Способ завершения полета дрона в установленном районе аварийной посадки при осуществлении мониторинга состояния воздушной линии электропередачи в случае потери связи с наземным пунктом управления




Владельцы патента RU 2785445:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА" (ОГУ им. И.С. Тургенева) (RU)

Изобретение относится к способу завершения полета дрона в установленном районе аварийной посадки при осуществлении мониторинга состояния воздушной линии электропередачи (ВЛЭП). Для реализации способа активизируют автопилот дрона, реагирующий на электромагнитное поле, формируемое ВЛЭП, направляющий дрон вдоль ее трассы в заранее установленный район аварийной посадки, расположенный между двух ее опор ВЛЭП, являющихся его границами, используют транспозицию проводов, обеспечивающую изменение параметров электромагнитного поля ВЛЭП, предварительно задают команду автопилоту дрона на активизацию режима аварийной посадки, после того как его чувствительные элементы зафиксируют изменение параметров электромагнитного поля, формируемого ВЛЭП, контролируют скорость, направление и продолжительность полета дрона до потери связи с наземным пунктом управления, вычисляют расстояние, пройденное дроном в штатном режиме, и идентифицируют первоочередной на пути его дальнейшего следования заранее установленный район аварийной посадки и время аварийной посадки. Обеспечивается повышение эффективности применения дрона при осуществлении мониторинга состояния ВЛЭП. 1 ил.

 

Изобретение относится к воздушным электрическим сетям и предназначено для мониторинга состояния элементов воздушной линии электропередачи (ВЛЭП), осуществляемого посредством дрона.

Известен способ управления дроном, осуществляющим мониторинг технического состояния воздушной линии электропередачи (ВЛЭП) при потере связи с наземным пунктом управления (НПУ), заключающийся в активизации автопилота дрона, реагирующего на электромагнитное поле (ЭМП) формируемое ВЛЭП и направляющее дрона вдоль ее трассы в заранее установленный район аварийной посадки (ЗУРАП) [Чернышов В.А., Семенов А.Е., Печагин Е.А. Способ управления беспилотным летательным аппаратом, осуществляющим мониторинг технического состояния воздушных линий 10 кВ при потере радиосвязи с наземным пунктом управления / В.И. Вернадский: Устойчивое развитие регионов: материалы Международной научно-практической конференции. В 5 Т.Т.4 (Тамбов, 7-9 июня 2016 г.). Изд-во ФГБОУ ВО ТГТУ. 2016. С.247-251 - прототип].

Недостатками данного способа являются:

- высокая вероятность утраты дрона, оказавшегося без связи с НПУ и вынужденного продолжать длительный перелет вдоль трассы ВЛЭП к ЗУРАП, расположенным лишь в начале и в конце воздушной ЛЭП, вследствие того, что потеря связи с НПУ может произойти в любой момент времени при полете дрона, как в прямом, так и в обратном направлениях вдоль трассы ВЛЭП.

- повышенный расход времени, материальных и трудовых ресурсов при идентификации места приземления дрона, обусловленный удаленностью друг от друга ЗУРАП, расположенных в начале и конце ВЛЭП;

- высокий риск возникновения травматизма обслуживающего персонала и материального ущерба, связанный с аварийным приземлением дрона и обусловленный длительным и неконтролируемым с НПУ перелетом дрона к ЗУРАП, расположенным в начале и в конце ВЛЭП.

Отмеченные недостатки в значительной степени снижают эффективность применения дрона при осуществлении мониторинга состояния ВЛЭП, что весьма негативно отражается на надежности электроснабжения потребителей и снижает эффективность функционирования энергораспределительной сетевой компании.

Задачей предполагаемого изобретения является повышение эффективности применения дрона при осуществлении мониторинга состояния ВЛЭП, за счет сокращения случаев утери дрона, снижения временных, материальных и трудовых затрат при идентификации места аварийной посадки дрона, а также предотвращения травматизма обслуживающего персонала и материального ущерба связанных с неконтролируемым с НПУ аварийным приземлением дрона.

Указанная задача решается благодаря тому, что в способе управления дроном, осуществляющим мониторинг состояния ВЛЭП при потере связи с НПУ, заключающимся в активизации автопилота дрона, реагирующего на ЭМП, формируемого ВЛЭП и направляющее дрона вдоль ее трассы в ЗУРАП, согласно изобретению между двух опор ВЛЭП, определяющих границы ЗУРАП дрона, осуществляют транспозицию проводов, обеспечивающую изменение параметров электромагнитного поля ВЛЭП, предварительно задают команду автопилоту дрона на активизацию режима аварийной посадки, после того как его чувствительные элементы зафиксируют изменение параметров ЭМП формируемого ВЛЭП, контролируют скорость, направление и продолжительность полета дрона до потери связи с НПУ, вычисляют расстояние, пройденное дроном в штатном режиме и идентифицируют первоочередной, на пути его дальнейшего следования ЗУРАП и время аварийной посадки, после чего направляют туда персонал НПУ для оперативного возвращения в строй дрона.

