Способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к способам измерения и оценки экологической безопасности салонов, кабин и обитаемых отсеков транспортных средств. В стендовых условиях измеряют содержание ВВ в салоне испытуемого неподвижного ТС при повышении загрязнения воздуха в помещении. При проведении испытаний сначала салон ТС разгерметизируют, затем в воздухе салона и помещения устанавливают контролируемое средствами измерения одинаковое, минимальное и безопасное содержание по меньшей мере одного ВВ по величине ниже его нормативной предельно-допустимой концентрации (ПДК), после чего салон герметизируют и в воздухе помещения увеличивают содержание по меньшей мере одного контролируемого ВВ до уровня, превышающего более чем в 1,5 раза величину его ПДК, но не выше 10-12 ПДК. В период загрязнения воздуха в помещении в зависимости от вида испытаний, задаваемых программой испытаний, измеряют количественное и/или массовое содержание по меньшей мере одного ВВ как в помещении, так и в салоне. По результатам проведенных измерений в период повышения уровня загрязнения воздуха в помещении измеряют и оценивают уровень снижения загрязнения воздуха вредными веществам в салоне ТС с помощью одного или нескольких технических и/или технологических решений. Достигается объективная оценка и кратное повышение точности измерения уровня экологической безопасности салона ТС, в том числе при применении технических и технологических решений. 4 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного транспортного средства.

Известен способ измерения эффективности снижения загрязнения воздуха в салоне транспортного средства путем нормативного ограничения номенклатуры и технических характеристик применяемых в салонах транспортных средств (ТС) материалов внутреннего интерьера, являющихся одной из причин выделения в воздух салонов альдегидов и летучих органических соединений: Стандарт ISO 12219-2 «Determination of the emissions of VOC's from car trim components (Sampling bag method)». В известном способе измерения уровня загрязнения воздуха вредными веществами (ВВ) в салонах ТС в лабораторных условиях, выделяемых из материалов внутреннего интерьера, отсутствует возможность непосредственного и точного измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне для принятия мер по исключению сверхнормативного загрязнения воздуха вредными веществами в реальных условиях эксплуатации, в первую очередь в крупных городах. Он не применим также для измерения и оценки уровня загрязнения воздуха в салоне ТС при применении ряда технических средств и технологий, например, воздухоочистителей, салонных фильтров, а также для измерения более опасных для населения вредных веществ, содержащихся в воздухе салонов, таких, как диоксид азота, озон, твердые и дисперсные частицы, формальдегид, оксид азота, оксид углерода.

Таким образом, известный способ не применим для измерения и объективной и точной оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салонах ТС.

Известен другой аналог - способ лабораторных исследований и измерений и оценки уровней загрязнения воздуха в салонах ТС с помощью салонных фильтров с гофрированными бумажными и синтетическими материалами, позволяющих ограничивать поступление в воздух салонов грубых твердых частиц - Стандарт ISO 11155-1 & DIN 71460-1. Данный способ также не предназначен для измерения уровня загрязнения воздуха в салоне ТС, в том числе, с помощью соответствующих технических средств и технологий, например, с помощью воздухоочистителей, салонных фильтров, необходимых для снижения более опасных для населения ВВ, содержащихся в воздухе салонов (в том числе, диоксида азота (NO2), озона (О3), особо тонких твердых частиц (ТЧ2,5), дисперсных частиц (ДЧ), формальдегида (СН2О), оксида азота (NO),, оксида углерода (СО)). Данный способ также не позволяет проводить оценку уровня загрязнения воздуха в салонах ТС при применении салонных фильтров в реальных условиях эксплуатации.

Поэтому данный способ также не применим для измерения и объективной и точной оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салонах ТС.

Известен способ измерения уровня загрязнения воздуха в салоне ТС, в соответствии с которым испытания ТС проводят на открытой стоянке - ГОСТ 12.1.005-88. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. Система стандартов безопасности труда. ОБЩИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ. 2001 г. В известном способе ТС на открытой испытательной площадке устанавливают таким образом, чтобы направление отработавших газов из выпускной трубы было ориентировано против ветра по отношению к салону. Испытания начинают, если концентрации измеряемых ВВ в зоне проведения испытаний не превышают, например, 0,3 предельно-разовой концентрации (ПДКмр).

