Способ запуска камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ запуска камеры сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД) заключается в том, что измеряют частоту n вращения ротора двигателя и температуру Тт газов за турбиной ГТД посредством термопары, вычисляют первую производную Тт' по времени температуры газов за турбиной и формируют сигнал температуры Тткор газов за турбиной в соответствии с заданным соотношением, формируют заданный расход Gтзад топлива в КС ГТД в зависимости от частоты вращения ротора, устанавливают расход Gтзап топлива для запуска КС ГТД равным Gтзад. При получении команды на запуск КС фиксируют значение сигнала Тткор, включают агрегат зажигания (AЗ) КС и подают расход топлива для запуска в КС ГТД, формируют сигнал успешного запуска КС при превышении текущим значением Тткор зафиксированного значения на заранее заданную величину ΔТткор. Если сигнал успешного запуска КС сформирован, выключают AЗ, а в КС ГТД подают заданный расход топлива Gтзад, а если сигнал успешного запуска КС не был сформирован в течение заранее заданного допустимого времени τзап с момента получения команды на запуск КС, выключают AЗ и прекращают подачу топлива в КС ГТД. Технический результат - повышение безопасности эксплуатации газотурбинного двигателя на газообразном топливе за счет снижения времени обнаружения успешного или неуспешного запуска камеры сгорания газотурбинного двигателя. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей (ГТД).

Наиболее близким к заявленному изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ запуска камеры сгорания газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, частоту вращения ротора двигателя, вычисляют по известным для каждого типа двигателя первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты, умножают заранее заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на запуске камеры сгорания (КС), при достижении заранее заданного значения частоты вращения, определяемого для каждого типа двигателя расчетно-экспериментальным путем, подают в коллектор КС заданный расход топлива на запуске КС и включают агрегат зажигания (A3), дополнительно измеряют температуру воздушно-топливной смеси (ВТС) в КС, в случае отсутствия роста температуры ВТС в течение 1-2 с с момента включения A3 изменяют заданный расход топлива на запуске КС путем знакопеременного ступенчатого воздействия с частотой 1-2 Гц и с амплитудой, возрастающей по величине от нуля с дискретностью 5% от величины заданного расхода топлива на запуске КС, в момент запуска КС, фиксируемого по скачкообразному росту температуры ВТС более чем на 70 К, прекращают ступенчатое изменение заданного расхода топлива на запуске КС, фиксируют расход топлива в момент запуска на время 1-2 с, после чего увеличивают расход топлива в соответствии с заданной программой управления до выхода двигателя на режим «малого газа» (RU 2386836 С2, МПК F02C 9/00, опубл. 2010).

В результате анализа известного способа необходимо отметить, что на практике для измерения температуры воздушно-топливной смеси для анализа успешного запуска камеры сгорания используются каналы измерения температуры газов за турбиной с применением термопар. При этом в каналах измерения температуры газов осуществляются инерционные замеры, на режимах запуска КС постоянная времени термопары может достигать 5 и более секунд, что приводит к задержке роста сигнала температуры. Рост указанного сигнала на 70 К выше начальных условий может продолжаться более 1 с. Такое длительное формирование сигнала успешного запуска КС вместе с низкочастотным изменением расхода топлива в КС делает невозможным применение данного способа для запуска КС, работающих на газе.

Также указанный способ не может быть применен для запуска КС в полете, т.к. не учитывает разные условия в КС при различной частоте вращения ротора двигателя.

При погасании двигателя и последующем запуске его в полете необходимо во всей области эксплуатации двигателя обеспечить запуск камеры сгорания за минимально возможное время. Во время запуска камеры сгорания частота вращения ротора и расход воздуха в камеру сгорания изменяются, причем скорость изменения режима работы двигателя зависит от условий полета. Задача определения для всех условий работы и подачи в камеру сгорания необходимого для запуска расхода должна решаться с высокой надежностью. Необходимая надежность для всей области эксплуатации при дозировании по заранее выбранным зависимостям с учетом погрешности дозаторов топлива не достигается.

