Выявление и адаптация к прерывистому размыканию цепей на датчике авиационного турбинного двигателя

Использование: для выявления прерывистых контактов на зондах, образующих датчики авиационного турбинного двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что получают первое значение измерения, сравнивают приращение с порогом приращения и передают измерение, которое должно быть обработано, на обрабатывающий интерфейс, причем упомянутое измерение выбирают равным значению модели оценивания полученного измерения, если приращение больше, чем порог приращения, или равным первому полученному значению измерения, если приращение меньше, чем порог приращения, затем выполняют дополнительные этапы обработки. Технический результат: обеспечение возможности реализации способа проверки измерений, полученных зондом, образующим датчик турбинного двигателя, который обладает более хорошей реакцией на явление прерывистого размыкания цепей. 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к выявлению прерывистых контактов на зондах, образующих датчики авиационного турбинного двигателя, также называемые датчиками двигателя.

Более конкретно, изобретение относится к способу проверки измерения, предоставляемого двухканальным зондом, образующим датчик двигателя, чтобы ограничить ошибки, вызываемые прерывистыми контактами в случае двойной неисправности каналов зонда.

Уровень техники

Авиационный турбинный двигатель обычно содержит большое число подвижных механических деталей, поведение которых постоянно отслеживают посредством измерительной цепи. Измерительная цепь обычно содержит зонд, содержащий два измерительных канала, каждый из которых сообщается с одним каналом вычислителя. Зонд может измерять большое число физических параметров в различных местах турбинного двигателя. Эти измерения передают на вычислительное устройство, которое обрабатывает их и передает пилоту летательного аппарата или на устройства управления турбинного двигателя информацию, касающуюся состояния турбинного двигателя. В случае обнаружения повреждения турбинного двигателя пилот может действовать соответствующим образом, чтобы сохранить безопасность летательного аппарата и его пассажиров. Устройства управления турбинного двигателя также могут воздействовать на поведение турбинного двигателя, чтобы организовать работу с учетом повреждения.

Большинство существующих в настоящее время измерительных цепей являются электронными. Измерения передают на вычислительное устройство в виде электрических сигналов. Поэтому, в каналы вычислительного устройства подают временной электрический сигнал (обычно напряжение), представляющий измерение, полученное зондом. Эта технология хорошо зарекомендовала себя на многих авиационных двигателях, и она дает быстрое время отклика, удовлетворяющее нормативным требованиям. Тем не менее, измерительные цепи турбинного двигателя работают в условиях, в которых имеют место сильные тепловые и вибрационные напряжения. Эти ограничения часто приводят к поломкам типа прерывистого контакта. Прерывистый контакт представляет собой прерывистое и очень быстрое размыкание электрической цепи или непредусмотренный возврат через землю. Эти явления, в частности, наблюдают, когда контакты зонда ослаблены или изношены, либо когда чувствительные элементы измерительных каналов неисправны. Прерывисто размыкаемые цепи также возникают, когда электрические провода, соединяющие чувствительные элементы зонда с электронным соединителем измерительной цепи, обрываются, или когда неправильная установка чувствительных элементов в корпусе зонда делает их чувствительными к вибрациям и поломке.

После получения измерения каждый канал вычислительного устройства обменивается с другим каналом значением измерения, а также электрическим состоянием, например, обнаружением размыкания цепи или короткого замыкания. После этого вычислительное устройство может обработать измерение, которое необходимо передать на интерфейс обработки, который формирует информацию, полезную для пилота или устройств управления. Более того, для некоторых измеренных параметров вычислительное устройство отклоняет модель оценивания измерения, построенную на основе получения других параметров. В случае конфликтов между измерениями, переданными по двум каналам вычислительного устройства, модель оценивания позволяет вычислительному устройству принять решение для передачи на интерфейс обработки наиболее релевантного измерения.

Явление прерывисто разомкнутой цепи может иметь существенные последствия. На самом деле традиционно в случае размыкания электрической цепи на одном из измерительных каналов вычислительное устройство вводит очень высокое значение измерения, называемое значением насыщения. Этот механизм позволяет признавать непригодной информацию, полученную на канале вычислительного устройства, если размыкание цепи является постоянным, то есть если измерительный канал вышел из строя.

