Способ эксплуатации газотурбинной установки

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок. На ряде исправных газотурбинных установок, содержащих газогенератор и силовую турбину, фиксируют в заданном диапазоне частот вращения роторов зависимости изменения частоты вращения и амплитуд вибраций корпусов газогенератора и силовой турбины от времени на выбеге роторов при останове газотурбинной установки. Вычисляют критические частоты вращения, формируют типовые зависимости изменения частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику, размещенному на корпусах газогенератора и силовой турбины, от времени, фиксируют текущие зависимости значений критических частот и амплитуд вибраций на конкретной газотурбинной установке, сравнивают с типовыми зависимостями, при отклонении текущих значений критических частот и/или амплитуд от типовых на более чем 5% формируют сигнал об изменении технического состояния опор конкретного ротора. Типовую зависимость изменения частот вращения роторов и амплитуд вибраций от времени, а также критических частот вращения формируют для конкретной газотурбинной установки на начальном этапе ее эксплуатации. Дополнительно типовую зависимость частот вращения и амплитуд вибраций от времени разбивают на участки по количеству критических частот в данном диапазоне частот вращения роторов, в каждом из которых определяют значение критической частоты и амплитуду вибраций при ее прохождении и сравнивают с текущими значениями на том же участке, а при отклонении текущих значений от типовых хотя бы на одном участке формируют сигнал об изменении технического состояния опоры конкретного ротора. Технический результат - определение узлов, в которых происходит изменение технического состояния на стадии допустимого времени эксплуатации без разрушения деталей газотурбинной установки, что повышает ее эксплуатационную экономичность. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок (ГТУ), а именно к оценке технического состояния установок или ее отдельных узлов для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации установки.

Из известных способов наиболее близким к предложенному является способ эксплуатации газотурбинной установки, включающий оценку технического состояния по изменению характеристик рабочих режимов, в частности, величины частоты вращения ротора газогенератора nгг, измеренной в процессе эксплуатации установки, от исходных значений параметров, в частности nгг исх, определенной в процессе заводских сдаточных испытаний перед началом эксплуатации на контролируемом режиме работы (патент RU 2406990 C1, G01M 15/14, 20.12.2010).

Недостатком известного способа является то, что он вследствие использования дает лишь общую оценку технического состояния установки, недостаточно точно выявляет конкретную причину или узел приводящих к ухудшению технического состояния установок и запоздалой остановке газотурбинной установки в результате разрушения узла.

Задача изобретения - повышение точности и достоверности определения необходимости технического обслуживания ГТУ и выявления причин, приводящих к ухудшению ее технического состояния в процессе эксплуатации.

Ожидаемый технический результат - повышение эксплуатационной экономичности, надежности и ресурса газотурбинной установки и газоперекачивающего агрегата в целом за счет повышения точности и достоверности определения конкретных узлов ГТУ, в которых происходит изменение технического состояния на стадии эксплуатации без разрушения деталей ГТУ.

Технический результат достигается тем, что в известном способе, эксплуатации газотурбинной установки, содержащей газогенератор и силовую турбину, включающем оценку ее технического состояния по изменению характеристик рабочих режимов, согласно предложению при оценке технического состояния на ряде исправных газотурбинных установок фиксируют в заданном диапазоне частот вращения роторов зависимости изменения частоты вращения и амплитуд вибраций корпусов газогенератора и силовой турбины от времени на выбеге роторов при останове газотурбинной установки, вычисляют критические частоты вращения, формируют типовые зависимости изменения частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику, размещенному на корпусах газогенератора и силовой турбины, от времени, фиксируют текущие зависимости значений критических частот и амплитуд вибраций на конкретной газотурбинной установке, сравнивают с типовыми зависимостями, при отклонении текущих значений критических частот и/или амплитуд от типовых на более, чем 5%, формируют сигнал об изменении технического состояния опор конкретного ротора. Типовую зависимость изменения частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику от времени, а также критических частот вращения формируют для конкретной газотурбинной установки на начальном этапе ее эксплуатации. Дополнительно типовую зависимость частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику от времени разбивают на участки по количеству критических частот в данном диапазоне частот вращения роторов, в каждом из которых определяют значение критической частоты и амплитуду вибраций при ее прохождении и сравнивают с текущими значениями на том же участке, а при отклонении текущих значений от типовых хотя бы на одном участке формируют сигнал об изменении технического состояния опоры конкретного ротора.

