Способ совместного сжигания газообразных топлив

Изобретение относится к области энергетики. Способ включает подачу во вторую и первую топливные линии многофакельной горелки топлива второго и первого типов и их последовательный розжиг. Используют многофакельную горелку, снабженную первой и второй горизонтальными взаимно перпендикулярными газовыми трубами с горизонтально закрепленными в них перпендикулярно их осям перфорированными первым и вторым газовыми коллекторами, в отверстиях которых вертикально установлены факельные оголовки, каждый из которых содержит эжекционный смеситель, совмещенный с оголовком. При этом первоначально через вторую линию осуществляют подачу топлива второго типа и далее через вторую газовую трубу во вторые газовые коллекторы основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива второго типа на малое горение. Далее с помощью запальной горелки осуществляют розжиг газовоздушной смеси, поступающей через эжекционные смесители факельных оголовков многофакельной горелки, смешивающихся с воздухом, получая первый факел. После начала горения первого факела осуществляют подачу топлива первого типа в первую линию основной многофакельной горелки и далее через первую газовую трубу в первые газовые коллекторы основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива первого типа на малое горение; после того, как топливо первого типа, поступающее через эжекционные смесители факельных оголовков многофакельной горелки, смешивается с воздухом, с помощью первого факела разжигают второй факел, а многофакельную горелку переводят на большое горение путем полной подачи топлива во вторую и первую топливные линии горелки. Изобретение позволяет повысить эффективность сжигания топлива двух типов. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к способам сжигания топлива с помощью горелок, в которых газообразное топливо смешивается с воздухом при поступлении в зону горения, и может применяться при осуществлении работы горелочных устройств, применяемых в водонагревателях, использующихся в нефтегазовой промышленности для отопления помещений в зимний сезон, в том числе производственных цехов, складских комплексов и других промышленных помещений большого размера.

Из уровня техники известен способ сжигания газообразного топлива с помощью горелки (RU 2172895 C1, МПК F23D 14/20, опубл. 27.08.2001]. Способ включает в себя раздельную подачу газа и воздуха, подготовку запальной смеси, розжиг и принудительное перемешивание газовоздушной смеси в камере сгорания, при этом в зависимости от параметров топлива и воздуха газовоздушную смесь образуют во внутренней газовой камере или в центральном канале и камере сгорания горелки, регулируя при этом струи продуктов сгорания на выходе горелки с помощью стабилизатора.

Недостатком известного изобретения является то, что техническое решение относится к сжиганию одновременно только одного типа топлива, что ограничивает возможность использования способа для сжигания попутного нефтяного газа различных ступеней сепарации.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признан способ сжигания топлива с помощью универсальной горелки (RU 2522341 C1, МПК F23D 17/00, F23D 14/02, опубл. 10.07.2014). Способ включает в себя подачу потока воздуха, подачу потока топлива первого типа по первому каналу, розжиг потока топлива первого типа с получением первого пламени, а также подачу потока топлива второго типа по расположенному практически соосно с первым второму кольцевому каналу, имеющему множество боковых струйных выходов в выходной части для получения второго пламени.

Недостатком известного изобретения является его низкая эффективность, связанная с тем, что сжигание топлив осуществляется с помощью однофакельной горелки, что ограничивает эффективность использования способа для нагревания экономайзеров теплогенераторов, имеющих большой размер или выполненных в виде трубных радиаторов.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение эффективности сжигания топлива и обеспечение увеличение интенсивности нагрева теплоносителя в теплогенераторе при сжигании первого и второго топлива.

Способ совместного сжигания газообразного топлива включает подачу во вторую и первую линии топливные линии многофакельной горелки топлива второго и первого типов и их последовательный розжиг. Для осуществления способа используют многофакельную горелку, снабженную первой и второй горизонтальными взаимно перпендикулярными газовыми трубами с горизонтально закрепленными в них перпендикулярно их осям перфорированными первым и вторым газовыми коллекторами, в отверстиях которых вертикально установлены факельные оголовки, каждый из которых содержит эжекционный смеситель, совмещенный с оголовком. При этом первоначально через вторую линию осуществляют подачу топлива второго типа и далее через вторую газовую трубу во вторые газовые коллекторы основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива второго типа на малое горение. Далее с помощью запальной горелки осуществляют розжиг газовоздушной смеси, поступающей через эжекционные смесители факельных оголовков многофакельной горелки, смешивающихся с воздухом, получая первый факел. После начала горения первого факела осуществляют подачу топлива первого типа в первую линию основной многофакельной горелки и далее через первую газовую трубу в первые газовые коллекторы основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива первого типа на малое горение; после того, как топливо первого типа, поступающее через эжекционные смесители факельных оголовков многофакельной горелки смешивается с воздухом, с помощью первого факела разжигают второй факел, а многофакельную горелку переводят на большое горение путем полной подачи топлива во вторую и первую топливные линии горелки.

