Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения

Изобретение относится к опорно-сцепным устройствам седельных тягачей. Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения содержит раму, связанную нижней частью с осью ходовых колес, а верхней частью связанную с рамой полуприцепа посредством сцепного шкворня и седельно-сцепного устройства. Седельно-сцепное устройство включает опорную плиту, выполненную в виде опорного поворотного круга, содержащего угловую прорезь, выполненную в форме сектора. На нижней части рамы полуприцепа установлен телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена, закрепленного неподвижно на раме полуприцепа, и внутреннего звена, вставленного внутрь внешнего звена со стороны опорно-поворотного круга. Между внутренним и внешним звеньями телескопического механизма установлена пружина сжатия. На свободном конце внутреннего звена закреплен посредством вертикальной оси вращающийся поджимной ролик. Достигается снижение поперечных боковых колебаний полуприцепа при движении на прямолинейных траекториях за счет образования силового стабилизирующего момента относительно шкворня полуприцепа, что способствует прямолинейности хода подкатной тележки и полуприцепа. 3 ил.

 

Изобретение относится к автомобильным и тракторным транспортным поездам, преимущественно к опорно-сцепным устройствам седельных тягачей, а также опорно-сцепным устройствам подкатных тележек, предназначенных для буксировки автомобильных полуприцепов трактором.

Аналогом по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой подкатной тележке для буксировки полуприцепа является подкатная тележка модели ЧМЗАП-8379 производства ПАО «Уралавтоприцеп», Россия, представляющая собой одноосное шасси, рама которого, опирающаяся через рессорную подвеску на ось ходовых колес, шарнирно соединена с тяговым рычагом, связанным через сцепную петлю с тягачом (трактором). При этом на раме тележки установлено неподвижно седельно-сцепное устройство, предназначенное для подсоединения и агрегатирования тракторами автомобильных полуприцепов.

Данная подкатная тележка позволяет комплектовать тракторно-транспортные агрегаты в составе с автомобильными полуприцепами и буксировать полуприцепы как по дорогам общего пользования, так и в труднопроходимых полевых условиях, например при сборе картофеля и овощей в период уборки урожая. При этом к недостаткам такого агрегата следует отнести недостаточную поперечную горизонтальную устойчивость, проявляющуюся в вилянии полуприцепа на повышенных скоростях, возникающих от внешних силовых воздействий (например от неровностей дороги, разности давления в шинах и др.).

Наиболее близким аналогом к предлагаемой подкатной тележке для буксировки полуприцепа по технической сущности и достигаемому результату является подкатная тележка модели ОЗТП-9927, описанная в книге «Эксплуатация и ремонт тракторных прицепов», авторы В.И. Миркитанов, В.А. Андреев, М: Агропромиздат, 1985 г. Подкатная тележка представляет собой одноосное шасси, рама которого, опирающаяся через рессорную подвеску на ось колес, выполнена заодно с тяговым рычагом, соединенным через сцепную петлю с тягачом (трактором). На верхней части рамы тележки установлено седельно-сцепное устройство, содержащее опорную плиту круглой формы (опорно-поворотный круг) с угловой прорезью в форме сектора с вершиной угла сектора, расположенной в центре опорно-поворотного круга, при этом внутренние боковые стенки сектора служат направляющими для вхождения к механизму сцепки, установленного на опорной поверхности полуприцепа вертикального шкворня, который служит для сцепки полуприцепа с подкатной тележкой, а ось шкворня совпадает с вершиной сектора и является осью складывания автопоезда в повороте, при этом механизм сцепки-фиксации шкворня расположен под опорно-поворотным кругом. Подкатная тележка может быть использована для комплектования автомобильных и тракторных поездов с полуприцепами.

Конструкция такой подкатной тележки и ее назначение в целом подобны вышеописанной и поэтому они имеют общие недостатки, проявляющиеся в неустойчивом ходе при прямолинейном движении транспортного поезда на высоких скоростях. Поэтому технической проблемой предлагаемого изобретения является разработка технического решения подкатной тележки для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения, позволяющей уменьшить виляние прицепов, движущихся в составе автотракторных поездов.