Технический результат заключается в снижении риска утраты дрона в случае потери связи с НПУ, оперативной и экономичной идентификации место его аварийного приземления, предотвращении травматизма обслуживающего персонала материального ущерба, связанного с неконтролируемым полетом и приземлением дрона, что в значительной степени повышает эффективность его применения при осуществлении мониторинга состояния ВЛЭП и в целом положительно скажется на надежности электроснабжения потребителей и эффективности функционирования энергораспределительной сетевой компании.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется рисунком, на котором представлена принципиальная схема способа завершения полета дрона в ЗУРАП при осуществлении мониторинга состояния ВЛЭП в случае потери связи с НПУ.

Схема состоит из следующих элементов: воздушная линия электропередачи ВЛЭП 1; электромагнитное поле ЭМП 2, формируемое ВЛЭП 1 до транспозиции проводов; ЭМП 3 с параметрами напряженности, отличающимися от ЭМП 2, формируемое ВЛЭП 1 после транспозиции проводов; наземный пункт управления НПУ 4; дрон 5, находящийся в положениях 1 - осуществление мониторинга состояния ВЛЭП 1 в прямом направлении (дрон 5.1), 2 - потеря связи с НПУ 4 в прямом направлении (дрон 5.2), 3 - приземление в прямом направлении (дрон 5.3), 4 - осуществление мониторинга состояния ВЛЭП 1 в обратном направлении (дрон 5.4), 5 - потеря связи с НПУ 4 в обратном направлении (дрон 5.5) и 6 - приземление в обратном направлении (дрон 5.6); опоры 6 и 7 ВЛЭП 1, образующие пролет с транспозицией проводов, находящийся в пределах ЗУРАП 8.

Предлагаемый способ функционирует следующим образом: По всей длине ВЛЭП 1 предварительно организуется необходимое количество ЗУРАП 6, в центральной части которых между двух опор 6 и 7 формируют пролет с транспозицией проводов, характеризующиеся различными параметрами напряженности ЭМП 2 и ЭМП 3.

Дрон 5.1 (5.4) осуществляющий мониторинг состояния ВЛЭП 1 с установленной с НПУ 4 скоростью, при потере связи с НПУ 4, условно принимает статус дрона 5.2 (5.5) и продолжает свое движение вдоль ВЛЭП 1 с той же скоростью, уже под управлением автопилота, чувствительные органы которого контролируют параметры ЭМП 2 (ЭМП 3) ВЛЭП 1. При подлете дрона 5.2 (5.5) к любому из оказавшихся на его пути пролетов ВЛЭП 1, на котором происходит изменение параметров ЭМП 2 (ЭМП 3), его автопилот отрабатывает заранее установленную команду на приземление в ЗУРАП 8. После приземления в ЗУРАП 8, дрон 5.2 (5.5), потерявший связь с НПУ 4 условно принимает статус приземлившегося дрона 5.3 (5.6). При этом с НПУ 4 контролируют продолжительность полета дрона 5.2 (5.5) с установленной скоростью до потери связи и вычисляют пройденное им расстояние вдоль трассы ВЛЭП 1 в штатном режиме, что позволяет идентифицировать первоочередной на пути его дальнейшего следования ЗУРАП 8, а также установить время аварийного приземления дрона 5.3 (5.6). Далее направляют в ЗУРАП 8 персонал НПУ 4 для оперативного возвращения в строй дрона 5.3 (5.6).