Для наземных газовых энергоустановок запаздывание при запуске камеры сгорания недопустимо, так как может приводить к аварийной ситуации из-за образования взрывоопасной топливовоздушной смеси.

Задачей изобретения является повышение надежности запуска камеры сгорания во всей области эксплуатации двигателя, в том числе в полете.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение безопасности эксплуатации газотурбинного двигателя на газообразном топливе за счет снижения времени обнаружения успешного или неуспешного запуска камеры сгорания газотурбинного двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе запуска камеры сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД) измеряют частоту n вращения ротора двигателя и температуру Тт газов за турбиной ГТД посредством термопары, вычисляют первую производную Тт' по времени температуры газов за турбиной и формируют сигнал температуры Тткор газов за турбиной в соответствии с соотношением:

Тткор=Тт + Тт'⋅τтп,

где:

τхп - постоянная времени термопары;

формируют заданный расход Gтзад топлива в КС ГТД в зависимости от частоты вращения ротора, устанавливают расход Gтзап топлива для запуска КС ГТД равным Gтзад, при получении команды на запуск КС фиксируют значение Тткор0 сигнала Тткор, включают агрегат зажигания (АЗ) КС и подают расход топлива для запуска в КС ГТД, формируют сигнал успешного запуска КС при превышении текущим значением Тткор зафиксированного Тткор0 на заранее заданную величину ΔТткор, если сигнал успешного запуска КС сформирован, выключают АЗ, а в КС ГТД подают заданный расход Gтзад топлива, если сигнал успешного запуска КС не был сформирован в течение заранее заданного допустимого времени τзап с момента получения команды на запуск КС, выключают АЗ и прекращают подачу топлива в КС ГТД.

Существенные признаки могут иметь развитие и продолжение.

Дополнительно измеряют температуру Твх воздуха на входе в ГТД и корректируют заданный расход топлива в зависимости от температуры воздуха на входе в ГТД.

Дополнительно измеряют давление Рвх воздуха на входе в ГТД и корректируют заданный расход топлива в зависимости от давления воздуха на входе в ГТД.

Если после начала запуска КС в течение заданного времени τ1 сигнал успешного запуска КС не сформирован, увеличивают расход Gтзап топлива для запуска КС с заданным темпом в зависимости от времени, при этом увеличение расхода Gтзап топлива производят до тех пор, пока не истечет допустимое время τзап или не будет сформирован сигнал успешного запуска КС.

Если после начала запуска КС в течение заданного времени τ1 сигнал успешного запуска КС не сформирован, увеличивают расход Gтзап топлива для запуска КС в соответствии с соотношением:

зап=Gтзап⋅KG,

где:

KG - коэффициент увеличения расхода топлива; и подают увеличенный расход в КС ГТД в течение заданного времени τ2, при этом увеличение расхода Gтзап топлива повторяют до тех пор, пока не истечет допустимое время τзап или не будет сформирован сигнал успешного запуска КС, а сумма τ1 и τ2 не превышает τзап.

Для многовальных ГТД заданный расход топлива в КС ГТД на земле формируют в зависимости от частоты вращения ротора высокого давления, а в полете - в зависимости от частоты вращения ротора низкого давления.

Расход топлива для запуска КС ограничивают сверху величиной в диапазоне от 1.4⋅Gтзад до 2⋅Gтзад.

