Способ профилактики нарушений артериального давления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов с помощью изменения уровня привычной двигательной активности

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для профилактики артериальной гипертензии и артериальной гипотензии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. У детей I и II групп здоровья старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно измеряют систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление 3-кратно. Вычисляют среднее динамическое артериальное давление (СрАД) по заявленной формуле. По результатам шагометрии определяют среднесуточное количество локомоций (СКЛ) в тысячах шагов. По СКЛ определяют уровень ПДА: при значении менее 6 включительно определяется низкий уровень ПДА; при значении от 7 до 11 включительно - средний уровень ПДА; при значении от 12 и выше - высокий уровень ПДА. На основании центильных таблиц распределяют СрАД у мальчиков и девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов с учетом уровня ПДА. В случае определения менее 25 или более 75 центилей СрАД с целью профилактики артериальной гипертензии или артериальной гипотензии рекомендуют изменить двигательную активность ребенка в тысячах шагов. Способ обеспечивает профилактику артериальной гипертензии и артериальной гипотензии за счет изменения уровня привычной двигательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. 3 табл., 24 пр.

 

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в возрастной физиологии, спортивной медицине и педиатрии для формирования индивидуальных программ профилактики артериальной гипертензии и артериальной гипотензии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста посредство коррекции индивидуального уровня привычной двигательной активности.

Вопрос раннего выявления и предупреждения различных форм патологии особенно актуален на начальных этапах онтогенеза, поскольку не вызывает сомнений, что истоки любой патологии следует искать в детском и подростковом возрасте (Баранов, А. А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - Т. 99, №4. - С. 698-705; Скоблина, Н.А. Физическое развитие детей: методические аспекты: монография / под ред. Н. А. Скоблиной, О. Ю. Милушкиной, В. И. Попова. - Москва: Издательство «Научная книга», 2020. - 178 с.). В настоящее время ведущим направлением современной медицины является «Концепция предиктивной, превентивной и персонализированной медицины», основной целью которой является проведение фундаментальных исследований направленных на разработку новых методов профилактики, основанных на индивидуализированном подходе (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 апреля 2018 г. № 186 «Об утверждении Концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины»). Наиболее перспективным в этом плане является конституциональный подход, основой которого является оценка функционального состояния детского организма как единого целого с обязательным учетом его индивидуально-типологических особенностей (Хрисанфова, Е. Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е. Н. Хрисанфова.- М.: из-во МГУ, 1990.-160 с.; Сонькин, В.Д. Конституция и физическое здоровье человека / В. Д. Сонькин [и др.]. - Физическая культура индивида. М.: Вагриус, 1994.- 68 с.; Никитюк, Б. А. Интеграция знаний в науке о человеке / Б. А. Никитюк. - М.: Спортакадемпресс. - 2000. - 440 с.).

По данным последних эпидемиологических исследований отмечается значительный рост артериальной гипертензии (от 4% до 22%) и артериальной гипотензии (10,9%) среди детей и подростков В последних рекомендация Ассоциации детских кардиологов России появился термин «высокое нормальное АД», что при воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды может привести к изменению адаптационно-компенсаторных реакций и трансформироваться в артериальную гипертензию (Александров А.А.., Кисляк О.А., Леонтьева И.В. и др./ Клинические рекомендации Системные гипертензии. -2020.- Т.17, № 2. -С.7-35; Чазова И.Е., Жернакова Ю.Е. Клинические рекомендации. Диагностика, лечение артериальной гипертензии. Системные гипертензии.- 2019.-Т. 16, № 1. -С. 6 -31; Lurbe E., Agabiti-Roseic E., Cruickshankd J.K, Dominiczake A., Erdinef S., Hirthg A., et.al. 2016 European Society of Hypertension guidelines for the management of high blood pressure in children and adolescents//Journal of Hypertension. -2016. - Vol. 34, № 10. - Р.1-34, doi: 10.1097/HJH.0000000000001039).

Одним из ведущих факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний признана низкая двигательная активность. Однако избыток двигательной активности, как и ее недостаток, может также оказывать на детский организм неблагоприятное воздействие. Таким образом, при установлении индивидуальной разработке донозологических критериев и формировании индивидуальных программ профилактики артериальной гипо-и гипертензии у детей необходим обязательный учет уровня двигательной активности (Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропии, теории онтогенеза / И. А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - 270 с.; Сонькин В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р. В. Тамбовцева.-М.: Либроком, 2011.-368 с.; Kolpakov V.V. The Concept of Typological Variability of Physiological Individuality: I. Intrapopulation Diversity of Human Habitual Physical Activity and its Typological Estimation. /Kolpakov V.V., Bespalova T.V., Bragin A.V. //Human physiology. - 2008. - № 4. - P.500-511).

В настоящее время физиологическая интерпретация большинства показателей ССС у детей и подростков основывается на сопоставлении со средними параметрами определенной возрастно-половой группы (Куприянова, О. О. Суточный ритм сердца у здоровых детей // О. О. Куприянова, И. Г. Нидеккер, Н. Р. Белова // Российский педиатрический журнал. - 2011. - № 4. - С. 27-34; Школьникова, М. А. Нормативные параметры ЭКГ у детей и подростков / М. А. Школьникова, И. М. Миклашевич, Л. А. Калинина. - Москва, 2010. - 232 с.). Как результат, данная оценка исключает возможность учета индивидуальных особенностей ребенка и затрудняет диагностику переходных форм отклонений АД («нижняя граница физиологических колебаний» или «верхняя граница физиологических колебаний») (Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма: справочник/ В.А.Доскин, Х.Келлер, Н.М.Мураенко и др.- М.: Медицина, 1997. - 288 с.; Доскин В.А. Дифференциальная диагностика детских болезней / В.А.Доскин, З.С. Макарова. - МИА. - 2011. - 600 с.; Горбунов В.М. Современные представления о вариабельности артериального давления / В.М.Горбунов // Рациональное Фармакотерапиия в Кардиологии. - 2012.- №8 (6). -С.810-818).

