Стенд для измерения аэродинамических сил и моментов

Изобретение относится к измерительной технике, применяемой в аэродинамическом эксперименте, и предназначено для измерения сил и моментов, действующих на модели объектов, находящихся в потоке воздуха аэродинамической трубы, например модели объектов авиационной техники. Стенд включает динамометрическую платформу, предназначенную для закрепления модели объекта посредством измерительных элементов на неподвижную опорную платформу, с возможностью перемещений динамометрической платформы по трем ортогональным осям. При этом платформа выполнена с возможностью размещения на ней элементов конструкции планера объекта авиационной техники. Кроме того, каждый измерительный элемент содержит тензометрический датчик балочного типа, соединенный с тягой круглого сечения, ось которой сонаправлена с направлением действия измеряемой силы. Для измерения продольной силы установлен один измерительный элемент, ось тяги которого совпадает с осью симметрии динамометрической платформы. Для измерения поперечной силы установлена пара измерительных элементов по краям динамометрической платформы, оси тяг которых размещены на равной высоте от неподвижной опорной платформы. Для измерения нормальной силы и момента крена установлены три измерительных элемента, оси тяг которых перпендикулярны оси симметрии динамометрической платформы, при этом один из трех измерительных элементов размещен у переднего края динамометрической платформы, а его ось тяги расположена в плоскости вертикальной симметрии динамометрической платформы, два других измерительных элемента размещены у заднего края динамометрической платформы на одинаковом расстоянии от плоскости вертикальной симметрии динамометрической платформы. Технический результат заключается в повышении точности измерения составляющих векторов аэродинамической силы. 3 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике, применяемой в аэродинамическом эксперименте, и предназначено для измерения сил и моментов, действующих на модели объектов, находящихся в потоке воздуха аэродинамической трубы, например модели объектов авиационной техники.

При испытаниях модели объекта, находящейся в потоке воздуха аэродинамической трубы, или ее составной части для определения воздействующей на модель или ее часть суммарной аэродинамической силы определяют ее составляющие по трем ортогональным осям, а также аэродинамические моменты вокруг этих осей. Все эти величины являются важными характеристиками аэродинамических свойств исследуемой модели объекта.

Известен стенд для измерения вертикальной нагрузки, воздействующей на объект авиационной техники (патент на полезную модель РФ №127464, МПК8 G01M 9/06, опубликовано 27.04.2013, Бюл. №12). Стенд содержит динамометрическую платформу с закрепленным на ней объектом, установленную на неподвижную опорную раму посредством четырех гибких стоек, например, жестко закрепленных с платформой и рамой пластин. Гибкие стойки обеспечивают возможность перемещения динамометрической платформы по трем ортогональным осям. Каждая стойка включает средний жесткий участок, на котором установлены трехкомпонентные пьезоэлектрические датчики виброускорений со встроенными усилителями напряжения. Такая стойка может быть выполнена в виде пластины с двумя гибкими участками, каждый из которых сопряжен с жесткими участками. Одна из трех ортогональных измерительных осей каждого датчика направлена вдоль гибкой стойки. Усилители напряжения через кабели подключены к источникам питания. Источники питания через кабели подсоединены к регистратору-анализатору сигналов напряжения.

При испытании объекта авиационной техники виброускорения поперечных колебаний гибких пластин регистрируются датчиками виброускорений. Собственная частота поперечных колебаний каждой гибкой пластины изменяется в зависимости от приложенной к ней вертикальной силы, совпадающей с ее осью. До или после испытаний выполняется расчет собственных частот поперечных колебаний гибкой пластины в зависимости от приложенной к ней вдоль ее оси вертикальной нагрузки. Для экспериментально зарегистрированных частот собственных поперечных колебаний гибкой пластины по расчетным зависимостям определяют значения величины вертикальной нагрузки, действующей на гибкую стойку. По алгебраической сумме вертикальных нагрузок, действующих на каждую гибкую стойку, определяется равнодействующая вертикальная нагрузка (сила), действующая на объект авиационной техники. Кроме того, по равнодействующей вертикальной силе можно вычислить момент тангажа относительно выбранной в пространстве точки, в качестве которой может рассматриваться центр масс объекта авиационной техники.