Сущность заявленного изобретения поясняется графическими материалами, на которых представлены:

на фиг. 1 - схема системы управления, реализующей заявленный способ;

на фиг. 2 - циклограмма процесса изменения Тт и Тткор при запуске КС ГТД;

на фиг. 3 - циклограмма способа запуска КС ГТД по п. 4 формулы изобретения;

на фиг. 4 - циклограмма способа запуска КС ГТД по п. 5 формулы изобретения;

На фигурах обозначены:

n - частота вращения ротора двигателя,

Твх - температура воздуха на входе в ГТД,

Рвх - давление воздуха на входе в ГТД,

КТвх - первый корректирующий коэффициент,

КРвх - второй корректирующий коэффициент,

Тт - температура газов за турбиной ГТД,

Тт' - первая производная по времени температуры газов за турбиной ГТД,

Тткор - скорректированный с учетом постоянной времени термопары сигнал температуры газов за турбиной ГТД,

СТзад - заданный расход топлива в КС ГТД,

GТзап - расход топлива для запуска КС ГТД,

τ1 - допустимое время ожидания запуска КС до начала изменения расхода с помощью корректора,

τ2 - допустимое время ожидания запуска КС до начала изменения расхода топлива, задаваемого корректором, по способу управления п. 5 формулы изобретения,

τзап - допустимое время запуска КС ГТД;

ΔТткор - заданная величина превышения скорректированной с учетом постоянной времени термопары температуры газов за турбиной ГТД ее начального значения для формирования сигнала успешного запуска КС ГТД.

Система управления (фиг. 1) для реализации заявленного способа содержит блок 1 датчиков измерения параметров работы ГТД, а именно частоты n вращения ротора двигателя, температуры Твх воздуха на входе в ГТД, давления Рвх воздуха на входе в ГТД и температуры Тт газов за турбиной, а также формирующим на одном из своих выходов сигнал на запуск КС ГТД («Запуск»).

Система содержит задатчик 2 для формирования заданного расхода GТзад топлива в КС ГТД, к входу которого подключен выход датчика частоты вращения ротора, задатчик 3 первого корректирующего коэффициента КТвх, к входу которого подключен выход датчика Твх, и задатчик 4 второго корректирующего коэффициента КРвх, к входу которого подключен выход датчика Рвх.

Выходы задатчиков 2, 3 и 4 подключены к входам мультипликатора 5, формирующего на своем выходе скорректированный заданный расход GТзад топлива в КС ГТД:

зад=Gтзад⋅KТвх⋅KРвх.

Выход мультипликатора 5 подключен к первому входу элемента 6 памяти, к второму входу которого подключен сигнал «Запуск» от блока 1 датчиков (для облегчения чтения схемы связь показана условно). Элемент 6 памяти формирует на своем выходе расход GTзап топлива для запуска КС ГТД.

Выход элемента 6 памяти подключен к первому входу управляемого селектора 7, ко второму входу которого подключен выход мультипликатора 5.

Выход селектора 7 через ключ 8 подключен к системе 9 дозирования (ДОЗ) расхода топлива в камеру сгорания ГТД 10.

Система также содержит блок 11 дифференцирования, к входу которого подключен сигнал Тт от блока 1 датчиков. Блок 11 дифференцирования формирует первую производную ТТ' по времени сигнала температуры газов за турбиной. Выход блока 11 дифференцирования подключен к первому входу мультипликатора 12, ко второму входу которого подключен выход задатчика 13 постоянной времени термопары. Выход мультипликатора 12 подключен к первому входу сумматора 14, к второму входу которого подключен сигнал Тт от блока 1 датчиков.

Сумматор 14 формирует на своем выходе сигнал Тткор температуры газов за турбиной с учетом постоянной τтп времени термопары:

Тткор=Тт+Тт'⋅τтп

Выход сумматора 14 подключен к первому входу элемента 15 памяти и первому входу сумматора 16. К второму входу элемента 15 памяти подключен сигнал «Запуск» от блока 1 датчиков. Выход элемента 15 памяти подключен к второму (инвертирующему) входу сумматора 16. Выход сумматора 16 подключен к входу компаратора 17.

Компаратор 17 формирует на своем выходе сигнал успешного запуска КС ГТД 10. Данный сигнал управляет состоянием селектора 7.