Испытания в соответствии с данным способом проводятся в следующей последовательности:

- Запускают двигатель. Осуществляют работу двигателя при включенной принудительной вентиляции.

- Через (20±5) минут после прогрева двигателя и других агрегатов ТС для сбалансирования температуры всех охлаждающих и смазывающих средств и давления в системе смазки начинают регистрацию результатов экспресс-анализа ВВ и отбор проб воздуха в зоне дыхания воителя и одного из пассажиров.

- По окончании испытаний выключают двигатель. Осуществляют проветривание салона ТС и помещения.

- На основании полученных результатов и их обработки производят сравнение измеренного уровня загрязнения воздуха в салоне с нормативными данными.

По своему назначению данный способ является лишь инструментом при проведении сертификации ТС для диагностики свойств конструкции ТС - негерметичности кузова, приводящей к поступлению ВВ с отработавшими газами в воздух салонов. Положительным в данном способе является регламентация требований по предельному содержанию в воздухе салона СО, NO, NO2, суммарных углеводородов (СН), СН2О, величина которых измеряется в единицах г/м3. Положительным, также, является то, что в данном стандарте проведена гармонизация перечисленной номенклатуры ВВ и единиц их измерения с гигиеническими требованиями предельного содержания этих ВВ в атмосфере населенных мест - ГОСТ 33554-2015 «Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний». 2016 г.

Вместе с тем, реализация известного способа в условиях чистого окружающего воздуха позволяет определять только конструктивные недостатки ТС, например, негерметичность салона или неудачную компоновку выхлопной трубы двигателя внутреннего сгорания по отношению к корпусу салона, которые являются причиной поступлению в воздух салона ВВ, в том числе, СО, NO, NO2, суммарных углеводородов (СН), СН2О, с отработавшими газами испытуемого ТС.

Известный способ проведения испытаний неподвижного ТС на площадке с чистым окружающим воздухом не предназначен для измерения и оценки уровня загрязнения воздуха в салоне ТС, в том числе при применении дополнительных технических средств и технологий, например, воздухоочистителей, салонных фильтров, необходимых для снижения содержания в воздухе салонов О3, особо тонких твердых частиц (ТЧ0,5), и дисперсных частиц (ДЧ). Также данный способ не позволяет проводить оценку эффективности работы других технических средств и технологий в реальных условиях эксплуатации, в процессе которой происходит наибольшее загрязнение воздуха в салонах ТС.

Известен также способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха в салоне ТС при применении в системах кондиционирования салонных фильтров и/или систем очистки воздуха в салоне ТС. Данный способ принят за прототип предлагаемого изобретения: - ГОСТ 33548-2015 «Автомобильные транспортные средства. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА САЛОНА, КАБИНЫ, ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ И ФИЛЬТРЫ К НИМ. Технические требования и методы испытаний». В соответствии с данным способом производится измерение и оценка уровня загрязнения воздуха в салоне ТС. Способ предусматривает выполнение следующих операций:

- Двери, окна, вентиляционные отверстия, все возможные щели помещения закрывают и максимально герметизируют. Внутри помещения включают вентилятор в режиме рециркуляции для обеспечения равномерного перемешивания воздуха во всем его объеме.

- В помещении у испытываемого неподвижного ТС открывают, по меньшей мере, две двери с разных сторон салона.

- В воздух помещения подают отработавшие газы бензинового двигателя внутреннего сгорания до момента загрязнения воздуха на уровне 5 ПДКмр с допуском +/- 1 ПДКмр по измеряемому ВВ. Допускается осуществлять загрязнение воздуха с помощью отработавших газов ТС, в котором проводятся испытания. Допускается также осуществлять загрязнение воздуха в боксе с помощью газовых баллонов. Допускается также одновременное проведение испытаний и по другим ВВ, содержание которых в воздухе помещения находится в диапазоне от 2 до 8 ПДКмр.

