Жрд с периферийными рулями на срезе сопла

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), в которых для управления вектором тяги в полете используются различные органы управления, расположенные у среза сопла или внутри него. ЖРД с периферийными рулями на срезе сопла, содержащий камеру со сверхзвуковой частью сопла, периферийные рули, установленные в разъемных цапфах на срезе сопла, подводные и отводные магистрали охладителя к периферийным рулям, силовую раму и рулевые агрегаты, согласно изложению, периферийные рули переменной толщины с каналами охлаждения внутренней и наружной поверхностей соединены с двухполостной осью вращения для подачи и отбора охладителя, соединенной с подводными и отводными магистралями, а на наружной поверхности выполнен кронштейн, соединенный с рулевыми агрегатами, закрепленными другим концом к силовой раме. Изобретение обеспечивает повышение эффективности ЖРД, увеличение ресурса работы и многоразовое использование. 6 ил.

 

Изобретение относится к ракетным двигателям, в которых для управления вектором тяги в полете используются различные органы управления, расположенные у среза сопла или внутри него.

Известно, что на заре развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в немецкой ракете ФАУ-2 для управления вектором тяги использовались газовые рули, выполненные из графита и расположенные на срезе сопла. При повороте этих рулей вокруг оси с увеличением площади натекания создается боковое усилие. Развитие ракетной техники потребовало создание более надежных и эффективных органов управления вектором тяги.

Известны газовые рули по патенту США №3251555 и по патенту России №2251013 F02K 9/80, 2003.

В патенте России газовый руль содержит перо, тарель с цилиндрическим выступом, вал, хвостовик которого с помощью кольцевой выточки через разжимное кольцо насажен на выступ тарели.

Кроме того, газовые рули нашли широкое распространение в зенитных управляемых ракетах (ЗУР).

Недостатком данных конструкций является:

- низкая надежность органов управления, так как они все время находятся в высокотемпературном газовом потоке, что приводит к их эрозии и быстрому выгоранию;

- нахождение газовых рулей все время в потоке сопровождается наличием их лобового сопротивления, что снижает удельные энергетические характеристики.

Известна конструкция ЖРД, содержащего камеру с охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла с расположенными в районе среза четырех неохлаждаемых секторов из УУКМ со сферической наружной поверхностью с центром, расположенным на оси камеры (патент России №2631370) - принятая за прототип.

Недостатком данной конструкции является:

- низкая надежность неохлаждаемых секторов при работе их в течение длительного времени работы в высокотемпературном газовом потоке порядка 800÷900 с;

- невозможность их применения в ЖРД многоразового использования (до 4÷5 раз испытаний при технологических испытаниях на стенде, периодических испытаниях и использовании до 2-3 запусков при летных испытаниях).

Предлагаемое изобретение устраняет указанные недостатки прототипа и решает техническую задачу повышения эффективности, увеличения ресурса работы и обеспечения многоразового использования.

Поставленная техническая задача решается тем, что ЖРД с периферийными рулями на срезе сопла, содержащий камеру со сверхзвуковой частью сопла, периферийные рули, установленные в разъемных цапфах на срезе сопла, подводные и отводные магистрали охладителя к периферийным рулям, силовую раму и рулевые агрегаты, согласно изложению, периферийные рули переменной толщины с каналами охлаждения внутренней и наружной поверхности, соединены с двухполостной осью вращения для подачи и отбора охладителя, соединенной с подводными и отводными магистралями, а на наружной поверхности выполнен кронштейн, соединенный с рулевыми агрегатами, закрепленными другим концом к силовой раме.

Такое исполнение ЖРД позволяет реализовать следующие процессы:

- когда не требуется боковое усилие, периферийные рули находятся в исходном положении, являясь продолжением контура сверхзвуковой части сопла, и создают дополнительное осевое усилие;

- при необходимости получения бокового усилия в определенной плоскости подается команда на соответствующие рулевые агрегаты. Рулевым агрегатом периферийный руль 1 погружается в газовый поток, а рулевой агрегат противоположного периферийного руля выводит руль из обтекания газовым потоком.

