироскопа относится к устройствам, используемым для измерения угловой скорости в приборах ориентации и навигации, например, в датчиках угловой скорости.

Для измерения угловой скорости используются гироскопы, чувствительные элементы которых базируются на различных физических принципах, в том числе на основе контроля параметров акустических волн.

Известен ряд чувствительных элементов для измерения угловой скорости на основе акустических волн.

Известен чувствительный элемент гироскопа, описанный в патенте RU 2457436 С1 [«Чувствительный элемент гироскопа» МПК G01C 19/58], который представляет собой твердотельный звукопровод, имеющий один плоскопараллельный торец, второй торец имеет наклонную грань. На плоскопараллельном торце размещен пластинчатый пьезоэлектрический преобразователь сдвиговой волны, вектор поляризации которой параллелен наклону грани. Наклонная грань обеспечивает нормальное падение возникающей при отражении от этой грани продольной составляющей волны на приемный преобразователь продольных колебаний, расположенный на боковой грани звукопровода.

Известен чувствительный элемент гироскопа, описанный в патенте RU 2714530 C1 [«Ультразвуковой способ измерения угловой скорости» МПК G01P 3/44], который выполнен в виде пластинчатых пьезоэлектрических преобразователей, размещенных непосредственно на объекте измерения. Излучающий пьезопреобразователь возбуждает сдвиговую волну, которая распространяется перпендикулярно оси вращения среды распространения. В условиях вращения пластинчатый пьезоэлектрический преобразователь принимает продольную компоненту вектора поляризации.

Наиболее близким по совокупности признаков устройства является чувствительный элемент, описанный в патенте RU 2397445 C1 [«Чувствительный элемент гироскопа» МПК G01C 19/58 G01P 9/04], который реализован в виде твердотельного звукопровода, выполненного из изотропного материала в форме цилиндра и размещенных на противоположных плоскопараллельных торцах звукопровода пластинчатых пьезоэлектрических излучающего и приёмного преобразователей сдвиговых волн, оси чувствительности которых перпендикулярны друг другу.

Недостатком чувствительного элемента является измерение только одной компоненты вектора угловой скорости, направленной вдоль оси вращения, которая совпадает с направлением распространения волн, что не позволяет определять пространственную ориентацию вектора угловой скорости.

Задачей настоящего изобретения является создание чувствительного элемента, обеспечивающего измерение значений трёх компонент вектора угловой скорости. Одновременное измерение трех компонент необходимо при решении задач, где требуется определение пространственной ориентации вектора угловой скорости.

Поставленная задача решается за счет того, что предлагаемый чувствительный элемент, также как и известный, содержит звукопровод, выполненный из изотропного материала, и пластинчатые пьезоэлектрические преобразователи сдвиговых волн. Но, в отличие от известного, в предлагаемом решении звукопровод выполнен в форме параллелепипеда, на каждой грани которого размещен пьезоэлектрический преобразователь, причем излучающие преобразователи и приемные расположены на противоположных гранях звукопровода, а их оси чувствительности перпендикулярны друг другу

Достигаемым техническим результатом является создание чувствительного элемента гироскопа, который обеспечивает измерение абсолютного значения и определение пространственной ориентации вектора угловой скорости, т.е. техническим результатом является создание универсального чувствительного элемента датчика угловой скорости, в совокупности с которым не потребуется дополнительных устройств для измерения положения и скорости вращения объекта.

Технический результат достигается за счет того, что звукопровод выполнен в форме параллелепипеда, а на всех противоположных гранях звукопровода размещены излучающий и приёмный пластинчатые пьезоэлектрические преобразователи сдвиговых волн. Такое размещение пластинчатых пьезоэлектрических преобразователей обеспечивает измерение угловых скоростей по трем взаимно перпендикулярным осям, что позволяет определять абсолютное значение и пространственную ориентацию вектора угловой скорости.

Сущность предлагаемого чувствительного элемента поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 представлена схема чувствительного элемента гироскопа.

