Способ получения смазочной композиции

Изобретение относится к области создания смазочных материалов и может быть использовано при изготовлении смазок для уменьшения износа трущихся поверхностей деталей машин и механизмов различного назначения. Описан способ получения смазочной композиции для уменьшения износа трущихся поверхностей деталей машин и механизмов различного назначения, включающий стадию смешивания компонента меди с маслом, отличающийся тем, что добавляют диэтаноламид олеиновой кислоты, а в качестве компонента меди используют ее хелатный комплекс, полученный путем растворения медной пластины в диэтаноламиде олеиновой кислоты, при соотношении меди, диэтаноламида олеиновой кислоты, смазочного масла в масс. %: 0,4-2,4:15,0: 82,6-84,6. Технический результат - использование предлагаемого способа позволяет существенно снизить износ и коэффициент трения в трибосистеме, увеличить долговечность узлов трения деталей механизмов и сократить затраты на их техническое обслуживание. 1 табл.

 

Изобретение относится к области создания смазочных материалов и может быть использовано при изготовлении смазок для уменьшения износа трущихся поверхностей деталей машин и механизмов различного назначения.

Известны способы получения смазочных композиций (авт. свид. SU №1772147, опубл. 30.10.92 по кл. C10M 177/00), включающие стадию смешивания масла с компонентом меди, выполненным в виде ее порошка, с предварительным диспергированием порошка в олеиновой кислоте.

Существенными недостатками таких способов являются сложность приготовления, хранения и использование металлических порошков, а также их способность к агрегированию и седиментационная неустойчивость, приводящие к расслоению композиции и образованию осадка, что требует дополнительного фильтрования, в том числе в процессе эксплуатации. Кроме того, малая восстановительная активность таких составов создает трудности по плакированию медью трущихся соединений, что снижает триботехнические характеристики этих смазочных композиций.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение износа и коэффициента трения в трибосистеме за счет исключения металлических порошков в технологии изготовления смазочных композиций.

Такой технический результат достигается тем, что способ получения смазочной композиции включает стадию смешивания компонента меди с маслом, при этом, добавляют диэтаноламид олеиновой кислоты, а в качестве компонента меди используют медную пластину при соотношении меди, диэтаноламида олеиновой кислоты, смазочного масла в мас. %: 0,4-2,4; 15,0; 82,6-84,6.

В предлагаемом способе компонент меди в виде медной пластины растворяют в диэтаноламиде олеиновой кислоты, в результате чего медь существует в виде хелатного комплекса, обеспечивающего хорошую растворимость медьсодержащего компонента и препятствующего преждевременному осаждению из смазочной композиции. При этом, соотношение меди, диэтаноламида олеиновой кислоты и смазочного масла в мас. % составляет: 0,4-2,4; 15,0; 82,6-84,6.

Формула хелатного комплекса меди с диэтаноламидом олеиновой кислоты:

Процесс плакирования медью подвижных деталей машин и механизмов происходит в результате термической диссоциации медного комплекса на трущихся поверхностях, восстановления ионов меди электронами, поступающих от атомов железа, входящих в состав этих деталей, и последующего осаждения атомов меди на этой поверхности с образованием сервовитной пленки. Все описанные выше реакции протекают в присутствии поверхностно-активного вещества, в роли которого выступает главный компонент присадки - диэтаноламид олеиновой кислоты, который, выступая в роли лиганда, координируется ионом двухвалентной меди. Признаком образования координационной связи между медью и азотом является окрашивание смазочной смеси в сине-зеленый цвет.

Результаты испытаний способа получения смазочной композиции.

Способ был реализован на стандартной машине трения типа Амслер - «МИ». Метод оценки заключался в использовании роликовых испытательных установок, предусматривающих синхронное измерение скорости изнашивания и момента сил трения в течение всего опыта без разъединения зоны трения.

Испытания проводились при нагрузке Р 115,15 кгс и линейной скорости скольжения V 0,37 м/с. В качестве базы сравнения использовалась смесь смазочного масла с диэтаноламидом олеиновой кислоты на аналогичном режиме испытания при массовом соотношении диэтаноламида олеиновой кислоты и смазочного масла в масс. %: 15, 85.

Результаты испытаний представлены в Таблице 1.

Использование предлагаемого способа позволяет существенно снизить износ и коэффициент трения в трибосистеме, увеличить долговечность узлов трения деталей механизмов и сократить затраты на их техническое обслуживание.

Способ получения смазочной композиции для уменьшения износа трущихся поверхностей деталей машин и механизмов различного назначения, включающий стадию смешивания компонента меди с маслом, отличающийся тем, что добавляют диэтаноламид олеиновой кислоты, а в качестве компонента меди используют ее хелатный комплекс, полученный путем растворения медной пластины в диэтаноламиде олеиновой кислоты, при соотношении меди, диэтаноламида олеиновой кислоты, смазочного масла в масс. %: 0,4-2,4:15,0:82,6-84,6.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу получения антикоррозионных смазочных материалов. Предложен способ получения силикатной пластичной смазки путем смешения загущающего антикоррозионного агента и масляной фракции - жидкого стекла (силикатного клея).

