Система предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета

Система предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета содержит два приемника воздушной скорости с частотным выходом и два электронных модуля сравнения выходных частот приемников, при этом один приемник воздушной скорости расположен на рулевой балке, второй расположен на концевой балке в площади рулевого винта, при этом модули связаны с приемниками определенным образом. Обеспечивается безопасность полета путем оповещения пилота об опасной ситуации. 2 ил.

 

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета авиационной техники, в частности к безопасности полетов гражданской авиации, и предлагается к использованию на вертолетах одновинтовой схемы.

По различным данным на одновинтовых вертолетах в государственной авиации, а также в авиакомпаниях и авиапредприятиях гражданской авиации произошло 235 авиационных происшествий (АП), 42 (18%) из них - по причине попадания вертолетов в самопроизвольное левое вращение.

Известны рекомендации для пилотов, попадающих в режим непроизвольного непреднамеренного левого вращения вертолета (Беличенко И.А. Самопроизвольный разворот // Вертолет. - 2000. - №1. - С. 24-25). Недостатком рекомендаций является необходимость предварительного обучения экипажа одновинтовых вертолетов, либо на тренажерах, либо в реальных полетах, что требует финансового обеспечения и дальнейшей практики летного дела. Кроме того, в настоящее время отсутствуют тренажеры вертолетов, которые могли бы качественно и количественно воспроизводить указанное явление.

Известна система уменьшения вероятности возникновения непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета - это устройство изменения направления вращения рулевого винта (Методика выбора параметров рулевого винта одновинтового вертолета, соответствующих максимальному коэффициенту весовой отдачи. Вертолеты: Труды ОКБ МВЗ имени М.Л. Миля. Выпуск 3. М., Машиностроение-Полет, 2018, стр. 219-247). Ранее при прежнем направлении вращения (верхняя лопасть рулевого винта движется вперед) вращение рулевого винта, совпадало с направлением циркуляции вихрей от несущего винта при ветре спереди-справа, что приводило к снижению эффективности работы рулевого винта. Устройством изменения направления вращения (верхняя лопасть рулевого винта движется назад) значительно возросла эффективность работы рулевого винта, что позволило улучшить путевую управляемость вертолета одновинтовой схемы на малых скоростях при полете влево и на висении с ветром спереди-справа (5-7 м/с). Недостатком известного решения является отсутствие информации о направлении и скорости бокового ветра, поэтому неопытный летчик не успевает предотвратить бесконтрольное левое вращение (особенно если оно возникает на малых высотах при взлетах и посадках) и вертолет может попасть в аварию.

Известна система автоматического вывода из левого вращения (Dequin А-М, The Myth of Losing Tail Rotor effectiveness. 45th European Rotorcraft Forum, Warsaw, Poland, 17-20 September. 2019. Paper#17. p. 1-15), принятая за прототип. Электродистанционная сложная система управления автоматически определяет команду по скорости разворота. Однако система сложна, перенасыщена дополнительными приборами и для обеспечения ее полноценной работы необходима информация о воздушном потоке, который возникает у рулевого винта.

Техническим результатом предложенного технического решения является получение данных о скорости и направлении разворота балки с рулевым винтом, а также при боковом ветре получение информации о воздушном потоке в области рулевого винта одновинтового вертолета для оповещения пилота об опасной ситуации при различных режимах полета.

Технический результат достигается тем, что система предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета, характеризующаяся тем, что содержит два приемника воздушной скорости с частотным выходом и два модуля сравнения выходных частот приемников, первый модуль по безопасной частоте скорости бокового ветра связан с расположенным на рулевой балке первым приемником воздушной скорости бокового ветра, второй модуль по безопасной частоте индуктивной скорости рулевого винта связан со вторым приемником воздушной скорости, расположенным на концевой балке в площади рулевого винта, модули связаны сигналами алгоритма одновременного действия сравнения, результирующий сигнал первого модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле - (ƒ1Vz1Vи)≥0,75, результирующий сигнал второго модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле (ƒ2Vz2Vи)≥0,75, модули независимо связаны с пилотом сигналом о приближении опасного режима неуправляемое самовращение.

На фиг. 1 на вертолете показана схема расположения приемника 1 истинной воздушной скорости с частотным выходом для измерения окружной скорости разворота фюзеляжа и боковой скорости ветра, а также приемника 2 истинной воздушной скорости с частотным выходом для измерения индуктивной скорости рулевого винта вертолета, оба приемника предназначены для одновременной работы в первом и втором модулях.