Но, как показано на фиг. 1, инерция электронных схем, содержащихся в измерительной цепи, является такой, что каналы вычислительного устройства подвержены явлению электрического затухания. На фиг. 1 показано изменение с течением времени напряжения, подаваемого температурным зондом типа термопара, также называемого напряжением VRT (или «датчика с переменным сопротивлением»), на канал вычислительного устройства, который в момент времени Т0 детектирует разомкнутую цепь на измерительной цепи. Тогда, вычислительное устройство изменяет значение напряжения VRT до порога насыщения, который намного выше, чем порог непригодности, при котором сигналы, исходящие из канала датчика, игнорируют. В следующий момент T1 времени электрическую цепь снова замыкают. Тогда, напряжение VRT снова постепенно падает до уровня сигнала, передаваемого соответствующим каналом зонда. Только это происходит слишком медленно по сравнению с частотой обработки интерфейса. В действительности, необходимо подождать до момента T2 времени, следующего за T1, чтобы значение пересекло порог непригодности, и до момента T3 времени, следующего за T2, чтобы получить корректное значение измерения. Но обрабатывающий интерфейс использует значения напряжения VRT между моментами T2 и T3, потому что они ниже порога непригодности, хотя эти значения неверные. Поэтому, непредусмотренное размыкание цепи приводит к тому, что на устройства управления турбинного двигателя или пилоту предоставляется неверная информация.

В случае прерывистых размыканий быстрота электрических размыканий приводит к скачкам измерений, но не приводит к непригодности канала вычислительного устройства, потому что у напряжения VRT нет времени, чтобы достичь порога непригодности. На фиг. 2 приведена кривая напряжения VRT, показывающая сигнал, получаемый при явлении прерывистых цепей, и соответствующая кривая непригодности, которая показывает значение 1, если вычислительное устройство оценил значение непригодным. В случае прерывистых размыканий интенсивность сигнала может превысить или не превысить порог непригодности в зависимости от длительности размыкания цепи. Если размыкание приводит к пику в сигнале, но этот скачок измерения не достигает порога непригодности, тогда обрабатывающий интерфейс принимает измерение. Но это значение имеет величину того же порядка, что и во время поломки, и, следовательно, информация, отправляемая обрабатывающим интерфейсом, является неверной.

В качестве примера, уже наблюдались остановки двигателя в полете, вызванные прерывистым контактом, который привел к большим флуктуациям в измерениях, полученных датчиком двигателя, значения которых мешали вычислению угла лопастей компрессора. Тогда, потеря управления компрессором приводила к помпажу и осцилляциям частоты вращения двигателя, заставляя пилота снижать скорость, и к полной остановке двигателя. В этом случае было показано, что один из двух каналов вычислительного устройства уже считался вычислительным устройством неисправным. Следовательно, появление прерывистых контактов на исправном канале вызывало осцилляцию в измерении, передаваемом на обрабатывающий интерфейс между высоким действительным ошибочным значением и значением модели оценивания, приводя к потере управления компрессором.

Ранее уже было предложено множество способов детектирования прерывисто размыкаемых цепей.

Например, известен способ детектирования, который содержит этап сравнения измерения, полученного на исправном канале вычислительного устройства, и значения модели оценивания, чтобы гарантировать правдоподобие измерения. Тем не менее, этот способ детектирования не очень эффективный, потому что порог сравнения очень высокий, чтобы предотвратить ложные обнаружения, что не допускает достаточной реакции для быстрых изменений измерения, которые, например, могут привести к помпажу турбинного двигателя.

Также из документа FR 2 992 417 известен способ проверки датчика двигателя, реализующий этапы вычислений, проводимых над измерениями двух каналов датчика, а также обновления индикатора в зависимости от результатов этапов вычислений. Затем, проверяют изменение индикатора, чтобы обнаружить неисправность одной или другой цепи датчика.

Однако эти способы детектирования не позволяют приспособить измерительную цепь к наличию прерывисто размыкаемых цепей в случае двойного отказа. Под двойным отказом понимают, что один из двух каналов объявляют неисправным, а на другом имеет место прерывистый ток, или на двух каналах имеет место прерывистый ток.

Поэтому, существует потребность в том, чтобы предложить способ проверки измерений, получаемых вычислителем и подаваемых датчиком двигателя с двумя измерительными каналами, чтобы обнаружить явление прерывисто размыкаемых цепей и соответствующим образом адаптировать измерительную цепь.

Сущность изобретения

Одна цель изобретения заключается в том, чтобы динамически и эффективно обнаруживать прерывисто размыкаемые цепи.

Другая цель изобретения заключается в том, чтобы предложить способ проверки измерений, полученных зондом, образующим датчик турбинного двигателя, обладающий более хорошей реакцией на явление прерывистого размыкания цепей.