Изобретение относится к способу получения основы огнестойких гидравлических жидкостей на базе триарилфосфатов двухстадийным процессом. На первой стадии к раствору хлорокиси фосфора в ароматическом растворителе при 30-40°С капельно вводят раствор эквимолярной смеси трет-бутилфенола и третичного амина при мольном соотношении хлорокиси фосфора к трет-бутилфенолу 1:1,2-1,97.

.Настоящее изобретение относится к способу приготовления гомогенной системы распределенного атомарного углерода в углеводородной жидкости, а также к способу формирования с его помощью поверхностного слоя из карбидов металлов на всех трущихся поверхностях двигателей внутреннего сгорания (ДВС), компрессоров поршневого типа, различных механизмов без их разборки, лопаток турбин, редукторов, подшипников скольжения и качения всех видов и т.д.

Изобретение относится к способу получения высокоиндексных компонентов базовых масел, соответствующих группе III и III+ по API, и может быть применено в нефтеперерабатывающей промышленности для получения высокоиндексных компонентов базовых масел из непревращенного остатка гидрокрекинга, с последовательным использованием процессов гидроочистки, каталитической депарафинизации, гидрофинишинга, ректификации и вакуумной дистилляции.

Изобретение относится к способам компаундирования масел, предназначаемых для различных целей, например масел для смазки трущихся деталей, масел трансформаторных, масел других предназначений. Способ включает смешивание базовых масел с пакетом присадок непрерывно в потоке смеси в аппарате вихревого слоя при температуре 18-21°С.
В данном изобретении рассмотрено применение присадки, которая представляет собой алкилакрилатный полимер, который смешивают с смазочным маслом с использованием смесителя с высоким сдвиговым усилием со скоростью равной по меньшей мере 400 об/мин, причем смазочное масло содержит основной компонент масла, который содержит по меньшей мере 75 мас.% синтетического базового масла от массы основного компонента масла, и по меньшей мере 0,0005 мас.% и менее 0,1 мас.% алкилакрилатного полимера от массы смазочного масла смешано со смазочным маслом, где алкилакрилатный полимер представляет собой гомополимер алкилакрилата, имеющий по меньшей мере 3, но менее 7 атомов углерода в алкильном радикале, или алкилакрилатный полимер представляет собой сополимер по меньшей мере двух различных алкилакрилатов, в которых алкильный радикал имеет от 1 до 18 атомов углерода, и в которых среднее количество атомов углерода в алкильных радикалах молекулы сополимера составляет по меньшей мере 3, но менее 7 в пересчете на моли.

Изобретение относится к области обработки жирового вещества растительного происхождения. Устройство для электрической обработки жирового вещества растительного происхождения содержит ряд электродов (1 и 2) и корпус (4), содержащий по меньшей мере один электрический соединитель (5), расположенный на внешней поверхности (40) корпуса (4), ряд электрических соединений для соединения каждого электрода из упомянутого ряда электродов с упомянутым электрическим соединителем (5), при этом расстояния протекания тока электрических соединений равны друг другу, первый вход (6) и первый выход (7) для жирового вещества, при этом упомянутое устройство содержит фильтр (12), имеющий вход (13), соединенный по текучей среде с упомянутым первым выходом (7) для жирового вещества корпуса (4), и выход (14), соединенный по текучей среде с упомянутым первым входом (6) для жирового вещества корпуса (4).

Изобретение относится к способу получения белых масел, соответствующих по содержанию ароматических углеводородов требованиям, предъявляемым к медицинским и техническим белым маслам, и может быть применено в нефтеперерабатывающей промышленности для производства белых масел из непревращенного остатка гидрокрекинга.

Предложен способ приготовления консистентной смазки, включающий этап, на котором проводят реакцию соединения формулы (a) с соединением формулы (b) для получения соединения формулы (c), где R1 выбрано из гидрокарбила, имеющего от 1 до 30 атомов углерода, R2 выбрано из гидрокарбила или гидрокарбилена, содержащего от 1 до 30 атомов углерода, R3 выбрано из гидрокарбила, содержащего от 2 до 30 атомов углерода и n равно 2, и где реакция соединения формулы (a) с соединением формулы (b) проводится в присутствии базового масла или соединение формулы (c) смешивают с базовым маслом.

Изобретение относится к пластичным защитным и антифрикционным смазкам и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов, работающих в условиях агрессивных сред и нормальных и высоких температур, для защиты от коррозии и механического износа изделий из черных и цветных металлов, а также для консервации оборудования и комплектующих частей оборудования в сталелитейной, горнодобывающей, судостроительной, машиностроительной и других отраслях промышленности.
Наверх