В качестве топлива, подаваемого к запальной горелке, предпочтительно, используют природный газ, в качестве топлива первого типа, подаваемого на основную многофакельную горелку, используют попутный нефтяной газ первой ступени сепарации, а в качестве топлива второго типа - попутный нефтяной газ второй или третьей ступеней сепарации.

Положительным техническим результатом, обеспечиваемым раскрытой выше совокупностью признаков способа совместного сжигания газообразного топлива, является повышение эффективности сжигания топлива двух типов, за счет применения при сжигании топлива последовательной схемы розжига с применением многофакельной горелки, обеспечивающей равномерное горение топлива и его последовательное воспламенение. Кроме того, осуществление сжигание топлива первого и второго типов с помощью многофакельной горелки обеспечивает возможность использование способа для эффективного нагревания экономайзеров теплогенераторов большого размера или выполненных в виде трубных вертикальных радиаторов.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен внешний вид основной многофакельной горелки, необходимой для осуществления способа; на фиг.2 представлен внешний вид основной многофакельной горелки сверху; на фиг.3 показан вид по А-А на фиг.3.

Способ осуществляют с помощью горелочного устройства, имеющего следующую конструкцию.

Горелочное устройство состоит из основной многофакельной и запальной горелок.

Основная многофакельная горелка состоит из двух горизонтальных взаимно перпендикулярных газовых труб 1 и 2 с горизонтально закрепленными в них перпендикулярно их осям перфорированными газовыми коллекторами 3 и 4, в отверстиях которых вертикально установлены факельные оголовки 5, каждый из которых содержит эжекционный смеситель, совмещенный с оголовком (на фигурах условно не показан), при этом к газовым трубам 1 и 2 подключены линии 6 и 7 подачи топлива первого и второго типа.

Факельные оголовки 5 устанавливают в газовых коллекторах 3 и 4 на равном расстоянии друг от друга, которое составляет 120 мм, при этом диаметр факельных оголовков составляет 33,5 мм. Линии 7 и 8 подачи топлива имеют длину 1400 мм и выполнены из стальной трубы диаметром 108 мм с толщиной стенки 4,5 мм. Установленные таким образом конструктивные параметры узлов основной многофакельной горелки способствуют лучшему формированию газовоздушной смеси в области горения факела.

Запальная горелка (на фигурах условно не показана) может быть снабжена системой автоматического розжига и контроля горения факела основной многофакельной горелки, при этом упомянутая система может включать в себя узел автоматического пьезоэлектрического розжига, газовый детектор, а также электромеханический регулятор подачи топлива.

Узел автоматического пьезоэлектрического розжига может представлять собой запальную штангу для дистанционного электроискрового розжига горючих газов, содержащую изолированный корпус с закрепленными внутри него проводами высокого напряжения, подключенными к источнику электропитания. Газовый детектор может представлять собой датчик углеводородных газов, например модели MQ-91. 1 Датчик газа MQ9 (угарный газ, углеводородные газы) // 3DiY. URL: https://3d-diy.ru/product/datchik-gaza-mq-9 (дата обращения: 24.02.2022).

Выходы детектора могут быть подключены к измерительным входам промышленного логического контроллера, например модели Delta DVP-ES2/EX22, 2 Программируемые контроллеры. Контроллеры малого класса // DELTA. URL: https://deltronics.ru/catalog/programmiruemyie-kontrolleryi/ (дата обращения: 24.02.2022).

а силовые выходы последнего могут быть подключены к узлу автоматического пьезоэлектрического розжига и электромеханическому регулятору подачи топлива в систему автоматического розжига и контроля горения факела.

Применение в составе теплогенератора элементов автоматики позволит достичь дополнительного положительного технического результата, заключающегося в обеспечении автоматизации работы устройства, за счет возможности автоматического розжига основной многофакельной горелки.

Осуществление способа совместного сжигания газообразного топлива рассмотрим на примере работы многофакельной горелки в составе теплогенератора.

