Способ лечения гиперкинетических расстройств у детей



Владельцы патента RU 2786794:

Лушникова Елена Николаевна (RU)

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения гиперкинетических расстройств у детей. С ребенком проводят модифицированный восьмицветовой тест Люшера и выявляют по методу В.М. Элькина зависимости между выбранным ребенком цветом в тесте Люшера и тональностью музыкального произведения. Лечение выполняют в два этапа. Первый этап проводят в реабилитационном центре. Первоначально осуществляют локальную цветовую светотерапию, для чего наклеивают на зоны подушечек концевых фаланг больших пальцев один цветной пластырь в день: фиолетовый – лимонный – красный – красный – голубой – фиолетовый – оранжевый - фиолетовый. Затем проводят поочередный массаж ладоней массажным шариком с шипами «Су-Джок» по методу М. Г. Пановой продолжительностью 5 минут. Во время интеллектуально-творческих обучающих занятий осуществляют музыкальную терапию программой, составленной из музыкальных элегий. Занятия проводят в течение 30 минут детям 4-5 лет и по 60 минут детям 6-7 лет. Второй этап лечения выполняют в домашних условиях в той же последовательности и в том же объеме, что и на первом этапе. Способ обеспечивает коррекцию гиперкинетических расстройств у детей за счет выбора музыкальных произведений с определенными параметрами музыкальных характеристик и с использованием цветовой светотерапии и массажа. 5 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к медицине и может быть применено для лечения и в комплексе оздоровительных реабилитационных мероприятий в системе социально-медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного, младшего школьного и школьного возраста с гиперкинетическими расстройствами, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с использованием музыки, избирательные жанры которой оказывают лечебно-оздоровительное влияние.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности в последние десятилетия рассматривается в качестве наиболее частых причин нарушения поведения, трудностей школьной и социальной адаптации у детей с нормальным интеллектом [О.Б. Гончарова, Л.С. Никонова, М.В. Монахов, М.А. Хан, Е.Е. Ачкасов, Н.Ю. Николенко, Состояние здоровья и принципы реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Вестник восстановительной медицины. – 2012. – №2. – С.45-49.]. Согласно Международной классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10) СДВГ относится к рубрике F90 «Гиперкинетические расстройства», относящиеся к гетерогенной группе расстройств с сохранением интеллекта.

Для СДВГ характерна триада симптомов: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Исследования, проведенные в разных странах, показывают большой разброс случаев данного расстройства – от 1 - 3% до 24 - 28% в популяции, в среднем, около 5% среди лиц до 18 лет, 6% - среди детей школьного возраста и 3% - среди подростков. В последнее десятилетие в научных кругах особенно остро обсуждается вопрос об увеличении частоты случаев СДВГ [Е.В. Корень, Т.А. Куприянова, Гиперкинетические расстройства (СДВГ): Рекомендации для врачей./ Е.В. Корень, Т.А. Куприянова. – М.: ФГБУ«Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского», 2015. – 82с.]. В 2004 году Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IACAPAP) признала СДВГ «проблемой № 1» в сфере охраны психического здоровья детей и подростков [О.И. Романчук, Синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей: М.: «Генезис», 2010г.-366с.].

В структуре СДВГ большая доля приходится на дошкольников. С одной стороны, именно к этому возрасту полностью разворачивается клиническая картина, с другой в этом возрасте от ребенка требуется достаточное психо-речевое развитие для познавательной деятельности. Проявляется невозможность ребенка сосредоточиться на задании, склонность к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца, нерегулируемая чрезмерная активность, как двигательная, так и психическая и речевая, что нередко сопровождается задержкой моторного и языкового развития и отрицательно сказывается на успешности образования. Доказательством этому служат результаты статистических исследований американских ученых: в США менее 5% детей с СДВГ получают диплом о высшем образовании по сравнению с 28% общей совокупности населения в возрасте 25 и старше.

Отмечается, что примерно 30 % детей «перерастают» этот синдром, а оставшаяся часть приспосабливаются к нему во взрослой жизни. У остальных детей симптоматика сохраняется и в школьном, и в зрелом возрасте, и тогда проявляется отставание в усвоении учебного материала, диссоциальное поведение, низкая самооценка, агрессивность. СДВГ ухудшает качество жизни детей с данным расстройством, вызывая нарушения социального функционирования, увеличивая риск травм и саморазрушающего поведения. Вторичные расстройства (неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи) нередко приводят к проявлениям оппозиционного и даже агрессивного поведения, ухудшая межличностные отношения и школьную адаптацию [Н.И. Цыганкова, Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности: автореф…дис. кан. пед.наук. –СПб., 2012. – 194 с.].

МКБ-11 уже относит СДВГ к нейроонтогенетическим расстройствам. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения.

На сегодняшний день лечение и реабилитация детей с СДВГ проводятся методами психофармакотерапии, психосоциальных вмешательств и психотерапии. Эти методы малоэффективны, а применение медикаментозной терапии сопряжено с риском развития психозов [М.Н. Дмитриев, Риск развития психозов при нооотропной и стимуляционной терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности: дис. кан. мед. наук. – М.: 2018. – 27с.]. Патогенетически обоснованные психостимуляторы помогают в лечении заболевания, но успех касается только краткосрочных эффектов от лечения, на время действия вещества. В 2010 году в Австралии были опубликованы результаты исследования об отсутствии долговременного благоприятного воздействия психостимуляторами при СДВГ. Наблюдали 2868 семей на протяжении 20 лет. Было выявлено, что краткосрочное улучшение при приеме этих препаратов для лечения СДВГ прекращалось при долгосрочном лечении. Возможно, это связано с длительным вредным влиянием, угрозой по наркозависимости, а исследования на животных показывают, что эти препараты могут вызывать органическое повреждение головного мозга. Отсутствие эффективных методов лечения у детей СДВГ и их оздоровления, тенденция к росту числа детей с СДВГ и угроза в увеличении числа населения с низким уровнем качества жизни, образования и асоциального поведения создает потребность в оказании лечебно-психологичской помощи [Н.И. Цыганкова, Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности: автореф…дис. кан. пед.наук. –СПб., 2012. – 194 с.], в пролангированной комплексной реабилитации.