В настоящее время используется центильное распределение показателей АД с приведением либо полного его ряда, либо только наиболее важных для диагностики отрезных точек - центилей (Ушаков А.А. Использование центильного метода статистики в практике научных исследований / А.А.Ушаков // Успехи современного естествознания, 2008. №5. www.rae.ru). По рекомендации Американской академии педиатрии нормирование артериального давления необходимо проводить с ориентацией на пол возраст и длину тела (Flynn JT, Kaelber DC, Baker-Smith CM, Blowey D, Carroll AE, Daniels SR, de Ferranti SD, Dionne JM, Falkner B, Flinn SK, Gidding SS, Goodwin C, Leu MG, Powers ME, Rea C, Samuels J, Simasek M, Thaker VV, Urbina EM. Clinical Practice Guideline for Screening and Management of High Blood Pressure in Children and Adolescents. Pediatrics. 2017; 140(3): e20171904). Одним из недостатков данного метода является отсутствие критериев оценки низкого давления (Куприянова О.О. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей / О.О.Куприянова // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. - Т.2. - С. 3-40; Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков, Российские рекомендации, 2009).

Имеется попытка формирования нормативов АД при сочетанном учете нескольких признаков физического развития детей и подростков, в частности при выделении соматотипа развития (микросоматотипа, мезосоматотипа, макросоматотипа). Однако и этот подход остается дискуссионным, поскольку для характеристики соотношения массы и длины тела обычные сигмальные или центильные шкалы малочувствительны (Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. - СПб.: Фолиант, 2009. - 1008 с.). Учитывая, физиологическую интеграцию двигательной активности с показателями гемодинамики и микроциркуляции учет типового признака - уровня привычной двигательной активности открывает широкие возможности оценки различных гемодинамических величин.

В связи с этим за методологическую основу настоящего способа принята концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности - функциональных типов конституции (Колпаков В.В. Системный анализ индивидуально-типологических особенностей организма / В.В.Колпаков, Т.В.Беспалова, Е.А.Томилова и др. //Физиология человека. - 2011. - Том 37. - №6. - С. 111-124). Базовой (аналоговой) основой для профилактики нарушений артериального давления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является необходимый уровень повседневной физической активности - суточное количество локомоций (Способ центильного распределения и парциальной оценки уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, входящий № W20003845, регистрационный № 2020102501 от 22.01.2020).

Дополнительно с учетом уровня привычной двигательной активности предлагается использовать величину среднего артериального давления (СрАД). Ориентируясь на среднее артериальное давление можно более полно о судить о снабжении тканей кровью, чем по показателям систолического и диастолического АД. В тоже время при некоторых патологических состояниях, САД, оставаясь в нормальном диапазоне (70-110) может вводить в заблуждение. Величина СрАД в отличие от САД и ДАД не является средним арифметическим между систолическим и диастолическим АД, а рассчитывается исходя из того, что 2/3 сердечного цикла приходится на фазу диастолы (Савицкий, Н. Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики / Н. Н. Савицкий. М.: Медицина, 1974. - 311 с.).

Таким образом, основное преимущество предлагаемого способа определено тем, что разработка индивидуальных программ профилактики нарушений артериального давления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проведено с учетом типового конституционального признака - уровня привычной двигательной активности детей здоровой популяции, что позволило без дополнительных расчетов:

а) идентифицировать количественные зоны («центильные коридоры»), характеризующие очень низкие, низкие, ниже средних, средние, выше средних, высокие и очень высокие величины СрАД;

б) дать парциальную оценку СрАД у детей с низкой, средней и высокой двигательной активностью;

в) выделить группы риска нарушений артериального давления (гипер- или гипотензией);

г) исходя из полученных данных - провести индивидуальную коррекцию уровня двигательной активности.

Наиболее близким аналогом (прототипом) изобретения по назначению является способ коррекции двигательного стереотипа у лиц молодого возраста с высоким риском развития артериальной гипотонии. Способ включает определение тренирующей скорости ходьбы (Патент RU 2235500). Коррекцию осуществляют путем изменения двигательного стереотипа путем проведения тренировок с рекомендуемой индивидуальной скоростью ходьбы, которую определяют при проведении теста с ходьбой со ступенеобразной возрастающей скоростью от 1 до 2,2 м/с, увеличивая скорость на 0,3 м/с через каждые 3 минуты. После каждой ступени определяют пиковую скорость выдоха (ПСВ). Затем, выбирая ступень, после которой отмечают минимальные значения ПСВ, рассчитывают индивидуальную скорость тренирующей ходьбы по формуле: V=V1+0,3, где V - индивидуальная скорость тренирующей ходьбы, м/с; V1 - скорость ходьбы, при которой отмечается минимальное значение ПСВ во время теста с ходьбой, м/с; 0,3 - скорость ходьбы, м/с. Недостатком способа является сложность применения и расчетов для достижения технического результата. Помимо этого, способ не предусматривает донозологическую диагностику нарушений артериального давления и не позволяет диагностировать и профилактировать артериальную гипотензию.

Технической проблемой является разработка простого, не требующего сложных расчетов, способа профилактики нарушений артериального давления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с помощью изменения уровня привычной двигательной активности.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Техническим результатом является профилактика артериальной гипертензии и артериальной гипотензии с помощью изменения уровня привычной двигательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для составления индивидуальной программы профилактики нарушений артериального давления у детей I и II группы здоровья старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно, здоровья измеряют систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление осциллометрическим методом по Короткову с учетом соответствующих рекомендаций - 3-х кратное с интервалом не менее 2 мин, вычисление среднее арифметического значения САД и ДАД (Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. Российские рекомендации, 2009).

Производят расчет среднего артериального давления по формуле (САД+2*ДАД)/3, где САД - систолическое артериальное давление, ДАД - диастолическое артериальное давление.