На фиг. 2 показана схема сравнения сигналов приемников 1 и 2 воздушной скорости в модулях 1 и 2 при различных режимах - «полет» и «висение».

Работа системы предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета на двух режимах (полет и висение) происходит следующим образом (фиг. 2).

Режим «Полет». В конце выполненного задания в полете вертолет переводят в режим горизонтального полета Vx≤Vx=10-20 м/с со снижением по высоте и маневре разворота при скорости Vz совместно с боковым ветром. Приемником 1 воздушной скорости Vz (~≥ 5 м/с), подается частотный сигнал ƒ1Vz (например, ≅90 Гц) о величине скорости при развороте в электронный модуль 1 для сравнения с одновременным поступающим сигналом индуктивной скорости Vи из области рулевого винта, расположенным на рулевой балке, с частотным выходом ƒ1Vи. При несоответствии режиму ограничения принятого отношения частотных сигналов по формуле (ƒ1Vz1Vи)≥0,75, вычисленного в электронном модуле 1, подается сигнал опасности летчику для изменения режима полета для удовлетворения отношения частотных сигналов скорости разворота и индуктивной скорости равного (ƒ1Vz1Vи)<0,75.

Измерения частотным сигналом приемниками воздушной скорости построены на основе проточного струйного автогенератора. Работа струйного автогенератора заключается в следующем.

Набегающий поток Vz проходит через входной канал в трехкаскадный струйный автогенератор, на выходе которого формируются пневматические автоколебания давления воздушной среды, преобразованные пневмо-пьезо-электро-преобразователем в электрический частотный сигнал. Далее частотные сигналы после сравнения в электронном модуле сравнения передаются в кабину пилота сигналом опасности (звук и свет).

На режиме «висение» при скорости Vz (~≥ 12 м/с) бокового ветра приемником воздушной скорости с частотным выходом ƒ2Vz (например, ≅120 Гц), расположенным на рулевой балке, подается сигнал в электронный модуль 2 для сравнения с одновременным поступающим сигналом индуктивной скорости Vи из области рулевого винта, расположенным на рулевой балке, с частотным выходом ƒ2Vи. При несоответствии режиму ограничения принятого отношения частотных сигналов по формуле (ƒ2Vz2Vи)≥0,75, вычисленного в электронном модуле 2, подается сигнал опасности летчику для изменения режима полета для удовлетворения отношения частотных сигналов скорости разворота и индуктивной скорости равного (ƒ2Vz2Vи)<0,75.

Включение режимов «полет» или «висение» автоматически определяется штатным прибором скорости на вертолете.

Предложенным способом достигается получение данных о скорости разворота балки с рулевым винтом, а также при боковом ветре получение информации о воздушном потоке в области рулевого винта одновинтового вертолета для оповещения пилота об опасной ситуации при различных режимах полета.

Система предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета, характеризующаяся тем, что содержит два приемника воздушной скорости с частотным выходом и два модуля сравнения выходных частот приемников, первый модуль по безопасной частоте скорости бокового ветра связан с расположенным на рулевой балке первым приемником воздушной скорости бокового ветра, второй модуль по безопасной частоте индуктивной скорости рулевого винта связан со вторым приемником воздушной скорости, расположенным на концевой балке в площади рулевого винта, модули связаны сигналами алгоритма одновременного действия сравнения, результирующий сигнал первого модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле

1Vz1Vи)≥0,75,

где ƒ1 - частота первого приемника воздушной скорости;

Vz - скорость бокового ветра;

Vи - индуктивная скорость винта;

результирующий сигнал второго модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле

2Vz2Vи)≥0,75,

где ƒ2 - частота второго приемника воздушной скорости,

при этом модули независимо связаны с пилотом сигналом о приближении опасного режима «неуправляемое самовращение».



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области инженерной психологии и эргономики. Интеллектуальный контроллер функциональных состояний летчика вертолета при применении очков ночного видения включает: корпус с микрокомпьютером, накопитель с энергонезависимой памятью, аккумулятор, блок приема информации; USB, цифровое табло, динамик, трехрежимный световой индикатор; датчики частоты пульса, частоты дыхания, температуры тела, влажности кожных покровов, биоэлектрической активности мозга, встраиваемые в экипировку, соединенные с микрокомпьютером, встроенным в экипировку, к нему с возможностью двунаправленного обмена информацией подключен встроенный в экипировку блок передачи информации в блок приема информации; обеспечена возможность: выдачи информации в систему автоматического управления, в параметрический регистратор, адаптивного управления частотой опроса датчиков, расчета оценки выраженности функциональных состояний.