При погружении руля в газовую полость боковое усилие будет реализовываться не только за счет повышения давления на поверхности руля, но также за счет повышения давления в отрывной зоне на сопловой части перед периферийным рулем и вывода противоположного периферийного руля из контакта с газовой струей.

Причем повышение давления на сопловой части сопла перед периферийным рулем вносит существенную составляющую в получение бокового управляющего усилия и позволяет значительно уменьшить усилие на рулевом агрегате и уменьшение осевых потерь импульса тяги.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется схемами, показанными на фиг. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

ЖРД (фиг. 1) содержит камеру 1, периферийные рули 2, кронштейны 3 с проушинами 4, рулевые агрегаты 5 и раму двигателя 6.

На фиг. 2 показано расположение четырех периферийных рулей 2, кронштейнов 3, рулевых агрегатов 5.

На фиг. 3 показан продольный разрез двухполостной оси вращения 6 периферийных рулей 2 с подводной магистралью 7 и отводной магистралью 8,

9 - полость подачи охладителя на внутреннюю стенку периферийного руля 2;

10 - полость сбора охладителя в оси вращения 6 после охлаждения наружной стенки периферийного руля;

11 - цапфы с графитовыми втулками 12.

На фиг. 4 показан продольный разрез периферийного руля 2 с поступлением охладителя из входной полости 9 оси вращения 6 в каналы охлаждения 13 внутренней стенки руля 14,

15 - каналы охлаждения наружной стенки периферийного руля 2, соединенные с полостью сбора охладителя 10 оси вращения 6.

На фиг. 5 показан поперечный разрез периферийного руля 2 с каналами охлаждения 13 внутренней стенки 14 и каналами охлаждения 15 наружной стенки 16.

На фиг. 6 показана физическая картина получения бокового усилия с помощью работы двух периферийных рулей.

При погружении периферийного руля в газовую струю на поверхность сопла камеры 1 действует повышенное давление P1 за скачком уплотнения А перед периферийным рулем 2, при этом на периферийный руль действует давление Р2. Противоположный периферийный руль выходит из потока с газовой струей.

ЖРД с периферийными рулями на срезе сопла работает следующим образом.

По команде «Запуск» ЖРД начинает работать по штатной циклограмме. Происходит подача компонентов топлива в камеру 1 и их воспламенение, образуя внутри камеры газовую струю. Одновременно с подачей топлива в камеру подается команда на поступление охладителя в периферийные рули 2. Охладитель из подводной магистрали 7 через полость подачи охладителя 9 в оси вращения 6 поступает в каналы охлаждения 13 внутренней стенки 14, а затем в каналы 15, охлаждая наружную стенку 16 руля 2, потом в полость сбора охладителя 10 оси вращения 6 и в отводную магистраль 8.

При необходимости поворота руля на определенный угол от системы управления РН подается сигнал на соответствующие рулевые агрегаты 5, которые через проушину 4 поворачивают периферийный руль. В результате погружения периферийного руля 2 в газовую струю на поверхности руля и сверхзвуковой части сопла, примыкающей к периферийному рулю, повышается статическое давление, которое существенно выше давления на противоположной части сопла, в результате создается боковое управляющее усилие, которое увеличивается при выводе противоположного руля из контакта с газовой струей.

Таким образом, использование охлаждаемых периферийных рулей на срезе сопла позволяет получить большое управляющее усилие с уменьшением потерь в осевой тяге, уменьшение усилия на рулевые агрегаты, повышение надежности и ресурса работы, в том числе обеспечить многоразовость использования.