По результатам шагометрии (шагомеры OMRON Step Counter HJ-005-E, Япония) определяют среднесуточное количество локомоций (СКЛ) в тысячах шагов. По среднесуточному количеству локомоций в тысячах шагов определяют уровень ПДА: при значении менее 6 включительно определяется низкий уровень ПДА; при значении от 7 до 11 включительно - средний уровень ПДА; при значении от 12 и выше - высокий уровень ПДА,

На основании центильных таблиц идентифицировать распределение среднего динамического давления у мальчиков и девочек старшего дошкольного и младшего школьного с учетом уровня ПДА (табл. 1,2):

Таблица 1. Центильное распределение СрАД у мальчиков старшего дошкольного (СД) и младшего школьного (МШ) возраста с различным уровнем ПДА
Уровень ПДА Возраст Центили
3 5 10 25 50 75 90 95 97
НПДА СД 56,4 57,8 61,2 63,9 71,0 75,0 78,9 82,2 83,6
МШ 66,3 67,2 69,1 71,3 73,0 77,0 78,8 80,6 81,4
СПДА СД 62,1 63,5 67,0 72,3 76,0 81,3 84,9 87,8 88,8
МШ 68,5 69,4 71,8 73,3 78,7 81,7 84,2 86,6 87,6
ВПДА СД 70,4 71,4 73,9 77,3 79,7 82,7 86,1 88,6 89,8
МШ 72,2 73,1 75,3 78,7 84,0 87,0 87,3 89,7 90,8

Таблица 2. Центильное распределение СрАД у девочек старшего дошкольного (СД) и младшего школьного (МШ) возраста с различным уровнем ПДА
Уровень ПДА Возраст Центили
3 5 10 25 50 75 90 95 97
НПДА СД 52,9 54,1 57,4 62,9 65,3 70,3 74,2 77,2 78,2
МШ 63,5 64,0 65,4 67,0 69,0 71,0 72,3 73,6 74,1
СПДА СД 56,9 58,1 61,3 67,7 69,0 73,7 77,3 80,1 81,5
МШ 66,9 67,7 69,5 72,0 73,7 76,3 77,5 78,9 79,9
ВПДА СД 63,6 64,6 66,9 70,7 73,7 75,0 79,0 81,8 83,0
МШ 70,5 71,0 72,3 74,0 76,7 78,7 80,5 82,1 82,8

в случае определения менее 25 или более 75 центиля СрАД с целью профилактики артериальной гипертензии или артериальной гипотензии рекомендуется изменить двигательную активность ребенка в тысячах шагов до уровня:

Таблица 3. Критерии коррекции индивидуального уровня привычной двигательной активности
Уровень ПДА Возраст Мальчики Девочки
НПДА СД от 4,894 до 6,01 включительно от 3,769 до 5,811 включительно
МШ от 4,461 до 6,763 включительно от 3,827 до 5,802 включительно
СПДА СД от 9,217 до 10,862 включительно от 9,148 до 10,581 включительно
МШ от 10,108 до 11,582 включительно от 9,313 до 10,822 включительно
ВПДА СД от 13,915 до 15,717 включительно от 13,737 до 15,511 включительно
МШ от 15,026 до 17,172 включительно от 13,935 до 15,976 включительно

Способ основан на научном исследовании. Объектом исследования являются старшие дошкольники и младшие школьники I-II групп здоровья муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений (МАДОУ) и Муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ (МОУСОШ). Количество обследованных (n) - 840 детей (мальчиков старшего дошкольного возраста - 222, средний возраст 6,0±0,2 лет и младшего школьного возраста - 250 средний возраст 7,5±0,3 лет; девочек старшего дошкольного возраста - 181 средний возраст 6,1±0,2 лет и младшего школьного возраста - 187 средний возраст 7,4±0,3 лет).

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с применением пакета прикладных программ «Microsoft Excel» и «SPSS Statistics 26.0». Для выявления различий в уровне распределения типового признака - привычной двигательной активности (ПДА), а также САД и ДАД применялся непараметрический тест с учетом критерия χ2 Пирсона. Для выявления взаимосвязи между вышеуказанными показателями проводился корреляционный анализ. На этой основе для оценки СДД разработаны центильные таблицы с учетом суточного количества локомоций - СКЛ (соответственно rr=0,95 и rr=0,91).

Преимуществом данного способа является

1. Центильное распределение (типизация) разнообразия показателей среднего артериального давления (СрАД) старших дошкольников и младших школьников здоровой популяции.

2. Учет индивидуально-типологических особенностей детского организма (парциальная оценка СрАД с учетом низкого, среднего и высокого уровня привычной двигательной активности).

3. Эффективность диагностики групп риска - детей со сниженным и повышенным артериальным давлением на основе идентификации количественных зон («центильных коридоров»).

4. Физиологический характер применения, техническая простота, доступность и экономичность проведения обследования.

5. Возможность использовать способ в условиях поликлиники, стационара, дошкольного учреждения и начальной школы, популяционных исследований.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Пример 1. Мальчик, 6 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, жалобы на вялость, быструю утомляемость, сонливость, наблюдается у врача-педиатра с диагнозом синдром вегетативной дистонии. При осмотре: масса тела 18,5 кг, длина тела 110 см, бледность кожных покровов, выраженный сосудистый рисунок. Предварительное заключение: II группа здоровья, синдром вегетососудистой дистонии, дефицит массы тела.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 90/50 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 63,3 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 4352 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА 63,3 усл.ед (область 25 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания и уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА от 4,894 до 6,01 локомоций включительно, дополнительно консультация невролога.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 4,894 до 6,01 локомоций включительно - пешие прогулки, включение активных видов деятельности в выходные дни. Совместно с неврологом скорректирован тонус вегетативной нервной системы. Результат оценили через 1 месяц: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, улучшился аппетит, отмечалась прибавка в массе тела на 1,3 кг, СрАД составило 98/58, что соответствовало 50 центилю (71,3 усл.ед.).

Пример 2. Мальчик, 6,5 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, состоит на учете у педиатра как часто болеющий ребенок, много времени проводит за компьютерными играми. При осмотре: масса тела 20,0 кг, длина тела 113 см, периорбитальный цианоз, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 95/53 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 66 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 8350 шагов, что соответствует среднему уровню ПДА (от 7000 до 11000 локомоций включительно).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА 66 усл.ед (область 10 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня и уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА от 9,217 до 10,862 локомоций включительно.

6. Технический результат: скорректирован режим дня за счет минимизации нахождения за компьютером, составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 9,217 до 10,862 локомоций включительно - в двигательный режим добавлены занятия в бассейне и активный отдых по выходным дням. Результат оценили через 1 месяц: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие и сон, СрАД составило 100/64, что соответствовало 50 центилю (76 усл. ед).