Способ реализуется следующим образом.

При проектировании газотурбинной установки обязательным требованием является определение расчетным путем значений критических частот вращения, и в случае необходимости, проведение частотной отстройки - исключение критических частот из рабочего диапазона частот вращения роторов путем вывода за верхнюю границу, либо смещения на пониженные режимы работы газотурбинной установки.

В процессе эксплуатации при останове ряда исправных газотурбинных установок производят непрерывную регистрацию частот вращения роторов низкого давления (nРНД), высокого давления (nРВД) и силовой турбины (nСТ) и амплитуд вибраций по времени на выбеге роторов с дискретностью не менее 50 измерений в секунду в выбранном диапазоне частот вращения, например, от малого газа до значения частоты вращения, равной не менее 1% от ее номинального значения. Строят для каждой исправной газотурбинной установки для выбранного диапазона зависимости частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций VГГ и VСТ по каждому вибродатчику, установленному на корпусах газогенератора (ГГ) и силовой турбины (СТ), ,, от времени . Затем по этим зависимостям строят осредненную типовую зависимость и вычисляют критические частоты вращения с точностью ±2 Гц. Во время эксплуатации фиксируют текущие зависимости наносят их на типовую зависимость и сравнивают:

- при изменении амплитуды вибраций при прохождении критической частоты в текущей зависимости от типовой более чем на 5% формируют сигнал об изменении технического состояния опоры конкретного ротора;

- при смещении критической частоты вращения по времени в текущей зависимости от типовой более чем на 5% формируют сигнал об изменении технического состояния опоры конкретного ротора.

Типовую зависимость возможно формировать для конкретной газотурбинной установки на начальном этапе ее эксплуатации, например, при пуско-наладочных работах с использованием штатной системы измерения вибраций.

Дополнительно типовую зависимость частот вращения роторов и амплитуд вибраций от времени можно разбивать на участки по количеству критических частот в данном диапазоне частот вращения роторов, в каждом их которых определять значение критической частоты и амплитуду вибраций при ее прохождении и сравнивать с текущими значениями на том же участке. При отклонении текущих значений более чем на 5% от типовых хотя бы на одном участке формируют сигнал об изменении технического состояния опоры конкретного ротора.

Пример реализации.

При пуско-наладочных работах перед началом эксплуатации по 3-м остановам газотурбинной установки с режима малого газа nРВД=72% формируют типовые зависимости частот вращения роторов и амплитуд вибраций по времени путем их фиксации с частотой дискретизации не менее 50 измерений в секунду и построения усредненной по 3-м остановам зависимости для каждого ротора и по каждому вибродатчику от частот вращения на режиме малого газа до значений частот вращения не менее 1% от их номинальных значений, изображенных на фиг. 1, 2. На тех же зависимостях наносят текущую зависимость на останове в процессе эксплуатации.

На фиг. 1 красной кривой показана зависимость частоты вращения ротора низкого давления газогенератора ГТУ от времени синей - зависимость частоты вращения ротора высокого давления от времени зеленой и оранжевой - зависимости амплитуды вибраций, регистрируемой вибродатчиком на корпусе газогенератора, от времени для типового и текущего состояния ГТУ соответственно. Как видно из фиг. 1 произошло изменение значения второй критической частоты f2кр (смещение по времени) от типовой зависимости более, чем на 5% при одинаковой частоте вращения ротора nРНД, что свидетельствует о появлении отклонений в опоре ротора компрессора низкого давления (увеличение радиальной податливости опоры вследствие разрушения части перемычек упругого элемента типа «беличье колесо»). По остальным контролируемым критическим частотам отклонений от типовой зависимости не отмечено.