Другая цель изобретения заключается в том, чтобы сохранить состоятельность измерительной цепи во время работы турбинного двигателя, несмотря на двойной отказ каналов зонда, образующего датчик двигателя.

В этой связи в изобретении предложен способ проверки измерения, предоставляемого зондом, образующим датчик авиационного турбинного двигателя, и передаваемого на интерфейс для обработки измерения, при этом зонд содержит измерительный канал, способ осуществляется с помощью вычислительного устройства турбинного двигателя, содержащего вычислительный канал, соединенный с измерительным каналом зонда, и содержит этапы обработки, на которых:

- получают первое значение измерения на вычислительном канале,

- сравнивают приращение с порогом приращения,

- передают на обрабатывающий интерфейс измерение для обработки, которое выбирают:

ο равным значению модели оценивания полученного измерения, если приращение больше, чем порог приращения, или

ο равным первому полученному значению, если приращение меньше, чем порог приращения.

Благодаря наличию приращения, вычислительное устройство способно полностью игнорировать измерительный канал, если на нем имеет место явление прерывистых контактов, независимо от состояния других возможных измерительных каналов. Это делает измерительное устройство устойчивым к появлению прерывистых контактов на любом из измерительных каналов, вычислительных каналов или их электрических соединений друг с другом. Таким образом, в случае непригодности измерительного канала, остается возможной проверка пригодного измерительного канала. Возможно, канал, в конечном итоге, игнорируют в пользу модели оценивания, если на нем имеют место прерывистые контакты. Более того, значение приращения может быть предпочтительно увеличено в конце полета летательного аппарата, чтобы определить интенсивность явления прерывистых контактов на проверяемом измерительном канале.

Как вариант, но не обязательно, способ в соответствии с изобретением также может содержать следующие признаки:

- если приращение меньше, чем порог приращения, то способ может содержать дополнительные этапы обработки, на которых:

ο получают второе значение измерения на вычислительном канале, причем второе значение следует за первым значением через заданный промежуток времени,

ο сравнивают отклонение между, с одной стороны, первым полученным значением и, с другой стороны, соответствующим значением модели оценивания, с порогом пригодности измерения,

ο сравнивают отклонение между, с одной стороны, производной по времени между двумя полученными значениями и, с другой стороны, производной по времени между двумя соответствующими значениями модели оценивания, с порогом пригодности производной по времени измерения, и

ο обновляют приращение в зависимости от результата этапов сравнения,

- во время этапа обновления:

ο если отклонение между, с одной стороны, первым полученным значением сигнала и, с другой стороны, соответствующим значением модели оценивания больше, чем порог пригодности измерения, то приращение увеличивают на 1, в противном случае приращение оставляют без изменения, и

ο если отклонение между, с одной стороны, производной по времени между двумя полученными значениями и, с другой стороны, производной по времени между соответствующими значениями модели оценивания больше, чем порог пригодности производной по времени измерения, то приращение увеличивают на 1, в противном случае приращение оставляют без изменения,

- датчик содержит два измерительных канала, соединенные соответственно с двумя вычислительными каналами, при этом способ содержит начальные этапы, на которых:

ο получают значение измерения,

ο сравнивают полученное значение с порогом непригодности,

ο обновляют дополнительное приращение в зависимости от результатов этапа сравнения, и

ο определяют пригодность одного из двух каналов в зависимости от дополнительного обновленного приращения,

начальные этапы реализуют параллельно на каждом вычислительном канале, начальные этапы повторяют последовательно до тех пор, пока один из каналов не будет признан непригодным, затем выполняют этапы обработки на канале, который признали пригодным,

- во время этапа обновления дополнительное приращение увеличивают на 1, если полученное значение больше, чем порог непригодности, и оставляют без изменений в противном случае,

- определяют, что канал является непригодным, если:

ο после этапа обновления дополнительное приращение превышает порог приращения, и

ο последнее увеличение дополнительного приращения было выполнено вследствие того, что последнее полученное значение на упомянутом вычислительном канале больше, чем порог непригодности,

- способ также содержит подготовительный этап, на котором получают первое и второе значение измерения модели оценивания измерений, причем упомянутые значения синхронизированы с полученными значениями,

- способ также содержит предварительные этапы, на которых задают порог пригодности измерений, порог пригодности производной по времени измерений, приращение и дополнительное приращение, порог приращения и порог непригодности,

- порог приращения составляет 20, и

- зонд измеряет температуру на входе компрессора высокого давления, порог пригодности измерений составляет от 15K до 45K, предпочтительно между 25K и 35K, например, 30K, а порог пригодности производной по времени измерения составляет от 120K/с до 180К/с, предпочтительно от 140K/с до 160K/с, например, 150 K/с.