Возникла насущная необходимость в разработке немедикаментозного, безвредного, доступного и патогенетически обусловленного способа лечения детей с СДВГ, например, с помощью музыки, избирательные жанры которой оказывают лечебно-оздоровительное влияние. В исследованиях И. М. Гриневой [Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровообращения мозга: автореф… дис. кан. мед. наук. – Л., 1981. – 22 с.], показано, что прослушивание мелодичной негромко звучащей музыки активирует центральную нервную систему, усиливает внимание и стимулирует интеллектуальную деятельность на фоне седативного эффекта. А нейроспециалистами [Д. Кэмпбелл, Эффект Моцарта: древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. – Минск: Поппури, 2011. – 162 с.] доказано, что музыкальные композиции В. А. Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности, снимают негативные эмоции, поднимают жизненный тонус, а у учащихся улучшают запоминаемость предмета. Механизм воздействия музыки на человека кроется в синергизме физических свойств звука, как частного случая механических колебаний и волн, и нейрофизиологических возможностей подкорковых образований головного мозга [С.В. Шушарджан, Руководство по музыкальной терапии. – М.: «Медицина», 2005. – 450 с.]. Учитывая, что музыкальные звуки/тоны разнообразны по интенсивности, высоте, тембру, индивидуальной окраске, Л.А. Кузнецову удалось найти объективную зависимость между характеристикой тембра на слух и его частотой (Гц). Электроэнцефалографические и реоэнцефалографические исследования Н.Н. Захаровой и В.М. Авдеева показали способность воспринимать и перерабатывать акустическую информацию клетками кортико-таламических и кортико-лимбических структур мозга [Н.Н. Заваденко, Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении: автореф…дис. кан. мед. наук. – М.: 2014. – 27 с.].

На сегодняшний день разработано много способов и устройств для лечения музыкой, например, полезная модель «Программно-акустический комплекс "ПРОФИ ГРАНД» (патент RU № 126602, 16.07.2012г., A61M 21/00). Программно-акустический комплекс включает портативный компьютер, содержащий музыкально-терапевтические программы, подаваемые через усилитель для наушников в большие радионаушники, точечные наушники в количестве одна или более пары, причем наушники последовательно через независимые аудиовыходы подсоединены к усилителю для наушников. Достигаемым техническим результатом является обеспечение эффективного оздоровления и омоложения организма за счет оказания одновременно адресной и комплексной стимуляции регенеративных процессов, микроциркуляции кожи, в том числе за счет усиления акустических сигналов, позитивно влияющих на состояние кожи и организма в целом.

Известен «Способ формирования аудиорядов музыки для музыкотерапии» патент (патент RU № 2408397, 29.09.2009г., МПК A61M 21/00). В данном способе осуществляют отбор музыкальных произведений, во фрагменты музыкальных произведений вставляют части, формирующие бинауральное биение ритмов органов здорового человека. Затем музыкальные произведения прослушивают и из них выбирают части длительностью по 20 минут по способности вызывать у слушателей позитивные реакции. Проводят анализ отобранных частей музыкальных произведений, включающий в себя построение частотного описания нот, распределение частот встречаемости используемых нот, их длительности и громкости, спектральный анализ отобранных частей музыки, в процессе которого вычисляют спектры, динамику спектров длительности нот, их усредненные оценки спектральных параметров и динамики во времени. В данном способе при создании индивидуальной программы музыки «рвется» целостность музыкального полотна, что препятствует самовыражению и сопереживанию, не позволяя высвободить эмоции, разрешить внутренние конфликты, не позволяя тем самым полностью реализовать принцип лечения через музыку.

Известен способ «Создание методики музыкотерапии» (патент RU № 2740255, 27.09.2019г., МПК A61M 21/00). В указанном способе проводят музыкальное-акустическое воздействие, для чего применяют музыкальные треки, созданные с использованием музыкального синтезатора и «миксы» из них. Воздействие проводят курсом 10-20 индивидуальных или групповых процедур ежедневно или через день продолжительностью 30-70 минут. При этом используют музыкальные треки размерами - 6/4, 9/8, 13/8, используют темп в диапазоне 60-78 ударов в минуту и бинауральные звуки с частотой 1000-1500 Гц и разницей частот от 10 до 25 Гц, с отказом от ритмических звуков от упругого баса и ударных инструментов, играющих на сильную или слабую долю. Способ позволяет корректировать физический, эмоциональный и психологические уровни организма при помощи разработанных параметров музыкотерапии. В данном способе, также как и в предыдущем изобретении, при создании индивидуальной программы музыки «рвется» целостность музыкального полотна, изначально задуманного автором и вложившего в него духовный смысл, столь важный в достижении лечебного эффекта музыкотерапии.

У известных решений общие недостатки – необходимость создания треков, аудиорядов. Стремление к углубленной индивидуализации музыкальных треков, аудиорядов по времени трудоемко и требуется специалист, кроме того, необходима специальная аппаратура. Созданные треки не всегда обладают лечебными свойствами, [И.А. Дергаева, Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки: автореф…дис. кан. псих. наук. – М.: 2005. – 197с.], т.к. в них отсутствуют музыкальные параметры, лечебное действие которых научно доказано [И.М. Гринева, Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дисс. …канд. мед. наук. – Л., 1981; С.В. Шушарджан, Руководство по музыкотерапии, 2005. – с.290, 300, 346] и особенные музыкальные характеристики, например, минорные тональности, восприятие частот/тонов которых на уровне фонорецепторов головного мозга восстанавливает нарушенные межполушарные нейронные связи, что необходимо для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Известны также способы лечения музыкотерапией на фоне базового лечения, например, патент RU № 2445987 «Способ комплексного лечения сердечно-сосудистых заболеваний с применением музыкотерапии», патент RU № 2529374 «Способ психоневрологической реабилитации», патент RU № 2445987 «Способ комплексного лечения сердечно-сосудистых заболеваний с применением музыкотерапии». В указанных способах используется музыкальные произведения расслабляющего или тонизирующего характера в соответствии с индивидуальными показаниями.

Известен способ «Способ коррекции психофизиологического состояния спортсменов», патент RU № 2522377, 05.06.2013г., МПК A61M 21/00. В данном способе у спортсменов предварительно определяют текущие психофизиологические параметры путем измерений. Производят корректирующее воздействие путем воздействия акустическим полем, модулированным музыкальной композицией с заранее определенным эффектом воздействия. Акустическое поле формируют с круговой диаграммой направленности и сферическим распределением звуковой энергии в пространстве озвучиваемого помещения. При этом амплитудно-частотная характеристика акустического поля выполняется неравномерной с максимумами, соответствующими произведению основного тона на число натурального ряда, причем основной тон изменяют в процессе прослушивания. Способ позволяет повысить восприимчивость пациента к музыкотерапии за счет выбора режима воспроизведения музыкального произведения в соответствии с индивидуальными предпочтениями пациента и корректировкой параметров воспроизведения в зависимости от достигаемого эффекта воздействия, фиксируемого по объективным критериям состояния.

