Способ строительства железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности, к способам строительства железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты. Способ заключается в укладке шпал непосредственно на сваи. Сваи забивают попарно под каждую шпалу. Путь стабилизируют в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Увеличивается срок службы полотна в условиях вечной мерзлоты. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области строительства железных дорог в районах вечной мерзлоты.

Известны следующие способы прокладки железнодорожного полотна, основанные на методах сохранения и укрепления слоя вечной мерзлоты.

1. Стабилизация грунта с помощью тепловых насосов [1].

2. Использование криогеля [2].

3. Использования термоизоляционной прокладки между слоем вечной мерзлоты и верхним строением пути [3].

Недостатками данных способов является необходимость смены съёмных насадок при изменении режима замораживания грунта, осуществляемому, по меньшей мере, дважды в год – при наступлении тёплого и холодного времени года, что влечет к сокращению срока службы и надежности железнодорожного полотна.

Технический результат настоящего изобретения заключается в увеличении надежности железнодорожного полотна и срока службы в условиях вечной мерзлоты.

Технический результат достигается тем, что шпалы укладываются непосредственно на сваи, причем сваи забиваются попарно под каждую шпалу, при этом стабилизация железнодорожного полотна происходит в двух плоскостях, горизонтальной и вертикальной.

Пример выполнения

На фиг. 1 представлена схема установки свай под железнодорожным полотном. В грунт 1 забивается деревянная свая 2, укладываются шпалы 3, к которым крепятся рельсы 4. И шпалы и сваи изготавливаются из лиственницы.

Длина сваи определяется несущей способностью самой сваи и грунта. Критерием несущей способности сваи называется максимальная величина нагрузки, которую способна выдержать погруженная в грунт свая, не подвергаясь деформации.

Чтобы железнодорожное полотно не сдвигалось в горизонтальной плоскости, его следует стабилизировать с боков пути и вдоль пути, как показано на фиг. 2. Это делается с помощью дополнительных свай 1, в которые упираются шпалы 2 с укрепленными на них рельсами 3.

Теперь необходимо закрепить железнодорожное полотно в вертикальной плоскости. Для этого мы предлагаем использовать анкерное крепление, которое широко используется для крепления горных выработок. В этом случае потолок выработки с помощью анкеров крепится к нетронутому массиву породы. Бурение шпуров под анкеры производится снизу вверх, то есть кровля выработки подшивается к массиву. Нами предлагается наоборот: подшивать верхнее строение железнодорожного полотна к зоне вечной мерзлоты. То есть бурение шпуров осуществляется сверху вниз, и таким образом верхнее строение пути в вертикальной плоскости подшивается к мерзлому грунту, как показано на фиг. 3. К шпалам 1 с укрепленными на них рельсами 2 крепится накладка 3 с помощью анкера 4.

В горном деле анкеры устанавливают по одиночке, то есть каждый анкер поддерживает свой участок одной подкладкой. Мы предлагаем использовать анкеры попарно.

Как показано на фиг. 3, накладки укладываются между двумя шпалами и притягиваются к мерзлому грунту.

Таким образом, железнодорожное полотно стабилизируется в двух плоскостях, горизонтальной и вертикальной, в горизонтальной плоскости железнодорожное полотно стабилизируется с боков пути и вдоль пути, в вертикальной плоскости железнодорожное полотно крепится с помощью анкеров попарно, что способствует увеличению надежности и срока службы железнодорожного полотна.

Список использованных источников

1. Патент RU № 2761790 Способ комбинированной круглогодичной температурной стабилизации грунта / А.Ю. Лаврик, Г.В. Буслаев, М.В. Двойников, Ю.Л. Жуковский; Патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет». - №2021109950; заявл. 12.04.2021; опубл. 13.12.2021.

2. Патент RU № 2754141 Способ защиты грунта от эрозии / А.В. Дарымов, А.В. Величкин, Д.Н. Одинцов, Д.А. Кашурин, А.Б. Осокин, Э.В. Николайчук, Д.И. Михальченко; патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым". - №2020140353; заявл. 07.12.2020; опубл. 30.08.2021.

3. Патент RU № 2687723 Способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах / О.Л. Скутина, Л.В. Федянина, А.И. Скурихин; патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (УрГУПС). - № 2018125409; заявл. 10.07.2018; опубл. 15.05.2019.

1. Способ строительства железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты, включающий укладку шпал непосредственно на сваи, отличающийся тем, что сваи забиваются попарно под каждую шпалу, при этом стабилизация железнодорожного полотна происходит в двух плоскостях, горизонтальной и вертикальной.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что железнодорожное полотно в горизонтальной плоскости стабилизируется с боков пути и вдоль пути.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что железнодорожное полотно в вертикальной плоскости крепится с помощью анкеров попарно.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что и сваи, и шпалы изготавливаются из лиственницы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к конструкции железнодорожного пути. Путь содержит подрельсовое углубление с открытым к рельсу пазом на боковой грани и рельс на упругой подрельсовой подкладке.

Группа изобретений относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к инженерным конструкциям с георешетками, способам их конструирования, стабилизационным слоям частиц георешеток, применению георешетки и/или ее компонента, а также способам конструирования инженерных конструкций с георешетками.

Изобретение относится к транспортной системе. Для движения скоростного трамвая на пересечениях дорог с трамвайными путями предусмотрены двухуровневые развязки.

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к способам стыковки рельсов рельсовой колеи. По торцам рельсов выполняют уступы, длина каждого из которых равна половине ширины рельса.

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к строению железнодорожного лежневого пути. Путь состоит из лежневых блоков.

Группа изобретений относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к безбалластному железнодорожному пути для грузопассажирского высокоскоростного движения, а также к способам сооружения такого пути. Путь содержит основание, наливной слой и армированные подрельсовые плиты.

Группа изобретений относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к вариантам выполнения фиксирующих блоков закрепления эпюры шпал железнодорожного пути для высокоскоростных магистралей, длинносоставного и тяжеловесного движения поездов. Фиксирующий блок выполнен в виде профиля переменного или постоянного по ширине сечения.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в том числе к устройству верхнего строения пути в тоннеле метрополитена. Верхнее строение пути содержит монолитное бетонное основание тоннеля, подрельсовые железобетонные плиты и рельсы.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к асфальтобетонному безбалластному верхнему строению пути. Верхнее строение пути содержит нижний слой фундамента, поверхностный слой фундамента, опорные плиты, асфальтобетонный герметизирующий слой, изоляционный слой и армирующие стержни.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и способам его эксплуатации. Рельсы закреплены на шпалах в ложементах с возможностью регулировки.

Группа изобретений относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к инженерным конструкциям с георешетками, способам их конструирования, стабилизационным слоям частиц георешеток, применению георешетки и/или ее компонента, а также способам конструирования инженерных конструкций с георешетками.
Наверх