Система также содержит таймер 18, к первому входу которого подключен сигнал «Запуск» от блока 1 датчиков, а к второму - сигнал успешного запуска от компаратора 17. Выход таймера 18 подключен к входу компаратора 19, который в свою очередь управляет ключом 8.

Система содержит ключ 20, агрегат 21 зажигания топлива в КС ГТД 10 и элемент 22 «ИЛИ». К входу АЗ 21 через ключ 20 подключен сигнал «Запуск» от блока 1 датчиков, состоянием ключа 20 управляет выход блока 22.

К входу блока 22 «ИЛИ» подключены выходы компараторов 17 и 19.

Для реализации способа по п. 4 формулы изобретения система должна дополнительно содержать таймер 23, компаратор 24, корректор 25 расхода топлива и сумматор 26.

К первому входу таймера 23 подключен сигнал «Запуск» от блока 1 датчиков, а к второму входу - сигнал от блока 22 «ИЛИ». Выход таймера 23 подключен к входу компаратора 24, выход которого подключен к первому входу корректора 25 расхода топлива, к второму входу которого дополнительно подключен выход элемента 6 памяти, выход корректора 25 подключен к второму входу сумматора 26.

Сумматор 26 установлен между элементом 6 памяти и первым входом селектора 7, так что к первому входу сумматора 26 подключен выход элемента памяти 6, а выход сумматора 26 подключен к первому входу селектора 7.

Корректор 25 может быть выполнен в различных вариантах. Для реализации способа запуска КС по п. 4 корректор 25 может состоять из стандартных мультипликатора 27 и интегратора 28. Входы мультипликатора 27 являются входами корректора 25. Выход мультипликатора 27 подключен к входу интегратора 28, а выход интегратора 28 является выходом корректора

25. Коэффициент усиления второго входа мультипликатора 27 выбирается в диапазоне от 0,2 до 0,7. При использовании интегратора 28 расход топлива для запуска линейно возрастает во времени, скорость нарастания зависит от заданного расхода топлива, запомненного элементом 6 памяти (см. фиг. 3).

При применении микропроцессоров может быть реализована, например, ступенчатая зависимость расхода от времени, представленная на фиг. 4. Система состоит из известных устройств.

В качестве датчиков могут быть использованы стандартные датчики контроля параметров работы ГТД 10, например, терморезистивные датчики температуры воздуха на входе в ГТД 10, термопары для измерения температуры газа, тензорезистивные датчики давлений, индуктивные датчики частот вращения роторов.

Задатчики 2, 3, 4 являются известными устройствами реализации произвольных зависимостей, и реализуют следующие зависимости соответственно:

GТзад=f(n),

KТвх=f(Tвx),

KРвх=f(Pвх).

Мультипликаторы 5, 12, блок 11 дифференцирования, сумматоры 14, 16, 26, логический элемент 22, являются стандартными. Второй вход сумматора 16 является инвертирующим.

Элементы 6, 15 памяти выбраны таким образом, что они удерживают на своем выходе состояние своего первого входа, которое было в момент изменения сигнала на его втором входе с состояния логического нуля на логическую единицу.

Управляемый переключатель 7 является стандартным и выбран таким образом, что при сигнале логической единицы на его управляющем входе к выходу переключателя подключен его второй вход, при сигнале логического нуля - первый.

Ключи 8 и 20 являются нормально закрытыми (замкнуты при сигналах логических 0 на их управляющих входах).

Задатчик 13 является задатчиком постоянного сигнала.

Компараторы 17, 19, 24 являются стандартными. Пороги срабатывания компараторов:

• компаратор 17 - срабатывает при превышении сигнала на его входе величины ΔТткор,

• компаратор 19 - срабатывает при превышении сигнала на его входе величины τзап,

• компаратор 24 - срабатывает при превышении сигнала на его входе величины τ1.

Таймеры 18, 23 выбраны таким образом, что они запускаются при наличии сигнала логической единицы на их первом входе и сбрасываются при наличии сигнала логической единицы на их втором входе.