Способ завершения полета дрона в установленном районе аварийной посадки при осуществлении мониторинга состояния воздушной линии электропередачи в случае потери связи с наземным пунктом управления, заключающийся в активизации автопилота дрона, реагирующего на электромагнитное поле, формируемое воздушной линией электропередачи, и направляющего дрон вдоль ее трассы в заранее установленный район аварийной посадки, отличающийся тем, что между двух опор воздушных линий электропередач, определяющих границы заранее установленного района аварийной посадки дрона, используют транспозицию проводов, обеспечивающую изменение параметров электромагнитного поля воздушных линий электропередач, предварительно задают команду автопилоту дрона на активизацию режима аварийной посадки, после того как его чувствительные элементы зафиксируют изменение параметров электромагнитного поля, формируемого воздушной линией электропередач, контролируют скорость, направление и продолжительность полета дрона до потери связи с наземным пунктом управления, вычисляют расстояние, пройденное дроном в штатном режиме, и идентифицируют первоочередной на пути его дальнейшего следования заранее установленный район аварийной посадки и время аварийной посадки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам управления движением автономных необитаемых подводных аппаратов, а именно к приборам управления, использующим информацию от датчиков кинематических параметров и датчиков гидростатического давления. В устройстве управления используются блок измерения линейных ускорений, блок измерения угловых скоростей, датчик давления, построенные на микроэлектромеханических цифровых датчиках, блок вычисления, состоящий из трех микроконтроллеров, блок сопряжения с основной и резервной линией передачи информации и блок питания.

Изобретение относится к способу автономной посадки беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Для автономной посадки БПЛА выполняют его перемещение к приблизительной области посадки, содержащей группу (группы) источников света, включающую расположенный в центре главный источник (источники) света, и не менее двух вспомогательных источников света, расположение и цвета которых известны БПЛА, захватывают изображение области посадки посредством камеры БПЛА, преобразуют цветовое пространство в цветовое пространство HSV, в котором определяют результирующее световое пятно, образованное группой (группами) источников света, выполняют дальнейшее перемещение БПЛА в направлении области посадки.

Изобретение относится к способу автоматического управления продольным движением БЛА при наличии ветрового возмущения. Для этого формируют сигнал управления, при формировании которого применяют сигнал оценки приращения угла атаки, вызванного ветровым возмущением, пропущенный через изодромное звено и умноженный на передаточный коэффициент, а также формируют дискретный оптимальный фильтр Калмана.

Система автоматического управления по крену и курсу беспилотного летательного аппарата (БЛА) при посадке содержит привод управления элеронами, привод управления рулем направления, идентификатор бокового ветра, формирователь задающих воздействий, переключатель адаптивных задающих воздействий, переключатель передаточных чисел, адаптивный регулятор управления элеронами, адаптивный регулятор управления рулем направления, соединенные определенным образом.

Заявленное изобретение относится к способу бесплатформенной ориентации подвижных объектов. Для ориентации подвижных объектов формируют первичную приборную информацию о векторе кажущегося ускорения объекта по сигналам предварительно откалиброванного неортогонального блока акселерометров, векторе напряженности результирующего магнитного поля по сигналам предварительно откалиброванного неортогонального блока магнитометров, радиусе-векторе точки местоположения объекта по сигналам спутниковой навигационной системы, а также на последующей обработке этой комплексной магнито-инерциально-спутниковой информации с целью определения параметров ориентации объекта определенным образом выполняют автономный контроль, самодиагностику, коррекцию и нормировку полученных результатов.

Изобретение относится к созданию подводных транспортных средств и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование. Способ включает формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют вычислительную сетку.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Рабочее место оператора, аппаратуру управления полетом и целевой нагрузкой, а также БПЛА размещают внутри самолета-носителя.

Изобретение относится к системам помощи при вождении. Технический результат заключается в автоматизации помощи при вождении по круговой проезжей части.

Изобретение относится к области судовождения, а именно к способам и системам генерации линии предварительной прокладки с использованием систем искусственного интеллекта, и может быть использовано для повышения безопасности плавания в концепции Е-навигации. Построение маршрута движения судна происходит итерационно и поэтапно, при этом вследствие логических преобразований, происходящих в ячейках матриц, навигационные параметры, включающие и навигационные параметры судов, находящихся в районе плавания, учитываются в виде значения функции принадлежности конкретной ячейки к кластеру опасных.

Изобретение относится к области технологии автоматического управления автотранспортным средством и, в частности, к способу и системе планирования поперечной траектории автоматической смены полосы движения автомобиля, к автомобилю и носителю информации. Способ включает этапы обработки информации, расчёта параметров автоматической смены полосы движения, планирования кривой пятого порядка для автоматической смены полосы движения, формирования команды поперечного управления для автоматической смены полосы движения и вычисления решения о завершении автоматической смены полосы движения.

Изобретение относится к контролю состояния линий электропередачи, расположенных на удаленных и труднодоступных локациях. Сущность: устройство для мониторинга состояния линии электропередачи содержит средство крепления на линии электропередачи, электрически соединенные источник питания, модуль беспроводной связи, состоящий из приемопередатчика и антенны и обеспечивающий двустороннюю связь через ретрансляторы низкоорбитальных спутников, контроллер управления и интерфейс для подключения датчика состояния линии электропередачи.
Наверх