- После достижения уровня 5 ПДКмр в воздухе помещения по контролируемому ВВ через (5±1) мин закрывают двери салона, проводят предварительный анализ загрязнения воздуха в салоне и в помещении.

- Включают работу системы вентиляции, или кондиционирования (климат-контроля), и/или автономную систему очистки воздуха. Устанавливают номинальный режим работы испытуемой системы и после этого в течение 20 минут проводят анализ загрязнения воздуха в салоне и в помещении.

- Пробы воздуха, отобранные при испытаниях, передают в аналитическую лабораторию пробы воздуха для их последующей обработки и количественного анализа ВВ.

Основные недостатки данного способа заключаются в том, что вклад измеряемого содержания ВВ в воздухе салона ТС в общую оценку вредного воздействия загрязненного воздуха на водителей и пассажиров в процессе эксплуатации составляет, как правило, не более 15% из-за низкого уровня загрязнения воздуха в испытательном помещении и салоне, для него характерна ограниченность номенклатуры измеряемых наиболее опасных ВВ, упрощенность процедуры испытаний, и отсутствие процессов измерения и оценки уровня загрязнения воздуха салона вредными веществами при применении технических и/или технологических решений, в том числе, салонных фильтров и/или систем очистки воздуха в салоне ТС. По этим причинам известный способ отличается низкой точностью измерений и не является универсальным и представительным.

Из изложенного следует, что при использовании известного способа отсутствует возможность точного измерения и оценки уровня загрязнения воздуха в салоне серийных ТС как в стандартной комплектации, так и применении перспективных технических и/или технологических решений.

Кроме сказанного, в процессе испытаний по данному способу не измеряется содержание озона, особо тонких твердых частиц, дисперсных частиц, и ряда других ВВ в салоне ТС, являющихся основными загрязнителями атмосферного воздуха городов и салонов ТС, и наиболее опасными для водителей и пассажиров ТС.

Таким образом, данный известный способ также не применим для измерения и оценки уровня загрязнения воздуха в салоне ТС с высокой точностью и не является универсальным и представительным.

Техническая задача изобретения состоит в обеспечении объективной оценки и кратном повышении точности измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами как в салоне с комплектацией серийно производимого ТС, так и в возможности измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами при применении перспективных технических и/или технологических решений.

Поставленная техническая задача решается тем, что в предлагаемом способе измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС сначала салон транспортного средства (ТС) разгерметизируют, затем в воздухе салона и испытательного помещения устанавливают контролируемое средствами измерения, одинаковое, минимальное и безопасное содержание, по меньшей мере, одного контролируемого вредного вещества (ВВ) по величине ниже его нормативной предельно-допустимой концентрации (ПДК),

после чего салон ТС герметизируют,

затем в испытательном помещении увеличивают содержание по меньшей мере одного контролируемого ВВ до уровня, превышающего более, чем в 1,5 (полтора) раза величину его ПДК, но не более 12 ПДК,

для чего в воздух испытательного помещения подают отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания, и/или, по меньшей мере, один сжатый и/или сжиженный газ из баллона/баллонов,

при этом в период повышения загрязнения воздуха в испытательном помещении в зависимости от вида испытаний измеряют количественное и/или массовое содержание в воздухе, по меньшей мере, одного контролируемого ВВ как в испытательном помещении, так и в салоне ТС в точке/точках, или интервале/интервалах времени, и/или за задаваемый период времени проведения испытаний,

дополнительно по результатам проведенных измерений в период повышения загрязнения воздуха в испытательном Помещении измеряют и оценивают уровень снижения загрязнения воздуха вредными веществами в салоне ТС с помощью одного или нескольких технических и/или технологических решений, при этом:

- при оценке уровня загрязнения воздуха в салоне результаты измерений сравнивают с нормативной величиной ПДК, по меньшей мере, одного ВВ, и/или строят графики изменения загрязнения воздуха в салоне ТС в зависимости от времени проведения испытаний;

- а при оценке уровня загрязнения воздуха в салоне с помощью одного или нескольких технических и/или технологических решений действия выполняют в два этапа, на первом из которых измеряют и оценивают уровень загрязнения воздуха, по меньшей мере, одним контролируемым ВВ в салоне ТС и в испытательном помещении без применения одного или нескольких технических и/или технологических решений,