На фиг. 2 фиолетовой кривой показана зависимость частоты вращения ротора силовой турбины ГТУ от времени зеленой и оранжевой - зависимости амплитуды вибраций, регистрируемой вибродатчиком на корпусе силовой турбины, от времени для типового и текущего состояния ГТУ соответственно.

Амплитуда вибраций при прохождении критической частоты вращения f1кр при одинаковой частоте вращения ротора nРСТ увеличилась от типовой зависимости более, чем на 5%, что свидетельствует о появлении отклонений в опоре ротора компрессора высокого давления (нарушение работы гидродинамического демпфера вследствие подклинивания масляного насоса). По остальным контролируемым критическим частотам отклонений от типовой зависимости не отмечено.

1. Способ эксплуатации газотурбинной установки, содержащей газогенератор с корпусом, ротором низкого давления, ротором высокого давления и силовую турбину с корпусом и ротором силовой турбины, включающий оценку ее технического состояния по изменению характеристик рабочих режимов, отличающийся тем, что при оценке технического состояния на ряде исправных газотурбинных установок фиксируют в заданном диапазоне частот вращения роторов зависимости изменения частоты вращения и амплитуд вибраций корпусов газогенератора и силовой турбины от времени на выбеге роторов при останове газотурбинной установки, вычисляют критические частоты вращения, формируют типовые зависимости изменения частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику, размещенному на корпусах газогенератора и силовой турбины, от времени, фиксируют текущие зависимости значений критических частот и амплитуд вибраций на конкретной газотурбинной установке, сравнивают с типовыми зависимостями, при отклонении текущих значений критических частот и/или амплитуд от типовых на более чем 5% формируют сигнал об изменении технического состояния опор конкретного ротора.

2. Способ эксплуатации газотурбинной установки по п. 1, отличающийся тем, что типовую зависимость изменения частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику от времени, а также критических частот вращения формируют для конкретной газотурбинной установки на начальном этапе ее эксплуатации.

3. Способ эксплуатации газотурбинной установки по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно типовую зависимость частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику от времени разбивают на участки по количеству критических частот в данном диапазоне частот вращения роторов, в каждом из которых определяют значение критической частоты и амплитуду вибраций при ее прохождении и сравнивают с текущими значениями на том же участке, а при отклонении текущих значений от типовых хотя бы на одном участке формируют сигнал об изменении технического состояния опоры конкретного ротора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к устройствам для стендовых испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным зажиганием с жидким и газообразным топливом. Изобретение может быть использовано для визуальной демонстрации работы электронных блоков управления двигателем, а в частности для наблюдения за контролем функциональных параметров в реальном времени, позволяющих анализировать механизмы их возникновения и методики моделирования работы двигателя с имитацией различных неисправностей и аварийных ситуаций.

Изобретение относится к области диагностики контура низкого давления (КНД) двигателя внутреннего сгорания. Предложен способ диагностики контура низкого давления (КНД) бензинового и дизельного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) посредством программы Low Pressure Circuit Energy (LPCE), функционирующей в среде Windows-XP, -7, -8, -10, с использованием заложенных в программу диагностических моделей.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств дизельных топлив. Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки содержит бак (1) для испытуемого топлива, установленные последовательно по потоку топливный фильтр (3) тонкой очистки, ТНВД (4) с сервоприводом (5) и форсункой (6) на входе в мерный цилиндр (7) с датчиком (8) уровня топлива.

Изобретение может быть использовано при оценке мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания. Способ оценки мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что при проведении испытаний в условиях эксплуатации подготавливают транспортное средство с механической коробкой передач, для чего в опоры двигателя устанавливают преобразователи силы (1), в картер сцепления напротив зубчатого венца маховика монтируют датчик (2) частоты вращения коленчатого вала, к которым подключают измерительное устройство (3).