Пример 3. Мальчик, 6 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, активных жалоб не предъявляет, родители отмечают повышенную двигательную активность, но достаточно быструю утомляемость в конце рабочего дня, спортивные секции не посещает, хронических заболеваний нет. При осмотре: масса тела 19,5 кг, длина тела 112 см, бледность кожных покровов, выраженный сосудистый рисунок, периорбитальный цианоз. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 95/60 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 71,65 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -12500 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста с высоким уровнем ПДА 71,65 усл.ед (область 5-10 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня и уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста с высоким уровнем ПДА от 13,915 до 15,717 локомоций включительно.

6. Технический результат: для данного ребенка составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 13,915 до 15,717 локомоций включительно - спортивная секция по футболу, скорректирован режим дня. Результат оценили через 1 месяц: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, реализация физиологической потребности в движении осуществилась за счет интенсивных спортивных нагрузок, СрАД составило 103/68, что соответствовало 50 центилю (79,7 усл. ед).

Пример 4. Мальчик, 8 лет, ученик 2 класса, активных жалоб не предъявляет, но родители отмечают вялость и сонливость ребенка после уроков, сложности с засыпанием и подъемом по утрам, частые простудные заболевания. При осмотре: масса тела 23,0 кг, длина тела 119 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 95/55 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 68,3 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 3950 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА 68,3 усл.ед (область 5-10 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня и уровень двигательной активности для мальчиков младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА от 4,461 до 6,763 локомоций включительно.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 4,461 до 6,763 локомоций включительно, за счет вечерних пеших прогулок до школы и со школы, минимизировано передвижение на личном транспорте, скорректирован режим дня. Результат оценили через 1 месяц: родители отметили улучшение самочувствия и успеваемости у ребенка, СрАД составило 100/60, что соответствовало 50 центилю (73,3 усл.ед.).

Пример 5. Мальчик, 9 лет, ученик 3 класса, посещает баскетбольную секцию. Активных жалоб не предъявляет. При осмотре: масса тела 25,0 кг, длина тела 139 см, кожные покровы и слизистые физиологической окраски. Предварительное заключение: I группа здоровья, нормосомия, здоров

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 102/65 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 77,3 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 10500 шагов, что соответствует среднему уровню ПДА (от 7000 до 11000 локомоций включительно).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА 77,3 усл.ед (область 50 центиля).

5. Коррекции уровня двигательной активности и показателей гемодинамики не требуется, с общеоздоровительной целью рекомендовано поддержание оптимального уровня двигательной активности для мальчиков младшего школьного возраста со средним уровнем ПДА от 10,108 до 11,582 локомоций в сутки включительно.

Пример 6. Мальчик, 10 лет, ученик 3 класса, активных жалоб не предъявляет, но родители отмечают повышенную возбудимость, гиперактивность, невнимательность, плохую успеваемость в школе, достаточно быструю утомляемость в конце рабочего дня, зависимость от смартфона и компьютерных игр. При осмотре: масса тела 30,0 кг, длина тела 133 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Рекомендована консультация невролога.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 98/60 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 72,7 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -12900 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА 72,7 усл.ед (область 3 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать уровень двигательной активности для мальчиков младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА от 15,026 до 17,172 локомоций включительно, дополнительно консультация невролога и психотерапевта.

6. Технический результат: совместно с психотерапевтом и неврологом скорректированы проявления гиперактивности, составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 15,026 до 17,172 включительно - спортивная секция по дзюдо. Результат оценили через 1 месяц: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, реализация физиологической потребности в движении осуществилась за счет интенсивных спортивных нагрузок, СрАД составило 106/70, что приближено к значению 50 центиля (82 усл. ед).

Пример 7. Девочка, 6 лет, дошкольное общеобразовательное учреждение не посещает, много времени проводит за просмотром мультфильмов, родители отмечают вялость, сложности с засыпанием и подъемом по утрам, наблюдается у врача-педиатра с диагнозом дефицит массы тела. При осмотре: масса тела 17,0 кг, длина тела 109 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, дефицит массы тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 88/48 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 61,3 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 3550 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА 61,3 усл.ед (область 10-25 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания и уровень двигательной активности для девочек старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА от 3,769 до 5,811 локомоций включительно, дополнительно консультация педиатра и диетолога.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа питания и последовательного повышения уровня двигательной активности от 3,769 до 5,811 локомоций включительно - пешие прогулки, посещение курсов подготовки к школе, включение активных видов деятельности в выходные дни. Совместно с диетологом скорректирован режим питания. Результат оценили через 1,5 месяца: у девочки отмечалось улучшилось самочувствие, улучшился аппетит, прибавка в массе тела на 1,2 кг, СрАД составило 90/60, что соответствовало 50-75 центилю (71 усл.ед.).

Пример 8. Девочка, 7 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение и секцию по бальным танцам, I группа здоровья. При осмотре: масса тела 21,0 кг, длина тела 118 см, кожные покровы и слизистые физиологической окраски. Предварительное заключение: I группа здоровья, нормосомия, здорова.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 95/62 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 73,3 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 9350 шагов, что соответствует среднему уровню ПДА (от 7000 до 11000 локомоций включительно).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА 73,3 усл.ед (область 50-75 центиля).

5. Коррекции уровня двигательной активности и показателей гемодинамики не требуется, с общеоздоровительной целью рекомендовано поддержание оптимального уровня двигательной активности для девочек старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА 9,148 до 10,581 локомоций в сутки включительно.

Пример 9. Девочка, 6,5 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, активных жалоб не предъявляет, посещает секцию гимнастики (но родители отмечают достаточно быструю утомляемость ребенка после тренировок), частые сборы и соревнования, после соревнований снижение иммунитета и, как следствие, ОРВИ. При осмотре: масса тела 20,5 кг, длина тела 118 см, бледность кожных покровов, периорбитальный цианоз. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, признаки перетренированности, не правильно выстроенный тренировочный процесс.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 94/52 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 66 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -17500 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек старшего дошкольного возраста с высоким уровнем ПДА 66 усл.ед (область 10 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать тренировочный процесс, режим дня и нормализовать уровень двигательной активности для девочек старшего дошкольного возраста с высоким уровнем ПДА от 13,737 до 15,511 локомоций включительно.