К недостаткам этих известных способов следует отнести то, что музыкальные композиции, подобранные, особенно для коррекции психофизиологического состояния спортсменов, совершенно неприемлемы для лечения детей с СДВГ. Необходим другой подбор тональности музыки для воздействия на определенные нейромедиаторные структуры головного мозга, которые отвечают за психологическое состояние детей, и кроме того, в известном решении не используют цветовую светотерапию и массаж, которые усиливает воздействие музыкальной терапии.

Задачей данного изобретения является коррекция психологического состояния детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, при которой появляется сосредоточенность, снижение избыточной двигательной и чрезмерной речевой активности, нивелирование импульсивности.

Технический результат при использовании изобретения - повышение восприимчивости детей с СДВГ к музыкальной терапии за счет выбора музыкальных произведений с минорными музыкальными характеристиками этих произведений, с использованием цветовой светотерапии и массажа, при этом используют сочетание специально выбранных параметров частота /тон звука музыки и синергичные им волновые характеристики света/ цвета.

Поставленная задача решается тем, что в способе лечения гиперкинетических расстройств у детей, при котором предварительно проводят осмотр пациента и определяют текущие параметры организма путем измерений, кроме того проводят с ребенком модифицированный восьмицветовой тест Люшера и по методу В.М. Элькина выявляют зависимости между выбранным ребенком цвета в тесте Люшера и тональностью музыкального произведения, а также на предмет восприятия музыки, что служит критерием для отбора детей в группы лечения [В.М. Элькин Целительная магия музыки. Гармония музыки и цвета в терапии болезней. – Респекс, 200. – 224С.]. Лечение выполняют в два этапа. Первый этап проводят в реабилитационном центре, где первоначально осуществляют локальную цветовую светотерапию, для чего наклеивают на зоны подушечек концевых фаланг больших пальцев ладоней детей один цветной пластырь, который крепится на все время занятий, в день по порядковому номеру или по дню недели фиолетовый-лимонный-красный-красный-голубой-фиолетовый-оранжевый-фиолетовый по системе Диншаха (Dinshah Ghadiali) [Ю.В. Готовский, А.П. Вышеславцев, Л.Б. Косарева, Ю.Ф. Петров, М.М. Шрайбман Цветовая светотерапия, «ИМЕДИС». – М. – 2001г., стр. 142-145].. Ежедневно проводят чередование цветового спектра пластыря. Затем проводят массаж ладоней массажным шариком с шипами «Су-Джок» по методу М. Г. Пановой продолжительностью 5 минут. После чего во время интеллектуально-творческих обучающих занятий, требующих от пациентов активной мозговой работы, осуществляют рецептивную музыкальную терапию музыкально-психотерапевтического регулятивного воздействия аудио-музыкальной программой, составленной из музыкальных элегий, тональности которых соответствуют отобранным детьми цветам по тесту Люшера. Аудио-музыкальную программу составляют из минорных по ладовой характеристике и тональностям музыкальных произведений 56-90 ударов метронома в минуту с частотным диапазоном музыкального звука от 400 до 600Гц и исключением резких диссонансных интервалов. Аудио-музыкальную программу представляют специально выстроенной схемой чередования музыкальных произведений, продолжительностью 2-4 минуты, воспринимающихся как спокойствие. Успокаивающий эффект достигают при помощи использования в аккомпанементе одинаковых ритмических фигур мелкими длительностями звучания нот, в том числе шестнадцатыми, и музыкальных произведений продолжительностью по 6 минут с присутствием мажорных включений, воспринимающихся как волнение, вдохновение. Чередованием в закономерном порядке контрастных музыкальных параметров тренируют нейро-гуморальные механизмы работы головного мозга. Занятия проводят под наблюдением специалиста реабилитационного центра в течение 30 минут детям 4-5 лет и по 60 минут детям 6-7 лет. Частоты тонов/звуков в аудио-музыкальной программе и частотные характеристики цветов, которые наносят на пластырь для проведения цветовой светотерапии, совпадают. Перечисленные действия первого этапа проводят курсом 12 индивидуальных или групповых занятий ежедневно или через день, два раза в год в течение трех лет. Второй этап лечения выполняют в домашних условиях в той же последовательности и в том же объеме, что и на первом этапе. На зоны подушечек концевых фаланг больших пальцев ладоней наклеивают один цветной пластырь в день по порядковому номеру или по дню недели фиолетовый-лимонный-красный-красный-голубой-фиолетовый-оранжевый-фиолетовый по системе Диншаха. Ежедневно чередуют цветовой спектр пластыря, который крепится на все время занятий, затем проводят массаж ладоней продолжительностью 5 минут. После чего осуществляют интеллектуально-творческие обучающие занятия под фоновую аудио-музыкальную программу, составленную из музыкальных элегий. Перечисленные действия второго этапа проводят не менее трех раз в неделю в течение трех лет.

Работа шарик-массажером проводится по методу М. Г. Пановой, изложенный в «Методике проведения рефлекторного механо-массажа по системе Су-Джок (предложены логопедом ЦГР «ИМПУЛЬС» М.Г. Пановой»

и заключающийся в выполнении движений шариком по ладоням, при этом педагог акцентирует внимание ребенка на цвет наклеенного пластыря. Ребенок выполняет массаж сам под руководством педагога или родителя. В совокупности метод реализует тактильно-визуальное воздействие на структуры головного мозга световыми волнами и механическим воздействием.

В аудио-музыкальной программе, составленной из музыкальных элегий, используют произведения Ж. Массне «Элегия» для скрипки с оркестром, В. С. Калинникова «Элегия» для фортепиано, А. С. Аренского «Элегия» из цикла «24 пьесы для фортепиано», А. А. Бабаджаняна «Элегия» для фортепиано, П. И. Чайковского «Октябрь» «Осенняя песня» из цикла «Времена года» для фортепиано, С. В. Рахманинова «Элегия» из цикла «Пьесы-фантазии» для фортепиано, Ан. Н. Александрова «Элегия» из цикла «Элегия и вальс» для фортепиано и Ж. Массне «Элегия» в обработке для электронных музыкальных инструментов. Прослушивание детьми этой специально разработанной аудио-музыкальной программы способствует их самовыражению и сопереживанию, позволяя высвободить эмоции, разрешить внутренние конфликты, тем самым полностью реализовать принцип лечения через музыку.