Изобретение также применимо к компьютерному программному продукту, содержащему команды для выполнения способа проверки, описанного выше, в случае осуществления способа с помощью по меньшей мере одного вычислительного модуля.

Краткое описание чертежей

Другие признаки, цели и преимущества настоящего изобретения будут понятны после прочтения последующего подробного описания со ссылкой на прилагаемые чертежи, приведенные в качестве неограничивающих примеров, и на которых:

на фиг. 1, уже описанной выше, показано явление электрического затухания сигнала, полученного линией компьютера от цепи, на которой имеют место прерывистые размыкания,

на фиг. 2, также уже описанной выше, показан сигнал, полученный линией компьютера от цепи, на которой имеет место явление прерывистого контакта, и соответствующий сигнал непригодности,

на фиг. 3 показан пример осуществления измерительной цепи, выполненной с возможностью выполнять способ проверки измерений,

на фиг. 4 приведена функциональная схема предварительных этапов примера осуществления способа проверки в соответствии с изобретением,

на фиг. 5 приведена функциональная схема этапов обработки примера осуществления способа проверки в соответствии с изобретением,

на фиг. 6 приведена блок-схема последовательности действий дополнительных этапов обработки примера осуществления способа проверки в соответствии с изобретением, и

на фиг. 7 приведена функциональная схема начальных этапов примера осуществления способа проверки в соответствии с изобретением.

Подробное описание изобретения

Теперь со ссылкой на фигуры будет описан пример осуществления способа Е проверки измерений, полученных зондом, образующим датчик турбинного двигателя.

Со ссылкой на фиг. 3 способ Е этого типа, в частности, может быть реализован в измерительной цепи 1, содержащей зонд 2, образующий датчик двигателя, причем упомянутый зонд 2 содержит измерительный канал линию 3, и вычислительное устройство 5, причем упомянутое вычислительное устройство 5 содержит вычислительный канал 4, соединенный с измерительным каналом 3 зонда 2. Измерительный канал 3 получает последовательные измерения, представляющие физическую величину, и передает размеренный по времени сигнал, представляющий измерения, в вычислительный канал 4. Вычислительное устройство 5 получает размеренный по времени электрический сигнал и формирует значение измерения, которое должно передаваться на обрабатывающий интерфейс 6. Обрабатывающий интерфейс 6 возвращает информацию, касающуюся значения измерения, переданного вычислительном устройством 5, и связанную с состоянием турбинного двигателя, пилоту 7 или системе 8 управления турбинного двигателя.

Зонды 2, образующие датчик двигателя, для которого пригоден способ Е проверки, в частности, представляют собой зонды, для которых можно применять модель оценивания полученных измерений. Только для примера, зонды 2 этого типа представляют собой: температурный зонд на входе компрессора высокого давления, температурный зонд выхлопного газа (или EGT) или датчик положения (или LVDT - линейный дифференциальный трансформатор). Преимущественно способ Е проверки применим к измерениям температуры, таким как температура газообразных или жидких текучих сред турбинного двигателя, например, смазочного масла или топлива. Для газообразных текучих сред при высокой температуре, например, для выхлопных газов, особенно подходит температурный зонд типа термопара.

Со ссылкой на фиг. 4, во время подготовительного этапа Е0 вычислительное устройство 5 принимает значение Sest измерения модели оценивания измерения, полученного зондом 2. При необходимости, как будет объяснено ниже, также могут быть приняты значения Sest, Sest2 последовательных измерений модели оценивания измерений, полученных зондом 2.

Смоделированное значение, например, может быть выведено из другого измерения, полученного где-то еще. Эта модель может быть вычислена вычислительным устройством 5 или предоставлена пользователем или конструктором и, при необходимости, сохранена в памяти вычислительного устройства 5.

В любом случае значение измерения модели оценивания представляет измерение той же физической величины, которая измерена зондом 2. Кроме того, модель оценивания синхронизирована с электрическим сигналом, передаваемым зондом 2 на канал вычислительного устройства 5. В этой связи каждое значение измерения, извлеченное из переданного сигнала, имеет соответствующее значение в модели оценивания, при этом вычислительное устройство 5 выполнено с возможностью устанавливать это соответствие между значениями измерений, последовательно извлекаемыми из полученного сигнала, и последовательными значениями измерения модели оценивания.

Также со ссылкой на фиг. 4, во время предварительных этапов задают Е11 порог SVM пригодности измерения, и задают Е12 порог SVDTM пригодности производной по времени измерения, и задают Е13 приращение I, значение которого по умолчанию равно нулю, и задают Е14 порог SI приращения.

