Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа

Изобретение относится к области машиностроения для газотурбинных технологий. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа, содержащей внешнюю обшивку, внутреннюю обшивку и теплоизоляцию между ними, при этом обшивки соединены шпильками, имеющими сварочные швы с внешней обшивкой, по меньшей мере, один прижимной швеллер или прижимной уголок, и крепеж шпильки на внутренней обшивке. Прижимной швеллер расположен в стыке между двумя внутренними обшивками. Прижимной уголок расположен в стыке между двумя внутренними обшивками. Между внешней и внутренней обшивками установлена теплоизоляция. Толщина теплоизоляции выполнена из условия: δиз=(0,05÷0,15) В, где δиз - толщина теплоизоляции; В - внутренняя ширина блока. Прижимные швеллеры содержат по линейному участку и два отгиба. Прижимные уголки содержат по линейному участку и отгибу. Соединение шпильки имеет внутреннюю гайку. Крепеж шпильки может иметь опорную шайбу. Крепеж шпильки имеет прижимную шайбу. Крепеж шпильки имеет прижимную гайку. Изобретение обеспечивает температурные компенсации и уменьшение теплопередачи между обшивками. 10 з.п. ф-лы, 14 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения для газотурбинных технологий и может быть использовано при создании новых и реконструкции действующих установок и машинных комплексов, где в качестве силового привода применяются ГТД - газотурбинные двигатели авиационного или другого типа, например, газоперекачивающих агрегатов (ГПА) компрессорных станций на магистральных газопроводах.

Известно воздухоочистительное устройство в системах воздухообеспечения газотурбинных двигателей привода ГПА, содержащее сгруппированные в блоки и закрепленные на внешних гранях несущего корпуса перпендикулярно ему в несколько ярусов фильтры первой ступени, состоящие из мультициклонов, приемных камер и пылесборников; блоки воздушных фильтров второй ступени, размещенные внутри корпуса; средство защиты фильтров от прямого попадания атмосферных осадков в виде козырька; систему предупреждения обледенения, а также систему удаления пыли, накапливающейся в пылесборниках фильтров (В. Будусов и др. "Высокоэффективные воздухоочистительные устройства для ГТУ", ж-л «Газотурбинные технологии», №4, 2000 г., с. 39).

Недостатком известного воздухоочистительного устройства является то, что проточная часть имеет призматическую форму, которая при практически равномерном поступлении воздуха в проточную часть по ее высоте не обеспечивает оптимальных аэродинамических характеристик проточной части. Кроме того, известное воздухоочистительное устройство имеет большие габариты и массу, обуславливающие высокую трудоемкость и стоимость изготовления, затраты на транспортировку к месту применения, материалоемкость, трудоемкость и стоимость строительства опорных конструкций, фундаментов под них и стоимость монтажа.

Защита фильтров от атмосферных осадков с помощью козырьков при работе их в потоке забираемого воздуха или просто при ветре является малоэффективной, так как скорость потока зависит от количества воздуха, проходящего через площадь сечения воздухозабора. Это отрицательно сказывается на долговечности фильтрующих элементов, увеличивает склонность к обледенению элементов проточной части устройства.

Система предупреждения обледенения известного воздухоочистительного устройства в силу своей разветвленности и условий работы в неорганизованном воздушном потоке для обеспечения выполнения своих функций требует значительного количества горячего воздуха, отбираемого от компрессора газотурбинного двигателя, что заметно сказывается на его КПД, а следовательно, на экономичности работы ГПА.

Известно воздухоочистительное устройство по патенту РФ на изобретение №2263806, МПК F02C 7/052, опубл. 10.11.2005 г.

Это воздухоочистительное устройство содержит сгруппированные в модули и закрепленные в верхнем модуле блоки воздушных фильтров, средство защиты воздушных фильтров от прямого попадания атмосферных осадков, в виде защитного колпака шатрового типа,

Недостатки:

- нетехнологичность конструкции,

- большой вес и металлоемкость из-за большой толщины листов,

- наличие шумоглушителя в газовоздушном тракте, детали которого при разрушении попадают на вход в ГТД (газотурбинный двигатель) и разрушают вентилятор.

Известно воздухоочистительное устройство, содержащее внешнюю обшивку, внутреннюю обшивку, теплоизоляцию соединение внутренних обшивок через перпендикулярно отогнутые края по патенту РФ на изобретение №2727735, МПК F02C 7/052, опубл. 23.07.2020 г., прототип.

Недостатки:

Отсутствие компенсации температурных напряжений и уменьшение теплопередачи между обшивками.

Задачи создания изобретения: обеспечение температурных компенсаций и уменьшение теплопередачи между обшивками.