Стенд компактен и конструктивно прост, однако не позволяет измерить усилия, действующие вдоль осей, направленных в продольном и поперечном направлениях к объекту, и определить по ним момент рысканья и момент тангажа.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является стенд для измерения нагрузок, воздействующих на объект авиационной техники (патент на изобретение РФ №2651627, МПК8 G01M 9/06, опубликовано 23.04.2018, Бюл. №12). Стенд включает динамометрическую платформу, предназначенную для закрепления объекта, установленную посредством, по меньшей мере, четырех пластин переменной жесткости на неподвижную опорную платформу с возможностью перемещения динамометрической платформы по трем ортогональным осям, причем каждая пластина выполнена с гибким участком, сопряженным с жесткими участками, и снабжена элементом измерения нагрузки. Стенд дополнительно содержит датчик, регистрирующий продольные перемещения динамометрической платформы и предназначенный для измерения продольной нагрузки. Элемент измерения нагрузки выполнен в виде двух пар одинаковых тензорезисторных датчиков, предназначенных для измерения вертикальных и поперечных нагрузок, установленных на хотя бы одном гибком участке каждой пластины на одном уровне относительно неподвижной опорной платформы, датчики каждой пары установлены на противоположных широких сторонах пластины, причем вертикальные оси симметрии чувствительных элементов датчиков одной пары ориентированы вдоль вертикальной оси симметрии широкой стороны пластины, а вертикальные оси симметрии чувствительных элементов датчиков другой пары параллельны ей.

Применение данного стенда позволяет при аэродинамических испытаниях определять вертикальную, продольную и поперечную составляющие векторов аэродинамической силы, а так же моменты крена, рысканья и тангажа, действующие на исследуемый объект.

Существенными недостатками данного стенда для измерения нагрузок, воздействующих на объект авиационной техники, являются невысокая точность и большая погрешность измерения составляющих векторов аэродинамической силы, особенно поперечной составляющей, что обусловлено высокой жесткостью в данном направлении широкой стороны каждой из четырех пластин, используемых для крепления динамометрической платформы с неподвижной опорной платформой.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение точности измерения составляющих векторов аэродинамической силы, воздействующей на модель объекта, находящуюся в потоке воздуха аэродинамической трубы.

Задача решается за счет того, что в стенде для измерения аэродинамических сил и моментов, воздействующих на модель объекта авиационной техники, включающем динамометрическую платформу, предназначенную для закрепления модели объекта посредством измерительных элементов на неподвижную опорную платформу, с возможностью перемещений динамометрической платформы по трем ортогональным осям, динамометрическая платформа выполнена с возможностью размещения на ней элементов конструкции планера объекта авиационной техники. Кроме того, каждый измерительный элемент содержит тензометрический датчик балочного типа, соединенный с тягой круглого сечения, ось которой сонаправлена с направлением действия измеряемой силы. Для измерения продольной силы установлен один измерительный элемент, ось тяги которого совпадает с осью симметрии динамометрической платформы. Для измерения поперечной силы установлена пара измерительных элементов по краям динамометрической платформы, оси тяг которых размещены на равной высоте от неподвижной опорной платформы. Для измерения нормальной силы и момента крена установлены три измерительных элемента, оси тяг которых перпендикулярны оси симметрии динамометрической платформы, при этом один из трех измерительных элементов размещен у переднего края динамометрической платформы, а его ось тяги расположена в плоскости вертикальной симметрии динамометрической платформы, два других измерительных элемента размещены у заднего края динамометрической платформы на одинаковом расстоянии от плоскости вертикальной симметрии динамометрической платформы.