Детям дополнительно проводят курсовую терапию витаминно-минеральным комплексом «Супрадин» через каждые 4 месяца по 20 дней.

Эффективность способа обеспечивается за счет совпадения частотных вибраций специально подобранных музыкальных параметров звуков/тонов и воспринимающих фонорецепторов расстроенных нейромедиаторных структур головного мозга, гармонизуруя их нейро-гуморальную работу по восстановлению множественных межполушарных связей. Данный способ не имеет побочных эффектов.

Клинический эффект музыкотерапии усиливается рефлекторным путем с отдаленных рецепторных зон на концевых фалангах первых пальцев кистей рук (цветовая светотерапия по Диншаху) и ладоней (Проф. Пак Чжэ Ву, «Лекции по су-джок терапии, М., 1998г.), гармонизирующих функции центральной нервной системы за счет частотного совпадения используемых цветов и звуков/тонов в аудио-музыкальной программе «Элегия». Частотная характеристика музыкальных тонов и световых волн в аудио-программе «Элегия» в сочетании с цветовой светотерапией приведена в таблице 1.

Частотная характеристика музыкальных тонов и световых волн в аудио-программе   «Элегия» в сочетании с цветовой светотерапией

(по трудам Dinshah Ghadiali, Ю.В. Готовского и сотр.)

Таблица 1

  Название музыкальной ноты Частота музыкального звука, Гц Цвет Октавированная частота, Гц
1 ми 659 фиолетовый 665,7
2 си 494 лимонный 497,9
3 соль 392 пурпурный 397,3
4 ре 587 голубой 598,6
5 ля 440 оранжевый 430,8

Принцип функционального соответствия музыки клинико-патогенетическому аспекту СДВГ создает платформу для лучших результатов лечебного действия. Известно, что воспринимающие фонорецепторы дифференцированно возбуждаются только на определенную амплитудную модуляцию музыкальных тонов, выделяя строго соответствующие качеству раздражителя биологически активные химические вещества – нейромедиаторы. Через них осуществляется передача электрохимического импульса от воспринимающей звук нервной клетки к слуховому анализатору коры головного мозга, гармонизируя множественные межнейронные связи задействованных при данном заболевании структур головного мозга [С.В. Шушарджан, Руководство по музыкальной терапии. – М.: «Медицина», 2005. – 450 с.]. Рядом авторов по музыкотерапии высказано справедливое мнение о том, что дело не столько в акустических свойствах музыки, сколько в значениях, которыми люди наделяют тональность, и в исполнительских традициях, формируемых в ту или иную эпоху. Исходя из этого, знание объективных музыкальных параметров таких как лад, темп, тембр и др. позволяет эффективно моделировать состояние сознания личности и группы, снизить неопределенность в процессах музыкального восприятия и улучшить эффективность музыкотерапии [А.А. Володин, «Психологические аспекты восприятия музыки, автореф. канд. псих.наук, 1972г.; И.А. Дергаева, «Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки», автореф. канд. псих.наук, 2005г.]. Они определяют особенности восприятия.

Из многих известных музыкальных элегий для составления лечебной аудио-музыкальной программы были отобраны искомые, соответствующие разработанным показателям объективного музыкального пространства, где преобладает гармоничная музыка, исключен диссонанс, напряжение, вызывающее эмоционально-экспрессивные порывы. Преобладание светлого и мудрого лиричного минора ассоциируется с романтическими чувствами, где минорные интонации действуют на мозг как психологическая уловка и позволяют легче переживать собственные «трагедии». В центральных частях ряда элегий, по законам контраста, вкрапление мажора в быстром темпе обеспечивает свежесть восприятия, заряжает положительными эмоциями, но эти темы не вступают в соперничество с ведущим эмоциональным тонусом.

Процесс прослушивания музыкальной аудио-программы «Элегия» вводит в состояние сосредоточенности на основном эмоциональном фоне музыкального полотна, и в тоже время сдержанности его выражения и обобщенного господства главного эмоционального состояния, что коррелирует с чувством душевного спокойствия при ясной мозговой рабочей активности, уменьшая и/или нивелируя ведущие клинические симптомы при СДВГ: отсутствие сосредоточенности, повышенной двигательной и речевой активности, импульсивности.

Принцип индивидуализации при осуществлении способа обязательно присутствует. Для этого тестируется аудио-программа «Элегия», составленная из музыкальных элегий, по методу В.М. Элькина (В. М. Элькин, Целительная магия музыки. Гармония музыки и цвета в терапии болезней. – СПб.: Респекс, 2000. – 224с.), где В.М. Элькин выявил зависимость между предпочитаемыми цветами, выбранными исследуемым человеком в тесте Люшера и соответствующими им тональностям в музыке. При прослушивании детьми аудио-программы «Элегия» определяют зависимости между выбранным ребенком цвета в тесте Люшера и тональностью звучавшего музыкального произведения, а также на предмет восприятия музыки. На основе этих зависимостей проводят отбор детей в группы лечения. При совпадении тональностей разработанной музыкальной аудио-программы и выбранных цветов достигается выраженное психотерапевтическое воздействие, так как совмещены эффекты влияния на организм цветовой светотерапии и музыкотерапии. В таблице 2 приведены особенности восприятия человеком музыкальных тональностей применительно у аудио-программе Элегия.

Особенности восприятия человеком музыкальных тональностей,

применительно к аудио-программе «Элегия»

 Таблица 2

Название произведения Тональность Характеристика восприятия музыки Время
звучания
Ж. Массне «Элегия» (для скрипки с оркестром) ми-минор
 
спокойное ожидание, меланхоличность, повиновение,  терпение 02:07
В. С. Калинников «Элегия» (для фортепиано) си бемоль минор созерцание, фантазия, способствует приятному выражению лица 06:42
си бемоль мажор ясность сознания,  радость любви, надежда на лучшее
А. С. Аренский «Элегия» из цикла «24 пьесы для фортепиано» соль минор необъятное, широкое спокойствие, активация мыслительной функции мозга, желание творческой работы 03:44
А. А. Бабаджанян «Элегия» (для фортепиано) соль минор самая красивая тональность, созерцательное серьезное настроение, величественность;  амбивалентна: как тревога беспокойство, грусть, так и  спокойная радость, умеренная веселость  04:05
П. И. Чайковский «Октябрь» («Осенняя песня») из цикла «Времена года» (для фортепиано) ре минор серьезный и праведный, нечто возвышенное и спокойное, вместе с тем великое, приятное и радостное, способствует безмятежному настроению, смягчает чувства меланхолии, тревоги, печали. 03:54
С. В. Рахманинов «Элегия» из цикла «Пьесы-фантазии» (для фортепиано) ми бемоль минор; глубокое торжество и благородство чувств. чувство волнующей  тревоги, упорядоченные мысли,   вдохновение, уверенность. 06:03
соль бемоль мажор светлые, позитивные, радостные мысли, воспоминания
Ан. Н. Александров «Элегия» из цикла «Элегия и вальс» (для фортепиано) ля минор размеренность, спокойная  уверенность, нежность сосредоточенность, рабочая обстановка, чувство преданности, покорности, желание поступательного движения вперед 04:00
Ж. Массне «Элегия» (в обработке для электронных музыкальных инструментов) ми минор вдохновение, активность, позитивное настроение, «я могу все!» 02:10