а на втором повторно измеряют и оценивают уровень загрязнения воздуха, по меньшей мере, одним контролируемым ВВ в салоне ТС и, в испытательном помещении, но с применением одного или нескольких технических и/или технологических решений,

при этом по результатам проведенных на первом и втором этапах испытаний оценивают относительный уровень снижения загрязнения воздуха с помощью исследуемого/исследуемых решения/решений (К) вычисляют по формуле:

К=100%(Co-C1о), где:

Со и C1 - объемная концентрация и/или массовое содержание, и/или интегральная величина объемного и/или массового содержания по меньшей мере одного ВВ в воздухе салона ТС и в испытательном помещении, соответственно, без применения (Со) и с применением (C1) одного, или нескольких технических и/или технологических решений в точке/точках или интервале/интервалах времени, или за период времени проведения испытания.

Согласно п. 2 в способе измерение и оценку уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС дополнительно производят, по меньшей мере, по одному из следующих наиболее опасных для человека вредных веществ: диоксида азота, оксида азота, озона, формальдегида, особо тонких твердых частиц, дисперсных частиц, диоксида углерода, оксида углерода, аммиака, диоксида серы, оксида серы, суммарных и/или отдельных летучих органических соединений, канцерогенных ВВ.

Согласно п. 3 в способе измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС для загрязнения воздуха в испытательное помещение дополнительно подают отработавшие газы различных типов источников продуктов сгорания топлива, в том числе дизелей, газотурбинных, роторных, других типов двигателей внутреннего или внешнего сгорания, газогенераторных установок или комбинаций перечисленных источников продуктов сгорания топлива, и/или из баллона/баллонов со сжатыми и сжиженными газами, и/или из систем пылеприготовления, и/или выделяющихся из применяемых материалов внутреннего интерьера салонов ТС.

Согласно п. 4 способа при измерении и оценке уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС дополнительно оценивают уровень загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС при применении технических решений, в том числе таких, как различные конструкции и модификации салонных фильтров, ионизаторов, озонаторов, автономных и стационарных воздухоочистителей, а также применяемых материалов внутреннего интерьера салонов ТС.

Согласно п. 5 способа при измерении и оценке уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС дополнительно оценивают уровень загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС при применении технологических решений, в том числе таких, как различные технологии герметизации кузовов салонов ТС, способы оптимизации режимов работы систем вентиляции, кондиционирования, климат-контроля, салонных фильтров, ионизаторов, озонаторов, автономных и стационарных воздухоочистителей.

Способ работает следующим образом.

Перед проведением испытаний по измерению и оценке уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС в помещении сначала транспортное средство устанавливают в помещении, само помещение максимально герметизируют и проветривают, у ТС выключают источники продуктов сгорания, например, двигатель внутреннего сгорания, выключают системы и технические средства, такие, как системы кондиционирования, обогрева, светотехнику, электронные приборы и оборудование кроме средств, например, газоанализаторов и счетчиков твердых и дисперсных частиц, предназначенных для измерения содержания ВВ в воздухе, если это предусмотрено инструкциями на их эксплуатацию.

Затем закрывают все окна и двери салона и выдерживают ТС в помещении для выравнивания температур транспортного средства, помещения и воздуха в них. Как правило время выравнивания температур составляет от 4-х до 12 часов.

После выравнивания температур транспортного средства и помещения для измерения и оценки уровня загрязнения вредными веществами воздуха в салоне неподвижного ТС салон разгерметизируют, например, путем открытия его окон и дверей, после чего в воздухе салона и помещения устанавливают контролируемое средствами измерения одинаковое, минимальное и безопасное содержание по меньшей мере одного ВВ по величине ниже его нормативной предельно-допустимой концентрации (ПДК). Концентрации ВВ в воздухе помещения и салона измеряют, в том числе, с помощью газоанализаторов газообразных ВВ, и/или счетчиков и/или анализаторов твердых и/или дисперсных частиц.

