Способ проведения испытаний на коррозийную стойкость

Изобретение относится к исследованию антикоррозионных свойств материалов и их устойчивости к воздействию агрессивных сред и может быть использовано при разработке мероприятий по антикоррозионной защите оборудования в нефтяной, газовой, нефтехимической и других отраслях промышленности. Способ проведения испытания на коррозионную стойкость включает подготовку испытательных образцов, их обезжиривание, взвешивание на весах, продувку инертным газом герметичной ёмкости с установленными в ней испытательными образцами и отдельной герметичной ёмкости с испытательным раствором, перекачку испытательного раствора в ёмкость с испытательными образцами, выдерживание в испытательной среде, после чего образцы извлекают из ёмкости, очищают от продуктов коррозии, вновь взвешивают и на основе изменения массы образцов до и после проведения испытания рассчитывают скорость коррозии. При этом перед первым взвешиванием обезжиренные образцы сушат при температуре от 40 до 50 °С в течение 10-15 минут и выдерживают в эксикаторе над прокаленным хлористым кальцием или силикагелем не менее 24 часов. Установка образцов в емкости осуществляется таким образом, чтобы широкие грани находились в вертикальном положении, а образцы не соприкасались между собой и со стенками емкости. Количество образцов, испытываемых в одной емкости, должно быть определено таким образом, чтобы на 1 см2 площади образцов приходилось не менее 30 мл раствора. Продувку инертным газом осуществляют не менее 1 часа со скоростью подачи газа не менее 100 мл/мин на 1 л испытательной емкости. В качестве испытательной среды используют 5%-ный раствор хлорида натрия, насыщаемый сероводородом (Н2S) в количестве 350-650 мг/л или углекислым газом (СО2) в количестве 600-900 мг/л; температура испытательного раствора составляет 21-25 °С. Испытания проводят в течение 95-97 часов без перерывов. Технический результат заключается в обеспечении возможности повышения точности определения и прогнозирования коррозионной стойкости стали и чугунов к сплошной (общей) коррозии модельных средах, содержащих сероводород и углекислый газ. 5 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к исследованию антикоррозионных свойств материалов и их устойчивости к воздействию агрессивных сред и может быть использовано при разработке мероприятий по антикоррозионной защите оборудования в нефтяной, газовой, нефтехимической и других отраслях промышленности.

Из уровня техники известен способ проведения испытаний проката для нефтепромысловых труб на коррозионно-абразивный износ (Патент РФ №2697030 от 08.08.2019), включающий предварительное взвешивание тестируемого образца, на весах с точностью 0,0001 г, подготовку испытательного раствора, последующую подачу этого раствора на поверхность образца, взвешивание образца после проведения испытаний и оценку полученных результатов. Испытательный раствор подогревают до требуемой температуры, насыщают реагентами, добавляют в него коррозионно-активные вещества с концентрацией не более 5%, при продолжительности испытаний не менее 24 часов, причем после завершения испытаний перед взвешиванием производят очистку поверхности образца проката от остатков испытательного раствора, а оценку полученных результатов проводят по изменению веса тестируемого образца.

Известен способ оценки стойкости против межкристаллитной коррозии сталей и сплавов (Патент РФ №2553412 от 10.06.2015), включающий подготовку образцов и рабочего раствора, испытание образцов в рабочем растворе при заданных температуре и продолжительности испытания, оценку коррозионной стойкости. Стадия подготовки образцов включает в себя механическую обработку (шлифование) поверхности образцов, обезжиривание этиловым спиртом, сушку и взвешивание на аналитических весах с точностью 0,0001 г. На фарфоровые лодочки сверху размещают образцы без контакта друг с другом. По окончании испытаний образцы промываются в дистиллированной воде, сушатся и вновь взвешиваются, после чего рассчитывают скорость проникновения коррозии.