Первоначально запальную и основную многофакельную горелки устанавливают в теплогенератор. Далее к основной многофакельной и запальной горелкам подключают линии подачи топлива, при этом к многофакельной горелке подключают линии 6 и 7 подачи топлива первого и второго типов. Как было указано выше, в качестве топлива, подаваемого к запальной горелке, может использоваться, например, природный газ, первый тип топлива, подаваемого на основную многофакельную горелку, может представлять собой попутный нефтяной газ первой ступени сепарации, а второй тип топлива -попутный нефтяной газ второй или третьей ступеней сепарации или природный газ.

Далее подводящий и отводящий трубопроводы экономайзера (радиатора) теплогенератора подключают к системе циркуляции теплоносителя, например воды или нефтяной эмульсии. В случае использования в составе запальной горелки средств автоматики газовый детектор узла автоматического пьезоэлектрического розжига подключают к измерительным входам промышленного логического контроллера, монтируемого на корпусе теплогенератора, а силовые выходы контроллера подключают к узлу пьезоэлектрического розжига и электромеханическим регуляторам подачи топлива в запальную горелку.

При работе теплогенератора в ручном режиме первоначально обеспечивают непрерывную подачу теплоносителя в экономайзер теплогенератора и подают в линию 7 и далее через в газовую трубу 2 в газовые коллекторы 4 основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива второго типа на малое горение, при этом топливо второго типа через эжекционные смесители оголовков 5 поступает в топочную часть теплогенератора и смешивается с воздухом, поступающим из приточных отверстий топочной части, образуя газовоздушную смесь; далее с помощью запальной горелки осуществляют розжиг газовоздушной смеси, получая первый факел. После прогрева теплогенератора на малом горении первого факела в течение «5 мин осуществляют подачу топлива первого типа в линию 6 основной многофакельной горелки и далее через газовую трубу 1 в газовые коллекторы 3 основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива первого типа на малое горение. После того, как топливо первого типа, поступающего через эжекционные смесители факельных оголовков 5 многофакельной горелки смешивается с воздухом, с помощью первого факела разжигают второй факел и переводят основную многофакельную горелку на большое горение путем полной подачи топлива в линии 6 и 7.

При использовании в составе запальной горелки средств автоматики управление ее работой может осуществляться в автоматическом режиме на основе управляющей программы, хранящейся во FLASH-памяти программ промышленного контроллера. В этом случае розжиг топлива и плавное регулирование его подачи в запальную горелку осуществляется с помощью команд, подаваемых на силовые выходы контроллера, подключенные, соответственно, узлу пьезоэлектрического розжига и электромеханическому регулятору подачи топлива системы автоматического розжига и контроля горения факела основной многофакельной горелки, а также к регуляторам подачи топлива, установленным на линиях 6 и 7 подачи топлива первого и второго типа.

Таким образом, рассмотренный в настоящей заявке способ, является промышленно применимым и обеспечивает эффективное сжигание попутного нефтяного газа выделяющегося в процессе добычи, подготовки и термической переработки нефти. Способ может применяться для осуществления экологически чистой утилизации попутного нефтяного газа при его сжигании в специализированных теплогенераторах, обеспечивая нагрев теплоносителя, например воды или нефтяной эмульсии, что позволяет использовать способ при отоплении промышленных зданий и сооружений в зимний период.

1. Способ совместного сжигания газообразных топлив, включающий подачу во вторую и первую топливные линии многофакельной горелки топлива второго и первого типов и их последовательный розжиг, отличающийся тем, что используют многофакельную горелку, снабженную первой и второй горизонтальными взаимно перпендикулярными газовыми трубами с горизонтально закрепленными в них перпендикулярно их осям перфорированными первым и вторым газовыми коллекторами, в отверстиях которых вертикально установлены факельные оголовки, каждый из которых содержит эжекционный смеситель, совмещенный с оголовком, при этом первоначально через вторую линию осуществляют подачу топлива второго типа и далее через вторую газовую трубу во вторые газовые коллекторы основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива второго типа на малое горение, далее с помощью запальной горелки осуществляют розжиг газовоздушной смеси, поступающей через эжекционные смесители факельных оголовков многофакельной горелки, смешивающихся с воздухом, получая первый факел; после начала горения первого факела осуществляют подачу топлива первого типа в первую линию основной многофакельной горелки и далее через первую газовую трубу в первые газовые коллекторы основной многофакельной горелки ограниченный объем топлива первого типа на малое горение, после того, как топливо первого типа, поступающее через эжекционные смесители факельных оголовков многофакельной горелки, смешивается с воздухом, с помощью первого факела разжигают второй факел, а многофакельную горелку переводят на большое горение путем полной подачи топлива во вторую и первую топливные линии горелки.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве топлива, подаваемого к запальной горелке, используют природный газ.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве топлива первого типа, подаваемого на основную многофакельную горелку, используют попутный нефтяной газ первой ступени сепарации.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве топлива второго типа используют попутный нефтяной газ второй ступени сепарации.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве топлива второго типа используют попутный нефтяной газ третьей ступени сепарации.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к печи для обжига известняка и способу подвода тепла к ней. Печь включает камеру печи (1), устройство подвода тепла и вентилятор для подачи воздуха горения (2).