6. Технический результат: для данного ребенка был составлен режим дня и питания с учетом физических нагрузок, дополнительно скорректирован двигательный режим за счет плавного снижения уровня двигательной активности от 13,737 до 15,511 локомоций включительно. Результат оценили через 1 месяц: улучшилось самочувствие, сон, аппетит, СрАД составило 98/63, что соответствовало 50-75 центилю (74,6 усл. ед).

Пример 10. Девочка, 7,5 лет, ученица 1 класса, отмечает повышенную тревожность, вялость и сонливость, много времени тратит на выполнение домашнего задания, т.к. обучается в гимназии. При осмотре: масса тела 21,0 кг, длина тела 119 см, бледность кожных покровов, выраженный сосудистый рисунок. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 90/50 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 63,3 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 3100 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА 63,3 усл.ед (область 3-5 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, снизить повышенные психоэмоциональные нагрузки и уровень двигательной активности для девочек младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА от 3,827 до 5,802 локомоций включительно.

6. Технический результат: девочку перевели для обучения в общеобразовательную школу, скорректирован режим дня и отдыха, составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 3,827 до 5,802 локомоций включительно, за счет вечерних пеших прогулок, активного семейного отдыха в выходные дни. Результат оценили через 1 месяц: родители отметили улучшение самочувствия, аппетита, настроения и успеваемости у ребенка, СрАД составило 95/56, что соответствовало 50 центилю (69 усл.ед.).

Пример 11. Девочка, 8 лет, ученица 2 класса, активных жалоб не предъявляет, однако родители отмечают повышенную тревожность, плаксивость и зависимость от смартфона. При осмотре: масса тела 22,0 кг, длина тела 112 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 92/57 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 68,6 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 7300 шагов, что соответствует среднему уровню ПДА (от 7000 до 11000 локомоций включительно).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек младшего школьного возраста со средним уровнем ПДА 68,6 усл.ед (область 5-10 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, минимизировать время со смартфоном и уровень двигательной активности для девочек младшего школьного возраста со средним уровнем ПДА от 9,313 до 10,822 локомоций в сутки включительно.

6. Технический результат: скорректирован режим дня и отдыха, составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 9,313 до 10,822 локомоций включительно, за счет посещения театрального кружка в школе. Результат оценили через 1 месяц: родители отметили улучшение настроения и самочувствия, аппетита, Ср АД составило 98/63, что соответствовало 50 центилю (74 усл.ед.).

Пример 12. Девочка, 9 лет, ученица 3 класса, активных жалоб не предъявляет, но родители отмечают повышенную возбудимость, невнимательность на уроках, плохую успеваемость в школе, достаточно быструю утомляемость в конце рабочего дня, зависимость от смартфона и компьютерных игр. При осмотре: масса тела 23,0 кг, длина тела 129 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, нормосомия, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 93/60 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 71 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -122500 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА 71 усл.ед (область 5 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать уровень двигательной активности для девочек младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА от 13,935 до 15,976 локомоций включительно.

6. Технический результат: скорректирован режим дня и отдыха, составлена индивидуальная программа последовательного повышения уровня двигательной активности от 13,935 до 15,976 локомоций включительно за счет посещения курсов английского языка. Результат оценили через 1 месяц: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, успеваемость и настроение, СрАД составило 100/63, что соответствовало 50 центилю (75,33 усл. ед).

Пример 13. Мальчик, 6 лет, посещает старшую дошкольную группу детского сада. Активных жалоб не предъявляет, при опросе родители отмечают избыточную массу тела, снижение настроения, аппетит неустойчивый, беспокойный сон. При проведении занятий по подготовке к школе педагоги отмечают рассеянность внимания, безынициативность, малоподвижность, быструю утомляемость. При осмотре: масса тела 23,5 кг, длина тела 114 см, избыток массы тела, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыток массы тела, астенический синдром

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 102/67 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 79 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 3650 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА 79 усл.ед (область 90-95 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА от 4,894 до 6,01 локомоций включительно, дополнительно консультация диетолога.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, питания и уровня двигательной активности от 4,894 до 6,01 локомоций включительно за счет включения спортивной секции по дзюдо и активных видов отдыха в выходные дни. Результат оценили через 1,5 месяца: отмечалось снижение массы тела на 1,5 кг, улучшения сна и самочувствия, СрАД составило 95/60, СрАД соответствовало 50-75 центилю (72 усл.ед.).

Пример 14. Мальчик, 6 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, состоит на учете у педиатра с избытком массы тела и как часто болеющий ребенок, питание не правильное, много времени проводит за компьютерными играми, спортивные секции не посещает. При осмотре: масса тела 24,0 кг, длина тела 118 см, периорбитальный цианоз, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 105/73 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 84 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 7400 шагов, что соответствует среднему уровню ПДА (от 7000 до 11000 локомоций включительно).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА 84 усл.ед (область 90 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА от 9,217 до 10,862 локомоций включительно.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, минимизировано время за компьютером, совместно с диетологом разработана индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от 9,217 до 10,862 локомоций включительно за счет посещения секции легкой атлетики. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 2,1 кг, СрАД составило 100/65, что соответствовало 50-75 центилю (77 усл. ед).

Пример 15. Мальчик, 7 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, активных жалоб не предъявляет. При опросе матери выявлено, что мальчик периодически жалуется на головные боли, аппетит повышен, имеется избыточная масса тела, в поведении отмечается повышенная возбудимость, быстрая иногда не понятная речь, ребенку трудно быть внимательным, усидчивым, сложно усваивать новый материал. При осмотре: масса тела 26,3 кг, длина тела 119 см, кожные покровы и слизистые физиологической окраски. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 110/74 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 86 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -13200 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА 86 усл.ед (область 90 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста с высоким уровнем ПДА от 13,915 до 15,717 локомоций включительно.

6. Технический результат: для данного ребенка составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, совместно с диетологом разработана индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от 13,915 до 15,717 локомоций включительно за счет посещения секции по каратэ. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 1,5 кг, СрАД составило 102/67, что соответствовало 50 (77 усл. ед).

