Воспламенительное устройство для ракетных двигателей малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к ракетным двигателям малой тяги, работающим в непрерывных и импульсных режимах на несамовоспламеняющихся газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе. Воспламенительное устройство для ракетных двигателей малой тяги состоит из агрегата зажигания и электроискровой свечи поверхностного разряда, корпуса воспламенительного устройства с форсуночными элементами подачи горючего и газообразного окислителя, электроклапана горючего, электропневмоклапана окислителя. В корпусе устройства по его оси последовательно расположены два коаксиальных канала: первый из них, находящийся ближе к свече зажигания, с меньшими равными диаметром и длиной, а второй - с большим в два раза диаметром и в пять раз большей длиной. В канал с меньшими геометрическими размерами через две струйные форсунки тангенциально подается горючее. В канал с большими диаметром и длиной через шесть струйных форсунок тангенциально подается газообразный окислитель. Со стороны свечи зажигания в корпусе расположена разрядная полость высотой h=0,75 мм, ограниченная с одной стороны торцевой поверхностью свечи, а с другой - диафрагмой с центральным отверстием диаметром в два раза меньшим диаметра канала, куда подается горючее. Периферийная область канала окислителя соединена с разрядной полостью посредством двух продольных каналов, расположенных в диаметрально противоположных направлениях относительно оси устройства. Целью изобретения является организация эффективного и надежного воспламенения в РДМТ на несамовоспламеняющихся газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно ракетным двигателям малой тяги (РДМТ), работающим в непрерывных и импульсных режимах на газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе в качестве исполнительных органов систем управления космических аппаратов, разгонных блоков, орбитальных станций и других космических объектов.

Такого типа двигатели особенно эффективны в составе двигательных установок, в которых маршевый ЖРД работает на высокоэнергетичных экологически чистых несамовоспламеняющихся компонентах топлива.

Известно устройство - ракетный двигатель малой тяги с воспламенением компонентов топлива в камере сгорания (патент RU №2386846, С2, 20.04.2010), содержащий камеру двигателя со смесительной головкой, огневое днище, воспламенитель с расположенной по оси полостью воспламенителя, центробежную форсунку окислителя с тангенциальными каналами, исходящими из кольцевого коллектора, камерой закручивания и направленными к оси струйными форсунками горючего, осевым и периферийными каналами, сообщающими камеру закручивания с полостью воспламенения.

При этом полость воспламенения выполнена в виде полусферы, осевой канал имеет сходящуюся и расходящуюся части с минимальным сечением между ними, струйные форсунки горючего направлены под углом к оси смесительной головки в сторону камеры сгорания, выходы струйных форсунок чередуются с входами периферийных каналов и расположены в конце расходящейся части осевого канала за выходами тангенциальных каналов после косого среза этих каналов.

Основными недостатками цитируемого устройства являются:

- неопределенность в способе подачи компонентов топлива в полость воспламенения: либо через периферийные каналы, либо через центральный профилированный канал, либо через те и другие одновременно;

- отсутствие механизмов смешения компонентов топлива в полости воспламенения, учитывая ее значительный объем и специфическую форму, а также образование области взаимодействия подготовленной смеси и электроискрового разряда свечи зажигания;

- сложность выполнения поверхностей полости воспламенения и профилированного центрального канала.

Известно устройство ракетного двигателя малой тяги, работающего на несамовоспламеняющихся газообразном окислителе и жидком горючем и способ его запуска (патент RU №2348828, С2, 10.03.2009), содержащее камеру сгорания с соплом и смесительной головкой, предкамеру с воспламенительным устройством, трубопроводы подвода компонентов.

Предложен способ запуска ракетного двигателя малой тяги, включающий разновременную подачу горючего и окислителя в зону смешения, воспламенение образовавшейся топливной смеси в зоне первоначального воспламенения с последующим воспламенением топливной смеси в области основного горения, при этом большую часть окислителя подают в зону смешения компонентов топлива после поступления туда полного расхода горючего, образовавшуюся смесь закручивают и подают одновременно в зону первоначального воспламенения компонентов топлива и в область основного горения, а меньшую часть окислителя подают в зону первоначального воспламенения.