Изобретение относится к областям, где имеют место процессы смесеобразования и сжигания «бедных» смесей жидких или газообразных топлив и воздуха. Сущность изобретения заключается в том, что высокое качество «бедной» смеси газообразного или жидкого топлива и воздуха обеспечивают за счет их двухступенчатого предварительного смешения: струйного смешения компонентов и дополнительного пропускания образовавшейся смеси через проницаемый элемент; в основной циркуляционной зоне сжигают предварительно подготовленную высококачественную «бедную» смесь основного газообразного или жидкого топлива и воздуха, поддерживая в ней концентрацию топлива гораздо меньше нижнего концентрационного предела распространения пламени, а устойчивость горения «бедной» смеси обеспечивают за счет тепла дополнительной циркуляционной зоны, в которой пилотное газообразное топливо сжигают диффузионно.

Предлагаемое изобретение относится к устройствам с непосредственным впрыскиванием жидкого углеводородного топлива в капельном состоянии или газообразного углеводородного топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и подготовкой топливовоздушной смеси для сжигания в зоне горения с участием воздуха.

Горелка // 2689654
Изобретение относится к области энергетики. Горелка содержит систему всасывания рециркулирующихся дымовых газов непосредственно из камеры сгорания при помощи инжектора 1, в который подается поддерживающее горение вещество; систему теплообмена, выполненную с возможностью теплообмена между рециркулирующимися дымовыми газами и поддерживающим горение веществом; систему впрыска топлива непосредственно в рециркулирующиеся дымовые газы, содержащие или не содержащие поддерживающее горение вещество, с образованием смеси: топливо, рециркулирующиеся дымовые газы, поддерживающее горение вещество в зоне вокруг выпускного отверстия инжектора поддерживающего горение вещества и последующего введения смеси в указанную камеру сгорания, при этом инжектор 1 образуется из труб 1а, которые параллельны в своих выходных частях, а также из выпускного конуса 11 горелки, при этом горелка содержит кольцевой канал 12, который представляет собой всасывающую систему для рециркулирующихся дымовых газов, транзитную камеру 2, системы 5 и 8 впрыска топлива, при этом системы впрыска топлива являются впрыскивающей системой 5 и впрыскивающей системой 8, при этом система теплообмена горелки формируется из стенок канала, ограничивающих поток поддерживающего горение вещества, которые имеют поверхность или ее часть, контактирующую с рециркулирующимися дымовыми газами; поток поддерживающего горение вещества движется в противотоке по отношению к входящим дымовым газам, проходящим в кольцевой канал 12, при этом топливо непосредственно вводится выше по потоку от инжектора 1 в рециркулирующиеся дымовые газы системой 5 впрыска и/или ниже по потоку от выходной передней секции инжектора 1 системой 8 впрыска в смесь поддерживающего горение вещества и рециркулирующихся дымовых газов, в последнем случае рециркулирующиеся дымовые газы уже содержат топливо, когда система 5 впрыска также используется, при этом топливо впрыскивается в транзитную камеру 2, и когда топливо является жидким, то происходит его переход в газообразное состояние, при этом в транзитной камере 2 не происходит сжигания топлива.

Настоящие варианты выполнения относятся к системе и способу создания огненного эффекта. Вариант выполнения включает в себя форсуночный узел с внешней форсункой и внутренней форсункой.

Изобретение относится к области энергетики. Горелка содержит проходящий по оси X канал первичного воздуха или газа, ограниченный наружной стенкой и концентрической внутренней стенкой, и каналы для радиального введения первичного воздуха или газа, канал воздуха или газа содержит обод, выполненный с возможностью поворотного перемещения и имеющий осевые выступы, образующие распределители, которые взаимодействуют с каналами для радиальной подачи первичного воздуха, расположенными на наружной периферийной части внутренней стенки, и образования двух проходов с разными углами наклона в каждом канале.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для непрерывного пламенного сжигания подготовленных топливовоздушных смесей газообразного углеводородного топлива в камерах сгорания газотурбинных установок. Двухконтурная горелка для камеры сгорания газотурбинной установки содержит корпус с каналом подвода воздуха, каналом подвода вспомогательного топлива, двумя коллекторами основного газообразного топлива, подключенными к каналам подвода основного газообразного топлива, и цилиндрическим насадком с форсунками, расположенными в торцевой части насадка и подключенными к каналу подвода вспомогательного топлива, кожух с коническим раструбом, расположенный коаксиально цилиндрическому насадку с образованием между ними кольцевой полости, и кольцевую тонкостенную перегородку, установленную в кольцевой полости с образованием двух смесительных камер, сообщенных с каналом подвода воздуха, причем в каждой смесительной камере установлены топливоподающие трубки с калиброванными отверстиями, расположенные перпендикулярно направлению потока воздуха и сообщенные с одним из коллекторов основного газообразного топлива, а также средства воздействия на поток топливовоздушной смеси.