Техническая проблема решается за счет того, что на нижней части рамы полуприцепа между опорно-поворотным кругом и осью ходовых колес полуприцепа установлен соосно продольной оси полуприцепа в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середину оси ходовых колес полуприцепа, телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена, закрепленного неподвижно на раме полуприцепа и внутреннего звена, вставленного внутрь внешнего звена со стороны опорно-поворотного круга, при этом между внутренним и внешним звеньями телескопического механизма установлена пружина сжатия, а на свободном конце внутреннего звена закреплен посредством вертикальной оси, расположенной в вертикальной продольной плоскости телескопического механизма, вращающийся поджимной ролик, поджимаемый пружиной сжатия, при этом поджимной ролик установлен между внутренними стенками сектора опорно-поворотного круга.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

- фиг. 1 - схема тракторно-транспортного поезда с подкатной тележкой для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения - вид сбоку при прямолинейном движении;

- фиг. 2 - то же - вид сверху при прямолинейном движении;

- фиг. 3 - то же - вид сверху при движении на повороте.

Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения содержит (фиг. 1) цельносварную раму 1, выполненную заодно с дышлом 2, связанную нижней частью через рессорную подвеску с осью 3 ходовых колес 4, а верхней частью, связанную с рамой 5 полуприцепа посредством сцепного шкворня 6, закрепленного на раме 5 полуприцепа и седельно-сцепного устройства, включающего опорно-поворотный круг 7 (фиг. 2), содержащий угловую прорезь 8, выполненную в форме сектора круга между сцепным шкворнем 6, установленным в центре опорно-поворотного круга 7, и задней осью 9 ходовых колес 10 полуприцепа симметрично относительно продольной оси полуприцепа, расположенной в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середины осей колес транспортного поезда. На нижней части рамы 5 полуприцепа между опорно-поворотным кругом 7 и осью 9 ходовых колес 10 полуприцепа установлен соосно продольной оси полуприцепа в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середину ходовой оси 9 полуприцепа, телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена 11, закрепленного неподвижно на раме 5 полуприцепа и внутреннего звена 12, вставленного внутрь внешнего звена 11 со стороны опорно-поворотного круга 7, при этом между внутренним и внешним звеньями 11 и 12 телескопического механизма установлена пружина сжатия 13, а на свободном конце внутреннего звена 12 закреплен посредством вертикальной оси 14, расположенной в вертикальной продольной плоскости телескопического механизма вращающийся поджимной ролик 15, при этом ролик 15, поджимаемый пружиной сжатия 13, установлен между внутренними стенками угловой прорези 8, причем ось ролика смещена назад по ходу полуприцепа относительно образующей цилиндрической боковой поверхности опорно-поворотного круга 7.

Работа подкатной тележки для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения в условиях эксплуатации осуществляется следующим образом.

Тяговый рычаг 2 подкатной тележки передней частью шарнирно присоединяется к тягачу 16 через буксирное устройство 17 (фиг. 1, 2), а полуприцеп соединяется с подкатной тележкой посредством седельно-сцепного устройства и шкворня 6, закрепленного на раме 5 полуприцепа.

При движении транспортного поезда по прямой поджимной ролик 15, поджимаемый пружиной сжатия 13, упирается в стенки прорези 8 опорно-поворотного круга 7, при этом линии контактирования поджимного ролика 15 со стенками прорези 8 симметрично расположены относительно продольной оси телескопического механизма.

При отклонении (вилянии) полуприцепа от прямолинейной траектории движения подкатной тележки, например влево (фиг. 3), вызванном внешними силовыми воздействиями (неровностями дороги, порывами ветра, разностью давления в шинах и др.), поджимной ролик 15, поджимаемый пружиной 13, оказывает силовое воздействие на левую - ближнюю к центру поворота полуприцепа стенку прорези опорно-поворотного круга 7, образуя силовой момент относительно оси шкворня 6, противодействующий отклонению полуприцепа от прямолинейной траектории движения подкатной тележки. Возникновение в данном случае сил сопротивления угловым поворотам рамы 5 полуприцепа относительно поворотного круга ограничивает амплитуду колебаний полуприцепа, что позволяет повысить устойчивость движения последнего.