Основными недостатками этого технического решения являются:

- затрудненное поступление газожидкостной смеси из полости закрутки через осевое отверстие в предкамеру (область воспламенительного устройства), поскольку предварительно в предкамеру поступает газообразный окислитель из коллектора «О» по отдельному каналу и повышает в предкамере давление, что приводит к противоположно направленным потокам из предкамеры и из полости закрутки (раздельная подача компонентов только усиливает эффект сталкивающихся потоков);

при воспламенении газожидкостной смеси в предкамере значительного объема, в последней происходит процесс неэффективного горения с образованием и осаждением на поверхности, включая воспламенительное устройство, сажи, что будет затруднять процесс воспламенения при многократном включении двигателя;

- сомнительно использование в качестве устройства воспламенения калильной свечи зажигания, изображенной на чертеже конструктивной схемы РДМТ, поскольку ее динамические свойства не отвечают требованиям большинства импульсных режимов РДМТ, особенно в области малых длительностей включения, пауз между импульсами и частот следования импульсов (τu ~ 50⋅10-3 с, τn ~ 50⋅10-3 с, f≤20 Гц).

Наиболее близким к заявленному техническому решению является устройство для воспламенения в камере сгорания жидкостного ракетного двигателя (патент RU №2183763, С1, 20.06.2002), содержащее корпус, в котором центрально установлена электрическая свеча, реакционную полость, сужающуюся к выходу в камеру сгорания, полость подачи горючего и коллектор подвода окислителя. В устройство для воспламенения введен смесительный элемент, внутри которого образована реакционная полость, а на наружной поверхности выполнен шнек. На входе в шнек со стороны камеры сгорания размещен коллектор подвода окислителя. Полость подачи горючего образована во втулке, которая установлена с образованием подсвечной полости. Подсвечная полость соединена через центральное отверстие, выполненное во втулке, с полостью подачи горючего и сквозными отверстиями, выполненными во втулке смесительного элемента, установленного под втулкой с зазором со стороны камеры сгорания.

Основными недостатками этой конструкции являются:

- раздельная подача в подсвечную полость жидкого горючего через центральное отверстие, выполненное во втулке, и газообразного окислителя через сквозные отверстия, выполненные во втулке вокруг полости смешения горючего и окислителя в подсвечной полости;

- в случае же воспламенения горючего и окислителя в подсвечной полости полнота сгорания будет низкой, что ведет к сажеобразованию и ее осаждению на рабочий торец свечи зажигания, последнее будет препятствовать работе двигателя в импульсном режиме;

- для предотвращения воздействия теплового потока продуктов сгорания на торец свечи зажигания в устройстве предусмотрен пускоотсечной клапан на линии подачи горючего в полость горючего, что усложняет конструкцию, но, главным образом, систему управления двигателем.

Задачами, на решение которых направлено заявляемое устройство, являются:

- организация эффективного процесса воспламенения в ракетных двигателях малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе с помощью воспламенительного устройства, в котором осуществляется дозированная подача предварительно смешанных газообразных (газожидкостных) компонентов топлива в зону искрового разряда;

- снижение влияния процесса сажеобразования в области свечи зажигания и минимизация негативных эффектов, связанных с осаждением сажи на рабочий торец свечи;

- устранение других недостатков, отмеченных в характеристике аналогов и прототипа заявляемого устройства.

Техническим результатом является повышение надежности воспламенения газообразного (газожидкостного) топлива в камере ракетного двигателя малой тяги, минимизация незапусков при работе РДМТ, повышение уровня динамических параметров и характеристик, особенно в импульсном режиме работы РДМТ.

Технический результат достигается за счет того, что воспламенительное устройство ракетных двигателей малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе, состоящее из агрегата зажигания и электроискровой свечи поверхностного разряда, корпуса воспламенительного устройства с форсуночными элементами подачи горючего и газообразного окислителя, электроклапана горючего, электропневмоклапана окислителя, отличающееся тем, что в корпусе устройства по его оси последовательно расположены два коаксиальных канала: первый из них, находящийся ближе к свече зажигания, с меньшими равными диаметром и длиной, а второй - с большим в два раза диаметром и в пять раз большей длиной; при этом, в канал с меньшими геометрическими размерами через две струйные форсунки тангенциально подается горючее, а в канал с большими диаметром и длиной через шесть струйных форсунок тангенциально подается газообразный окислитель; со стороны свечи зажигания в корпусе расположена разрядная полость высотой h=0,75 мм, ограниченная с одной стороны торцевой поверхностью свечи, а с другой - диафрагмой с центральным отверстием диаметром в два раза меньшим диаметра канала, куда подается горючее; периферийная область канала окислителя соединена с разрядной полостью посредством двух продольных каналов, расположенных в диаметрально противоположных направлениях относительно оси устройства.