Изобретение поясняется графическими материалами, где:

- на фиг. 1 изображен в аксонометрической проекции стенд для измерения аэродинамических сил и моментов с закрепленной на динамометрической платформе моделью объекта авиационной техники;

- на фиг. 2 изображен в аксонометрической проекции стенд, указанный на фиг. 1, со схемой расположения измерительных элементов относительно динамометрической платформы;

- на фиг. 3 изображен измерительный элемент.

Стенд для измерения аэродинамических сил и моментов, воздействующих на исследуемую модель объекта 1, например, модель объекта авиационной техники (фиг. 1), содержит динамометрическую платформу 2 с закрепленной на ней моделью объекта 1 и неподвижную опорную платформу 3. Динамометрическая платформа 2 выполнена с возможностью размещения на ней элементов конструкции планера 4 модели объекта авиационной техники, предназначенных для крепления модели объекта 1 на динамометрической платформе 2. Динамометрическая платформа 2 и неподвижная опорная платформа 3 соединены между собой посредством шести измерительных элементов 5, 6, 7, 8, 9, 10, каждый из которых состоит из тензометрического датчика балочного типа 11 и тяги 12 круглого сечения (фиг. 3), которые обеспечивают возможность перемещения динамометрической платформы 2 по трем ортогональным осям, причем ее поверхность остается практически параллельной горизонтальной плоскости неподвижной опорной платформы 3. Неподвижная опорная платформа 3 жестко связана с корпусом аэродинамической трубы (не показано) посредством стоек 13. Измерительный элемент 7, предназначенный для измерения продольной силы Fx, установлен таким образом, что его ось тяги 14 совпадает с осью симметрии 15 динамометрической платформы 2. Измерительные элементы 5 и 10, предназначенные для измерения поперечной силы Fz, установлены по краям динамометрической платформы 2, а их оси тяг размещены на равной высоте от неподвижной опорной платформы 3. Измерительные элементы 6, 8 и 9 предназначены для измерения нормальной силы Fy и момента крена Мх. Измерительный элемент 6 размещен у переднего края динамометрической платформы 2, при этом его ось тяги расположена в плоскости вертикальной симметрии 16 динамометрической платформы 2 и перпендикулярна ее оси симметрии 15, а измерительные элементы 8 и 9 размещены у заднего края динамометрической платформы 2 на одинаковом расстоянии от плоскости вертикальной симметрии 16 с одной и другой стороны.

Стенд для измерения аэродинамических сил и моментов работает следующим образом.

Перед проведением эксперимента модель объекта 1 закрепляется на динамометрической платформе 2 посредством элементов конструкции планера 4. Динамометрическая платформа 2 соединяется с неподвижной опорной платформой 3, жестко связанной с корпусом аэродинамической трубы стойками 13, посредством предварительно закрепленных на ней шести измерительных элементов 5, 6, 7, 8, 9, 10, каждый из которых состоит из тензометрического датчика балочного типа 11 и тяги 12 круглого сечения. Далее осуществляется тарировка аэродинамического стенда по трем направлениям с использованием контрольных нагрузок.