Таким образом, отличительные признаки предлагаемого способа лечения гиперкинетических расстройств у детей позволяют осуществить коррекцию клинического состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и, тем самым, повышают эффективность музыкальной терапии при ее сочетанном использовании, что позволяет достичь технический результат.

На основании изложенного можно заключить, что совокупность существенных признаков заявленного изобретения имеет причинно-следственную связь с достигнутым техническим результатом, т.е. благодаря данной совокупности существенных признаков изобретения стало возможным решение поставленной задачи. Следовательно, заявленное изобретение является новым, обладает изобретательским уровнем и пригодно для использования.

Способ лечения гиперкинетических расстройств у детей осуществляется следующим образом.

Предварительно врач физиотерапевт/реабилитолог проводит осмотр пациента и определяют текущие параметры организма и путем измерений фиксирует показатели АД, частоты пульса, ортостатической пробы, данные заносятся в таблицу. Проводят модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера заключается в выборе ребенком понравившегося в данный момент цвета из предоставленных цветных карточек, не ассоциируя его с посторонними предметами. Это позволяет определить психоэмоциональное состояние ребенка, выявляя не только субъективное отношение ребенка к цветовым эталонам, но также неосознанные реакции на них, тесно связанные с функциями гипофиза, определяющими настроение и общую психическую активность. На основе выбранных ребенком цветов устанавливают по методике В.М. Элькина зависимость между выбором ребенком цвета и соответствующей этому цвету музыкальной тональности, а также на предмет восприятия музыки. Данные используют для отбора детей для музыкотерапии и распределения их по группам на основании индивидуального подхода. В соответствии с группой назначается музыкотерапия, цветовая светотерапия и массаж по методу Су-Джок. Лечение выполняют в два этапа. Первый этап проводят в реабилитационном центре, где первоначально осуществляют локальную цветовую светотерапию, для чего наклеивают на зоны подушечек концевых фаланг больших пальцев ладоней один цветной пластырь, который крепится на время занятий, в день по порядковому номеру или по дню недели фиолетовый-лимонный-красный-красный-голубой-фиолетовый-оранжевый-фиолетовый по системе Диншаха. Ежедневно проводят чередование цветового спектра пластыря. Затем проводят массаж зон на ладонях поочередно правой и левой массажным шариком с шипами «Су-Джок» по методу М. Г. Пановой продолжительностью 5 минут с акцентом на цвет наклеенного пластыря. После чего во время интеллектуально-творческих обучающих занятий, требующих от пациентов активной мозговой работы, осуществляют рецептивную музыкальную терапию музыкально-психотерапевтического регулятивного воздействия аудио-музыкальной программой, составленной из музыкальных элегий. Аудио-музыкальную программу составляют из минорных по ладовой характеристике и тональностям музыкальных произведений 56-90 ударов метронома в минуту с частотным диапазоном музыкального звука от 400 до 600Гц и исключением резких диссонансных интервалов. Аудио-музыкальную программу представляют специально выстроенной схемой чередования музыкальных произведений, продолжительностью 2-4 минуты, воспринимающихся как спокойствие. Успокаивающий эффект достигают при помощи использования в аккомпанементе одинаковых ритмических фигур мелкими длительностями звучания нот, в том числе шестнадцатыми, и музыкальных произведений продолжительностью по 6 минут с присутствием мажорных включений, воспринимающихся как волнение, вдохновение. В процессе занятий педагог неоднократно обращает внимание ребенка на цветовой спектр наклеенного пластыря в словесной, возможно и в стихотворной форме. Аудио-музыкальная программа звучит фоном (35 Дб) для рецептивного восприятия. Чередованием в закономерном порядке контрастных музыкальных параметров тренируют нейро-гуморальные механизмы работы головного мозга. Занятия проводят под наблюдением специалиста реабилитационного центра в течение 30 минут детям 4-5 лет и по 60 минут детям 6-7 лет. Частоты тонов/звуков в аудио-музыкальной программе и частотные характеристики цветов, которые нанесены на пластырях для проведения цветовой светотерапии, совпадают. Перечисленные действия первого этапа проводят курсом 12 индивидуальных или групповых занятий ежедневно или через день, два раза в год в течение трех лет. Второй этап лечения выполняют в домашних условиях в той же последовательности и в том же объеме, что и на первом этапе. На зоны подушечек концевых фаланг больших пальцев ладоней наклеивают один цветовой пластырь в день по порядковому номеру или по дню недели фиолетовый-лимонный-красный-красный-голубой-фиолетовый-оранжевый-фиолетовый по системе Диншаха. Ежедневно проводят чередование цветового спектра пластыря, который крепится на время занятий. Затем проводят массаж ладоней продолжительностью 5 минут. После чего проводят интеллектуально-творческие обучающие занятия под рецептивную аудио-музыкальную программу, составленную из музыкальных элегий. Перечисленные действия второго этапа проводят не менее трех раз в неделю в течение трех лет.

Лечебный эффект заявляемого способа основан на универсальных закономерностях восприятия звуковых частот объективного музыкального пространства (музыки), специально подобранные компоненты музыкального пространства под патогенетические особенности СДВГ в сочетании с цветовой светотерапией и массажем, что обеспечивает успешное применение универсальной музыкальной аудио-программы «Элегия».

Для подтверждения эффективности заявляемого способа в течение трех лет проводилось клиническое исследование 152 детей в возрасте от 4 до 7 лет включительно с верифицированным диагнозом СДВГ по МКБ 10 и разными типами по DSM-5, которые были распределены на три группы по видам подлежащих исследованию реабилитационных факторов, а именно: основная группа, где детям проводилось сочетание клинической музыкальной терапии аудио-программой «Элегия» с локальной цветовой светотерапией массажем по методу Су-Джок и две группы сравнения, где в одной проводилась только музыкальная терапия, а в другой только цветовая светотерапия.

