Механизм теплозащиты камеры ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетостроению и касается конструкции ракетного двигателя, работающего на сыпучем твердом топливе. Механизм теплозащиты камеры ракетного двигателя, содержащий набор экранирующих теплозащитных лент, расположенных у стенок в рабочей камере двигателя и перематываемых лентопротягивающим механизмом, расположенным на срезе сопла, при этом ленты введены в камеру двигателя через срез сопла, идут вдоль стенки сопла к днищу камеры сгорания, где установлены направляющие ролики, и далее идут к указанному лентопротягивающему механизму. Изобретение обеспечивает уменьшение мощности, затрачиваемой на перемотку ленты, а также повышение надежности работы механизма теплозащиты. 3 ил.

 

Изобретение относится к ракетостроению и касается конструкции ракетного двигателя, работающего на твердом топливе.

Ракетный двигатель является простейшим из тепловых двигателей по конструкции. Однако поскольку ракетному двигателю приходится работать за пределами атмосферы, то возникает проблема охлаждения его рабочей камеры, контактирующей с высокотемпературными продуктами сгорания, т.к. при отсутствии атмосферы некуда сбрасывать тепло. Воздушный радиатор применить нельзя, а лучистый радиатор имеет недостаточную мощность. В жидкостном ракетном двигателе эта проблема решается путем прокачивания жидкого топлива через рубашку охлаждения, выполненную в стенках рабочей камеры. Однако в ракетных двигателях, работающих на твердом топливе такой механизм охлаждения стенок применить нельзя. Твердое топливо обычно помещается целиком в камере сгорания (КС) и, будучи герметично скрепленным со стенками КС защищает стенки КС от высокотемпературной среды в верхней части КС. Однако сопло, и особенно зона критического сечения сопла, где температура газов наиболее высокая и имеется высокая скорость течения, интенсифицирующая теплоотдачу, не могут быть экранированы топливом. В этих участках рабочей камеры приходится применять теплозащиту в виде специального покрытия, которое не дает полезной энергии, а наоборот поглощает ее, расходуя тепло на химическое разложение. Этот процесс называется абляцией.

Однако слой аблирующего теплозащитного покрытия, который можно разместить в проточной части камеры, ограничен по толщине. Причем, в процессе его выгорания увеличивается сечение проточной части сопла. Особенно неприемлемым является так называемый разгар сопла в критическом сечении, что существенным образом изменяет параметры горения и тягу. Кроме того имеет место неравномерность распределения скорости выгорания аблирующего слоя по поверхности. Причем эта неравномерность часто непредсказуемая, что вызывает соответствующую непредсказуемость профиля тяги двигателя и надежность выполнении полетного задания.

Проблема повышения стабильности тяги ракетного двигателя решается путем выполнения теплозащиты в виде лент, покрывающих внутреннюю поверхность рабочей камеры двигателя и перематываемых с помощью механизма, установленного на срезе сопла (см. например патент US 3134223, 1964, 5 с., столбец 2 строки 1-73 - столбец 3 строки 1-2, фиг. 1). При этом в данном известном решении весь запас теплозащитного материала в виде рулонов лент помещается внутри камеры сгорания, что ограничивает возможное время работы двигателя. Кроме того, это увеличивает габаритные размеры камеры сгорания, а следовательно и массу ракетного двигателя.

Целью изобретения является увеличение ресурса времени работы двигателя и снижение удельной массы конструкции двигателя.

Предлагается механизм теплозащиты рабочей камеры ракетного двигателя, содержащий набор экранирующих теплозащитных лент, расположенных у стенок в рабочей камере двигателя и перематываемых лентопротягивающим механизмом, расположенным на срезе сопла. Цель изобретения достигается тем, что ленты введены в камеру двигателя через срез сопла, идут вдоль стенки сопла к днищу камеры сгорания, где установлены направляющие ролики, и далее идут к лентопротягивающему механизму, образуя двухслойное экранирование стенок рабочей камеры. При этом ввод и вывод лент осуществляется через выходное отверстие сопла, чем обеспечивается возможность неограниченного увеличения запаса теплозащитного материала. Таким образом увеличивается ресурс времени работы двигателя без увеличения размеров и массы рабочей камеры.

