Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации

Изобретение относится к способу мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации. Определяют собственные локальные координаты подвижного объекта с помощью четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков с известными координатами на основании значений интервалов времени, пропорциональных расстояниям между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных подвижным объектом запросным способом, передают измеренные значения интервалов времени другим подвижным объектам группы для определения его локальных координат, осуществляют расчет координат других объектов определенным образом на основании полученных значений, отображают рассчитанные локальные координаты подвижного объекта на экранах дисплеев в виде отметок на фоне карты местности. 1 ил.

 

Изобретение относится к области радионавигации и радиосвязи и направлено на получение оценок пространственно-временного состояния группы подвижных объектов, использующих локальную навигацию.

Пространственно-временное состояние подвижных объектов в составе группы из одного управляющего и N управляемых подвижных объектов, можно определить любым доступным способом, включая использование глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), например, [1, 2, 3]. При этом N управляемых подвижных объектов должны определить свои координаты в общедоступной системе координат с использованием ГНСС и передавать их управляющему подвижному объекту для получения дальнейших указаний. Однако применение ГНСС для определения местоположения подвижных объектов может быть ограничено из-за недоступности приема навигационных сигналов ГНСС вследствие наличия электромагнитных помех и/или недостоверности навигационной информации из-за искажения навигационного поля. Кроме того, открытая передача абсолютных (привязанных к общедоступной системе координат) данных о местоположении объектов может привести к несанкционированному использованию этих данных для деструктивного воздействия на подвижные объекты.

Задачей данного изобретения является обеспечение мониторинга пространственно-временного состояния подвижных объектов без привязки местоположения объектов к общедоступной системе координат с целью повышения скрытости и живучести объектов и затруднению или недопущению использования открыто передаваемых по линиям радиосвязи данных о местоположении объектов для деструктивного воздействия на эти объекты.

В общедоступных источниках не обнаружены способы или системы мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации без привязки местоположения объектов к общедоступной системе координат.

Предлагаемый способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации основан на взаимодействии одинаковых по техническому оснащению управляющего подвижного объекта группы и управляемых подвижных объектов группы, в состав которых входит устройство сбора данных и расчета координат, дисплей, штатная радиостанция, штатная гарнитура, блок управления мониторингом, и четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков, с известными локальными координатами, и обеспечивает взаимную осведомленность каждого подвижного объекта о пространственно-временном состоянии всех подвижных объектов группы путем определения собственных локальных координат подвижного объекта на основании значений интервалов времени, пропорциональных расстояниям между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных подвижным объектом запросным способом, и предоставления возможности другим подвижным объектам группы определения его локальных координат путем передачи им измеренных значений интервалов времени, пропорциональных расстояниям между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, при этом расчет локальных координат подвижного объекта осуществляется в его устройстве сбора данных и расчета координат и в устройствах сбора данных и расчета координат всех остальных подвижных объектов группы путем решения системы линейных уравнений, связывающих вектор искомых координат подвижного объекта, векторы координат опорных приемопередатчиков, и измеренные значения временных интервалов, пропорциональных расстояниям между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, с дальнейшим отображением рассчитанных локальных координат подвижного объекта на экранах дисплеев одним из известных способов, например в виде отметок на фоне карты местности.

Сущность изобретения поясняется рисунком фиг. 1, на котором показана структурная схема.

Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации реализует управляющий подвижный объект А1 в состав которого входит устройство сбора данных и расчета координат УС1, дисплей Д1, штатная радиостанция ШР1, штатная гарнитура Г1, блоком управления мониторингом М1, обеспечивающий мониторинг и управление подвижными объектами А2, А3, …, Аn, …, АN в состав которых входят штатная радиостанция ШРn, блок управления мониторингом Мn, устройство сбора данных и расчета координат УСn, дисплей Дn, штатная гарнитура Гn, взаимодействующие с четырьмя разнесенными в пространстве опорными приемопередатчикамми ОПi, с известными координатами xОПi, yОПi, zОПi (i=1, …, 4).

Управляющий подвижный объект А1 с помощью блока управления мониторингом М1 и штатной радиостанции ШР1, циклично по времени, инициирует поочередный запрос об определении местоположения подвижных объектов Аn, начиная с 1-ого и заканчивая N-ым.

Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации осуществляется следующим образом.

Первоначально управляющий подвижный объект А1 определяет собственные координаты, для чего с помощью блока управления мониторингом М1 формирует кодограмму «Запрос дальности» (ЗД1), и через штатную радиостанцию ШР1 передает ее на опорные приемопередатчики ОПi, фиксируя время передачи tЗД1. От каждого опорного приемопередатчика ОПi, i=1, …, 4, на управляющий подвижный объект приходит кодограмма «Ответ дальности» (ОД1i), которые принимаются штатной радиостанцией ШР1 и передаются в блок управления мониторингом М1, где фиксируется время их приема tОД1i и измеряются задержки ∆t1i=tОД1i-tЗД1. Измеренные задержки ∆t1i, i=1, …, 4, передаются в устройство сбора данных и расчета координат УС1, для расчета координат x1, y1, z1 управляющего подвижного объекта А1.