После выравнивания концентраций ВВ в воздухе салона и помещения салон герметизируют, для чего, например, закрывают его окна и двери.

После герметизации салона для моделирования повышения загрязнения наружного воздуха в помещении увеличивают содержание по меньшей мере одного контролируемого ВВ до уровня, превышающего более, чем в 1,5 (полтора) раза, величину его ПДК, но не более 12 ПДК. Для этого в воздух помещения подают отработавшие газы от источника продуктов сгорания, и/или сжатый/сжатые и/или сжиженный/сжиженные газы из одного или нескольких баллонов.

В соответствии с данным способом допускается проведение испытаний одновременно по нескольким ВВ, содержание которых в воздухе помещения по отношению к основному контролируемому ВВ должно находится в диапазоне от 1,5 до 12 ПДК.

В воздухе салона и помещения в период загрязнения воздуха в помещении в зависимости от вида испытаний, задаваемых программой испытаний, измеряют количественное и/или массовое содержание по меньшей мере одного ВВ в точке/точках, или интервале/интервалах времени, и/или за задаваемый период времени проведения испытаний.

Дополнительно по результатам проведенных измерений в период повышения загрязнения воздуха в испытательном помещении измеряют и оценивают уровень снижения загрязнения воздуха вредными веществами в салоне ТС с помощью одного или нескольких технических и/или технологических решений, при этом:

- при оценке уровня загрязнения воздуха в салоне результаты измерений

сравнивают с нормативной величиной ПДК, по меньшей мере, одного ВВ, и/или строят графики изменения загрязнения воздуха в салоне ТС в зависимости от времени проведения испытаний;

- а при оценке уровня загрязнения воздуха в салоне с помощью одного или нескольких технических и/или технологических решений действия выполняют в два этапа.

На первом из которых измеряют и оценивают уровень загрязнения воздуха, по меньшей мере, одним контролируемым ВВ в салоне ТС и в испытательном помещении без применения одного или нескольких технических и/или технологических решений.

На втором этапе повторно измеряют и оценивают уровень загрязнения воздуха, по меньшей мере, одним контролируемым ВВ в салоне ТС и, в испытательном помещении, но с применением одного или нескольких технических и/или технологических решений.

Сначала включают исследуемые системы, в том числе, системы вентиляции, или кондиционирования (климат-контроля) с салонными фильтрами, и/или стационарные, и/или автономные системы очистки воздуха, или их комбинации, работа которых в салоне предусмотрена программой испытаний. Затем устанавливают задаваемые программой испытаний режимы их работы как по расходу воздуха, так и по принципу подачи воздуха в салон, а именно - устанавливают режим рециркуляции и/или подачи приточного воздуха. Каждую комбинацию указанных систем исследуют последовательно и по отдельности.

После этого непрерывно или с промежутками в 2-3 минуты, с помощью газоанализаторов и/или счетчиков частиц проводят анализ содержания, по меньшей мере, одного измеряемого ВВ в воздухе и/или проводят отбор проб воздуха в салоне ТС и в помещении.

Испытания заканчивают после достижения загрязнения воздуха в салоне ниже гигиенического норматива (ПДК), или по достижении установленного лимита времени, например, через 21 минуту. Затем выключают исследуемые технические и технологические системы (вентиляции, кондиционирования с салонными фильтрами, автономные и стационарные системы очистки воздуха и др.), прекращают анализ измеряемого ВВ и/или отбор проб воздуха, отключают электропитание ТС, электрические пробоотборные устройства, газоанализаторы, счетчики твердых и/или дисперсных частиц, после чего испытательное помещение проветривают, для чего, например, включают его систему вентиляции или открывают двери.

По результатам проведенных на первом и втором этапах испытаний оценивают относительный уровень снижения загрязнения воздуха с помощью исследуемого/исследуемых решения/решений (К) вычисляют по формуле:

К=100%(Со-C1о),

где: Со и C1 - объемная концентрация и/или массовое содержание, и/или интегральная величина объемного и/или массового содержания по меньшей мере одного ВВ в воздухе салона ТС и в испытательном помещении, соответственно, без применения (Co) и с применением (С1) одного, или нескольких технических и/или технологических решений в точке/точках или интервале/интервалах времени, или за период времени проведения испытания.