Жидкостной ракетный двигатель (ЖРД) с периферийными рулями на срезе сопла, содержащий камеру со сверхзвуковой частью сопла, периферийные рули, установленные в разъемных цапфах на срезе сопла, подводные и отводные магистрали охладителя к периферийным рулям, силовую раму и рулевые агрегаты, отличающийся тем, что периферийные рули переменной толщины с каналами охлаждения внутренней и наружной поверхностей соединены с двухполостной осью вращения для подачи и отбора охладителя, а на наружной поверхности выполнены кронштейны, соединенные с рулевыми агрегатами, закрепленными другим концом к силовой раме.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетостроению и касается конструкции ракетного двигателя, работающего на сыпучем твердом топливе. Механизм теплозащиты камеры ракетного двигателя, содержащий набор экранирующих теплозащитных лент, расположенных у стенок в рабочей камере двигателя и перематываемых лентопротягивающим механизмом, расположенным на срезе сопла, при этом ленты введены в камеру двигателя через срез сопла, идут вдоль стенки сопла к днищу камеры сгорания, где установлены направляющие ролики, и далее идут к указанному лентопротягивающему механизму.

Изобретение относится к ракетостроению и касается конструкции ракетного двигателя, работающего на сыпучем твердом топливе. Механизм теплозащиты камеры ракетного двигателя, содержащий набор экранирующих теплозащитных лент, расположенных у стенок в рабочей камере двигателя и перематываемых лентопротягивающим механизмом, расположенным на срезе сопла, при этом ленты введены в камеру двигателя через срез сопла, идут вдоль стенки сопла к днищу камеры сгорания, где установлены направляющие ролики, и далее идут к указанному лентопротягивающему механизму.

Изобретение относится к конструкции ракетных двигателей баллистических ракет и ракет-носителей, работающих на твердом дисперсном сыпучем топливе. Ракетный двигатель на сыпучем топливе, содержащий корпус, сопло, твердое топливо, снабжен топливным бункером расходуемой конструкции, днище которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно обечайки бункера, а также содержащий закрепленные на днище камеру сгорания с соплом и шлюзовый механизм питания, при этом блок камеры сгорания, сопла и шлюзового механизма питания соединены с днищем топливного бункера посредством подшипника, установленного соосно с осью тяги сопла, а обечайка бункера выполнена в виде ленточной обмотки, охватывающей массив сыпучего топлива, причем нижний конец ленты указанной обмотки пропущен через уплотнительное устройство в полость камеры сгорания и далее - через сопло, к механизму протяжки и обрезания ленты, установленному на срезе сопла.

Изобретение относится к конструкции ракетных двигателей баллистических ракет и ракет-носителей, работающих на твердом дисперсном сыпучем топливе. Ракетный двигатель на сыпучем топливе, содержащий корпус, сопло, твердое топливо, снабжен топливным бункером расходуемой конструкции, днище которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно обечайки бункера, а также содержащий закрепленные на днище камеру сгорания с соплом и шлюзовый механизм питания, при этом блок камеры сгорания, сопла и шлюзового механизма питания соединены с днищем топливного бункера посредством подшипника, установленного соосно с осью тяги сопла, а обечайка бункера выполнена в виде ленточной обмотки, охватывающей массив сыпучего топлива, причем нижний конец ленты указанной обмотки пропущен через уплотнительное устройство в полость камеры сгорания и далее - через сопло, к механизму протяжки и обрезания ленты, установленному на срезе сопла.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройству двигательных установок. Система охлаждения центрального тела сопла многокамерной двигательной установки включает в себя коллектор с хладагентом, который расположен внутри центрального тела и гидравлически связан с окружающей средой, при этом в тепловом контакте с коллектором электрически изолирован от внешней поверхности центрального тела анод, анод на расстоянии от 10-4 см до 1 см через электроизолирующие элементы соединен с наружной поверхностью центрального тела, представляющей катод, анод и катод образуют вакуумированную герметичную полость с мелкодисперсным легкоионизируемым с малой работой выхода порошком внутри нее, объёмной плотностью в количестве, варьируемом от 1,18⋅20-5 кг/м3 до 1,18⋅20-2 кг/м3, электроизолирующие элементы, которые расположены и жестко скреплены с одной из стенок вакуумированной герметичной полости между катодом и анодом.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей. Устройство представляет собой сопло, которое условно разделено на две части (определяющие его геометрическую форму): коническая 1 часть, с углом наклона стенок 45°, переходящая в цилиндрическую 2 часть.