В циклограмме работы свечи предусмотрена команда на включение в непрерывных и импульсных режимах работы одновременно с открытием топливных клапанов, а отключение свечи в импульсных режимах -одновременно с закрытием клапанов горючего и окислителя, в непрерывном режиме отключение свечи зажигания производится через т=70 мс после ее включения.

Кроме того, срабатывание устройства, особенно в импульсных режимах, оценивается по показаниям телеметрии во время работы двигателя.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Устройство состоит из следующих элементов: 1 - свеча зажигания поверхностного разряда, 2 - корпус воспламенительного устройства, 3 - канал жидкого (газообразного) горючего, 4 - канал газообразного окислителя, 5 - струйная форсунка горючего, 6 - струйная форсунка окислителя, 7 - коллектор горючего, 8 - коллектор окислителя, 9 - разрядная полость, 10 - центральное отверстие в диафрагме, 11 - верхний фланец, 12 - нижний фланец, 13 - модельная камера сгорания, 14 -трубка подвода горючего, 15 - трубка подвода окислителя, 16 - продольный канал.

Работает устройство следующим образом.

Одновременно подается электрический сигнал на открытие клапанов горючего и окислителя, а также на агрегат зажигания (A3) для включения электроискровой свечи.

При этом первой откликается на сигнал свеча зажигания (1), которая начинает работать в режиме «тренировки».

Затем, учитывая время открытия и заполнения газом заклапанной полости, в устройство через коллектор (8) и струйные форсунки (6) в канал окислителя (4) поступает окислитель, образуя закрученное течение и обеспечивая на основании свойств течения закрученного потока газа в каналах разность давления между осевой и периферийной областями в канале окислителя.

Кроме этого, окислитель поступает в разрядную полость (9), повышает в ней давление по отношению к давлению разрежения, которое было в первоначальный момент времени, таким образом, создавая условия для того, чтобы разряд свечи принял рабочую форму, размеры, расчетную частоту и мощность.

Если в двигателе используется жидкое горючее, то учитывая время открытия клапана и увеличенное (по отношению к газообразному компоненту) время заполнения заклапанных полостей, жидкое горючее через коллектор (3) и струйные форсунки (5) с некоторым запозданием поступает в канал горючего (3).

При тангенциальном исполнении форсунок горючего, жидкость осаждается на стенке канала (3) и поступает в канал (4) в виде тонкой пленки, где взаимодействует с закрученным потоком окислителя, образуя газожидкостную смесь.

Если в двигателе используется газообразное горючее, то в воспламнительном устройстве проходит та же последовательность процессов, но условия смешения компонентов топлива в канале (4) улучшаются и происходит более полное смешение газообразного топлива.

Далее через продольные каналы (16) за счет разности давления между периферийной и осевой областями в канале (4), газожидкостная (или газообразная смесь) поступает в разрядную полость свечи зажигания (9), где взаимодействует с электроискровым разрядом до момента воспламенения топливной смеси. Причем, учитывая малый объем разрядной полости, горение топлива в ее пределах и, главным образом, сажеобразование, не происходит.После воспламенения продукты через центральное отверстие (10) и каналы горючего (3) и окислителя (4) поступают в камеру сгорания (13), где происходит воспламенение основного топливного заряда, составляющие которого подаются в камеру РДМТ через соответствующие форсуночные элементы двигателя (на чертеже не показаны), реализуя, таким образом, химический способ воспламенения в ракетном двигателе малой тяги на газообразном (газожидкостном) топливе, используя минимальный уровень энергии, генерируемой агрегатом и свечой зажигания, а значит и минимальные вес и габариты системы в целом.

Если РДМТ работает в импульсном режиме, то свеча зажигания отключается вместе с клапанами горючего и окислителя и охлаждение ее рабочего торца происходит остатками газообразного окислителя в период последействия соответствующего клапана. Если двигатель работает в непрерывном режиме, то команда на отключение свечи подается через 70 мс после начала ее работы (заложено в циклограмму работы РДМТ) и охлаждение свечи происходит окислителем до момента отключения двигателя.