В качестве агрегата 21 зажигания может использоваться известная система искрового или плазменного воспламенения. Система включается при наличии сигнала логической единицы на ее входе.

Способ запуска КС ГТД 10 может быть осуществлен как при запуске на земле, так и при запуске двигателя в полете. Условия, при которых осуществляется начало запуска, могут быть различны и не являются предметом настоящего изобретения.

Запуск авиационных ГТД 10 на земле осуществляется при установке рычага управления двигателем (РУД) на площадку режима малого газа (МГ) (или выше) и нажатии кнопки «Запуск», при этом происходит запуск пускового устройства (электрического или воздушного) и раскрутка ротора. При достижении заранее заданной частоты вращения ротора в КС ГТД 10 подается топливо и включается агрегат зажигания КС.

Запуск наземных ГТД 10 осуществляется аналогичным образом, но без использования РУД: при нажатии кнопки «Запуск» производится запуск стартера, раскрутка ротора, и при достижении заранее заданной частоты вращения ротора в КС ГТД 10 подается топливо и включается агрегат зажигания КС.

При использовании настоящего изобретения для запуска авиационных или наземных ГТД 10 на земле команда «Запуск» формируется в момент достижения заранее заданной частоты вращения ротора после включения стартера.

В полете запуск авиационных ГТД 10 осуществляется при установке РУД на площадку режима малого газа (или выше) и нахождении частоты вращения ротора в заранее заданном диапазоне частот. При этом движение к этой частоте может быть как при росте частоты вращения ротора (при запуске с авторотации) так и при снижении частоты вращения ротора (при запуске на выбеге).

При использовании настоящего изобретения для запуска авиационных ГТД 10 в полете команда «Запуск» формируется в первый момент, когда частота вращения ротора находится в заданном диапазоне частот, и РУД установлен на площадку МГ или выше.

Способ запуска камеры сгорания для режима наземного запуска ГТД 10 осуществляется посредством системы управления следующим образом.

Начальное состояние системы: все таймеры системы обнулены, значения элементов памяти равны нулю, компараторы формируют на своих выходах сигналы логического нуля.

Параметры работы ГТД 10 контролируются датчиками блока 1.

В зависимости от параметров воздуха окружающей среды задатчики 3 и 4 формируют на своих выходах значения первого (в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель) и второго (в зависимости от давления воздуха на входе в двигатель) корректирующих коэффициентов согласно заложенным в них зависимостям.

В соответствии с нулевым сигналом компаратора 17 селектор 7 подключает к своему выходу сигнал первого входа - нулевой сигнал от элемента памяти 6.

В соответствии с нулевым сигналом компаратора 19 ключ 8 замкнут и к системе 9 дозирования топлива в КС ГТД 10 подключен выход селектора 7. При этом подачи топлива в КС ГТД 10 нет.

В соответствии с нулевыми сигналами компараторов 17 и 19 на выходе логического элемента 22 «ИЛИ» также формируется нулевой сигнал, в соответствии с которым ключ 20 закрыт, к входу АЗ 21 подключен сигнал «Запуск» от блока 1.

Поскольку КС ГТД 10 не запущена, Тт не изменяется, блок 11 дифференцирования формирует сигнал, близкий к нулю. Нулевой сигнал также формируется мультипликатором 12. Сигнал сумматора 14 численно равен сигналу Тт от блока 1 датчиков.

При нажатии кнопки запуска происходит включение стартера и раскрутка ротора ГТД 10. В процессе раскрутки ротора ГТД 10 задатчик 2 в соответствии с заложенной в него зависимостью формирует заданный расход топлива в КС ГТД 10, который корректируется на мультипликаторе 5 в зависимости от параметров окружающей среды.

В момент поступления сигнала «Запуск» указанное значение скорректированного заданного расхода топлива фиксируется элементом памяти 6 и начинает дозироваться в КС ГТД 10. Одновременно включается агрегат 21 зажигания, элемент 15 памяти фиксирует на своем выходе сигнал, численно равный Тт в момент начала запуска (Тткор0), запускается таймер 18, фиксирующий время от начала запуска КС.

