Устройство для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны. В носовой оконечности судна в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна. Выходные каналы насосов расположены под острым углом к поверхности легкого корпуса судна и направлены к его носовой оконечности. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 2 ил.

 

Изобретение относится к ледокольным работам, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным методом, то есть путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ).

Известно устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, движущееся подо льдом и возбуждающее резонансные ИГВ. В носовой оконечности судна в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна, в радиальном по отношению к оси симметрии прочного корпуса судна направлении (RU 2277492 принят за прототип).

Недостатком устройства является ограниченность высоты возбуждаемых ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности.

Задачей изобретения является увеличение высоты ИГВ.

Технический результат заключается в увеличение высоты ИГВ, что приводит к повышению эффективности разрушения ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно с возможностями движения подо льдом с резонансной скоростью и возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом в носовой оконечности судна в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна.

Отличительные: выходные каналы насосов расположены под острым углом к поверхности легкого корпуса судна и направлены к его носовой оконечности.

Общеизвестно, что куполообразные поверхности, ориентированные своей вогнутостью навстречу набегающему потоку (например, в виде купола парашюта), обладают большим лобовым сопротивлением, что позволяет их использовать в виде эффективных тормозящих устройств. Это объясняется тем, что перед такими поверхностями образуется область давления, величина которого превышает давление по сравнению с давлением при обтекании, например, плоской поверхности.

Известно (Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1988, 288 с., см. с. 110), что с ростом гидродинамического давления в носовой оконечности судна увеличивается его волновое сопротивление, что приводит к увеличению высоты возбуждаемых волн, в том числе и ИГВ. В свою очередь, это приводит к увеличению кривизны профиля ИГВ и соответствующему росту изгибных напряжений в ледяном покрове, т.е. увеличению ледоразрушающей способности ИГВ.

Для повышения давления в носовой оконечности предлагается использовать заявляемое устройство, позволяющее при его работе создать в носовой оконечности судна своеобразную гидродинамическую завесу, т.е. сформировать поток жидкости, направление скоростей в котором будет ориентировано поперек направлению скоростей набегающего потока, т.е. направлению движения судна. А это, как известно (Л.Г. Лойцянский. Механика жидкости и газа. М.: Наука. - 1978. - 736 с., см. с. 32), неизбежно приведет к искривлению линий тока. В свою очередь, отклонение частиц реальной (вязкой) жидкости от своего первоначального направления движения сопровождается изменением давления в ее потоке (если при отклонении частиц их скорость падает, то давление растет, и наоборот). Таким образом, сформировав в носовой оконечности судна, где всегда возникает область повышенного давления, гидродинамическую завесу (гидродинамическую "стену") в виде куполообразной поверхности, можно дополнительно (по сравнению с прототипом) повысить давление в этом месте судна. Это позволит достичь заявленный технический результат.

Устройство поясняется графически, где: на фиг.1 показан боковой вид устройства; на фиг.2 - его поперечное сечение в месте установки насосов.

Его работа осуществляется следующим образом. Под ледяным покровом 1 начинает перемещаться подводное судно 2 с резонансной скоростью νp. Если высота возбуждаемых при этом ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда, то во время движения судна включаются насосы 4, предварительно установленные на судне. Выходные каналы насосов расположены под острым углом (α < 90°) под острым углом к поверхности легкого корпуса судна и направлены к его носовой оконечности. Насосы 4 начинают откачивать воду из пространства 5, находящегося между легким 6 и прочным 7 корпусами судна 2, выбрасывая откачиваемую воду через выходные каналы 8, расположенные под острым углом к поверхности легкого корпуса судна, в направлении к его носовой оконечности (см. фиг.2). В результате в носовой оконечности судна сформируется гидродинамическая завеса или стена в виде куполообразной поверхности 9, что приведет к возникновению области повышенного давления 10 (см. фиг. 1). Это приведет к увеличению высоты ИГВ 3 до высоты ИГВ 11 (см. фиг. 1, 2).

Устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно с возможностями движения подо льдом с резонансной скоростью и возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом в носовой оконечности судна в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна, отличающееся тем, что выходные каналы насосов расположены под острым углом к поверхности легкого корпуса судна и направлены к его носовой оконечности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом под первым за кормой судна гребнем волны размещают и буксируют со скоростью судна тело с положительной плавучестью.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором под первым за кормой судна гребнем волны размещают и буксируют со скоростью судна тело с положительной плавучестью.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна ширину попутного потока уменьшают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью водопроточного канала.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова резонансным методом, которое состоит из подводного судна, на верхней поверхности которого в его носовой оконечности под первой впадиной возбуждаемых судном резонансных изгибно-гравитационных волн установлено сопло Лаваля.

Изобретение относится к области средств освоения мирового океана и проведения подводно-технических работ, в частности к автономным необитаемым подводным аппаратам (АНПА), используемым для передачи информации о состоянии подводной лодки в случае ее аварии. В состав АНПА включены работающие по командам модули аппаратуры, приборов и программно-аппаратного комплекса поиска «чистой воды» и анализа массива льда, быстросъемный модуль гидрофона и аппаратуры звукоподводной связи, соединенный с корпусом АНПА разъемами поворотного типа, телескопическая выдвижная полая антенна-бур, выполненная по аналогии шлямбурных буров со «стружкосбрасывателем» и регулируемой скоростью вращения режущей части, выдвижные опоры стабилизации АНПА в вертикальном положении и позиционирования на месте при работе антенны-бура, дифферентовочная система, устройство противозакручивания.

Изобретение относится к области судоходства в ледовых условиях, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при движении судна на воздушной подушке вблизи берега вдоль его береговой линии с резонансной скоростью и использовании напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии во время морского прилива.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании, изготовлении и эксплуатации судов, предназначенных для движения в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде, причем разрежение создается путем образования водяной струи перед судном под поверхностью льда, направленной по курсу движения судна, движителем судна или его средством активного управления, а также путем размытия водяной струей нижних слоев льда по курсу движения судна.
Наверх