Некоторые или все из порогов SVM пригодности измерений и SVDTM пригодности производной по времени измерения могут быть выведены путем изучения рабочих циклов турбинного двигателя во время полетов летательного аппарата без поломок зонда 2, т.е. без появления явления прерывистых цепей, при этом значение модели может быть восстановлено на основе доступных данных о полетах, и может быть проведено сравнение с выбранным значением зонда 2. Если выборки доступных данных о полете недостаточно для получения порога SVM, SVDTM, то, возможно, можно использовать экспериментальные данные испытаний, чтобы вывести порог SVM, SVDTM. Эти пороги SVM, SVDTM могут быть изменены от полета к полету летательного аппарата при новом уточнении в зависимости от новых доступных полетных данных. Восстановление данных измерений на измерительной цепи 1 и сравнение с оценочными данными, получаемыми в соответствии с моделью, полученной в течение этих циклов работы, позволяют измерить максимальное наблюдаемое отклонение между измеренным сигналом и модельным сигналом. Это отклонение соответствует реальным изменениям физической величины во время работы турбинного двигателя. Следовательно, достаточно предложить достаточно большой предел относительно этого максимального наблюдаемого отклонения, чтобы вывести из него пороги SVM, SVDTM пригодности. Также можно восстановить данные испытательных двигателей, работающих в номинальных условиях. Наблюдаемые таким образом вариации физической величины, позволяют отличать изменения физического происхождения (то есть закономерные во время работы) от изменений электрического происхождения (то есть из-за прерывистых контактов).

Преимущественно, в случае, когда физическая величина, измеряемая зондом 2, представляет собой температуру на входе компрессора высокого давления, заявитель наблюдал, что оптимальный порог SVM пригодности измерения принимает значение от 15K до 45K, предпочтительно от 25K до 35K, например, 30K. Кроме того, в этом случае оптимальный порог SVDTM пригодности производной по времени измерения принимает значение от 120K/с до 180K/с, предпочтительно от 140K/с до 160K/с, например, 150 K/с.

Со ссылкой на фиг. 5, сразу после выполнения предварительных этапов получения модели оценивания Е0 и задания Е11, Е12, Е13, Е14 в способе Е проверки предусмотрены этапы Е2, Е3, Е4 обработки сигнала, полученного на канале 4 вычислительного устройства. Эти этапы Е2, Е3, Е4 обработки выполняют только тогда, когда турбинный двигатель запущен, а инициализация вычислительного устройства 5 завершена. Эти два условия гарантируют, что модель оценивания измерения, полученного зондом, принятая во время предварительного этапа Е0, является точной.

Во время первого этапа Е2 обработки из сигнала, представляющего измерение, полученное на канале 3 вычислительного устройства, извлекают первое значение Sacq измерения, причем упомянутое значение Sacq соответствует значению Sest модели оценивания, как было описано выше.

Во время второго этапа Е3 обработки приращение I сравнивают с порогом SI приращения.

Во время третьего этапа Е4 значение измерения, которое необходимо обработать, передают на обрабатывающий интерфейс 6, который возвращает информацию о состоянии турбинного двигателя пилоту 7 или устройству 8 управления турбинного двигателя. Как видно на фиг. 6, значение измерения, которое необходимо обработать, зависит от результата этапа Е3 сравнения.

Если приращение I больше порога SI приращения, то переданное значение Strans представляет собой значение Sest модели оценивания, соответствующее первому полученному значению Sacq, извлеченному из сигнала.

Если приращение I меньше, чем порог SI приращения, то переданное значение Strans представляет собой первое полученное значение Sacq, и способ Е проверки реализует дополнительные этапы Е31, Е32, Е33, Е34 обработки перед выполнением третьего этапа Е4 обработки.

Со ссылкой на фиг. 6, во время первого дополнительного этапа Е31 обработки получают второе значение Sacq2 сигнала, представляющего измерение на канале 4 вычислительного устройства, причем второе значение Sacq2 следует за первым значением Sacq. Эти последовательные значения Sacq, Sacq2 могут быть получены в течение заданного интервала Т времени. Преимущественно, этот интервал Т времени кратен периоду внутреннего тактового генератора вычислительного устройства 5, называемого "генератором импульсов истинного времени" (или "RTC").

Во время второго дополнительного этапа Е32 обработки отклонение ΔVM между, с одной стороны, первым полученным значением Sacq и, с другой стороны, соответствующим значением модельного сигнала Sest сравнивают с порогом SVM пригодности измерения.