При воспламенении топлива в КС возникает изменение температуры Тт газов за турбиной, сигнал Тт дифференцируется и умножается на постоянную времени термопары, за счет чего нарастание фронта сигнала Тткор происходит существенно быстрее (Δτ), чем рост Тт (см. фиг. 2).

На сумматоре 16 формируется величина превышения АТткор над начальным значением Тткор0. Когда сигнал сумматора 16 превышает порог срабатывания компаратора 17, на выходе последнего формируется сигнал логической единицы, означающий успешный запуск КС. По этому сигналу селектор 7 переключается так, что к системе 9 дозирования оказывается подключен сигнал с мультипликатора 5 - сигнал скорректированного заданного расхода топлива в КС, на выходе логического элемента «ИЛИ» 22 формируется сигнал равный единице, в соответствии с которым размыкается ключ 20, и АЗ 21 прекращает работать. Таймер 18 сбрасывается в 0.

Если по какой-то причине запуска КС не происходит (неверно выбранные программы дозирования, неисправный агрегат зажигания и пр.), то по истечении времени τзап происходит срабатывание компаратора 19, в соответствии с единичным сигналом компаратора 19 ключ 8 размыкается, дозирование топлива в КС ГТД 10 прекращается, также на элементе «ИЛИ» 22 происходит формирование сигнала логической единицы, в соответствии с которым размыкается ключ 20, и АЗ 21 прекращает работать.

Настоящий способ управления позволяет снизить время обнаружения успешного запуска КС и как следствие снизить предельное время ожидания запуска КС, что является важным при работе на газообразном топливе.

Далее рассматривается работа системы при реализации способа управления по п. 4.

Интегратор 28 в корректоре 25 топлива имеет нулевые начальные условия, поэтому на сумматоре 26 формируется сигнал, численно равный сигналу элемента 6 памяти. Система работает так же, как описано выше, до момента срабатывания компаратора 24.

В момент поступления сигнала «Запуск» таймер 23 отсчитывает время. Когда с момента начала запуска прошло время τ1, происходит срабатывание компаратора 24, и интегратор 28 корректора 25 начинает увеличивать свое значение. Расход топлива, формируемый сумматором 26, также увеличивается, и реализуется циклограмма дозирования, представленная на фиг. 3.

Далее система работает аналогично описанному выше. При успешном запуске КС сигнал компаратора 17 останавливает таймер 18, что блокирует размыкание ключа 8, в КС ГТД 10 начинает дозироваться скорректированный заданный расход топлива, АЗ 21 отключается.

Если в течение времени τзап успешного запуска КС не происходит, срабатывает компаратор 19, ключ 8 размыкается и прекращается подача топлива в КС ГТД 10. АЗ 21 также отключается. Таймер 22 сбрасывается для возможности повторного запуска.

Способ управления по п. 5 принципиально ничем не отличается от способа управления по п. 4, за исключением иного характера увеличения расхода топлива.

Время обнаружения запуска камеры сгорания путем контроля температуры газов составляет от 0,8 до 1,0 с. При компенсации инерционности термопар это время сокращается до 0,1 с. За счет этого за время не более 1,0 с реализуется повышение расхода топлива в примерно 1,5 раза от начального значения, что позволяет во всех условиях подать в камеру сгорания необходимый для запуска камеры расход топлива.

Величина ΔТткор может быть задана в пределах от 150К до 350К.

Время τ1 может быть задано в диапазоне от 0,5 с до 2 с, а время τ2 - в диапазоне от 0,3 до 1 с.

Коэффициент KG увеличения расхода топлива может быть выбран в диапазоне от 1,05 до 1,2.

Темп увеличения расхода топлива может быть задан в диапазоне от 20 до 70 (%/с) от заданного расхода.