на фиг. 2 показан поворот вектора поляризации на угол, пропорциональный угловой скорости вращения.

Рассмотрим более подробно конструкцию предлагаемого чувствительного элемента. На фиг. 1 показаны три пары пластинчатых пьезоэлектрических преобразователей И1П1, И2П2, И3П3, которые размещены на твердотельном звукопроводе 4, выполненном из изотропного материала в форме параллелепипеда. Излучающие преобразователи сдвиговых волн И1, И2, И3 возбуждают сдвиговые волны, приёмные пластинчатые пьезопреобразователи П1, П2, П3, оси чувствительности которых перпендикулярны осям чувствительности соответствующих излучающих преобразователей, принимают возникшие в условиях вращения звукопровода колебания. При отсутствии вращения принимаемый сигнал на приёмных пьезопреобразователях П1, П2, П3, отсутствует.

При наличии вращения, под воздействием силы Кориолиса, происходит поворот вектора поляризации излученной сдвиговой волны на угол, пропорциональный скорости вращения. На фиг. 2 показан поворот вектора поляризации ξИ1 излученной преобразователем И1 сдвиговой волны на угол β1. Амплитуда принятой приёмным преобразователем П1 компоненты вектора поляризации ξП1 пропорциональна определяемой компоненте вектора угловой скорости вращения Ω1. При этом вращение, происходящие под другим углом не влияет на амплитуду принятого сигнала, то есть чувствительный элемент, построенный на указанном принципе - одноосевой. При возбуждении волн преобразователями И2, И3 наблюдаемые эффекты аналогичны. Тогда, поворот векторов поляризации каждой из излученных волн будет определяться следующим соотношением:

Где τ1, τ2, τ3 - времена распространения волн в звукопроводе в соответствующем направлении, которые определяются соотношениями:

Где l1, l2, l3 - длины звукопровода в соответствующем направлении, с - скорость распространения сдвиговых волн.

Пусть вращение происходит вокруг произвольной оси с угловой скоростью . Выходные напряжения Uвых1, Uвых2, Uвых3, снимаемые с приёмных преобразователей, связаны с величинами компонент угловых скоростей Ω1, Ω2, Ω3 следующими соотношениями:

;;

Где Uвх - напряжение, подаваемое на излучающие преобразователи

K ак - коэффициент передачи акустического тракта датчика

Откуда величины проекций вектора угловой скорости Ω1, Ω2, Ω3 на оси X,Y,Z, показанные на фиг. 1, определяются следующими соотношениями:

Абсолютное значение угловой скорости представляет собой векторное сложение компонент вектора угловой скорости Ω1, Ω2, Ω3:

При этом функционирование системы преобразователей происходит следующим образом.

Пара преобразователей И1П1 измеряет компоненту вектора угловой скорости Ω1, направленную по оси Х, проекция которой связана с абсолютным значением угловой скорости, следующим соотношением:

Пара преобразователей И2П2 измеряет компоненту вектора угловой скорости Ω2, направленную по оси Y, проекция которой связана с абсолютным значением угловой скорости, следующим соотношением:

Пара преобразователей И3П3 измеряет компоненту вектора угловой скорости Ω3, направленную по оси Z, проекция которой связана с абсолютным значением угловой скорости, следующим соотношением:

Таким образом, выражения (2) позволяют определить компоненты угловых скоростей, а, значит и пространственную ориентацию, по принятым значениям выходных напряжений, а выражение (3) позволяет вычислить абсолютное значение угловой скорости.

Чувствительный элемент гироскопа, содержащий звукопровод, выполненный из изотропного материала, и пластинчатые пьезоэлектрические преобразователи сдвиговых волн, отличающийся тем, что звукопровод выполнен в форме параллелепипеда, на каждой грани которого размещен пьезоэлектрический преобразователь, причем излучающие и приемные преобразователи расположены на противоположных гранях звукопровода, а их оси чувствительности перпендикулярны друг другу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике. Устройство для определения пространственной ориентации ракеты космического назначения «Союз-2», с установленными на борту штатными блоками навигационной аппаратуры потребителя и трехосного гиростабилизатора, содержит блок датчиков угловых скоростей, входы которого непосредственно подключены к бортовой цифровой вычислительной машине.