Во время третьего дополнительного этапа Е33 обработки отклонение ΔVDTM между, с одной стороны, производной по времени между двумя полученными значениями Sacq, Sacq2 и, с другой стороны, производной по времени между двумя соответствующими последовательными значениями Sacq, Sacq2 модели оценивания сравнивают с порогом SVDTM пригодности производной по времени измерения.

Как видно на фиг. 6, в зависимости от результатов второго Е32 и третьего Е33 дополнительных этапов обработки выполняют четвертый дополнительный этап Е34 обработки, на котором обновляют приращение.

Если отклонение ΔVM между, с одной стороны, первым полученным значением Sacq сигнала и, с другой стороны, соответствующим значением Sest модели оценивания больше, чем порог SVM пригодности измерения, то приращение I увеличивают на 1, в противном случае приращение оставляют без изменения.

Если отклонение ΔVDTM между, с одной стороны, производной по времени между двумя полученными значениями Sacq, Sacq2 и, с другой стороны, производной по времени между двумя соответствующими значениями модели оценивания больше, чем порог SVDTM пригодности производной по времени измерения, то приращение I увеличивают на 1, в противном случае приращение оставляют без изменения.

Теперь со ссылкой на фиг. 3 опишем подробнее два варианта осуществления способа Е проверки, описанные ранее, причем второй вариант осуществления в целом предпочтителен для реализации способа Е в турбинном двигателе.

Измерительная цепь 1 содержит зонд 2, образующий датчик двигателя, причем упомянутый зонд 2 содержит два дублирующих измерительных канала 3a, 3b, и вычислительное устройство 5, причем вычислительное устройство содержит два канала 4a, 4b вычислительного устройства, соединенные с каждым из измерительных каналов 3a, 3b зонда 2. Каждый из измерительных каналов 3a, 3b получает последовательные измерения, представляющие физическую величину, и передает изменяющийся во времени электрический сигнал, представляющий эти измерения, на каждый канал 4a, 4b вычислительного устройства 5. Вычислительное устройство 5 получает изменяющиеся во времени электрические сигналы и передает два соответствующих значения измерения на обрабатывающий интерфейс 6. Обрабатывающий интерфейс 6 формирует информацию, связанную с состоянием турбинного двигателя, из двух переданных значений и возвращает ее пилоту 7 или системе управления 8 турбинного двигателя.

В первом варианте осуществления один из измерительных каналов 3а является непригодным. Следовательно, этапы Е2-Е4 обработки выполняют на сигнале, полученном с помощью пригодного измерительного канала 3b. Предварительные этапы получения Е0 модели оценивания и определения Е1 выполняют, как описано выше, а порог SI приращения устанавливают равным 20. В качестве альтернативы, предварительные этапы Е0 и Е1 могут быть выполнены во время другого цикла работы турбинного двигателя или во время испытаний двигателя, выполняемых во время технического обслуживания или во время испытаний перед вводом в эксплуатацию турбинного двигателя. Затем, результаты этих этапов Е0, Е1 сохраняют, например, в памяти вычислительного устройства 5. В любом случае, когда турбинный двигатель работает, выполняют первый этап Е2. Во время этого первого этапа Е2 получают значения сигнала, представляющего измерение, предоставляемое зондом 2, на пригодном канале 4b вычислительного устройства, обрабатывают вычислительным устройством 5 и передают на обрабатывающий интерфейс 6. Каждое значение измерения отстоит от следующего значения на интервал Т времени, соответствующий периоду часов вычислительного устройства 5.

В первом диапазоне времени, когда приращение I по умолчанию было объявлено равным нулю, выполняют дополнительные этапы Е31-Е34 обработки. Каждый раз, когда переходят через порог SVM пригодности измерения или порог SVDTM пригодности производной по времени измерения, приращение I увеличивают на 1. Эти переходы по сути происходят из-за наличия прерывистых контактов на исправном канале 3b-4b. Если приращение I достигает значения порога SI приращения, то объявляют двойную поломку, а вычислительное устройство использует значение Sest модели оценивания до конца полета.

Во втором варианте осуществления способа Е проверки два канала 3a, 3b зонда априори являются пригодными. Поэтому, способ Е проверки позволяет обнаружить одновременное или близкое возникновение прерывистых контактов на одном и/или другом канале 3a, 3b и соответственно адаптировать измерительную цепь 1.