Таким образом, настоящее изобретение обеспечивает повышение безопасности эксплуатации ГТД на газообразном топливе, обеспечение надежности запуска при изменении параметров воздуха окружающей среды и условий в камере сгорания в широких пределах, в том числе при запуске двигателя в полете, а также обеспечение надежности запуска при отклонениях характеристик дозаторов, коллекторов и форсунок камеры сгорания и топливопитающих насосов от номинальных.

1. Способ запуска камеры сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в том, что:

измеряют частоту n вращения ротора двигателя и температуру Тт газов за турбиной ГТД посредством термопары,

вычисляют первую производную Тт’ по времени температуры газов за турбиной и формируют сигнал температуры Тткор газов за турбиной в соответствии с соотношением:

Тткор=Тт+Тт’⋅τтп,

где:

τтп - постоянная времени термопары;

формируют заданный расход Gтзап топлива в КС ГТД в зависимости от частоты вращения ротора,

устанавливают расход Gтзап топлива для запуска КС ГТД равным Gтзад, при получении команды на запуск КС фиксируют значение Тткор0 сигнала Тткор, включают агрегат зажигания (AЗ) КС и подают расход топлива для запуска в КС ГТД,

формируют сигнал успешного запуска КС при превышении текущим значением Тткор зафиксированного Тткор0 на заранее заданную величину ΔТткор,

если сигнал успешного запуска КС сформирован, выключают AЗ, а в КС ГТД подают заданный расход Gтзад топлива,

если сигнал успешного запуска КС не был сформирован в течение заранее заданного допустимого времени τзап с момента получения команды на запуск КС, выключают AЗ и прекращают подачу топлива в КС ГТД.

2. Способ по п. 1, в котором дополнительно измеряют температуру Твх воздуха на входе в ГТД и корректируют заданный расход топлива в зависимости от температуры воздуха на входе в ГТД.

3. Способ по п. 1, в котором дополнительно измеряют давление Рвх воздуха на входе в ГТД и корректируют заданный расход топлива в зависимости от давления воздуха на входе в ГТД.

4. Способ по п. 1, в котором, если после начала запуска КС в течение заданного времени τ1 сигнал успешного запуска КС не сформирован, увеличивают расход Gтзап топлива для запуска КС с заданным темпом в зависимости от времени, при этом увеличение расхода GTзап топлива производят до тех пор, пока не истечет допустимое время τзап или не будет сформирован сигнал успешного запуска КС.

5. Способ по п. 1, в котором, если после начала запуска КС в течение заданного времени τ1 сигнал успешного запуска КС не сформирован, увеличивают расход Gтзап топлива для запуска КС в соответствии с соотношением:

зап=Gтзап⋅KG,

где:

KG - коэффициент увеличения расхода топлива;

и подают увеличенный расход в КС ГТД в течение заданного времени τ2,

при этом увеличение расхода Gтзап топлива повторяют до тех пор, пока не истечет допустимое время τзап или не будет сформирован сигнал успешного запуска КС, а сумма τ1 и τ2 не превышает τзап.

6. Способ по п. 1, в котором для многовальных ГТД заданный расход топлива в КС ГТД на земле формируют в зависимости от частоты вращения ротора высокого давления, а в полете - в зависимости от частоты вращения ротора низкого давления.

7. Способ по п. 4 или 5, в котором расход топлива для запуска КС ограничивают сверху величиной в диапазоне от 1.4⋅Gтзад до 2⋅Gтзад.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, точнее к газотурбинным двигателям (ГТД) с адаптивной форсажной камерой (АФК). Адаптивная форсажная камера ГТД содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем поворотными и фиксирующимися в радиальном направлении стабилизаторами пламени, снабженными, по меньшей мере, одной парой боковых ответвлений.