Изобретение относится к двигателям летательного аппарата. Предлагается огнезащитное устройство (50), предназначенное для размещения между пилоном подвески (9) двухконтурной турбомашины самолета и соединительным кожухом (30), обеспеченным для этой турбомашины.

Группа изобретений относится к способу и устройству формирования сигнала оповещения пилота о дистанции торможения воздушного судна. Для формирования сигнала оповещения измеряют текущие координаты и параметры движения - дальность, высоту, скорость, вводят эти параметры через блок связи с бортовым оборудованием в вычислительное устройство, распределяют введенные данные по блокам вычислительного устройства, определяют прогнозное значение дальности до финальной точки траектории, корректирует это значение и выдает сигнал на электронный дисплей командного пилотажного прибора в поле зрения пилота.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов, двухпозиционный струйный датчик уровня содержит раздаточную крышку с по меньшей мере двумя штуцерами для подвода топлива, струйный датчик уровня низкого давления и струйный датчик уровня высокого давления, содержащие корпус, форсунку и приемник.

Устройство контроля состояния аккумуляторных батарей на борту воздушного судна содержит датчик температуры, два блока сравнения, блок принятия решения, блок оповещения экипажа, управляемый исполнительный блок, соединенные определенным образом. Обеспечивается повышение безопасности полета путем автоматического отключения аккумуляторных батарей от источника заряда.

Интегрированная система регистрации данных, диагностики технического и физического состояния комплекса «человек-машина» содержит подсистему регистрации данных ЛА, блок съема информации, блок подготовки полетной информации для передачи на наземные пункты управления, коммутатор оптических сигналов, коммутатор аналоговых и цифровых сигналов, преобразователи оптических и аналоговых сигналов в цифровой код и базовый вычислитель обработки диагностической информации, соединенные определенным образом.

Командно-пилотажный индикатор вертолета содержит экран, выполненный с возможностью отображения определенным образом индексов «Самолет», «Лидер», «Радиовысота», а также содержит блок учета расхода в полете массы полезной нагрузки вертолета, блок, индицирующий указатель скорости полета вертолета с числовой шкалой, индекс указателя текущей скорости полета вертолета, индекс указателя заданной скорости полета вертолета, блок вычисления в связанной с вертолетом системе координат пространственного положения центра масс, моментов инерции вертолета в полете и значения параметра продольного расстояния от центра масс вертолета до оси несущего винта, блок расчета прогнозируемой скорости полета вертолета и переключатель блоков автопилота функций автоматической стабилизации по тангажу, высоте и скорости.

Изобретение относится к способу обеспечения вихревой безопасности полета летательного аппарата (ЛА). Для обеспечения вихревой безопасности получают от бортовой системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации определенный набор параметров от ЛА-генератора вихрей и данного ЛА, параметры окружающей среды в области местоположения ЛА, определяют определенным образом геометрические размеры и месторасположение опасной зоны вихревого следа, рассчитывают вероятность туда попадания ЛА, рассчитывают моменты текущего крена ЛА, сравнивают их со значениями, соответствующими плану полета и в случае превышения допустимых значений оповещают экипаж и совершают маневр для выхода из опасной зоны.

Группа изобретений относится к способу и системе индикации балансировки летательного аппарата на взлете. Для балансировки летательного аппарата принимают балансировку горизонтального стабилизатора, вводимую пилотом, используют ее посредством процессора на борту летательного аппарата для генерирования значения балансировки центра тяжести, которое отображают на дисплее летательного аппарата.

Изобретение относится к области информационно-измерительной техники. Аварийный регистратор параметров транспортного средства включает первичный изолирующий преобразователь бортовой сети, батарею суперконденсаторов, восстанавливающий стабилизатор питания нагрузки, управляемый коммутатор нагрузки, блок взаимодействия с нагрузкой, устройство мониторинга и управления на базе микроконтроллера, одноплатный компьютер, твердотельный накопитель, устройство сопряжения, а также корпус.

Изобретение относится к способу предупреждения самопроизвольного вращения вертолета. Для предупреждения самопроизвольного вращения вертолета в режимах «полет» на малых скоростях и «висение» проводят процедуру одновременного измерения скоростей двумя датчиками, измеряют первым приемником воздушной скорости с частотным выходом индуктивную скорость рулевого винта, измеряют вторым приемником воздушной скорости с частотным выходом скорость бокового ветра с разворотом рулевого винта, вычисляют величину отношения выходных частотных сигналов, сравнивают величину отношения с допустимой, подают сигнал пилоту об опасном режиме полета при превышении допустимой величины отношения.
Наверх