Анализ клинических симптомов в динамике за три года достоверно подтвердил у получавших сочетанные факторы реабилитации (музыкальную терапию и цветовую светотерапию) положительную динамику у большего числа детей, чем у получавших по одному фактору реабилитации: у 84,7% (61) наблюдаемых. Подтверждением лучшего эффекта реабилитации от сочетания факторов служит более выраженное снижение суммарного показателя симптомов заболевания: от 101±2,39 до 22±1,27 баллов со снижением и нивелированием всех основных симптомов СДВГ (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) таблица 3.

Показатели клинических симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности в динамике за три года (2018-2020г.г.)

Таблица 3

Показатели основная группа
(n=72)
группа сравнения №1
(n=55)
группа сравнения №2
(n=25)
до после р до после р до после р
Симптомы невнимательности
забывчивость 8±0,15 2±0,3 <0,01 9±0,8 1±0,3 <0,001 5±0,7 2±0,2 >0,05
не слушает обращенную речь 7±0,53 - <0,05 8±0,06 1±0,2 <0,05 7±0,04 6±1,3 <0,001
не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок 6±0,41 2±0,4 <0,001 6±0,67 1±1,1 <0,05 6±0,02 5±0,02 <0,05
часто отвлекается 8±0,24 1±1,2 <0,05 9±0,07 1±0,8 <0,001 8±0,04 6±0,05 <0,05
не придерживается инструкций, не доводит дело до конца 8±0,82 1±0,08 <0,01 7±0,34 2±0,08 <0,05 7±0,12 5±0,06 >0,05
часто теряет вещи 5±0,34 - <0,001 3±0,7 1±0,2 <0,05 2±0,07 - >0,05
не выдерживает дел, требующих умственного напряжения 8±0,07 2±0,06 <0,01 8±0,5 2±0,8 <0,001 6±0,06 5±0,04 <0,05
с трудом сохраняет внимание при выполнении обучающих заданий 7±0,8 2±0,7 <0,05 8±0,06 2±0,07 <0,001 7±0,06 5±0,5 <0,05
Итого 57±0,42 10±0,35 52±0,4 11±0,29 48±0,14 34±0,27
Симптомы гиперактивности
бесцельная двигательная активность 9±0,22 1±0,55 <0,05 8±0,12 2±0,01 <0,001 9±0,04 4±0,08 <0,001
безудержная говорливость 4±0,55 1±0,06 <0,05 6±0,23 1±0,02 <0,05 2±0,06 2±0,06 <0,05
не может тихо и спокойно играть 5±0,21 2±0,07 <0,001 6±0,08 2±0,09 <0,01 7±0,06 3±0,6 <0,05
не может усидеть на месте, когда это необходимо 7±0,54 2±0,13 <0,01 8±0,12 3±0,6 <0,001 7±0,55 4±0,05 <0,05
Итого 25±0,4 6±0,2 28±0,1 8±0,18 25±0,18 13±0,2
Симптомы импульсивности
не задумываясь отвечает на вопросы 4±0,34 2±0,5 <0,05 6±0,08 3±0,02 <0,05 3±0,08 3±0,03 >0,05
нетерпеливость в ожидании своей очереди 8±0,22 3±0,13 <0,05 9±0,32 4±0,3 <0,05 7±1,2 5±0,06 <0,05
перебивает людей, мешает разговору других людей 7±0,56 1±0,17 <0,05 8±0,22 4±0,06 <0,001 6±0,09 3±0,1 >0,05
Итого 19±0,37 6±0,26 23±0,2 11±0,12 16±0,48 11±0,06
Итого: 101±0,39 22±0,27 103±0,24 30±0,2 89±0,26 58±0,18

Примечание: 1. клинические показатели выражены в баллах по 10-бальной шкале.

2. Р – достоверность различий с исходными значениями.

У получавших только музыкальную терапию аудио-программой «Элегия», число детей с улучшением было сопоставимо с основной группой: 85,4% (47 чел.), однако, общий суммарный показатель клинических симптомов снизился на несколько меньшую величину: от 103±2,24 до 30±1,2 баллов, за счет сохранения у ряда детей в структуре клинических симптомов более низких показателей уменьшения и редких признаков нивелирования симптомов, а именно: симптом импульсивности снизился на 16,2% меньше, чем в основной группе. Вероятно, это связано с отсутствием визуально-тактильного влияния цветовой светотерапии, как фактора усиления эффективности реабилитации. У получавших только цветовую светотерапию наблюдалась положительная динамика достоверно выше, чем естественная динамика заболевания (согласно мировой статистике 30%) на протяжении трех лет по мере взросления ребенка и проведения общих реабилитационных мероприятий в реабилитационном центре и стандартной социальной психолого-педагогической работы, но меньше, чем у детей, которым проводилась музыкальная терапия: число детей с улучшением составило 52% (13 чел.), а суммарный показатель симптомов уменьшился от 89±2,26 до 58±1,18 баллов.

Анализ физикальных исследований в динамике подтверждает гармонизирующее влияние музыкальной терапии на вегетативную регуляцию организма (таблица 4 «Гемодинамические показатели в динамике за три года у наблюдаемых детей с СДВГ» и таблица 5 «Показатели ортостатической пробы в динамике за три года у наблюдаемых детей с СДВГ»).

Гемодинамические показатели в динамике за три года

у наблюдаемых детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Таблица 4

Показатели ЧСС АД УО (мл.)/МОК(л/мин
2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020
Основная группа 110±6 103±6 100±3 110±5
60±3
101±3
62±4
102±2
67±2
23±6
1,9±3
22±6
2,1±2
26±2
2,4±2
Группа сравнения №1 112±4 107±2 99±5 112±5
58±3
103±3
62±3
103±5
66±1
20±2
2,1±3
23±6
2,3±2
25±3
2,5±3
Группа сравнения №2 109±6 104±6 102±3 105±5
70±3
98±5
71±3
90±5
79±3
21±3
2,0±3
25±6
2,0±2
23±4
2,4±4

ЧСС – частота сердечных сокращений (норма на 4 года – 110 в мин., на 6 лет – 100 в мин)

МОК – количество крови, выбрасываемое сердцем в одну минуту, норма 2,1

и 2,5 на 4 и 6 лет.

УО - количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, норма 19 и 25 мл на 4 и 6 лет.