Достигнутые технические результаты: обеспечение температурных компенсаций и уменьшение теплопередачи между обшивками.

Решение указанных задач достигнуто в элементе усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа, содержащей внешнюю обшивку, внутреннюю обшивку и теплоизоляцию между ними, тем, что обшивки соединены шпильками, имеющими сварочные швы с внешней обшивкой, по меньшей мере, один прижимной швеллер или прижимной уголок, и крепеж шпильки на внутренней обшивке.

Прижимной швеллер может быть расположен в стыке между двумя внутренними обшивками.

Прижимной уголок может быть расположен в стыке между двумя внутренними обшивками.

Между внешней и внутренней обшивками может быть установлена теплоизоляция.

Толщина теплоизоляции может быть выполнена из условия:

δиз = (0,05÷0,15) В,

где δиз - толщина теплоизоляции,

В - внутренняя ширина блока.

Прижимные швеллеры могут содержать по линейному участку и два отгиба. Прижимные уголки могут содержать по линейному участку и отгибу. Соединение шпильки может иметь внутреннюю гайку. Крепеж шпильки может иметь опорную шайбу. Крепеж шпильки может иметь прижимную шайбу. Крепеж шпильки может иметь прижимную гайку.

Изобретение поясняется чертежами (фиг. 1 … 14), где;

- на фиг. 1 приведен общий вид блока системы выхлопа,

- на фиг. 2 - крепежное устройство, первый вариант,

- на фиг. 3 - крепежное устройство, второй вариант,

- на фиг. 4 - крепежное устройство, третий вариант

- на фиг. 5 - крепежное устройство, четвертый вариант

- на фиг. 6 - крепежное устройство, пятый вариант

- на фиг. 7 - крепежное устройство, шестой вариант

- на фиг. 8 - крепежное устройство, седьмой вариант

- на фиг. 9 - крепежное устройство, восьмой вариант

- на фиг. 10 - крепежное устройство, девятый вариант

- на фиг. 11- крепежное устройство, десятый вариант,

- на фиг. 12 - шпилька в сборе,

- на фиг. 13 - вид А, первый вариант,

- на фиг. 14 - вид А, второй вариант.

В описании приняты следующие условные обозначения:

блок 1,

внешняя обшивка 2,

внутренняя обшивка 3,

теплоизоляция 4,

шпилька 5,

сварочный шов 6,

прижимной швеллер 7,

прижимной уголок 8,

линейный участок 9,

отгиб 10,

крепеж 11,

внутренняя гайка 12,

опорная шайба 13,

прижимная шайба 14.

прижимная гайка 15.

Dш - диаметр шпильки,

D1 - диаметр отверстия прижимной шайбы,

D2 - диаметр отверстия прижимного швеллера или прижимного уголка,

D3 - диаметр отверстия внутренней обшивки,

D4 - диаметр отверстия опорной шайбы.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 1 … 14.

Выхлопное устройство газоперекачивающего агрегата (фиг. 1) содержит несколько блоков 1, содержащих внешнюю обшивку 2 и внутреннюю обшивку 3 с теплоизоляцией 4 между ними и шпильки 5, соединяющие их.

Устройство содержит сварочный шов 6 для присоединения к шпилькам 5 внешней обшивки 2. Соединение осей шпилек OO должно быть строго перпендикулярным.

На внутренней обшивке 3 установлен, по меньшей мере, один прижимной швеллер 7 или один прижимной уголок 8.

Прижимной швеллер 7 содержит линейный участок 9 и два отгиба 10.

Прижимной уголок 8 содержит линейный участок 9 и отгиб 10.

Соединение шпилек 5 к внутренней стенке 3 выполнено крепежом 11.

Крепеж 11 внутренней обшивки 3 к внешней обшивке 2 для газоперекачивающих агрегатов выполнен отдельно стоящими шпильками 5.

Крепеж 11 может содержать внутреннюю гайку 12, опорную шайбу 13, прижимную шайбу 14 и прижимную гайку 15 в любом их сочетании (фиг. 6 … 14).

Они позволяют удерживать внутреннюю обшивку 3 в плоскости стенок при работе ГПА, исключая тем самым передачу усилия, возникающего при температурном расширении внешней обшивки 2, и дополнительно уменьшить теплопередачу между стенками.

На фиг. 12 показана шпилька 5 в сборе с прижимным швеллером 7 или прижимным уголком 8, опорной шайбой13, прижимной шайбой 14 и прижимной гайкой 15.

На фиг. 13 и 14 показан вид двух вариантов по А.