Изобретение относится к устройствам для термической нейтрализации огневым методом жидких отходов, преимущественно технологических сточных вод - промышленных стоков, образующихся на газоконденсатных и нефтяных месторождениях. Техническим результатом является повышение эффективности процесса нейтрализации за счет повышения качества распыливания промышленных стоков.

Изобретение относится к области энергетики. Газовая горелка для сжигания топливного газа содержит по меньшей мере одну газовую трубу (2) для подачи топливного газа в печь-котел, первый цилиндр (19), окружающий указанную по меньшей мере одну газовую трубу (2) и ограничивающий проточный канал (3) для первичного воздуха вокруг указанной по меньшей мере одной газовой трубы (2) для подачи первичного воздуха в печь-котел, причем первый цилиндр (19) оканчивается у выпускного отверстия (21) проточного канала (3) для первичного воздуха, второй цилиндр (20), который коаксиально окружает первый цилиндр (19) и вместе с первым цилиндром (19) образует кольцевой проточный канал (4) для вторичного воздуха для подачи вторичного воздуха в печь-котел, причем второй цилиндр (20) оканчивается у выпускного отверстия (22) проточного канала (4) для вторичного воздуха, и третий цилиндр (23), который коаксиально окружает второй цилиндр (20) и вместе со вторым цилиндром (20) образует кольцевой проточный канал (9) для третичного воздуха для подачи третичного воздуха в печь-котел, причем третий цилиндр (23) оканчивается у выпускного отверстия (24) проточного канала (9) для третичного воздуха.

Изобретение относится к области энергетики. Трехвихревая вакуумная горелка-реактор (100) для смешанных топлив содержит впускной коллектор (150), включающий вакуумную камеру, впуск сопла для сжатого воздуха в вакуумную камеру, сопло для сжатого воздуха, входящее в вакуумную камеру через впуск сопла для сжатого воздуха, и эжекторный выпуск, причем впускной коллектор (150) выполнен с возможностью подачи газообразного топлива в первичную камеру (110) сгорания; первичную камеру (110) сгорания, имеющую цилиндрическую наружную часть и коническую внутреннюю часть, причем коническая внутренняя часть имеет первый конец с меньшим диаметром и второй конец с большим диаметром, при этом первый конец конической внутренней части соединен с впускным коллектором (150), причем коническая внутренняя часть дополнительно включает первую группу направляющих лопаток; редукционное сопло (120), соединенное со вторым концом конической внутренней части первичной камеры (110) сгорания, причем редукционное сопло (120) имеет первую часть в виде усеченного конуса с большим диаметром, соединенную с первичной камерой (110) сгорания, и цилиндрическую вторую часть, которая продолжается от меньшего диаметра первой части в виде усеченного конуса; инжекторы (140), перпендикулярные первой части в виде усеченного конуса редукционного сопла (120) и выполненные с возможностью инжектирования жидкого топлива в первичную камеру (110) сгорания; и цилиндрическую вторичную камеру (130) сгорания, имеющую вторую группу направляющих лопаток, выполненных с возможностью направления воздуха во вторичную камеру (130) сгорания, при этом меньший диаметр первичной камеры (110) сгорания на ее первом конце, больший диаметр первичной камеры (110) сгорания на ее втором конце и первая группа направляющих лопаток образуют три вихря топлива для поддержания вращения топлива к наружной части горелки-реактора (100) и замедления перемещения топлив для обеспечения полного сгорания.

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в химической промышленности и металлургии для повышения степени смешения при диффузионном горении газообразного топлива в импактной микроструе с дозвуковой скоростью истечения ламинарной микроструи из сопла. Способ организации диффузионного горения микроструи газообразного топлива включает ламинарное истечение микроструи газообразного топлива с дозвуковой скоростью из сопла, поджиг микроструи и воздействие на факел внешним акустическим источником.
Наверх