АД – артериальное давление (нормы АД детей от 4 до 7 лет – 80-100/60-80 мм.рт.ст.). Нормы по П. Кишш., Д.Сутрели, 1962г.

Показатели ортостатической пробы в динамике за три года у

наблюдаемых детей с синдромом дефицита внимания и гиперакитивности

Таблица 5

Показа-тели Группа основная
2018 2019 2020
до после до после до после
ЧСС 110±6 115±2 103±4 105±3 95±5 96±2
АД 92±5
47±3
94±4
48±5
97±5
50±7
98±6
52±3
93±5
61±3
95±4
62±3
Группа сравнения №1
ЧСС 112±6 112±3 103±6 104±4 97±5 97±3
АД 95±5
47±3
96±4
49±2
94±4
49±3
100±3
53±4
97±4
54±3
99±5
59±2
Группа сравнения №2
ЧСС 112±6 116±4 103±5 107±4 95±6 99±5
АД 94±5
49±5
97±4
47±3
90±5
44±6
95±6
48±3
93±5
45±3
96±6
47±4

Примечание: до – до пробы; после – после пробы.

Проведение курса лечебной регулятивной музыкальной терапии аудио-программой «Элегия» и локальной цветовой светотерапии позволило уменьшить повышенную двигательную, речевую и эмоциональную активность, дало возможность проявиться сосредоточенности при выполнении работ, улучшить речевую моторику у детей с СДВГ. Лучшие результаты отмечались у детей основной группы, прошедших регулярно в течение трех лет музыкальную терапию как в условиях реабилитационного центра, так и в домашних условиях.

Положительный результат музыкальной терапии с применением аудио-программы «Элегия» и локальной цветовой светотерапии может восполнить недостающие знания разных специалистов, работающих в области изучения гиперкинетических расстройств, и будет способствовать развитию паритетного медико-психолого-педагогического сопровождения этих детей на разных этапах оказания им мультидисциплинарной помощи.

Заявляемый способ не требует специальной подготовки врача, не требует сложных технических устройств как диагностических, так и звуковоспроизводящих, что обеспечивает широкие возможности его использования в отдаленных районах страны, где не предусмотрены узкопрофильные специалисты.

Таким образом, заявляемый способ лечения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством клинической музыкальной терапии в сочетании с локальной цветовой светотерапией и массажем является эффективной методикой коррекции основных клинических симптомов заболевания: невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Для подтверждения применения заявляемого способа заявителем приведен один из ряда клинических случаев с детьми, проведенный в реабилитационном центре и пролонгированный в домашних условиях.

Клинический случай ребенка из основной группы с комбинированной формой синдрома дефицита внимания и гипепактивности.

Ребенок К. 4г., (муж) группа наблюдения основная, находился на реабилитации 11.01-28.01.2018г. и с 07.08.-24.08.2018г.

Диагноз: Гиперкинетическое расстройство (F90.).

Жалобы на частые головные боли, дискомфорт в области шеи, плохой сон, повышенную двигательную активность, импульсивность, невнимательность, конфликтность в социуме. Первые признаки заболевания заподозрены в 2-х летнем возрасте. Специфическую медикаментозную терапию не получал в связи с проявлением побочного действия психостимулирующего препарата в виде резкого возбуждения.

В клинической картине исходно наблюдалась легкая отвлекаемость, забывчивость, мечтательность, неорганизованность, низкая концентрация внимания и сложность с выполнением задач. Чрезмерное беспокойство и возбужденность, повышенная двигательная активность, неусидчивость, нередко разрушительные действия в отношении сверстников, животных, игрушек значительно ухудшали качество жизни ребенка и его родителей. Нарушение речевого развития выражалось в том, что речь была настолько торопливая, что ребенок не успевал подумать, как выстроить предложения и это затрудняло процесс познания и общения. Симптомы заболевания проявлялись как в домашних условиях, так и в общественных (детский сад, реабилитационный центр) местах.

При общем физикальном обследовании отклонений не выявлено. В неврологическом статусе отмечались признаки легкой пирамидной недостаточности, проявляющейся неуверенностью при ходьбе; нарушением тонкой моторики; тестированием выявлено снижение показателей образного и вербально-логического мышления. Лабораторные анализы крови в норме. По ЭЭГ исходно доминировал альфа–ритм в диапазоне 7-9 Гц, что расценивалось как норма. При этом отмечены признаки незрелости лобно-таламических структур, где степень синхронизации альфа-колебаний низкая по сравнению с сигналами от передне-центральных отделов мозга. Зарегистрированы повышенные показатели альфа волн в отведениях левого полушария с фокусом в височных и затылочных отведениях. Эпи-сигналы не зарегистрированы. При допплерографическом исследовании церебральной гемодинамики скорости мозгового кровотока и индексы резистентности на интракраниальном уровне снижены.

Исходно проводилось психолого-диагностическое тестирование «Пирамида в цветовой гамме Люшера», диагностический альбом для развития познавательной деятельности ребёнка (Семаго Н.Я., Семаго М.М., тестирование аудио-программы «Элегия» на предмет восприятия музыки).

В условиях реабилитационного центра проведено шесть реабилитационных курсов за три года музыкальной терапии аудио-программой «Элегия» и локальной цветовой светотерапией во время интеллектуально-творческих занятий и массажа по Су-Джок в количестве 12 раз за курс на фоне общей реабилитационной программы (энтеральная кислородотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия, психолого-педагогическая коррекция, курсовая терапия витаминно-минеральным комплексом «Супрадин» через каждые 4 месяца по 20 дней). В домашних условия пролангирована рецептивная музыкальная терапия аудио-программой «Элегия», локальная цветовая светотерапия и массаж Су-Джок во время развивающих игр и занятий и в последующие годы подготовительных заданий к школе не менее 3-4 раз в неделю непрерывно в течение трех лет. Изначально проведено обучение родителей методическим навыкам проведения занятий на дому.

Первый год реабилитации показал достоверное (р<0,05) снижение клинических симптомов СДВГ: гиперактивность уменьшилась на 23 балла, невнимательность на 33 балла от исходного. Ребенок стал более спокойным, уменьшились избыточные движения, речевая продукция стала более понятной, размеренной. Эпизоды импульсивности сохранялись. После второго года реабилитации заметно улучшилось поведение: ребенок стал прислушиваться к обращенной речи и стараться точнее выполнить инструкции, заметно уменьшились эпизоды перебивания взрослых при разговоре (оценочная интеллектуальная функция). Признаки импульсивности стали единичными, чаще в виде резких движений, агрессии уже не проявлял. К концу третьего года реабилитации логопедом подтверждено речевое развитие, соответствующее возрасту. Тестовыми пробами подтверждена психологическая устойчивость. Эхоэнцефалографические отклонения оставались минимальными, а допплерографические показатели краниального и экстракраниального кровотока соответствовали возрастной норме. Достаточная усидчивость и спокойное поведение позволили хорошо подготовиться к школе в подготовительном классе и ладить с сверстниками.