Со ссылкой на фиг. 4 во время предварительного дополнительного этапа Е15 задают порог SINV непригодности. Этот порог SINV непригодности задают как обычно в способе проверки известного уровня техники. Он состоит из принятого значения измерения, на основе которого вычислительное устройство 5 игнорирует сигнал, принятый на одном из каналов 3a-4a, 3b-4b, считая, что размыкание электрической цепи имеет место на одном из каналов 3a-4a, 3b-4b. Размыкания электрической цепи содержат, в частности, короткозамкнутую или прерывисто разомкнутую цепь. Тем не менее, значение измерения, превышающее интервал получения вычислительного устройства 5 (обычно значение измерения, которое является физическим абсурдом), также рассматривают как размыкание электрической цепи.

Предварительные этапы Е11, Е12, Е13, Е14 также выполняют, как описано выше, а порог SI приращения устанавливают равным 20 появлениям. Кроме того, во время предварительного этапа задания приращения Е13 задают дополнительное приращение IS, значение которого по умолчанию равно нулю.

Далее со ссылкой на фиг. 7 выполняют начальные этапы обработки параллельно на каждом из каналов 4a, 4b вычислительного устройства.

Во время первого начального этапа первый этап Е2 обработки выполняют параллельно на основе каждого из сигналов, принятых на двух каналах 4a, 4b вычислительного устройства. Каждое полученное измерение дополнительно сравнивают Е2' со значением порога SINV непригодности, и соответственно обновляют Е3' дополнительное приращение IS. Более конкретно, если одно из измеренных значений, полученных на одном из каналов, превышает порог SINV непригодности, то дополнительное приращение IS увеличивают на 1 и оставляют без изменений в противном случае.

Если дополнительное приращение IS превышает порог SI приращения, то последний канал 3a-4a, 3b-4b, который вызвал увеличение значения дополнительного приращения IS, определяют как непригодный, и затем ситуация становится аналогичной первому варианту осуществления способа Е проверки, описанному ранее. Поэтому, начальные этапы последовательно повторяют до тех пор, пока один из каналов 3a-4a, 3b-4b не будет объявлен непригодным. После этого, на канале, который определили как пригодный, выполняют этапы Е2, Е3, Е4 обработки способа Е проверки.

Как вариант, канал 3a-4a, 3b-4b определяют как непригодный, если суммарное время поломки превосходит заданный порог SP поломки, например, 30 секунд. Порог SP поломки этого типа был задан во время предварительных этапов Е15 одновременно с порогом SINV непригодности. Суммарное время поломки также можно получить с помощью вычислительного устройства 5 путем умножения числа последовательных увеличений приращения I на линии 3a-4a, 3b-4b на временной интервал получения между двумя последовательными измерениями Sacq.

Различные описанные выше этапы способа Е проверки в соответствии с одним или несколькими описанными вариантами осуществления могут быть выполнены набором управляемых средств или модулей, предназначенных для этой цели. В этой связи, можно использовать компьютерный программный продукт, содержащий команды для выполнения способа Е проверки этого типа, если способ Е выполняют с помощью компьютера. Аналогично, способ Е может быть выполнен набором средств, содержащих вычислительное оборудование, при этом компьютерный программный продукт этого типа может быть сохранен на носителе, читаемом вычислительным оборудованием.

1. Способ (Е) проверки измерения, предоставляемого зондом (2), образующим датчик авиационного турбинного двигателя, и передаваемого на обрабатывающий интерфейс (6) для обработки измерения, причем зонд (2) содержит измерительный канал (3), указанный способ (Е) осуществляется посредством вычислительного устройства (5) турбинного двигателя, содержащего вычислительный канал (4), соединенный с измерительным каналом (3) зонда (2), при этом способ (Е) содержит этапы обработки, на которых:

- получают (Е2) первое значение (Sacq) измерения на вычислительном канале (4),

- сравнивают (Е3) приращение (I) с порогом (SI) приращения,

- передают (Е4) на обрабатывающий интерфейс (6) измерение, предназначенное для обработки (Strans), которое выбирают:

• равным значению (Sest) по модели оценивания для оценивания полученного измерения, если приращение (I) больше, чем порог (SI) приращения,

• равным указанному полученному первому значению (Sacq) измерения, если приращение (I) меньше, чем порог (SI) приращения,

при этом, если приращение (I) меньше, чем порог (SI) приращения, то способ (Е) содержит дополнительные этапы обработки, на которых:

- на вычислительном канале (4) получают (Е31) второе значение (Sacq2) измерения, причем второе значение (Sacq2) измерения следует за первым значением (Sacq) измерения через заданный промежуток (T) времени,

- сравнивают (Е32) отклонение (VM) между первым значением (Sacq) измерения и соответствующим значением (Sest) по модели оценивания, с порогом (SVM) пригодности измерения,

- сравнивают (Е33) отклонение (VDTM) между производной по времени, полученной между первым и вторым значениями (Sacq, Sacq2) измерения, и производной по времени, полученной между двумя соответствующими значениями (Sest, Sest2) по модели оценивания, с порогом (SVDTM) пригодности производной по времени измерения, и

- обновляют (Е34) указанное приращение (I) в зависимости от результата этапов (Е32, Е33) сравнения.