Пример 16. Мальчик, 8 лет, ученик 2 класса, родители отмечают вялость у ребенка, сложности с засыпанием и подъемом по утрам, зависимость от смартфона и компьютерных игр, избыточную массу тела. При осмотре: масса тела 29,5 кг, длина тела 122 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 99/70 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 80 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 3750 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА 80 усл.ед (область 95 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для мальчиков младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА от 4,461 до 6,763 локомоций включительно.

6. Технический результат: для данного ребенка составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, совместно с диетологом разработана индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от 4,461 до 6,763 локомоций включительно за счет посещения спортивной секции. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 1,7 кг, СрАД составило 96/64, что соответствовало 50-75 (75 усл. ед).

Пример 17. Мальчик, 9 лет, ученик 3 класса, посещает компьютерный кружок и спортивную секцию по плаванию. Активных жалоб не предъявляет. При осмотре: масса тела 27,0 кг, длина тела 128 см, кожные покровы физиологической окраски. Предварительное заключение: I группа здоровья, нормосомия, здоров.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 102/67 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 79 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 8800 шагов, что соответствует среднему уровню ПДА (от 7000 до 11000 локомоций включительно).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА 79 усл.ед (область 50 центиля).

5. Коррекции уровня двигательной активности и показателей гемодинамики не требуется, с общеоздоровительной целью рекомендовано поддержание оптимального уровня двигательной активности для мальчиков младшего школьного возраста со средним уровнем ПДА от 10,108 до 11,582 локомоций в сутки включительно.

Пример 18. Мальчик, 9 лет, ученик 3 класса, посещает компьютерный кружок. Активных жалоб не предъявляет, но родители отмечают зависимость от смартфона и компьютерных игр, избыточную массу тела, позднее засыпание по ночам и вялость при пробуждении, периоды апатии меняются гипервозбудимостью, периодические головные боли. При осмотре: масса тела 34,0 кг, длина тела 136 см, бледность кожных покровов, пастозность. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела, астенический синдром. Рекомендована консультация невролога.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 112/75 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 87 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -12300 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для мальчиков младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА 87 усл.ед (область 90-95 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для мальчиков младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА от 15,026 до 17,172 локомоций включительно, дополнительно консультация невролога и диетолога.

6. Технический результат: совместно с неврологом скорректированы проявления гиперреактивности, составлена индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от локомоций включительно за счет посещения спортивной секции по плаванию. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось настроение, самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 1,8 кг, СрАД составило 105/76, что соответствовало 50-75 (75 усл. ед).

Пример 19. Девочка, 6 лет, посещает старшую дошкольную группу детского сада. Активных жалоб не предъявляет, при опросе родители отмечают избыточную массу тела, аппетит неустойчивый, малоподвижность, быструю утомляемость. При осмотре: масса тела 24,5 кг, длина тела 111 см, избыток массы тела, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыток массы тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 99/60 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 73 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 3500 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА 73 усл.ед (область 90 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста с низким уровнем ПДА от 3,769 до 5,811 локомоций включительно, дополнительно консультация диетолога.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, питания и уровня двигательной активности от 3,769 до 5,811 локомоций включительно за счет включения спортивной секции по бальным танцам и активных видов отдыха в выходные дни. Результат оценили через 1,5 месяца: отмечалось снижение массы тела на 1,3 кг, улучшения сна и самочувствия, СрАД составило 95/57, СрАД соответствовало 50-75 центилю (70 усл.ед.).

Пример 20. Девочка, 6 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, питание не правильное, много времени проводит за компьютером и смартфоном. При осмотре: масса тела 24,0 кг, длина тела 113 см, периорбитальный цианоз, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 100/65 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 77 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 7150 шагов, что соответствует среднему уровню ПДА (от 7000 до 11000 локомоций включительно).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА 77 усл.ед (область 90 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для мальчиков старшего дошкольного возраста со средним уровнем ПДА от 9,148 до 10,581 локомоций включительно.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, минимизировано время за компьютером, совместно с диетологом разработана индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от 9,148 до 10,581 локомоций включительно за счет посещения секции легкой атлетики. Результат оценили через 1 месяц: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 1,4 кг, СрАД составило 96/56, что соответствовало 50 центилю (69 усл. ед).

Пример 21. Девочка, 7 лет, посещает подготовительную группу детского сада, периодически жалуется на головные боли, аппетит повышен, имеется избыточная масса тела. При осмотре: масса тела 26,0 кг, длина тела 119 см, кожные покровы и слизистые физиологической окраски. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 103/72 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 82 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -12200 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек старшего дошкольного возраста с высоким уровнем ПДА 82 усл.ед (область 90-95 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для девочек старшего дошкольного возраста с высоким уровнем ПДА от 13,737 до 15,511 локомоций включительно.

6. Технический результат: для данного ребенка составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, совместно с диетологом разработана индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от 13,737 до 15,511 локомоций включительно за счет пеших прогулок, включение активных видов деятельности в выходные дни, посещение спортивной секции. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 1,5 кг, СрАД составило 97/65, что соответствовало 50 (76 усл. ед).

Пример 22. Девочка, 8 лет, ученица 2 класса, родители отмечают избыточную массу тела, вялость, нарушения сна, зависимость от смартфона. При осмотре: масса тела 30,5 кг, длина тела 122 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 100/61 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 74 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 3550 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА 74 усл.ед (область 97 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для девочек младшего школьного возраста с низким уровнем ПДА от 3,827 до 5,802 локомоций включительно.

6. Технический результат: для данного ребенка составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, совместно с диетологом разработана индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от 3,827 до 5,802 локомоций включительно за счет посещения спортивной секции. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 2,0 кг, СрАД составило 97/58, что соответствовало 75 центилю (71 усл. ед).

Пример 23. Девочка, 9 лет, ученица 3 класса, родители отмечают избыточную массу тела, повышенный аппетит сменяется отсутствием аппетита, вялость, нарушения сна, зависимость от смартфона. При осмотре: масса тела 31,5 кг, длина тела 135 см, бледность кожных покровов. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 101/66 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 78 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций - 7130 шагов, что соответствует низкому уровню ПДА (менее 6000 локомоций).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек младшего школьного возраста со средним уровнем ПДА 78 усл.ед (область 90-95 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для девочек младшего школьного возраста со средним уровнем ПДА от 9,313 до 10,822 локомоций включительно.