Изобретение относится к области энергетики, в частности к способу управления газотурбинным двигателем с малоэмиссионным режимом, и может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах. Способ содержит управление малоэмиссионным режимом на основе найденных текущих значений температуры газа на выходе.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания (ФКС) заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором высокого давления, положению рычага управления двигателем управляют расходом топлива в форсажную камеру сгорания, при этом по измеренным значениям давления воздуха в двух заданных сечениях двигателя формируют текущее значение π отношения давлений в заданных сечениях, формируют номинальное значение πном отношения давлений в заданных сечениях, устанавливают заданное значение πзад отношения давлений в заданных сечениях двигателя равным πном, сравнивают заданное значение πзад отношения давлений с текущим значением π и по величине отклонения π от πзад, полученного в результате сравнения, регулируют положение створок критического сечения реактивного сопла двигателя, при этом при включении в работу каждого топливного коллектора ФКС на время его заполнения устанавливают заданное значение πзад отношения давлений в заданных сечениях двигателя равным предварительно выбранному для нормальных условий для соответствующего топливного коллектора ФКС значению отношения давлений в заданных сечениях двигателя.

Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, Т4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, Т4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам: (Δn2=n2+1%/n2); (ΔT4=Τ4+1%/T4), далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСХ), частоту вращения ротора высокого давления (n2ИСХ) и температуру газов за турбиной (Т4ИСХ) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСХ), (n2ИСХ) и (Т4ИСХ) от настройки ограничения δn1 по формулам: затем выбирают наименьшее значение из δn1(по n1), δn1(по n2) и δn1(по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2НАСТ) и температуры газов за турбиной (Т4НАСТ): n1НАСТ=n1ИСХ*(1+δn1); n2НАСТ=n2ИСХ*(1+Δn2*δn1); Т4НАСТ=Т4ИСХ*(1+Δt4*δn1), на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам регулирования авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя включает определение эксплуатационного диапазона частот вращения роторов с высоким уровнем вибраций корпусов.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС). Техническая проблема, решение которой обеспечивается при осуществлении заявленного способа управления, заключается в повышении надежности работы двигателя.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно авиационных, и может быть использовано для управления подачей топлива в ГТД. Способ управления газотурбинным двигателем заключается в том, что по показаниям датчиков частоты вращения ротора турбокомпрессора и температуры воздуха на входе в двигатель формируют приведенное значение частоты вращения ротора турбокомпрессора.

Изобретение относится к способу и системе управления системой сгорания газотурбинного двигателя (10). Газотурбинный двигатель (10) имеет камеру (28) сгорания с первичной зоной (110) сгорания, для которой условие в первичной зоне (110) сгорания определяется параметром управления первичной зоной.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к газотурбинным двигателям. Предложен способ управления газотурбинным двигателем (10), имеющим в осевом потоке последовательно компрессор (14), камеру (16) сгорания, турбину (18) компрессора и выхлопную трубу (30), и предпочтительно силовую турбину (19), расположенную между турбиной (18) и выхлопной трубой (30), причем силовая турбина (9) соединяется с валом (28) для приведения в движение нагрузки (26).

Предлагается контроллер (700) для газовой турбины (100). Газовая турбина (100) содержит компрессор (101), выполненный с возможностью работы на частоте вращения, камеру (102) сгорания и средство (127) подачи топлива, содержащее средство подачи первого топлива и средство подачи второго топлива, при этом компрессор (101) выполнен с возможностью предоставления воздуха в камеру (102) сгорания с массовым расходом воздуха в установившемся состоянии, причем средство (127) подачи топлива выполнено с возможностью подачи топлива с массовым расходом топлива в камеру (102) сгорания.

Система предназначена для регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель. На входной дроссель-золотник междроссельной гидравлической проточной камеры резервного канала управления подаётся гидравлическая команда от подпружиненного золотника-корректора, вход которого соединён с клапаном постоянного давления, а пружинная полость образует междроссельную гидравлическую проточную камеру, на входной дроссель которой подаётся гидравлическая команда от пневмогидропреобразователя.
Наверх