2. Способ (E) по п. 1, в котором во время этапа (Е34) обновления приращения (I):

- если отклонение (VM) между первым значением (Sacq) измерения и соответствующим значением (Sest) по модели оценивания больше, чем порог (SVM) пригодности измерения, то приращение (I) увеличивают на 1, в противном случае приращение (I) оставляют без изменения, и

- если отклонение (VDTM) между, с одной стороны, производной по времени между первым и вторым значениями (Sacq, Sacq2) измерения и, с другой стороны, производной по времени между двумя соответствующими значениями (Sest, Sest2) по модели оценивания больше, чем порог (SVDTM) пригодности производной измерения по времени, то приращение (I) увеличивают на 1, в противном случае приращение (I) оставляют без изменения.

3. Способ (Е) по п. 1 или 2, в котором зонд (2) содержит два измерительных канала (3a, 3b), соответственно соединенные с двумя вычислительными каналами (4a, 4b), способ (Е) содержит начальные этапы, на которых:

- получают (Е2) значение (Sacq) измерения,

- сравнивают (Е2') значение (Sacq) измерения с порогом (SINV) непригодности,

- обновляют (Е3') дополнительное приращение (IS) в зависимости от результатов этапа (Е2') сравнения, и

- определяют (Е4') исправность одного из двух каналов (3a-4a, 3b-4b) в зависимости от обновленного дополнительного приращения (IS),

при этом указанные начальные этапы (E2, E2', E3', E4') реализуют параллельно на каждом из двух вычислительных каналов (3а-4a, 3b-4b), обновляя одно и то же дополнительное приращение, начальные этапы (E2, E2', E3', E4') повторяют последовательно до тех пор, пока один из двух каналов (3a-4a, 3b-4b) не будет признан непригодным, затем выполняют этапы (Е2, Е3, Е4) обработки на том канале (3a-4a, 3b-4b), который признали пригодным.

4. Способ (Е) по п. 3, в котором при обновлении (Е3') дополнительного приращения (IS) это дополнительное приращение увеличивают на 1, если значение (Sacq) измерения больше, чем порог (SINV) непригодности, и оставляют без изменений в противном случае.

5. Способ по п. 4, в котором канал (3a-4a, 3b-4b) определяют как непригодный, если:

- после обновления (Е3') дополнительного приращения (IS) это дополнительное приращение (IS) превышает порог (SI) приращения, и

- указанный канал (3а-4а, 3b-4b) является последним, который вызвал увеличение дополнительного приращения (Is).

6. Способ (Е) по п. 1 или 2, также содержащий подготовительный этап, на котором получают (Е0) два соответствующие значения (Sest, Sest2) по модели оценивания, причем упомянутые два соответствующие значения (Sest, Sest2) синхронизированы с первым и вторым значениями (Sacq, Sacq2) измерения.

7. Способ (Е) по п. 3, также содержащий предварительные этапы (E11, E12, E13, E14, E15), на которых задают порог (SVM) пригодности измерений, порог (SVDTM) пригодности производной измерений по времени, приращение (I), дополнительное приращение (IS), порог (SI) приращения и порог (SINV) непригодности.

8. Способ (Е) по п. 1 или 2, в котором зонд (2) измеряет температуру на входе компрессора высокого давления, порог (SVM) пригодности измерений составляет от 15 до 45 K, предпочтительно от 25 до 35 K, например 30 K, а порог (SVDTM) пригодности производной по времени измерения составляет от 120 до 180 К/с, предпочтительно от 140 до 160 K/с, например 150 K/с.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в приборостроении и машиностроении для дистанционного измерения. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в устройствах для измерения силы, давления, угловых перемещений и т.д. .

Изобретение относится к регистрации и может применяться для -электротермической записи кодовой инЛормации, 11ель изобретения - повышение качества записи за счет расширения диапазона оптических плотностей носителя электротермической записи. .

Изобретение относится к регистрации информации и может найти применение для электротермической записи кодовой информации. .
Наверх