При ежегодных контрольных осмотрах невролога медикаментозная специфическая терапия не назначалась в связи с положительной динамикой клинических симптомов.

В данном клиническом случае регулярное и длительное проведение музыкальной терапии в сочетании с цветовой светотерапии и массажем в течение трех лет было основным методом положительного результата, т.к. длительное регулярное воздействие на проблемные рецепторно-медиаторные структуры мозга при синдроме дефицита внимания и гиперактивности специально подобранным объективным музыкальным пространством, воспринимаемом индивидуумом, патогенетически восстанавливало и изо дня в день закрепляло нарушенные межполушарные связи в головном мозге.

1. Способ лечения гиперкинетических расстройств у детей 4-7 лет, включающий проведение с ребенком модифицированного восьмицветового теста Люшера и выявление зависимости между выбранным ребенком цветом и тональностью музыкального произведения по методу В.М. Элькина, что служит критерием для отбора ребенка в группу лечения, лечение выполняют в два этапа, первый этап проводят в реабилитационном центре, где первоначально осуществляют локальную цветовую светотерапию путем наклеивания на зоны подушечек концевых фаланг больших пальцев рук по одному цветному пластырю на все время занятия, каждый день используют один цвет пластыря последовательно: фиолетовый – лимонный – красный – красный – голубой – фиолетовый – оранжевый - фиолетовый, затем проводят массаж ладоней массажным шариком с шипами Су-Джок по методу М.Г. Пановой продолжительностью 5 минут, после чего во время интеллектуально-творческих обучающих занятий осуществляют рецептивную музыкальную терапию программой, составленной из музыкальных элегий, причем чередуют музыкальные произведения продолжительностью 2-4 минуты и музыкальные произведения продолжительностью по 6 минут, занятия проводят под наблюдением специалиста реабилитационного центра в течение 30 минут детям 4-5 лет и по 60 минут детям 6-7 лет курсом 12 занятий, два раза в год в течение трех лет, второй этап лечения выполняют в домашних условиях в той же последовательности и в том же объеме, что и на первом этапе, не менее трех раз в неделю в течение трех лет.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия первого этапа проводят ежедневно или через день, индивидуально или в группе.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что рецептивную музыкальную терапию проводят путем последовательного проигрывания музыкальных элегий: Ж. Массне «Элегия» для скрипки с оркестром, В. С. Калинникова «Элегия» для фортепиано, А. С. Аренского «Элегия» из цикла «24 пьесы для фортепиано», А. А. Бабаджаняна «Элегия» для фортепиано, П. И. Чайковского «Октябрь» «Осенняя песня» из цикла «Времена года» для фортепиано, С. В. Рахманинова «Элегия» из цикла «Пьесы-фантазии» для фортепиано, Ан. Н. Александрова «Элегия» из цикла «Элегия и вальс» для фортепиано и Ж. Массне «Элегия» в обработке для электронных музыкальных инструментов.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что детям дополнительно проводят курсовую терапию витаминно-минеральным комплексом «Супрадин» через каждые 4 месяца по 20 дней.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для определения начальной плотности мощности лазерного излучения при лазерной термотерапии внутриглазных опухолей. Получают офтальмоскопическое изображение и проводят компьютерный анализ параметров цвета изображения при помощи компьютерной программы Adobe Photoshop, в которой абсолютно черный цвет соответствует цифровому коду 0, а абсолютно белый - цифровому коду 765.
Изобретение относиться к области медицины, в частности к офтальмоонкологии. В способе органосохраняющего лечения меланомы хориоидеи, в ходе которого осуществляют транспупиллярную и транссклеральную фотодинамическую терапию, согласно изобретению транспупиллярную и транссклеральную фотодинамическую терапию осуществляют одновременно.

Изобретение относится к медицине, в частности к оториноларингологии. Производят эндоларингеальное выполнение подслизистой хордаритеноидтомии с использованием лазера.

Группа изобретений относится к медицине. Система для контролируемой термической обработки сальной железы содержит целевой хромофор, погруженный в окружающую среду.

Группа изобретений относится к медицине. Система для контролируемой термической обработки сальной железы содержит целевой хромофор, погруженный в окружающую среду.

Группа изобретений относится к медицине. Система для контролируемой термической обработки сальной железы содержит целевой хромофор, погруженный в окружающую среду.

Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапевтическим устройствам, использующим в качестве действующих физических факторов тепло, передаваемое телу человека при кондуктивной теплопередаче за счет теплопроводности тканей, а также оптическим излучением инфракрасного (ИК) диапазона длин волн, и предназначено для внешнего и внутреннего физиотерапевтического прогрева тканей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано при лечении пародонтита средней степени тяжести у пациентов после перенесенной коронавирусной инфекции. Лечение включает два этапа: первый этап включает трехступенчатую профессиональную гигиену в условиях аппликационной и инфильтрационной анестезии, изоляцию полости рта, обработку поверхности зубов, с очисткой от мягкого налета пескоструйным аппаратом, удаление над- и поддесневых зубных отложений ультразвуковым наконечником и полировку поверхности зубов щеткой и фторирующей пастой.
Изобретение относится к медицине, а именно хирургии, и может быть использовано для санации полостных ран, свищей и обработки гнойных затёков. Под УЗ-навигацией осуществляют пункцию и дренирование полости, затека или кармана гнойной раны, промывание 0,9%-ным раствором натрия хлорида до «чистых вод».
Изобретение относится к медицине, а именно хирургии, и может быть использовано для санации полостных ран, свищей и обработки гнойных затёков. Под УЗ-навигацией осуществляют пункцию и дренирование полости, затека или кармана гнойной раны, промывание 0,9%-ным раствором натрия хлорида до «чистых вод».

Группа изобретений относится к медицине, а именно к способу и устройству определения оптимальных комплексных стимулов для лечения шума в ушах. При этом выполняют с помощью контроллера устройства идентификацию звуковых и электрических стимулов, выбранных посредством пользовательского ввода среди множества звуковых и электрических стимулов соответственно.
Наверх