При повороте транспортного поезда (совершении маневрирования) поджимной ролик 15 выходит за пределы сектора опорно-поворотного круга 7 и контактирует с внешней цилиндрической поверхностью опорно-поворотного круга 7, не вызывая сопротивления повороту подкатной тележки относительно рамы 5 полуприцепа и не ухудшая условий поворота транспртного поезда.

Технический результат заключается в том, что в сравнении с известными подкатными тележками для буксировки полуприцепа, предложенное техническое решение подкатной тележки с устройством стабилизации прямолинейного движения позволяет снизить поперечные боковые колебания полуприцепа при движении на высоких скоростях на прямолинейных траекториях за счет образования силового стабилизирующего момента относительно шкворня 6 полуприцепа, что способствует прямолинейности хода подкатной тележки и полуприцепа и тем самым позволяет повысить безопасность движения автомобильных и тракторных поездов, комплектуемых полуприцепами, буксируемыми с использованием подкатных тележек.

Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения, содержащая цельносварную раму, выполненную заодно с дышлом, связанную нижней частью через рессорную подвеску с осью ходовых колес, а верхней частью связанную с рамой полуприцепа посредством сцепного шкворня, закрепленного на раме полуприцепа, и седельно-сцепного устройства, включающего опорную плиту, выполненную в виде опорного поворотного круга, содержащего угловую прорезь, выполненную в форме сектора, вершина которого совпадает с осью шкворня, а дуга сектора расположена между шкворнем и осью ходовых колес полуприцепа симметрично относительно продольной горизонтальной оси полуприцепа, расположенной в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середины колес транспортного поезда, отличающаяся тем, что на нижней части рамы полуприцепа между опорно-поворотным кругом и осью ходовых колес полуприцепа установлен соосно продольной оси полуприцепа в вертикальной продольной плоскости, проходящей через середину оси ходовых колес полуприцепа, телескопический механизм, состоящий из двух звеньев - внешнего полого звена, закрепленного неподвижно на раме полуприцепа, и внутреннего звена, вставленного внутрь внешнего звена со стороны опорно-поворотного круга, при этом между внутренним и внешним звеньями телескопического механизма установлена пружина сжатия, а на свободном конце внутреннего звена закреплен посредством вертикальной оси, расположенной в вертикальной продольной плоскости телескопического механизма, вращающийся поджимной ролик, поджимаемый пружиной сжатия, при этом поджимной ролик установлен между внутренними стенками сектора опорно-поворотного круга.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к грузовым рабочим машинам. Самоходная рабочая машина (1) оборудована кабиной (13) и системой для отображения информации оператору (О), находящемуся в кабине (13).

Изобретение относится автотракторным поездам, комплектуемым двухосными прицепами и тягачами, снабженными гидросистемами. Стабилизатор устойчивости двухосного прицепа содержит переднюю колесную поворотную тележку, дышло шарнирно связанное с тягачом, поворотный круг и гидроцилиндр, установленный в вертикальной продольной плоскости прицепа и связывающий заднюю часть рамы передней поворотной тележки с верхним кольцом поворотного круга.

Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам для комплектования автомобильных и тракторных поездов в составе с одноосным прицепом. Стабилизирующее буксирное устройство одноосного прицепа с регулируемым наклоном шкворня содержит тяговый рычаг.

Изобретение относится к прицепу для транспортного средства с шасси. Прицеп для транспортного средства содержит шасси (1), кузов (3), дышло (2) и сталкиватель.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автотракторных прицепов. Поворотный круг прицепа состоит из верхнего и нижнего колец с вертикальными стенками, между которыми установлены шаровой погон и замковое кольцо с загнутым концом, размещенным в конусном отверстии стенки верхнего кольца.

Изобретение относится к самосвальному транспорту. Самосвальный прицеп содержит первую (20), вторую (40) и третью (60) рамы.

Прицеп // 2546735
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Прицеп содержит шасси, кузов и подкатную тележку.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Сцепная петля прицепа содержит открытое по краю сцепное гнездо для приема соответствующего соединительного шара.

Прицеп // 2489294
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Прицеп // 2428345
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к устройству поворотного шкворня, содержащему энергетическое соединение. Устройство (1) поворотного шкворня для установки на прицеп содержит поворотный шкворень (10), ротор (20) и статор (30).
Наверх