Изобретение относится к области авиационной техники для проведения летных исследований характеристик и демонстрации технологий авиационных силовых установок с малоразмерными двигателями. Летающая лаборатория содержит беспилотный летательный аппарат самолетного типа, состоящий из несущего фюзеляжа, прямоугольного крыла, переднего горизонтального оперения, V-образного хвостового оперения и силовой установки с N авиационными двигателями.

Изобретение относится к устройству (46) для измерения характеристик воздушного потока в кольцевом канале турбомашины, содержащему стержень (44), который проходит вдоль первой заданной оси (54) и на котором удерживается средство для измерения характеристик воздушного потока, причем указанный стержень с возможностью герметичного скольжения установлен в первой трубчатой части (62), от которой проходит вторая трубчатая часть (64), герметично проходящая вдоль первой оси (54) через ползун (66), установленный в направляющей с возможностью скольжения вдоль второй оси (56), перпендикулярной первой оси (54), причем стержень (44) соединен со второй трубчатой частью (64) с образованием кольцевого зазора.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к способам снижения уровня вибрации, возникающей на резонансных частотах вращения ротора или роторов двухвального ГТД летательного аппарата, и может быть использовано в судовой технике и наземных газотурбинных установках. Сущность изобретения заключается в незначительном изменении частоты вращения ротора для ухода с резонансного режима путем временной корректировки положения лопаток регулируемого направляющего аппарата.

Изобретение относится к области мониторинга, прогнозирования и оптимизации параметров функционирования энергоблоков электростанций. Способ комплексной оптимизации параметров энергоблока, включающего следующие агрегаты: паротурбинную и газотурбинную установки, котел-утилизатор и теплофикационную установку, основан на одновременном использовании эталонной модели и оперативном и непрерывном контроле эксплуатационных параметров и контроле за рабочим состоянием агрегатов в реальном времени, включая получение данных, характеризующих показатели технологических параметров работы объекта контроля через систему датчиков, интегрированных в штатную АСУ ТП энергоблока в режиме реального времени, а также значений параметров внешней среды, при этом: осуществляют автоматизированный анализ качества измерений, выявление недостоверных каналов передачи информации, отказы датчиков, корректировку данных статистическими методами, определяют режим работы оборудования, исходя из комбинаций значений технологических параметров и их динамики; проводят расчет номинальных теплофизических параметров энергоблока «в моменте» на основе исходно-номинальных показателей агрегатов; определяют теплофизические свойства рабочего тела в моменте и проводят расчет итоговых фактических технико-экономических показателей (ТЭП) энергоблока; оценивают наличие отклонений фактических показателей от нормативных, определенных исходно-номинальными характеристиками оборудования, рассчитывают потери за период нарастающим итогом, контролируют энергетическую эффективность; проводят расчет в динамике фактических ТЭП отдельных агрегатов энергоблока для первичной локализации топливной неэффективности; проводят анализ наличия отклонений фактических показателей от нормативных и выявляют ТЭП агрегатов, демонстрирующих значимые отклонения от требуемых номинальных значений; осуществляют мониторинг фактических значений технологических параметров и формируют эталонную модель функционирования энергоблока на базе выборки из массива ретроспективных значений параметров с автоматической корректировкой при изменении первичных данных, свидетельствующих о выходе из строя датчиков.

Изобретение относится к области испытательной техники, а именно к стендам имитации масляного контура системы смазки газотурбинного двигателя (ГТД), испытания агрегатов систем смазки и их составляющих, и может быть использовано для проведения испытаний устройств оперативного бортового контроля технического состояния работающего ГТД на наличие металлических частиц износа трущихся поверхностей в потоке масла и масловоздушной смеси системы смазки двигателя, проведения сравнительных испытаний устройств оперативного бортового контроля и систем с варьированием величины прокачки и температуры рабочей среды.

Стенд относится к средствам обеспечения исследований акустического шума электрогидравлических агрегатов, встраиваемых в резервуары гидравлических жидкостей транспортных средств. Стенд содержит регистрирующую и анализирующую аппаратуру, источник питания, измерительные микрофоны, подвес, а также выполненный в виде параллелепипеда каркас, включающий в себя стойки и ригели.
Наверх