Следующий этап – определение координат управляемых подвижных объектов Аn, где n=2, …, N. Для этого блок управления мониторингом М1 управляющего подвижного объекта А1 поочередно формирует кодограммы «Запрос координат» (ЗКn) каждого управляемого подвижного объекта Аn в информационной части которых содержится информация о задержках ∆t1i. Кодограммы ЗКn через штатную радиостанцию ШР1 управляющего подвижного объекта А1 передаются соответствующим управляемым подвижным объектам Аn. В соответствующих управляемых подвижных объектах Аn кодограммы ЗКn принимаются штатной радиостанцией ШРn и передаются в блок управления мониторингом Мn, в котором из кодограммы ЗКn извлекается информация о задержках ∆t1i, и передается в устройство сбора и расчета координат УСn для расчета координат x1, y1, z1 управляющего подвижного объекта А1, и инициируется формирование кодограммы «Запрос дальности» (ЗДn), которая через штатную радиостанцию ШРn передается на опорные приемопередатчики ОПi с фиксацией времени ее передачи tЗДn. От каждого опорного приемопередатчика ОПi на управляемый подвижный объект Аn приходят кодограммы «Ответ дальности» (ОДni), которые принимаются штатной радиостанцией ШРn и передаются в блок управления мониторингом Мn, где фиксируются время их приема tОДni и измеряются задержки После измерения всех задержек ∆tni блок управления мониторингом Мn передает их в устройство сбора и расчета координат УСn для расчета собственных координат xn, yn, zn управляемого подвижного объекта Аn, и формирует кодограмму «Ответ координат» (ОКn), содержащую информацию о всех измеренных задержках ∆tni. Кодограмма ОКn через штатную радиостанцию ШРn управляемого подвижного объекта Аn передается на все подвижные объекты Аj, j=1, …, N, j ≠ n (управляющий подвижный объект и все оставшиеся управляемые подвижные объекты). Во всех подвижных объектах Аj кодограмма ОКn принимается штатной радиостанцией ШРj и передается в блок управления мониторингом Мj, где из кодограммы извлекается информация о задержках ∆tni и передается в устройство сбора данных и расчета координат УСj, для расчета координат xn, yn, zn подвижного объекта Аn.

Определение координат подвижного объекта Аn (n=1, …, N) осуществляется в устройстве сбора данных и расчета координат УСn на основе решения системы линейных уравнений [4]

связывающих вектор искомых координат n-го подвижного объекта, n=1, …, N, векторы координат опорных приемопередатчиков ОПi, i=1, …, 4, и значения расстояний между подвижным объектом Аn и опорными приемопередатчиками ОПi, вычисляемые на основе измеренных значений задержек ∆tni

где νс - скорость распространения радиоволны, равная скорости света.

Решение этой системы относительно вектора P ищется в виде

P=A-1B

где , .

Компонентами вектора P=[xn, yn, zn]T являются отыскиваемые координаты n-го подвижного объекта xn, yn, zn (n=1, …, N).

Полученные устройством сбора и расчета координат УСn координаты подвижных объектов Аn, выводятся на экране дисплея Дn одним из известных способов, например в виде отметок на фоне карты местности. Таким образом обеспечивается взаимная осведомленность каждого подвижного объекта группы Аn о своем пространственно-временном состоянии и о пространственно-временном состоянии всех остальных подвижных объектов группы в условиях локальной навигации. При этом информация, передаваемая между подвижными объектами, не содержит открытых данных об их местоположении в общедоступной системе координат и в этом аспекте ее несанкционированное использование по сравнению с использованием открытых данных о местоположении в общедоступной системе координат затруднит организацию деструктивного воздействия на подвижные объекты по крайней мере на время, необходимое для реализации процедуры привязки данных местоположения в относительной системе координат к общедоступной системе координат.

При выходе из строя управляющего подвижного объекта А1 управляющим подвижным объектом становится управляемый подвижный объект А2 и так далее.

Источники информации

1. Журавлев, А.В. Навигационные комплексы наземных мобильных средств военного назначения [Текст]: монография / А.В. Журавлев. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. —
290 с.

2. Тяпкин В.Н., Гарин Е.Н. Методы определения навигационных параметров подвижных средств с использованием спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС: – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 260 с.

3. Амиров А.Ж., Когай Г.Д., Хамзина М.С. Система спутникового мониторинга подвижных объектов. «Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г. С.8-9.

4. Маркин В.Г. Расчет координат объектов в разностно-дальномерной системе и анализ погрешностей расчета. Радиотехника, №12, 2013г., с.81-85.

Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации, основанный на взаимодействии одинаковых по техническому оснащению управляющего подвижного объекта группы и управляемых подвижных объектов группы, в состав которых входит устройство сбора данных и расчета координат, дисплей, штатная радиостанция, штатная гарнитура, блок управления мониторингом и четыре разнесенные в пространстве опорных приемопередатчика с известными локальными координатами, и обеспечивающий взаимную осведомленность каждого подвижного объекта о пространственно-временном состоянии всех подвижных объектов группы путем определения собственных локальных координат подвижного объекта на основании значений интервалов времени, пропорциональных расстояниям между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных подвижным объектом запросным способом, и предоставления возможности другим подвижным объектам группы определения его локальных координат путем передачи им измеренных значений интервалов времени, пропорциональных расстояниям между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, при этом расчет локальных координат подвижного объекта осуществляется в его устройстве сбора данных и расчет координат всех остальных подвижных объектов группы путем решения системы линейных уравнений, связывающих вектор искомых координат подвижного объекта, векторы координат опорных приемопередатчиков и измеренные значения временных интервалов, пропорциональных расстояниям между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, с дальнейшим отображением рассчитанных локальных координат подвижного объекта на экранах дисплеев в виде отметок на фоне карты местности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации. С помощью четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков с известными координатами определяют собственные координаты и локальные координаты управляемых подвижных объектов на основании значений расстояний между управляющим подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных управляющим подвижным объектом запросным способом путем решения системы линейных уравнений, связывающих вектор искомых координат подвижного объекта, векторы координат опорных приемопередатчиков и измеренные значения расстояний между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, отображают рассчитанные локальные координаты подвижных объектов на экране дисплея в виде отметок на фоне карты местности.

Изобретение относится к области автоматизации информационно-управляющих систем радиомониторинга (РМ), функционирующих в реальном масштабе времени, и может быть использовано для обработки результатов радиомониторинга в сложной радиоэлектронной обстановке (РЭО). Технический результат заключается в повышении точности получаемой оценки тактической и радиоэлектронной обстановки в условиях использования контролируемыми радиоэлектронными средствами (РЭС) современных методов помехозащиты и отсутствия семантического доступа к передаваемой информации.

Использование: настоящее изобретение относится к способу определения географического местоположения устройства (1) передачи сигнала. Сущность: способ определения географического местоположения включает в себя этапы, на которых передают первые данные приема первого радиосигнала (4), передаваемого на первой частоте, множеством первых приемных станций (5), вычисляют первое географическое местоположение устройства (1) передачи сигнала, обнаруживают, что географическое местоположение устройства (1) передачи сигнала входит в заданную вторую географическую зону (9), передают сигнал с командой передачи второго радиосигнала (21), передают вторые данные приема второго радиосигнала множеством вторых приемных станций (11) на второй частоте, и вычисляют второе географическое местоположение устройства (1) передачи сигнала.

Изобретение относится к системам безопасности. Технический результат заключается в обеспечении возможности персоналу правоохранительных органов принимать более полный набор соответствующих сведений в периферийное устройство правоохранительных органов, который обеспечивает возможность более точной идентификации, отслеживания и урегулирования события безопасности.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в системах измерения параметров движения наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивной однопозиционной радиолокационной станции (ПРЛС). Техническим результатом является повышение точности ПРЛС в определении координат и параметров движения наземных/надводных мобильных ИРИ на участках наведения, когда углы пеленга и угловые скорости линии визирования малы, а также при нерегулярных поступлениях радиосигналов от ИРИ.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в системах измерения параметров движения наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивной однопозиционной радиолокационной станции (ПРЛС). Техническим результатом является повышение точности ПРЛС в определении координат и параметров движения наземных/надводных мобильных ИРИ на участках наведения, когда углы пеленга и угловые скорости линии визирования малы, а также при нерегулярных поступлениях радиосигналов от ИРИ.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения и других параметров наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивных радиолокационных станций. Технический результат - повышение достоверности отождествления сигналов в многоцелевой обстановке.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения и других параметров наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивных радиолокационных станций. Технический результат - повышение достоверности отождествления сигналов в многоцелевой обстановке.

Изобретение относится к пассивной радиолокации и может быть использовано для определения координат и параметров движения наземных (надводных) источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью аппаратуры радиотехнической разведки (РТР), установленной на борту летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности определения координат и параметров движения наземных (надводных) ИРИ с неизвестными параметрами диаграмм направленности антенн, вне зависимости от режима их работы с помощью бортовой аппаратуры РТР со слабонаправленной малогабаритной антенной системой.

Изобретение относится к области беспроводной связи. Техническим результатом является повышение точности геолокации терминала.

Изобретение относится к способу мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации. С помощью четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков с известными координатами определяют собственные координаты и локальные координаты управляемых подвижных объектов на основании значений расстояний между управляющим подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных управляющим подвижным объектом запросным способом путем решения системы линейных уравнений, связывающих вектор искомых координат подвижного объекта, векторы координат опорных приемопередатчиков и измеренные значения расстояний между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, отображают рассчитанные локальные координаты подвижных объектов на экране дисплея в виде отметок на фоне карты местности.
Наверх