Обязательно соблюдение следующих условий по диаметрам отверстий и диаметру шпильки:

D1 - Dш=0,1÷4,0 мм

D2 - Dш=0,1÷4,0 мм

D3 - Dш=0,1÷4,0 мм,

D4 - Dш=0,1÷4,0 мм

где:

Dш - диаметр шпильки,

D1 - диаметр отверстия прижимной шайбы,

D2 - диаметр отверстия прижимного швеллера шайбы или прижимного уголка,

D3 - диаметр отверстия внутренней обшивки,

D4 - диаметр отверстия опорной шайбы.

Ориентировочные габариты деталей устройства:

длина прижимного швеллера (или прижимного уголка) 50÷500 мм,

высота отгиба 10÷50 мм,

диаметры или ширина шайб 20÷100 мм,

толщина шайб 1÷10 мм,

угол установки оси ОО шпильки 5 к внешней обшивке 2 90°±2°.

Угол установки оси шпильки 5 к внешней обшивке 2 следует строго выдерживать, в противном случае сборкам устройства будет невозможной.

РАБОТА ЭЛЕМЕНТА УСИЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ОБШИВКИ БЛОКА СИСТЕМЫ ВЫХЛОПА

При включении ГПА ГТД привода (на фиг. 1-14 не показан), воздух поступает в ГТД из атмосферы и после сгорания и срабатывания на турбинах (на фиг. 1-14 не показаны) воздух проходит мимо элементов внутренней обшивки без потерь давления в выхлопном устройстве.

Наличие одного или двух отгибов 10 небольшой высоты, установленных вдоль потока выхлопных газов, и двух прижимных гаек 15 вносит незначительные аэродинамические потери в выхлопном устройстве (менее 1%).

Наличие элементов усиления предотвращает деформацию внутренней обшивки 3 при применении для нее очень тонких стенок и упрощает ремонт выхлопного устройства.

Применение изобретения позволило:

- уменьшить температурные деформации стенок ГПА при запуске, останове и изменении режима работы ГПА,

- уменьшить аэродинамические потери в тракте выхлопного устройства ГПА,

- уменьшить теплопередачу между стенками при запуске ГПА,

- упростить сборку и ремонт выхлопного устройства,

- уменьшить вес и металлоемкость выхлопного устройства при сохранении его прочности от воздействия внешних нагрузок.

1. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа, содержащей внешнюю обшивку, внутреннюю обшивку и теплоизоляцию между ними, отличающийся тем, что обшивки соединены шпильками, имеющими сварочные швы с внешней обшивкой, по меньшей мере, один прижимной швеллер или прижимной уголок, и крепеж шпильки на внутренней обшивке.

2. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что прижимной швеллер расположен в стыке между двумя внутренними обшивками.

3. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что прижимной уголок расположен в стыке между двумя внутренними обшивками.

4. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что между внешней и внутренней обшивками установлена теплоизоляция.

5. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 2, отличающийся тем, что толщина теплоизоляции выполнена из условия:

δиз=(0,05÷0,15) В,

где δиз - толщина теплоизоляции,

В - внутренняя ширина блока.

6. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что прижимные швеллеры содержат по линейному участку и два отгиба.

7. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что прижимные уголки содержат по линейному участку и отгибу.

8. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что соединение шпильки имеет внутреннюю гайку.

9. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что крепеж шпильки имеет опорную шайбу.

10. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что крепеж шпильки имеет прижимную шайбу.