Наконец, при оценке загрязнения воздуха вредными веществами в салоне ТС сравнивают результаты измерений, и/или строят графики изменения загрязнения воздуха в салоне в зависимости от назначаемого программой испытаний времени проведения испытаний без применения и с применением одного, или нескольких технических и/или технологических решений.

Предлагаемый способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне ТС характеризуется тем, что, при измерении уровня загрязнения и/или оценку эффективности снижения загрязнения воздуха в салоне дополнительно производят по меньшей мере по одному из следующих наиболее опасных для человека вредных веществ: диоксида азота, оксида азота, озона, формальдегида, особо тонких твердых частиц, дисперсных частиц, диоксида углерода, оксида углерода, аммиака, диоксида серы, оксида серы, суммарных и/или отдельных летучих органических соединений, канцерогенных ВВ.

В данном способе измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС в помещение могут подавать отработавшие газы различных типов источников продуктов сгорания топлива, в том числе дизелей, газотурбинных, роторных, других типов двигателей внутреннего или внешнего сгорания, газогенераторных установок или комбинаций перечисленных источников продуктов сгорания, или газы из баллона/баллонов со сжатыми и сжиженными газами, или из систем пылеприготовления.

Измерения и оценку уровня загрязнения воздуха салона ТС вредными веществами могут выполнять с помощью таких перспективных технических решений, как различные конструкции или модификации салонных фильтров, стационарных и/или автономных систем очистки воздуха, и/или других устройств для каждого из них, или в их комбинации, а также при исследовании технологических решений, которые могут быть реализованы в салонах вновь разрабатываемых модификаций ТС, таких, как степень герметизации кузова салона, виды применяемых материалов внутреннего интерьера салона, алгоритмы управления режимами работы систем вентиляции, кондиционирования, климат-контроля, или других технических и технологических решений, которые с помощью предлагаемого способа могут изучаться как в отдельности, так и в различных их комбинациях.

Результаты измерения и оценки загрязнения воздуха в салоне вредными веществами при исследовании технических решений - различных конструкций или модификаций салонных фильтров, стационарных и/или автономных систем очистки воздуха и/или других систем и устройств в отдельности или в их комбинации, и при исследовании технологических решений, реализуемых в салонах ТС, таких, как степень герметизации кузова салона, применяемые материалы внутреннего интерьера салона, влияние режимов работы систем вентиляции, кондиционирования, климат-контроля и/или других технологических процессов, являются основой для принятия решений об их внедрении, либо по их доработке, либо по отказу от их применения.

Заявляемый способ измерения и оценки загрязнения воздуха в салоне ТС при использовании в салоне технических средств, технологий, например, воздухоочистителей, салонных фильтров и технологических решений, позволяет производить наиболее объективную по сравнению с аналогами оценку технических характеристик технических систем, средств и технологий по всему спектру наиболее опасных вредных веществ, т.к. испытания по данному способу проводятся в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации ТС.

Способ применим для совершенствования конструкции и оптимизации режимов работы технических решений и технологий, предназначенных для обеспечения требований гигиенических параметров микроклимата в обитаемых отсеках и помещениях гражданского, бытового и промышленного назначения.

К числу основных преимуществ, т.е. технических результатов, достигаемых при реализации предлагаемого способа, следует отнести значительное увеличение точности измерения и оценки уровня загрязнения, воздуха вредными веществами серийно производимых салонов ТС, а также возможности проведения испытаний и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами салона перспективных ТС при применении в них различных перспективных технических и технологических решений, предназначенных для улучшения экологической безопасности ТС.

Данное предложение может найти широкое применение при совершенствовании экологических характеристик салонов ТС.

На основании изложенного можно утверждать:

1. Поставленные технические задачи решаются техническими средствами и могут быть использованы в предложенном виде в народном хозяйстве, следовательно, предложение соответствует критерию изобретения «промышленная применимость».

2. Предложение имеет отличия от известного способа работы, следовательно, соответствует критерию изобретения «новизна».