Изобретение относится к ракетным двигателям на твердом топливе (РДТТ). РДТТ пассивного регулирования, содержащий переднюю крышку, заряд с центральным газовым каналом и осесимметричный сопловой блок, при этом на дозвуковом участке, участке критического сечения, сверхзвуковом участке сопла установлены вкладыши приращения площади из материалов: стеклопластик, углепластик, графит ПРОГ-2400СА, углерод-углеродный композиционный материал КИМФ, мелкозернистый графит МПГ-7, углестеклопластик (УСП) и углерод-кремнеземный композиционный материал (УККМ) с регулируемой эрозионной стойкостью от 50 до 100 %за счет закономерного уноса массы материала с поверхности вкладышей под воздействием газового потока продуктов сгорания ракетного твердого топлива в процессе работы двигателя.

Изобретение относится к ракетной технике. Камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая камеру сгорания, снабженную трактом охлаждения с продольными каналами с поперечными перемычками, входным для подвода недостающего в газогенераторе компонента коллектором за минимальным сечением по направлению к срезу сопла, и выходным коллектором, размещенным у смесительной головки и соединенным трубопроводом с входным коллектором тракта охлаждения с продольными каналами и поперечными перемычками сопла, выходным коллектором тракта охлаждения последнего соединенным трубопроводом со смесительной головкой, при этом участки поперечных перемычек в зоне сопряжения входных коллекторов сопла и камеры сгорания выполнены прерывистыми и размещены поочередно между продольными каналами в окружном направлении, входной коллектор сопла размещен между минимальным сечением сопла и входным коллектором тракта охлаждения камеры сгорания, а продольные каналы трактов охлаждения камеры сгорания и сопла в зоне сопряжения с входными коллекторами соединены у поперечных перемычек поочередно радиальными каналами с одноименными входными коллекторами.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). Камера ЖРД со сверхзвуковой частью сопла из алюминиевого сплава, содержащая охлаждаемую дозвуковую часть, выполненную из стальной наружной рубашки и внутренней стенки из бронзового сплава с подводными магистралями компонентов топлива, и сверхзвуковую часть сопла из алюминиевого сплава, согласно изобретению на охлаждаемой сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава выполнено переходное кольцо с рядом отверстий из сплава ЭП666, соединенное с помощью пайки с внутренней и наружной стенками сверхзвуковой части из алюминиевого сплава, которое через стальную накладку и переходное кольцо соединяется со стальной рубашкой камеры с выполненными в ней рядом отверстий и бронзовой внутренней стенкой дозвуковой части, образуя полость, соединяющую полость охлаждения дозвуковой части камеры с полостью охлаждения сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава.
Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ), содержащий трехмерный объемный каркас, сплетенный из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей с изменяемым долевым соотношением, при этом объемный каркас выполнен из полимерного углестеклопластика, состоящего из комбинированной нити, пропитанной связующим марки ФН с гидровакуумным отверждением.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Многокамерный жидкостной ракетный двигатель с управляемым вектором тяги содержит газогенератор, турбонасосный агрегат с насосами, входы которых соединены с топливными баками двигательной установки, раму, выступающую конусной центральной частью относительно периферийной, донную защиту, несколько неподвижных примонтированных к раме камер в центральной части, размещенных симметрично относительно продольной оси симметрии двигателя, соединенных кронштейнами с цапфами, установленными с возможностью вращения в траверсах посредством рулевых машинок, узлов качания камер управления, расположенных по периферии в секторах между неподвижными камерами в плоскостях стабилизации, соединенные магистралями с полостями после насосов турбонасосного агрегата.
Наверх