Использование: для измерения угловой скорости. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют возбуждение и прием объемной акустической волны, прошедшей через измеряемый объект, выполненный из изотропного материала, при этом преобразователи размещают на измеряемом объекте и излучают линейно поляризованную волну, а принимают вид линейно поляризованной волны, не совпадающий с излученной, и по амплитуде принятой волны определяют угловую скорость вращения объекта.

Изобретение относится к средствам автоматизации и может быть использовано, в частности, в системах управления электроагрегатов генераторных с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем увеличения числа контролируемых каналов выходной информации.

Изобретение относится к конвейеру, такому как забойный скребковый конвейер («AFC») или консольный перегружатель («BSL»). Техническим результатом является создание карты цепи для конвейера, обновления карты цепи и выполнения технического обслуживания в цепи.

Группа изобретений относится к области рельсовых транспортных средств и может быть применена для отслеживания скорости перемещения железнодорожного транспорта. Сущность группы изобретений заключается в том, что устройство измерения частоты вращения колеса железнодорожного транспорта содержит статичный и подвижный узлы, при этом статичный узел содержит магниточувствительный датчик, расположенный внутри корпуса, выполненного с возможностью установки на буксовый узел железнодорожного транспорта, а подвижный узел содержит постоянный магнит, расположенный внутри корпуса, выполненного с возможностью установки на колесную пару железнодорожного транспорта, при этом статичный и подвижный узлы выполнены таким образом, чтобы при их установке магниточувствительный датчик располагался в однородном магнитном поле постоянного магнита.

Изобретение относится к средствам автоматизации и может быть использовано, в частности, в системах управления электроагрегатов генераторных с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Технический результат: расширение функциональных возможностей путем увеличения числа контролируемых каналов выходной информации.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения осевого усилия, угловой скорости, крутящего момента при экспериментальных исследованиях турбин и прочих энергоустановок. Стенд включает корпус 1, в котором установлен вращающийся вал 2, опирающийся на радиальный 3 и радиально-упорный 4 подшипники.

Изобретение относится к крышке подшипника. Крышка подшипника содержит верхнюю стенку (2) и боковую стенку (3), которая продолжается от верхней стенки (2) и выполнена с возможностью уплотненного присоединения к закрепленному элементу подшипникового узла, который должен быть уплотнен.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для измерения критических скоростей роторов машин, работающих в зарезонансных областях скоростей вращения. Техническим результатом является повышение экономичности способа измерения и его упрощение.

Настоящее изобретение относится к способу оценки угловой скорости железнодорожного транспортного средства. Объектом изобретения является способ оценки угловой скорости железнодорожного транспортного средства, движущегося по пути, содержащего инерционный блок (14), содержащий, по меньшей мере, один датчик угловой скорости, при этом способ содержит этап измерения моментальной угловой скорости, выдаваемой датчиком.

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при изготовлении чувствительных элементов (далее - ЧЭ) криогенного гироскопа (далее - КГ). Сущность изобретения заключается в том, что способ изготовления чувствительного элемента криогенного гироскопа дополнительно содержит этапы, на которых промежуточную прослойку выполняют в виде двухслойного покрытия, содержащего диэлектрический материал, который наносят на упомянутые токоведущие дорожки, и пластичный слой, наносимый на диэлектрическое покрытие, при этом вначале одновременно напыляют двухслойное покрытие на торцевую поверхность первой полусферы и одну из торцевых поверхностей центрирующего кольца, а затем - на торцевую поверхность второй полусферы и вторую торцевую поверхность центрирующего кольца, а при стыковке торцевую поверхность первой полусферы сопрягают со второй торцевой поверхностью центрирующего кольца.
Наверх