3. Предложение при выполнении приведенных и новых действий способа позволяет достичь новых, ранее неизвестных технических результатов, следовательно, соответствует критерию изобретения «изобретательский уровень».

1. Способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного транспортного средства, заключающийся в том, что

сначала салон транспортного средства (ТС) разгерметизируют, затем в воздухе салона и испытательного помещения устанавливают контролируемое средствами измерения одинаковое минимальное и безопасное содержание по меньшей мере одного контролируемого вредного вещества (ВВ) по величине ниже его нормативной предельно-допустимой концентрации (ПДК),

после чего салон ТС герметизируют,

затем в испытательном помещении увеличивают содержание по меньшей мере одного контролируемого ВВ до уровня, превышающего более чем в 1,5 (полтора) раза величину его ПДК, но не более 12 ПДК,

для чего в воздух испытательного помещения подают отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания и/или по меньшей мере один сжатый и/или сжиженный газ из баллона/баллонов,

при этом в период повышения загрязнения воздуха в испытательном помещении в зависимости от вида испытаний измеряют количественное и/или массовое содержание в воздухе по меньшей мере одного контролируемого ВВ как в испытательном помещении, так и в салоне ТС в точке/точках, или интервале/интервалах времени, и/или за задаваемый период времени проведения испытаний,

дополнительно по результатам проведенных измерений в период повышения загрязнения воздуха в испытательном помещении измеряют и оценивают уровень снижения загрязнения воздуха вредными веществами в салоне ТС с помощью одного или нескольких технических и/или технологических решений, при этом:

- при оценке уровня загрязнения воздуха в салоне результаты измерений

сравнивают с нормативной величиной ПДК по меньшей мере,одного ВВ и/или строят графики изменения загрязнения воздуха в салоне ТС в зависимости от времени проведения испытаний;

- а при оценке уровня загрязнения воздуха в салоне с помощью одного или

нескольких технических и/или технологических решений действия выполняют в два этапа,

на первом из которых измеряют и оценивают уровень загрязнения воздуха по меньшей мере одним контролируемым ВВ в салоне ТС и в испытательном помещении без применения одного или нескольких технических и/или технологических решений,

а на втором повторно измеряют и оценивают уровень загрязнения воздуха по меньшей мере одним контролируемым ВВ в салоне ТС и в испытательном помещении, но с применением одного или нескольких технических и/или технологических решений,

при этом по результатам проведенных на первом и втором этапах испытаний оценивают относительный уровень снижения загрязнения воздуха с помощью исследуемого/исследуемых решения/решений (К) и вычисляют по формуле:

К=100%(Со1/Co),

где Co и C1 - объемная концентрация, и/или массовое содержание, и/или интегральная величина объемного и/или массового содержания по меньшей мере одного ВВ в воздухе салона ТС и в испытательном помещении соответственно без применения (Co) и с применением (C1) одного или нескольких технических и/или технологических решений в точке/точках, или интервале/интервалах времени, или за период времени проведения испытания.

2. Способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС по п. 1, отличающийся тем, что измерение и оценку загрязнения воздуха в салоне ТС дополнительно производят по меньшей мере по одному из следующих наиболее опасных для человека вредных веществ: диоксид азота, оксид азота, озон, формальдегид, особо тонких твердых частиц, дисперсных частиц, диоксида углерода, оксида углерода, аммиака, диоксида серы, оксида серы, суммарных и/или отдельных летучих органических соединений, канцерогенных ВВ.

3. Способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС по п. 1, отличающийся тем, что для загрязнения воздуха в испытательное помещение дополнительно подают отработавшие газы различных типов источников продуктов сгорания топлива, в том числе дизелей, газотурбинных, роторных, других типов двигателей внутреннего или внешнего сгорания, газогенераторных установок или комбинаций перечисленных источников продуктов сгорания топлива, и/или из баллона/баллонов со сжатыми и сжиженными газами, и/или из систем пылеприготовления, и/или выделяющихся из применяемых материалов внутреннего интерьера салонов ТС.

4. Способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что дополнительно оценивают уровень загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС при применении технических решений, в том числе таких, как различные конструкции и модификации салонных фильтров, ионизаторов, озонаторов, автономных и стационарных воздухоочистителей, а также применяемых материалов внутреннего интерьера салонов ТС.

5. Способ измерения и оценки уровня загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что дополнительно оценивают уровень загрязнения воздуха вредными веществами в салоне неподвижного ТС при применении технологических решений, в том числе таких, как различные технологии герметизации кузовов салонов ТС, способы оптимизации режимов работы систем вентиляции, кондиционирования, климат-контроля, салонных фильтров, ионизаторов, озонаторов, автономных и стационарных воздухоочистителей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству (1) фильтрации, способному отделять и собирать пыль и частицы, производимые колодками тормозного узла, а также к применению этого устройства для отделения и сбора тормозной пыли. В корпусе (2) устройства предусмотрен первый отделяющий блок (10), имеющий фильтрующее воздух средство (6), которое обычно является кольцевым и ограничивает впускную зону (Z1), куда, например, тангенциально поступает воздух, и выпускную зону (Z2), сообщающуюся с выпуском (4) корпуса для удаления очищенного воздуха.

Заявлены самоходная горная машина, содержащая блок фильтрации воздуха, а также способ работы блока фильтрации воздуха самоходной горной машины. Техническим результатом является повышение качества фильтрации воздуха для самоходной горной машины.

Группа изобретений относится к соединительным устройствам для фиксации крышки воздушного фильтра автомобиля к корпусу фильтра. Группа изобретений касается соединительного устройства для фиксации крышки к корпусу воздушного фильтра автомобиля и к фильтрующему элементу, благодаря которому с помощью крышки можно закрыть вставное отверстие, предусмотренное в корпусе фильтра для фильтрующего элемента.

Изобретение относится к устройству для регенерации поглотителя запаха в системе HVAC моторного транспортного средства. Устройство включает узел воздуходувки регенерации, который присоединен между камерой нагревателя и трубой впуска свежего воздуха системы HVAC.

Изобретение относится к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Для определения производительности фильтрации воздушного фильтра пассажирского салона при отоплении, вентиляции и кондиционировании воздуха (HVAC) транспортного средства определяют концентрацию загрязняющих частиц в атмосфере снаружи транспортного средства, эффективность воздушного фильтра пассажирского салона и скорость воздушного потока HVAC.

Изобретение относится к системам очистки воздуха салона военно-гусеничных машин. Устройство для очистки воздуха содержит электродвигатель, ротор, направляющий аппарат, корпус, клапан забора воздуха и клапан выброса пыли.

Изобретение относится к устройствам для фильтрации воздуха. Фильтр содержит опору, корпус, содержащий боковую стенку вокруг полого центра, и вспомогательный фильтр, выполненный на опоре впритык к корпусу фильтра.

Изобретение относится к вентиляционным установкам автомобиля. Воздушный фильтр содержит несущий фильтрующий элемент (14) рамного элемента (16), который с помощью по меньшей мере одного приемного отверстия (22) с образованием разъемного соединения (18, 20) выполнен с возможностью соединения с направляющим элементом (24) на приемном канале (10) вентиляционной установки.

Изобретение относится к воздушному фильтру (10) для вентиляционной установки (14) автомобиля. Фильтр имеет плоскостную протяженность, вдоль которой воздушный фильтр (10) может быть задвинут поперечно направлению потока в сечение (12) потока вентиляционной установки (14), и расположенную вдоль его плоскостной протяженности фильтрующую среду (26), которая по меньшей мере на участках ограничена по меньшей мере одной стенкой (16) рамы.

Изобретение относится к фильтрующему элементу, в частности устройства для фильтрации газа, предпочтительно системы вентиляции транспортного средства. Фильтрующий элемент (1) имеет по меньшей мере одно фильтрующее тело (2) из фильтрующего материала (5), несущую конструкцию (3) для размещения соответствующего фильтрующего тела (2), и внутреннее пространство (4), которое закрыто в окружном направлении (6) несущей конструкцией (3) и по меньшей мере одним фильтрующим телом (2) и которое ограничено в осевом направлении несущей конструкцией (3).
Наверх