В ходе проведения эксперимента модель объекта 1 обтекается в аэродинамической трубе потоком воздуха, имитирующим полетные условия, и перемещается вместе с элементами конструкции планера 4 и динамометрической платформой 2, связанной с неподвижной опорной платформой 3 измерительными элементами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Жесткое закрепление измерительных элементов 5, 6, 7, 8, 9, 10 к динамометрической платформе 2 и неподвижной опорной платформе 3 допускает перемещение динамометрической платформы 2 в продольном, вертикальном и поперечном направлениях, причем ее поверхность остается практически параллельной горизонтальной плоскости динамометрической платформы 2. При продольных перемещениях динамометрической платформы 2 на связанный с ней через тягу 12 тензометрический датчик балочного типа 11 измерительного элемента 7, закрепленного на неподвижной опорной платформе 3, передается растягивающая или сжимающая продольная сила Fx. При поперечных перемещениях динамометрической платформы 2 на связанные с ней через тяги тензометрические датчики балочного типа измерительных элементов 5 и 10, закрепленных на неподвижной платформе 3, передается растягивающая или сжимающая поперечная сила Fz. При вертикальных перемещениях динамометрической платформы 2 на связанные с ней через тяги тензометрические датчики балочного типа измерительных элементов 6, 8 и 9, закрепленных на неподвижной опорной платформе 3, передается растягивающая или сжимающая нормальная сила Fy. В результате воздействия растягивающих или сжимающих сил на тензометрические датчики балочного типа, в последних возникает разность потенциалов, которая преобразуется в цифровой сигнал, передаваемый на станцию сбора и обработки данных. Результаты измерений обрабатываются по программе, в которой предполагается, что в напряженно-деформированном состоянии измерительные элементы находятся в пределах упругих деформаций.

По найденным значениям продольной силы Fx, нормальной силы Fy, поперечной силы Fz с учетом известных расстояний между измерительными элементами 5, 6, 7, 8, 9, 10 вычисляются момент крена Мх, момент рысканья My, момент тангажа Mz.

Предложенное техническое решение обеспечивает повышение точности измерения составляющих векторов аэродинамической силы, воздействующей на модель объекта, находящуюся в потоке воздуха аэродинамической трубы.

Стенд для измерения аэродинамических сил и моментов, воздействующих на модель объекта авиационной техники, включающий динамометрическую платформу, предназначенную для закрепления модели объекта посредством измерительных элементов на неподвижную опорную платформу, с возможностью перемещений динамометрической платформы по трем ортогональным осям, отличающийся тем, что динамометрическая платформа выполнена с возможностью размещения на ней элементов конструкции планера объекта авиационной техники, кроме того, каждый измерительный элемент содержит тензометрический датчик балочного типа, соединенный с тягой круглого сечения, ось которой сонаправлена с направлением действия измеряемой силы, при этом для измерения продольной силы установлен один измерительный элемент, ось тяги которого совпадает с осью симметрии динамометрической платформы, для измерения поперечной силы установлена пара измерительных элементов по краям динамометрической платформы, оси тяг которых размещены на равной высоте от неподвижной опорной платформы, для измерения нормальной силы и момента крена установлены три измерительных элемента, оси тяг которых перпендикулярны оси симметрии динамометрической платформы, при этом один из трех измерительных элементов размещен у переднего края динамометрической платформы, а его ось тяги расположена в плоскости вертикальной симметрии динамометрической платформы, два других измерительных элемента размещены у заднего края динамометрической платформы на одинаковом расстоянии от плоскости вертикальной симметрии динамометрической платформы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики летательных аппаратов. Устройство может быть использовано на обтекаемых поверхностях аэродинамической трубы, модели самолета, летательного аппарата для изучения пограничного слоя потока газа.

Изобретение относится к области экспериментальной динамической аэроупругости и касается экспериментального определения критической скорости и частоты флаттера динамически подобных моделей летательных аппаратов (ДПМ ЛА) в аэродинамических трубах (АДТ) малых скоростей с закрытой рабочей частью в условиях, близких к условиям свободного полета ЛА.

Изобретение относится к области авиационной испытательной техники, в частности к методам и средствам исследования аэромеханики и динамики полета беспилотных летательных аппаратов. При реализации способа экспериментально исследуют характеристики беспилотного летательного аппарата при заданном увеличении или снижении скорости полета, выполняя следующие операции: определяют скорость беспилотного летательного аппарата, подлежащую исследованию, путем интегрирования уравнений движения БПЛА при заданном законе управления; используют полученные при интегрировании величин скорости летательного аппарата в качестве программных установок для средств управления скоростью воздушного потока; воспроизводят скорости воздушного потока с помощью группы моторов 6-17; измеряют силы и моменты, действующие на летательный аппарат, с помощью шестикомпонентного динамометра 48; вычисляют аэродинамические коэффициенты подъемной силы и сопротивления; вычисляют уточненные величины аэродинамического сопротивления аппарата и скорости его движения.