Известен способ испытания автолистовых сталей на стойкость против атмосферной коррозии (Патент РФ №2448338 от 20.04.2012), включающий изготовление испытательного образца и подготовку его рабочей поверхности, измерение площади рабочей поверхности, взвешивание образца и погружение его в раствор NaCl в вертикальном положении, выдерживание в испытательном растворе при заданной температуре и времени, после чего образец извлекают, сушат и снова взвешивают. Подготовку испытательных образцов осуществляют механической обработкой граней и углов, обезжиривание поверхности спиртом или ацетоном, взвешивание на весах с точностью 0,0001 г. Подготовленные таким образом образцы сохраняют в эксикаторе до начала испытаний.

Известен способ коррозионных испытаний (Патент РФ №2430353 от 27.09.2011), включающий насыщение коррозионной жидкости, помещенной в полость герметичного контейнера, испытательным газом и периодическое смачивание коррозионной жидкостью образцов, размещенных в полости контейнера. После окончания испытаний образцы извлекают из контейнера и взвешивают. По разнице в весе, учитывая время испытаний, рассчитывают скорость коррозии.

Наиболее близким аналогом является способ коррозионных испытаний сталей (Патент РФ №2235309 от 27.08.2004), по которому испытуемый образец подвергают в течение определенного времени воздействию агрессивной среды, определяют изменение массы образца и по нему судят о скорости коррозии. Образцы стали, подготовленные в соответствии с ГОСТ 9.905-82, взвешивают на аналитических весах и размещают в испытательной емкости. Емкость герметизируют и продувают инертным газом. В отдельном герметичном сосуде готовят испытательный раствор. Испытательный раствор продувается азотом и перекачивается с его помощью в испытательную емкость с образцами и насыщается сероводородом. Во время испытания фиксируют такие параметры, как температура, рН раствора, концентрация сероводорода. По истечении времени испытаний образцы извлекают из емкости с испытательным раствором, промывают водой. Продукты коррозии удаляют с поверхности образцов в соответствии с ГОСТ 9.907-83. Образцы высушивают фильтровальной бумагой, промывают ацетоном для полного удаления влаги и вновь взвешивают. Скорость коррозии (К) каждого образца рассчитывают, как отношение потери массы образца к исходной площади его поверхности и времени испытаний с момента добавления в агрессивную среду соляной кислоты.

Недостатками известных решений является низкая точность определения и прогнозирования коррозионной стойкости стали и чугунов к сплошной (общей) коррозии.

Техническая проблема заключается в повышении точности определения и прогнозирования коррозионной стойкости стали и чугунов к сплошной (общей) коррозии.

Технический результат заключается в обеспечении возможности повышения точности определения и прогнозирования коррозионной стойкости стали и чугунов к сплошной (общей) коррозии модельных средах, содержащих сероводород и углекислый газ.

Указанный технический результат достигается в способе проведения испытания на коррозионную стойкость, включающий подготовку испытательных образцов, их обезжиривание, взвешивание на весах, продувку инертным газом герметичной емкости с установленными в ней испытательными образцами и отдельной герметичной емкости с испытательным раствором, перекачку испытательного раствора в емкость с испытательными образцами, выдерживание в испытательной среде, после чего образцы извлекают из емкости, очищают от продуктов коррозии, вновь взвешивают и на основе изменения массы образцов до и после проведения испытания рассчитывают скорость коррозии, перед первым взвешиванием обезжиренные образцы сушат при температуре от 40 до 50 °С в течение 10-15 минут и выдерживают в эксикаторе над прокаленным хлористым кальцием или силикагелем не менее 24 часов; установка образцов в емкости осуществляется таким образом, чтобы широкие грани находились в вертикальном положении, а образцы не соприкасались между собой и со стенками емкости; количество образцов, испытываемых в одной емкости, должно быть определено таким образом, чтобы на 1 см2 площади образцов приходилось не менее 30 мл раствора; продувку инертным газом осуществляют не менее 1 часа со скоростью подачи газа не менее 100 мл/мин на 1 л испытательной емкости; в качестве испытательной среды используют 5%-ный раствор хлорида натрия, насыщаемый сероводородом (Н2S) в количестве 350-650 мг/л или углекислым газом (СО2) в количестве 600-900 мг/л; температура испытательного раствора составляет 21-25 °С; испытания проводят в течение 95-97 часов без перерывов.