6. Технический результат: для данного ребенка составлена индивидуальная программа коррекции режима дня, совместно с диетологом разработана индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от 9,313 до 10,822 локомоций включительно за счет посещения спортивной секции. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 2,0 кг, СрАД составило 98/62, что соответствовало 50-75 центилю (75 усл. ед).

Пример 24. Девочка, 10 лет, ученица 4 класса, посещает компьютерный кружок. Активных жалоб не предъявляет, но при опросе родители отмечают замкнутость, колебания настроения, некоторую плаксивость, тревожность, активным видам деятельности предпочитает игры на компьютере, просмотр телепередач, сон 8-9 часов, отмечает трудности в засыпании, периодические головные боли. При осмотре: масса тела 37,0 кг, длина тела 138 см, бледность кожных покровов, пастозность. Предварительное заключение: II группа здоровья, избыточная масса тела, астенический синдром.

Алгоритм:

1. Измеряем 3-х кратно систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) с интервалом не менее 2 мин, вычисляем среднее арифметическое значение САД и ДАД 104/68 мм рт. ст.

2. Рассчитываем среднее артериальное давление (СрАД) - 80 усл.ед.

3. Определяем среднесуточное количество локомоций -12700 шагов, что соответствует высокому уровню ПДА (от 12000 локомоций и выше).

4. Проводим центильное распределение СрАД для девочек младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА 80 усл.ед (область 90 центиля).

5. Рекомендовано скорректировать режим дня, питания, уровень двигательной активности для девочек младшего школьного возраста с высоким уровнем ПДА от 13,935 до 15,976 локомоций включительно, дополнительно консультация диетолога.

6. Технический результат: составлена индивидуальная программа питания, рекомендовано последовательное повышение уровня двигательной активности от локомоций включительно за счет посещения спортивной секции по плаванию. Результат оценили через 1,5 месяца: у ребенка отмечалось улучшилось настроение, самочувствие, отмечалось снижение массы тела на 1,5 кг, СрАД составило 101/65, что соответствовало 50-75 (77 усл. ед).

Способ профилактики нарушений артериального давления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов с помощью изменения уровня привычной двигательной активности, включающий изменение двигательной активности и отличающийся тем, что у детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно I и II групп здоровья для профилактики нарушений артериального давления корректируют уровень двигательной активности с помощью следующей последовательности действий:

трехкратно с интервалом не менее 2 мин измеряют артериальное давление, затем рассчитывают среднее динамическое артериальное давление в мм рт. ст. по формуле (САД+2⋅ДАД)/3, где САД – систолическое артериальное давление, ДАД – диастолическое артериальное давление, затем определяют среднесуточное количество локомоций в тысячах шагов,

далее определяют уровень привычной двигательной активности (ПДА) по среднесуточному количеству локомоций в тысячах шагов: при значении менее 6 включительно определяется низкий уровень ПДА; при значении от 7 до 11 включительно – средний уровень ПДА; при значении от 12 и выше – высокий уровень ПДА,

затем, исходя из уровня ПДА, проводят центильное распределение среднего динамического артериального давления:

у мальчиков старшего дошкольного возраста при низком уровне ПДА: 3 центиля – 56,4; 5 центилей – 57,8; 10 центилей - 61,2; 25 центилей – 63,9; 50 центилей – 71,0; 75 центилей – 75,0; 90 центилей – 78,9; 95 центилей – 82,2; 97 центилей – 83,6;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при среднем уровне ПДА: 3 центиля – 62,1; 5 центилей – 63,5; 10 центилей - 67,0; 25 центилей – 72,3; 50 центилей – 76,0; 75 центилей – 81,3; 90 центилей – 84,9; 95 центилей – 87,8; 97 центилей – 88,8;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при высоком уровне ПДА: 3 центиля – 70,4; 5 центилей – 71,4; 10 центилей - 73,9; 25 центилей – 77,3; 50 центилей – 79,7; 75 центилей – 82,7; 90 центилей – 86,1; 95 центилей – 88,6; 97 центилей – 89,8;

у мальчиков младшего школьного возраста при низком уровне ПДА: 3 центиля – 66,3; 5 центилей – 67,2; 10 центилей - 69,1; 25 центилей – 71,3; 50 центилей – 73,0; 75 центилей – 77,0; 90 центилей – 78,8; 95 центилей – 80,6; 97 центилей – 81,4;

у мальчиков младшего школьного возраста при среднем уровне ПДА: 3 центиля – 68,5; 5 центилей – 69,4; 10 центилей - 71,8; 25 центилей – 73,3; 50 центилей – 78,7; 75 центилей – 81,7; 90 центилей – 84,2; 95 центилей – 86,6; 97 центилей – 87,6;

у мальчиков младшего школьного возраста при высоком уровне ПДА: 3 центиля – 72,2; 5 центилей – 73,1; 10 центилей - 75,3; 25 центилей – 78,7; 50 центилей – 87,3; 75 центилей – 84,0; 90 центилей – 87,0; 95 центилей – 89,7; 97 центилей – 90,8;

у девочек старшего дошкольного возраста при низком уровне ПДА: 3 центиля – 52,9; 5 центилей – 54,1; 10 центилей - 57,4; 25 центилей – 62,9; 50 центилей – 65,3; 75 центилей – 70,3; 90 центилей – 74,2; 95 центилей – 77,2; 97 центилей 78,2;

у девочек старшего дошкольного возраста при среднем уровне ПДА: 3 центиля – 56,9; 5 центилей – 58,1; 10 центилей - 61,3; 25 центилей – 67,7; 50 центилей – 69,0; 75 центилей – 73,7; 90 центилей – 77,3; 95 центилей – 80,1; 97 центилей – 81,5;

у девочек старшего дошкольного возраста при высоком уровне ПДА: 3 центиля – 63,6; 5 центилей – 64,6; 10 центилей - 66,9; 25 центилей – 70,7; 50 центилей – 73,7; 75 центилей – 75,0; 90 центилей – 79,0; 95 центилей – 81,8; 97 центилей – 83,0;