11. Элемент усиления внутренней обшивки блока системы выхлопа по п. 1, отличающийся тем, что крепеж шпильки имеет прижимную гайку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области турбо- и авиадвигателестроения, а именно к устройствам соединения наружных и внутренних корпусов турбомашины. Устройство для соединения внутреннего и наружного корпусов 1 и 2 турбомашины содержит тяги 3, концы которых шарнирно соединены с соответствующими кронштейнами 5 корпуса 2 и кронштейнами 4 корпуса 1, а также промежуточный кольцевой элемент 9.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к газотурбинным двигателям (ГТД), преимущественно к элементам соединения сопловых аппаратов турбины с камерами сгорания. В узле соединения соплового аппарата турбины высокого давления с концевой частью жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащего наружный и внутренний кольцевые промежуточные элементы, со стороны торцов которых, обращенных к концевой части жаровой трубы, выполнено по кольцевой канавке, в которые заведены концевые участки наружного и внутреннего кольца жаровой трубы, согласно настоящему изобретению, каждый из кольцевых промежуточных элементов выполнен в виде набранных в окружном направлении идентичных деталей, причем каждая из идентичных деталей наружного кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей наружной полкой сопловой лопатки, а каждая из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей внутренней полкой сопловой лопатки, при этом со стороны торца наружного кольцевого промежуточного элемента, обращенного к наружной полке сопловой лопатки, выполнена кольцевая канавка, в которую заведены с осевым зазором выступы, каждый из которых выполнен на торце наружной полки сопловой лопатки, до контакта торцов наружного и внутреннего выступов наружного кольцевого промежуточного элемента, образующих кольцевую канавку, с торцами наружных полок сопловых лопаток, при этом в наружном выступе каждой из идентичных деталей и в выступе наружной полки сопловой лопатки выполнено по соосному отверстию под штифт, над которыми в наружном кольце соплового аппарата со стороны его торца, обращенного к жаровой трубе, выполнено по продольному пазу, в каждом из которых установлена с осевым зазором верхняя часть штифта, причем между торцом нижней части штифта и наружной поверхностью внутреннего выступа наружного кольцевого промежуточного элемента образован зазор, причем на каждом из штифтов, между внутренней поверхностью продольного паза и наружной поверхностью наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента выполнены два бурта, диаметр наружного из которых больше чем ширина продольного паза, а внутреннего - чем диаметр отверстия под штифт, при этом внутренняя поверхность внутреннего бурта и наружная поверхность наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента сопряжены, а между наружным буртом и наружным кольцом соплового аппарата выполнен радиальный зазор, кроме того со стороны внутренней поверхности каждой из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента и соответствующей ей внутренней полки сопловой лопатки выполнены радиальные выступы, контактирующие по близлежащим поверхностям и зафиксированные относительно друг друга посредством резьбового соединения, при этом на упомянутых близлежащих поверхностях радиальных выступов идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента выполнены осевые выступы в виде кольцевых сегментов, заведенные с осевым зазором в соответствующие им пазы, выполненные в радиальных выступах внутренних полок сопловых лопаток.

Настоящее изобретение в целом относится к фланцевому компоненту для газотурбинного двигателя и относится к фланцевому компоненту с резьбовыми отверстиями со сниженным напряжением для узла сопряжения фланцевых компонентов. Фланцевый компонент (70) для газотурбинного двигателя (100) содержит корпус (79) фланца с сопрягаемой поверхностью (71) фланца и множеством резьбовых компонентов.

Изобретение относится к области турбо и авиадвигателестроения. Устройство для соединения внутреннего (2) и наружного (1) корпусов турбомашины содержит механизмы соединения корпусов, каждый из которых включает кронштейны (3) с проушинами (4), жестко закрепленные на наружном корпусе, кронштейны (5), жестко закрепленные на внутреннем корпусе, тяги (8), одним концом шарнирно закрепленные в проушинах кронштейнов наружного корпуса.

Изобретение относится к применению ауксетического материала (М) или ауксетических структур турбонагнетателя, работающего на отработавших газах, с валом (2) и, по меньшей мере, одним, расположенным на вале рабочим колесом (V) нагнетателя и турбинным колесом (Т), а также с корпусом (3), в котором расположены вал (2), рабочее колесо (V) нагнетателя и турбинное колесо (Т), причем, по меньшей мере, часть корпуса (3) состоит из ауксетического материала (М) с отрицательным коэффициентом Пуассона.

Изобретение относится к области турбо- и авиадвигателестроения, а именно к устройствам опор турбин. Изобретение позволяет исключить возможность чрезмерной стяжки упругих элементов с возможностью контроля натяжения спиц по моменту затяжки регулировочной гайки на ключе при сборке, а также повысить удобство сборки и надежности узла и турбомашины в целом.

Настоящее изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к конструкциям силовых корпусов ГТД, воспринимающих действие нагрузок, создающих как самим двигателем (действия веса, силы тяги, силы от срабатывания реверса, крутящего момента), так и получаемых в процессе полета самолета (от воздействия перегрузок, кренов, тангажей и вибраций), которые не должны вызывать при этом значительных деформаций корпуса, способных нарушить работоспособность двигателя.

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, в частности к газотурбинным двигателям, содержащим свободную турбину, один из опорных подшипников которой вынесен в редуктор. Объектом изобретения является газотурбинный двигатель, содержащий картер, в котором расположены газогенератор и свободная турбина, установленная на силовом валу.

Изобретение относится к области авиационного машиностроения, а конкретно к системам крепления вспомогательного оборудования к газотурбинному двигателю летательного аппарата. Система крепления вспомогательного оборудования к газотурбинному двигателю летательного аппарата содержит пилон, имеющий силовую балку, закрепленный на ней обтекатель и механически связанные с ней средства крепления пилона к корпусу летательного аппарата.

Выхлопной кожух для отработавшего газа газотурбинного двигателя содержит кольцевые внутренний и внешний корпуса, соединенные посредством множества радиальных стоек, чтобы образовать между ними кольцевой канал для отработавшего газа. Внутренний и/или внешний корпус состоит из множества сегментов, прикрепленных к опорной конструкции.
Наверх