Расстояние от дна испытательной емкости должно составлять не менее 6 мм, а расстояние между образцами должно быть от 5 до 8 мм;

Испытательный раствор насыщают углекислым газом со скоростью подачи газа 100-200 мл/мин на 1 л раствора в течение 1 часа.

Во время испытания поддерживается постоянный барботаж углекислого газа со скоростью 5-20 пузырьков в минуту.

После испытаний в среде, содержащей сероводород, емкость продувается инертным газом в течение 0,5-1 часа, а раствор нейтрализуется раствором щелочи и утилизируется.

Очистку от продуктов коррозии осуществляют в следующей последовательности: с помощью ластика удаляют оставшиеся на поверхности продукты коррозии, обезжиривают образцы, высушивают фильтровальной бумагой с последующей упаковкой и выдерживают в эксикаторе в течение 24 часов с осушителем.

Способ проведения испытаний различных марок сталей и чугунов на общую коррозию в лабораторных условиях заключается в оценке и прогнозировании коррозионной стойкости стали и чугунов к сплошной (общей) коррозии в модельных средах, содержащих сероводород и углекислый газ. Испытаниям подвергают образцы металла, предназначенного для эксплуатации в условиях коррозионного воздействия нефтепромысловых сред, содержащих сероводород и углекислый газ. Заявленный способ определяет порядок проведения испытаний на стойкость к сплошной (общей) коррозии в модельных средах в соответствии с ГОСТ Р9.905.

В основу способа положен гравиметрический метод определения скорости общей коррозии, заключающийся в определении потери массы металла с единицы поверхности образца после выдержки в испытательной среде.

Заявленное изобретение осуществляется следующим образом.

Производят предварительную подготовку испытательных образцов, их обезжиривание, взвешивание на весах, продувку инертным газом герметичной емкости с установленными в ней испытательными образцами и отдельной герметичной емкости с испытательным раствором, не менее 1 часа со скоростью подачи газа не менее 100 мл/мин на 1 л испытательной емкости.

В качестве испытательной среды используют 5%-ный раствор хлорида натрия, насыщаемый сероводородом (Н2S) в количестве 350-650 мг/л или углекислым газом (СО2) в количестве 600-900 мг/л. В случае насыщения углекислым газом осуществляют его подачу со скоростью 100-200 мл/мин на 1 л раствора в течение 1 часа. Температура испытательного раствора составляет 21-25 °С. Испытания проводят в течение 95-97 часов без перерывов.

Во время испытания поддерживается постоянный барботаж углекислого газа со скоростью 5-20 пузырьков в минуту. После испытаний в среде, содержащей сероводород, емкость продувается инертным газом в течение 0,5-1 часа, а раствор нейтрализуется раствором щелочи и утилизируется.

Далее осуществляют перекачку испытательного раствора в емкость с испытательными образцами. При этом установка образцов в емкости осуществляется таким образом, чтобы широкие грани находились в вертикальном положении, а образцы не соприкасались между собой и со стенками емкости; количество образцов, испытываемых в одной емкости, должно быть определено таким образом, чтобы на 1 см2 площади образцов приходилось не менее 30 мл раствора.

Выдерживают образцы в испытательной среде, после чего их извлекают из емкости и очищают от продуктов коррозии: с помощью ластика удаляют оставшиеся на поверхности продукты коррозии, обезжиривают образцы, высушивают фильтровальной бумагой с последующей упаковкой и выдерживают в эксикаторе в течение 24 часов с осушителем. Затем вновь взвешивают и на основе изменения массы образцов до и после проведения испытания рассчитывают скорость коррозии, перед первым взвешиванием обезжиренные образцы сушат при температуре от 40 до 50 °С в течение 10-15 минут и выдерживают в эксикаторе над прокаленным хлористым кальцием или силикагелем не менее 24 часов.

Расчет скорости коррозии производится по формуле:

где

ρ - скорость коррозии, г/м2⋅ч;

m1 - масса образца до испытания, г;

m2 - масса образца после испытания, г;

s - площадь поверхности образца, м2;

τ - время испытания, ч.

Скорость коррозии рассчитывается в г/м2⋅ч и пересчитывается в мм/год

по формуле:

,

где К - коэффициент для пересчета скорости коррозии.