Изобретение относится к области наземных динамических испытаний космических конструкций, например панелей солнечных батарей и рефлекторов антенн. Способ заключается в вывешивании конструкций в жидкой среде, установлении системы измерения колебаний.

Изобретение относится к аэродинамике летательных аппаратов и авиации. Перфорированная конструкция внешней поверхности тела вращения с комбинированными отверстиями и каналом отсоса содержит наружную обшивку, имеющую множество пространственно распределенных перфорационных отверстий, проходящих через нее, выполненную с возможностью воздействия на нее воздушного потока, включающего в себя воздушное течение пограничного слоя, проходящее вдоль указанной наружной поверхности.

Изобретение к приборам - малогабаритным герметичным приемникам давления, которые применяют в летательных аппаратах для приема полного и статического давления воздушного потока. Малогабаритный приемник давления содержит головную часть и державку с каналами полного и статического давления и снабжен корпусом с каналами полного и статического давления, в осевой полости которого, герметично закрытой крышкой, расположена головная часть, а в осевом отверстии корпуса установлена втулка, в которой расположена державка в виде штока, каналы полного и статического давления которого переходят на торцах в соответствующие им перпендикулярно расположенные каналы утолщения и каналы головной части штока, причем шток утолщением обращен к источнику импульсного давления, и установлен с возможностью сообщения после срабатывания каналов в утолщении с каналами полного и статического давления корпуса, и с возможностью поджатия буртом утолщения к бурту корпуса фиксирующего элемента в виде кольца.

Изобретение относится к области малогабаритных струйных генераторов дыма. Дымогенератор содержит испаритель с выходным отверстием для дыма, емкость с дымообразующей жидкостью, устройство подачи дымообразующей жидкости в испаритель, электрический источник питания, датчик контроля температуры испарителя, при этом испаритель состоит из выполненных из электропроводного материала корпуса и трубки испарителя, последовательно подключенных в качестве резистора к электрическому источнику питания, при этом в трубке испарителя установлена нагреваемая вставка из пористого материала, длина которой больше диаметра трубки испарителя.

Изобретение относится к области аэродинамических измерений и может быть использовано для измерения составляющих векторов силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов, судов, испытываемых в аэродинамических трубах, бассейнах и гидроканалах. Многокомпонентные тензометрические весы содержат динамометрические элементы из балок, параллельных с общей продольной осью весов, с измерительными мостами из тензорезисторов, в которых один из динамометрических элементов - четырехкомпонентный для измерения составляющих векторов силы и момента Y, MZ и Z, MY - выполнен из двух пар симметричных друг другу балок с продольными ребрами или пакетов балок с продольными ребрами с шагом ребер по окружности 90 градусов, при этом измерительные мосты из тензорезисторов наклеены на ребра, а геометрические параметры сечения и длины балок или их пакетов выбраны для обеспечения переноса начала координат в заданную точку в соответствии с формулой.

Изобретение относится к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на обтекатель летательного аппарата в наземных условиях. Заявлен способ тепловых испытаний керамических обтекателей, который включает нагрев наружной поверхности по заданному режиму и измерение температуры.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов при исследованиях в аэродинамических трубах (АДТ). Устройство содержит внутримодельные тензовесы с узлом крепления к модели, ленточную подвеску с одной носовой или хвостовой и двумя центральными лентами и промежуточную раму, подвешенную в трех точках на лентах, при этом промежуточная рама выполнена замкнутой формы с охватом тензовесов и узла крепления тензовесов к модели.
Наверх