1. Воспламенительное устройство для ракетных двигателей малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном или жидком горючем и газообразном окислителе, состоящее из агрегата зажигания и электроискровой свечи поверхностного разряда, корпуса воспламенительного устройства с форсуночными элементами подачи горючего и газообразного окислителя, электроклапана горючего, электропневмоклапана окислителя, отличающееся тем, что в корпусе устройства по его оси последовательно расположены два коаксиальных канала: первый из них, находящийся ближе к свече зажигания, с меньшими равными диаметром и длиной, а второй - с большим в два раза диаметром и в пять раз большей длиной; при этом в канал с меньшими геометрическими размерами через две струйные форсунки тангенциально подается горючее, а в канал с большими диаметром и длиной через шесть струйных форсунок тангенциально подается газообразный окислитель; со стороны свечи зажигания в корпусе расположена разрядная полость высотой h=0,75 мм, ограниченная с одной стороны торцевой поверхностью свечи, а с другой - диафрагмой с центральным отверстием диаметром в два раза меньшим диаметра канала, куда подается горючее; периферийная область канала окислителя соединена с разрядной полостью посредством двух продольных каналов, расположенных в диаметрально противоположных направлениях относительно оси устройства.

2. Воспламенительное устройство для ракетных двигателей малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном или жидком горючем и газообразном окислителе по п. 1, отличающееся тем, что в циклограмме работы свечи предусмотрена команда на включение в непрерывных и импульсных режимах работы одновременно с открытием топливных клапанов, а отключение свечи в импульсных режимах - одновременно с закрытием клапанов горючего и окислителя, в непрерывном режиме отключение свечи зажигания производится через τ=70 мс после ее включения.

3. Воспламенительное устройство для ракетных двигателей малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном или жидком горючем и газообразном окислителе по п. 1, отличающееся тем, что срабатывание устройства, особенно в импульсных режимах, оценивается по показаниям телеметрии во время работы двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к способу стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата и может быть использовано в современных авиационных двигателях с высокоскоростным воздушным потоком для улучшения эмиссионных характеристик и расширения диапазона устойчивой работы камеры сгорания, в том числе для улучшения высотного запуска двигателя.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) из композиционных материалов. В способе герметизации корпуса РДТТ, выполненного из композиционного материала, содержащего переднее и заднее днища и силовую оболочку в виде кокона, выполненного методом непрерывной намотки, намотанную оболочку второго кокона и плоские кабели бортовой кабельной сети, установленные в межкоконное пространство, корпус двигателя устанавливается в вертикальное положение и опирается задним днищем на технологическую оснастку, образуя с ней герметичный стык, далее производится откачка воздуха из замкнутого объема, образованного задним днищем двигателя и технологической оснасткой с обеспечением перепада давлений между передним и задним днищами двигателя, а со стороны переднего днища двигателя производится заполнение клеем-компаундом полостей межкоконного пространства между плоскими кабелями и полостей по местам установки кабелей, после этого выполняется герметизация путем нанесения герметика на переднее днище, включая места входа плоских кабелей.

Изобретение относится к ракетной технике. Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании ракет-носителей сверхтяжелого класса (РН СТК). Предлагается способ работы двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в котором обеспечивают штатное функционирование шести жидкостных ракетных двигателей с резервированием в полете на режиме тяги 80% от номинального режима каждого двигателя, а в случае отказа одного из двигателей обеспечивают работу двигательной установки за счет перевода оставшихся двигателей на режим номинальной тяги.

Способ защиты газогенератора турбореактивного двухконтурного двигателя от попадания частиц пыли предназначен для применения в авиационной технике, работающей в условиях загрязненного воздуха мелкими частицами. Данный способ заключается в том, что частицы пыли, попавшие в двигатель, отбрасываются под действием центробежных сил, возникающих вследствие специально организованной закрутки потока, на периферию потока воздуха и попадают в канал наружного контура двигателя.

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Технический результат заключается в повышении достоверности оценки параметров ЖРД во время огневых испытаний.

Изобретение относится к ионным ракетным двигателям. Предложеный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру сгорания, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, по меньшей мере, один запальник, и средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к тепловым двигателям, в которых для производства механической работы используется теплота сгорания твердого топлива из трудновоспламеняемых наночастиц. Способ диспергирования трудновоспламеняемых наночастиц, состоящих из ядра и оболочки, заключается в том, что осуществляют смешение наночастиц с воздухом для транспортировки в камеру сгорания, в которой запускают процесс диспергации наночастиц с образованием вторичных кластеров и фрагментов оболочки, причем радиус вторичных кластеров не должен превышать 25 нм и определяется из заданного соотношения.
Наверх