Таблица 1

Значение коэффициента К при перерасчете коррозии

1. Способ проведения испытания на коррозионную стойкость, включающий подготовку испытательных образцов, их обезжиривание, взвешивание на весах, продувку инертным газом герметичной ёмкости с установленными в ней испытательными образцами и отдельной герметичной ёмкости с испытательным раствором, перекачку испытательного раствора в ёмкость с испытательными образцами, выдерживание в испытательной среде, после чего образцы извлекают из ёмкости, очищают от продуктов коррозии, вновь взвешивают и на основе изменения массы образцов до и после проведения испытания рассчитывают скорость коррозии, отличающийся тем, что перед первым взвешиванием обезжиренные образцы сушат при температуре от 40 до 50 °С в течение 10-15 минут и выдерживают в эксикаторе над прокаленным хлористым кальцием или силикагелем не менее 24 часов; установка образцов в емкости осуществляется таким образом, чтобы широкие грани находились в вертикальном положении, а образцы не соприкасались между собой и со стенками емкости; количество образцов, испытываемых в одной емкости, должно быть определено таким образом, чтобы на 1 см2 площади образцов приходилось не менее 30 мл раствора; продувку инертным газом осуществляют не менее 1 часа со скоростью подачи газа не менее 100 мл/мин на 1 л испытательной емкости; в качестве испытательной среды используют 5%-ный раствор хлорида натрия, насыщаемый сероводородом (Н2S) в количестве 350-650 мг/л или углекислым газом (СО2) в количестве 600-900 мг/л; температура испытательного раствора составляет 21-25 °С; испытания проводят в течение 95-97 часов без перерывов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что расстояние от дна испытательной емкости должно составлять не менее 6 мм, а расстояние между образцами должно быть от 5 до 8 мм.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что испытательный раствор насыщают углекислым газом со скоростью подачи газа 100-200 мл/мин на 1 л раствора в течение 1 часа.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что во время испытания поддерживается постоянный барботаж углекислого газа со скоростью 5-20 пузырьков в минуту.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что после испытаний в среде, содержащей сероводород, емкость продувается инертным газом в течение 0,5-1 часа, а раствор нейтрализуется раствором щелочи и утилизируется.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что очистку от продуктов коррозии осуществляют в следующей последовательности: с помощью ластика удаляют оставшиеся на поверхности продукты коррозии, обезжиривают образцы, высушивают фильтровальной бумагой с последующей упаковкой и выдерживают в эксикаторе в течение 24 часов с осушителем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для контроля обрастания и коррозии покрытий в текучей среде и может быть использовано в закрытых системах технического водоснабжения ТЭС для испытания противокоррозионных и противообрастающих покрытий, а также для контроля миграции нежелательных биоорганизмов. Устройство содержит вертикальный корпус, внутри которого последовательно снизу вверх установлены: подставка для размещения образцов, аксиально-лопаточный завихритель и фильтрующая сетка.

Изобретение относится к методу неразрушающего магнитного контроля локальных зон повышенной коррозионной активности. Способ для контроля зон избыточной коррозионной активности стальных металлоконструкций заключается в локальном определении кривой перемагничивания - петли магнитного гистерезиса, при этом петли магнитного гистерезиса представляются в виде изменяющегося во времени сигнала, анализируются спектральными функциями Фурье, по величине гармонических составляющих или их комбинации определяют скорость коррозии в месте проведения измерения и находят области с избыточной коррозионной активностью для каждой конкретной агрессивной среды.

Изобретение относится к испытательной технике в области климатических исследований и может быть использовано для испытания изделий, материалов или покрытий для защиты от коррозии с целью определения их коррозионной стойкости, а также пригодности изделий к эксплуатации во влажной атмосфере или в атмосфере в присутствии солей.

