Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки. Изобретение направлено на увеличение толщины разрушаемого ледяного покрова резонансным способом.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном (1. RU 2170688 С1), при реализации которого предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения ИГВ при его движении с резонансной, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ максимальна. При движении судна дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством оттеснения пограничного слоя от корпуса судна с последующим торможением подводного судна. Для этого оттесняют пограничный слой при помощи поворота пластин, предварительно установленных в кормовой оконечности судна.

Недостатком способа является невозможность увеличения амплитуды ИГВ, т.е. ледоразрушающей способности судна, при его движении с резонансной скоростью.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ при движении судна с резонансной скоростью.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины разрушаемого льда.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ при его движении и создания гидравлического удара по льду снизу.

Отличительные: гидравлический удар создают посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки.

Известно (2. Войткунский Я.И. Сопротивление воды движению судов. Л.: Судостроение. - 1988. - 288 с.), что при перепаде давления в потоке жидкости происходит ее перемещение из области повышенного давления в область пониженного, т.е. возникает своеобразное течение. Если его затормозить или остановить за счет возникновения встречного потока, то при равных изначально их параметрах это приведет к скачкообразному уменьшению вплоть до нуля скорости их относительного движения, т.е. гидроудару - резкому повышению давления в потоке жидкости (3. Башта Т.М. и др. Гидравлика, гидромашины и гидропроводы. М.: Машиностроение. - 1982. - 424 с.). Периодическое возникновение этой области повышенного давления неизбежно приведет к возбуждению в ледяном покрове его волновых колебаний. Наложение этой волновой системы на параметры основных ИГВ (от поступательного движения судна) приведет к периодическому возрастанию суммарных ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых при этом резонансных ИГВ окажется недостаточной для разрушения ледяного покрова, то горизонтальные (рубочные или кормовые) рули начинают периодически и одновременно перекладывать на противоположные углы атаки. Неизбежно возникающие при этом кренящие моменты можно устранить, например, при помощи гироскопического успокоителя бортовой качки, предварительно установленного на судне.

На нагнетающей и засасывающей поверхностях горизонтальных рулей, обтекаемых набегающим потоком под углом атаки, возникнут соответствующие области повышенной и пониженной давлений [2]. Это вызовет соответствующие перемещения воды (течение) из области с повышенным давлением в область - с пониженным. При перекладке рулей на противоположные углы их направления также изменятся. В результате этого вследствие инерционных свойств воды неизбежно будет происходить их "столкновение", т.е. возникнет встречное взаимодействие потоков. Это приведет к скачкообразному уменьшению их относительных скоростей (или внезапной остановке), т.е. к гидроудару. Периодическое возникновение этой области повышенного давления вызовет возбуждение в ледяном покрове его волновые колебания. Наложение этой волновой системы на параметры основных ИГВ (от поступательного движения судна) приведет к периодическому возрастанию суммарных ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности.

Изобретение не нуждается в графическом пояснении.

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении и создания гидравлического удара по льду снизу, отличающийся тем, что гидравлический удар создают посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью.
Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к средствам для разрушения ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое монтируется на носовой части атомного ледокола и определяет способ разрушения участка ледового покрова океана перед ледоколом паром высокого давления и высокой температуры от парогенератора атомного ледокола, подаваемого через калиброванные зубцы, расположенные на ребрах поддона без дна, расположенного на шарнирно закрепленной раме.

Изобретение относится к устройствам, облегчающим движение судам при преодолении ледяных покрытий рек, морей, океанов. Устройство для повышения ледопроходимости судов содержит центробежные ударники, размещенные на концах гибких в плоскости их вращения тяг, установленных на горизонтально расположенном приводном валу, вдоль него.
Изобретение относится к области морской техники и добычи полезных ископаемых на морском шельфе в арктических условиях. Предложен способ предотвращения смещения или разрушения морского сооружения вследствие воздействия на него поля дрейфующих льдин, заключающийся в том, что перед морским сооружением устанавливают судно ледового класса, оснащенное расположенной в носу по меньшей мере одной винторулевой колонкой.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны (ИГВ).

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова. Предложенное устройство для разрушения ледяного покрова резонансным методом состоит из подводного судна, на верхней поверхности которого в его носовой и кормовой оконечностях соответственно под подошвой и вершиной возбуждаемых судном резонансных изгибно-гравитационных волн установлены два устройства в виде бегущих вдоль корпуса судна дорожек, представляющих собой две транспортерные ленты, внешние поверхности которых расположены на уровне наружной обшивки корпуса судна.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны.
Наверх