Механизм теплозащиты камеры ракетного двигателя, содержащий набор экранирующих теплозащитных лент, расположенных у стенок в рабочей камере двигателя и перематываемых лентопротягивающим механизмом, расположенным на срезе сопла, отличающийся тем, что ленты введены в камеру двигателя через срез сопла, идут вдоль стенки сопла к днищу камеры сгорания, где установлены направляющие ролики, и далее идут к указанному лентопротягивающему механизму.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции ракетных двигателей баллистических ракет и ракет-носителей, работающих на твердом дисперсном сыпучем топливе. Ракетный двигатель на сыпучем топливе, содержащий корпус, сопло, твердое топливо, снабжен топливным бункером расходуемой конструкции, днище которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно обечайки бункера, а также содержащий закрепленные на днище камеру сгорания с соплом и шлюзовый механизм питания, при этом блок камеры сгорания, сопла и шлюзового механизма питания соединены с днищем топливного бункера посредством подшипника, установленного соосно с осью тяги сопла, а обечайка бункера выполнена в виде ленточной обмотки, охватывающей массив сыпучего топлива, причем нижний конец ленты указанной обмотки пропущен через уплотнительное устройство в полость камеры сгорания и далее - через сопло, к механизму протяжки и обрезания ленты, установленному на срезе сопла.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к ракетным двигателям малой тяги, работающим в непрерывных и импульсных режимах на несамовоспламеняющихся газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе. Воспламенительное устройство для ракетных двигателей малой тяги состоит из агрегата зажигания и электроискровой свечи поверхностного разряда, корпуса воспламенительного устройства с форсуночными элементами подачи горючего и газообразного окислителя, электроклапана горючего, электропневмоклапана окислителя.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к способу стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата и может быть использовано в современных авиационных двигателях с высокоскоростным воздушным потоком для улучшения эмиссионных характеристик и расширения диапазона устойчивой работы камеры сгорания, в том числе для улучшения высотного запуска двигателя.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) из композиционных материалов. В способе герметизации корпуса РДТТ, выполненного из композиционного материала, содержащего переднее и заднее днища и силовую оболочку в виде кокона, выполненного методом непрерывной намотки, намотанную оболочку второго кокона и плоские кабели бортовой кабельной сети, установленные в межкоконное пространство, корпус двигателя устанавливается в вертикальное положение и опирается задним днищем на технологическую оснастку, образуя с ней герметичный стык, далее производится откачка воздуха из замкнутого объема, образованного задним днищем двигателя и технологической оснасткой с обеспечением перепада давлений между передним и задним днищами двигателя, а со стороны переднего днища двигателя производится заполнение клеем-компаундом полостей межкоконного пространства между плоскими кабелями и полостей по местам установки кабелей, после этого выполняется герметизация путем нанесения герметика на переднее днище, включая места входа плоских кабелей.

Изобретение относится к ракетной технике. Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании ракет-носителей сверхтяжелого класса (РН СТК). Предлагается способ работы двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в котором обеспечивают штатное функционирование шести жидкостных ракетных двигателей с резервированием в полете на режиме тяги 80% от номинального режима каждого двигателя, а в случае отказа одного из двигателей обеспечивают работу двигательной установки за счет перевода оставшихся двигателей на режим номинальной тяги.

Способ защиты газогенератора турбореактивного двухконтурного двигателя от попадания частиц пыли предназначен для применения в авиационной технике, работающей в условиях загрязненного воздуха мелкими частицами. Данный способ заключается в том, что частицы пыли, попавшие в двигатель, отбрасываются под действием центробежных сил, возникающих вследствие специально организованной закрутки потока, на периферию потока воздуха и попадают в канал наружного контура двигателя.

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Технический результат заключается в повышении достоверности оценки параметров ЖРД во время огневых испытаний.

Изобретение относится к ионным ракетным двигателям. Предложеный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Изобретение относится к конструкции ракетных двигателей баллистических ракет и ракет-носителей, работающих на твердом дисперсном сыпучем топливе. Ракетный двигатель на сыпучем топливе, содержащий корпус, сопло, твердое топливо, снабжен топливным бункером расходуемой конструкции, днище которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно обечайки бункера, а также содержащий закрепленные на днище камеру сгорания с соплом и шлюзовый механизм питания, при этом блок камеры сгорания, сопла и шлюзового механизма питания соединены с днищем топливного бункера посредством подшипника, установленного соосно с осью тяги сопла, а обечайка бункера выполнена в виде ленточной обмотки, охватывающей массив сыпучего топлива, причем нижний конец ленты указанной обмотки пропущен через уплотнительное устройство в полость камеры сгорания и далее - через сопло, к механизму протяжки и обрезания ленты, установленному на срезе сопла.
Наверх