Изобретение относится к области исследований коррозионных процессов и может быть использовано при определении скорости коррозии стали и коррозионной активности гликолей в теплообменном оборудовании. Способ определения коррозионной активности гликолей в теплообменном оборудовании включает взаимодействие в реакционной емкости гликоля и рабочего электрода, выполненного из марки стали теплообменного оборудования, при этом ячейка дополнительно содержит вспомогательный графитовый электрод и электрод сравнения, к электроду сравнения и рабочему электроду подключают вольтметр, вспомогательный графитовый и рабочий электроды через амперметр подключают к источнику постоянного тока с возможностью регулировки выходного тока и смены полярности электрических выводов, последовательно выполняют анодную и катодную поляризацию рабочего электрода с дискретным повышением выходного тока источника постоянного тока, строят потенциостатическим методом вольтамперные графики катодной и анодной поляризации, по углу между графиками анодной и катодной поляризации, определяют коррозионную активность гликоля.

Изобретение относится к способу определения остаточного срока службы технологического устройства (1), через которое протекает текучая среда и которое представляет собой теплообменник, колонну или резервуар для разделения фаз. Вычислительный блок (20) установлен на устройстве (1) и соединен с возможностью передачи данных с удаленным вычислительным блоком.

Изобретение относится к испытательной технике в области климатических исследований и может быть использовано для испытания изделий, материалов и покрытий для защиты от коррозии. Камера соляного тумана содержит рабочий объем, в котором размещены генератор тумана с пьезоэлементом, установленном на параллелограмме, с закрепленным на нем отражателе и соединенным с трубопроводом для подачи рабочего раствора, контуры ускоренного и основного обогрева, расположенные под теплоизолирующим элементом, охватывающими весь рабочий объем, за исключением полусферической теплоизолированной крышки камеры, а ко дну рабочего объема подсоединен сливной трубопровод, при этом камера оснащена устройством для перекачивания соляного тумана из рабочего объема, содержащим гофрированный ресивер, соединенный перекинутым через блоки тросом с рукоятью, закрепляющейся на креплении для рукояти, расположенном на внешней стенке камеры.

Предлагаемое изобретение относится к установкам специальных гравиметрических исследований коррозионных процессов, протекающих при периодическом контакте металлической поверхности с водной и газовой фазами. Способ коррозионных испытаний и стенд для его осуществления заключается в моделировании условий эксплуатации оборудования и трубопроводов, работающих в двухфазных (газ/жидкость) средах при периодическом контакте с ними.

Заявленная группа изобретений относится к установкам гравиметрических и электрохимических исследований коррозионных процессов, протекающих в водных фазах при повышенных скоростях потоков этих водных фаз. Способ коррозионных испытаний заключается в размещении испытуемых образцов или датчиков в испытательной секции, которая до начала испытаний монтируется на установке, но не включается в оборотный цикл испытуемой среды, подготовке испытуемой среды при ее циркуляции по байпасной секции, которая включает продувку газами, и по завершении подготовки среды ее перенаправляют в испытательную секцию с образцами и начинают отсчет периода испытаний.

Использование: для защиты работы поезда в загрязняющей атмосферной среде. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют сбор нескольких групп данных регистрации качества воздуха на крыше и под вагоном; получение показателей Q0 и Q1 всесторонней оценки качества воздуха на крыше и под вагоном путем использования экспериментальных данных; вычисление времени T0 воздействия на компоненты крыши и времени T1 воздействия на подвагонные компоненты; обучение модели вычисления состояния загрязнения компонента крыши и модели вычисления состояния загрязнения подвагонного компонента; обнаружение данных регистрации качества воздуха на крыше и под вагоном после остановки поезда; привлечение моделей вычисления состояния загрязнения компонента крыши и подвагонного компонента для получения уровней загрязнения компонента крыши и подвагонного компонента; и выполнение соответствующих очистки и процесса защиты компонента крыши и подвагонного компонента согласно полученным уровням загрязнения компонента крыши и подвагонного компонента.

Способ испытания высокотемпературной газовой коррозии, абразивной и температурной стойкости материалов и покрытий газотурбинных двигателей в высокоскоростных газовых потоках относится к области аэрокосмического и энергетического машиностроения и может использоваться для нанесения регламентированных коррозионных повреждений, одновременных испытаний коррозионной, абразивной и температурной стойкости материалов и сплавов в среде продуктов сгорания жидких и/или газовых топлив, загрязненных оксидами серы, углерода, азота, пылью, парами воды, хлористым водородом, солями и другими коррозионно-активными агентами.
Наверх