у девочек младшего школьного возраста при низком уровне ПДА: 3 центиля – 63,5; 5 центилей – 64,0; 10 центилей - 65,4; 25 центилей – 67,0; 50 центилей – 69,0; 75 центилей – 71,0; 90 центилей – 72,3; 95 центилей – 73,6; 97 центилей – 74,1;

у девочек младшего школьного возраста при среднем уровне ПДА: 3 центиля – 66,9; 5 центилей – 67,7; 10 центилей - 69,5; 25 центилей – 72,0; 50 центилей – 73,7; 75 центилей – 76,3; 90 центилей – 77,5; 95 центилей – 78,9; 97 центилей – 79,9;

у девочек младшего школьного возраста при высоком уровне ПДА: 3 центиля – 70,5; 5 центилей – 71,0; 10 центилей - 72,3; 25 центилей – 74,0; 50 центилей – 76,7; 75 центилей – 78,7; 90 центилей – 80,5; 95 центилей – 82,1; 97 центилей – 82,8;

затем в случае определения менее 25 или более 75 центилей среднего динамического артериального давления с целью профилактики артериальной гипертензии или артериальной гипотензии рекомендуется изменить ПДА ребенка в тысячах шагов до уровня:

у мальчиков старшего дошкольного возраста при низком уровне ПДА – от 4,894 до 6,01 включительно;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при среднем уровне ПДА – от 9,217 до 10,862 включительно;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при высоком уровне ПДА – от 13,915 до 15,717 включительно;

у мальчиков младшего школьного возраста при низком уровне ПДА – от 4,461 до 6,763 включительно;

у мальчиков младшего школьного возраста при среднем уровне ПДА – от 10,108 до 11,582 включительно;

у мальчиков младшего школьного возраста при высоком уровне ПДА – от 15,026 до 17,172 включительно;

у девочек старшего дошкольного возраста при низком уровне ПДА – от 3,769 до 5,811 включительно;

у девочек старшего дошкольного возраста при среднем уровне ПДА – от 9,148 до 10,581 включительно;

у девочек старшего дошкольного возраста при высоком уровне ПДА – от 13,737 до 15,511 включительно;

у девочек младшего школьного возраста при низком уровне ПДА – от 3,827 до 5,802 включительно;

у девочек младшего школьного возраста при среднем уровне ПДА – от 9,313 до 10,822 включительно;

у девочек младшего школьного возраста при высоком уровне ПДА – от 13,935 до 15,976 включительно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии. У пациента определяют клинико-анамнестические данные: форма фибрилляции предсердий (AF) и размер левого предсердия в мм (LA) на основании эхокардиографического исследования и тип ремоделирования левого желудочка (EHLV).

Изобретение относится к медицине, а именно к способу диагностирования васкулогенной эректильной дисфункции у взрослых мужчин. При исполнении способа выполняют подготовку пациента путем надевания датчика-регистратора на корень полового члена.

Изобретение относится к области психофизиологии и психологии трудовой деятельности и может быть использовано для формирования взаимодополняющей команды лидеров по И.К. Адизесу.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для комплексного исследования пациента при планировании и проведении остеопатического функционального стоматологического лечения. Проводят сбор анамнеза, стоматологический осмотр, снятие оттисков, плантографию стоп в положении пациента стоя.

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для прогнозирования прорезывания третьих моляров на нижней челюсти. Проводят ортопантомографию нижней челюсти пациента.

Изобретение относится к медицине, а именно к способу определения воздействия невесомости на двигательную активность находящегося на борту космического аппарата оператора. При исполнении способа измеряют в наземных условиях биомеханические параметры двигательной активности оператора, включая углы в суставах.

Изобретение относится к медицине, а именно к способу мониторинга воздействия невесомости на двигательную активность находящегося на борту космического аппарата оператора. При исполнении способа измеряют биомеханические параметры двигательной активности оператора, включая углы в суставах.

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии труда, и может быть использовано для распознавания функционального состояния «Нервно-эмоциональное напряжение». У человека-оператора до и после выполнения профессиональной деятельности определяют: порог чувствительности тактильного анализатора - ЧТАдо и ЧТАпосле; порог чувствительности кинестезического анализатора - ЧКАдо и ЧКАпосле; оценку концентрации внимания - ОКВдо и ОКВпосле; оценку возбудимости центральной нервной системы - ОЦНСдо и ОЦНСпосле; оценку оперативной памяти - ООПдо и ООПпосле; оценку долговременной памяти - ОДПдо и ОДПпосле.

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии труда, и может быть использовано для распознавания функционального состояния «Утомление». У человека-оператора до и после выполнения профессиональной деятельности определяют: оценку координации движений - ОКДдо и ОКДпосле; оценку концентрации внимания - ОКВдо и ОКВпосле; темп работы - Тдо и Тпосле; оценку оперативной памяти - ООПдо и ООПпосле; оценку долговременной памяти - ОДПдо и ОДПпосле.

Изобретение относится к области физиологии труда и может применяться в системе психофизиологической подготовки операторов эргатических систем. Способ распознавания функционального состояния «Монотония» состоит в том, что у человека-оператора до и после выполнения профессиональной деятельности определяют порог чувствительности тактильного анализатора - ЧТАдо и ЧТАпосле; порог чувствительности кинестезического анализатора - ЧКАдо и ЧКАпосле; оценку концентрации внимания - ОКВдо и ОКВпосле; время простой сенсомоторной реакции - ВРдо и ВРпосле; время врабатываемости - ВВРдо и ВВРпосле; оценку готовности к экстренному действию - ГЭДдо и ГЭДпосле и при одновременном выполнении не менее пяти из шести условий: ЧТАдо > ЧТАпосле; ЧКАдо < ЧКАпосле; ОКВдо/ОКВпосле > 1,5; ВРдо/ВРпосле > 2; ВВРдо/ВВРпосле < 0,5; ГЭДдо/ГЭДпосле < 0,5 у человека-оператора фиксируют функциональное состояние «Монотония».

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к системе (50), выполненной с возможностью генерирования аэрозоля и доставки аэрозоля для вдыхания пользователем. Система содержит корпус, выполненный с возможностью удержания пользователем.
Наверх