Карданный вал сельскохозяйственных машин




Владельцы патента RU 2787718:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина" (RU)

Изобретение относится к сельскому хозяйству. Карданный вал (1) сельскохозяйственных машин содержит карданные шарниры (2) с подшипниковыми узлами (3), шлицевое соединение (4), две аксиально-сопряженные трубы (5), закрепленные на карданном валу (1) и охватывающие его. В аксиально-сопряженных трубах (5), в зоне шлицевого соединения (4) выполнен первый массив (6) из четырех отверстий, оси которых расположены под прямым углом в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения карданного вала (1). В аксиально-сопряженных трубах (5), в зонах карданных шарниров (2) выполнен второй массив (7) отверстий, оси которых совпадают с осями подшипниковых узлов (3) каждого из карданных шарниров (2) в момент отсутствия угла излома в карданных шарнирах (2) карданного вала (1). Оси первого массива (6) отверстий смещены относительно осей второго массива (7) отверстий на угол 45°. Обеспечивается повышение долговечности карданного вала за счет снижения тепловой нагруженности подшипниковых узлов и шлицевого соединения при его прямом и реверсивном вращении. 1 ил.

 

Изобретение относится к механическим трансмиссиям сельскохозяйственных машин, в которых применяются валы с пересекающимися осями.

Известно защитное устройство для телескопических валов с подшипниковыми узлами, шлицевым соединением и защитным устройством, которое состоит из двух аксиально-сопряженных труб [1]. Недостаток этого устройства заключается в невозможности эффективного охлаждения подшипниковых узлов и шлицевого соединения карданного вала из-за конструкции защитного устройства, препятствующей свободному прохождению воздуха вблизи подшипниковых узлов и шлицевого соединения. Такое техническое решение повышает тепловую нагруженность подшипниковых узлов и шлицевого соединения, тем самым снижая долговечность карданного вала.

Известен карданный шарнир, содержащий крестовину с шипами, подшипниковые узлы, вилки с проушинами и ребра охлаждения, являющиеся частью вилок, расположенные на боковых поверхностях проушин вилок и перпендикулярны оси вращения вилок [2]. Недостаток этого технического решения заключается невозможности эффективного охлаждения подшипниковых узлов в случае применения этого карданного шарнира в конструкции карданного вала, содержащей защитное устройство. Такое техническое решение также повышает тепловую нагруженность подшипниковых узлов, тем самым снижая долговечность карданного вала.

Известен карданный вал, с установленной на нем крыльчаткой, которая при вращении создает поток воздуха для охлаждения подшипниковых узлов карданного вала [3]. Недостаток устройства заключается в неэффективном охлаждении подшипниковых узлов карданного вала в случае его реверсивного вращения, а также в неэффективном охлаждении шлицевого соединения.

Наиболее близким техническим решением является шарнир равных угловых скоростей с охлаждающим устройством с лопастями вентилятора и отверстиями, через которые лопасти вентилятора нагнетают воздух к шарниру при его вращении [4]. Недостаток устройства заключается в неэффективном охлаждении тепловыделяющих элементов шарнира в случае реверсивного вращения вала, а также в неэффективном охлаждении шлицевого соединения.

Цель изобретения - повышение долговечности карданного вала за счет снижения тепловой нагруженности подшипниковых узлов и шлицевого соединения при его прямом и реверсивном вращении.

Технический результат заключается в интенсификации процесса охлаждения подшипниковых узлов и шлицевого соединения карданного вала при его эксплуатации в реверсивном режиме, что значительно повысит долговечность устройства.

Предлагаемый технический результат достигается тем, что карданный вал сельскохозяйственных машин содержит карданные шарниры с подшипниковыми узлами, шлицевое соединение, две аксиально-сопряженные трубы, закрепленные на карданном валу и охватывающие его, причем в аксиально-сопряженных трубах, в зоне шлицевого соединения выполнен первый массив из четырех отверстий, оси которых расположены под прямым углом в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения карданного вала, в аксиально-сопряженных трубах, в зонах карданных шарниров выполнен второй массив отверстий, оси которых совпадают с осями подшипниковых узлов каждого из карданных шарниров в момент отсутствия угла излома в карданных шарнирах карданного вала, а оси первого массива отверстий смещены относительно осей второго массива отверстий на угол 45°.

Заявленное устройство отличается от прототипа тем, что в аксиально-сопряженных трубах, в зоне шлицевого соединения выполнен первый массив из четырех отверстий, оси которых расположены под прямым углом в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения карданного вала, в аксиально-сопряженных трубах, в зонах карданных шарниров выполнен второй массив отверстий, оси которых совпадают с осями подшипниковых узлов каждого из карданных шарниров в момент отсутствия угла излома в карданных шарнирах карданного вала, а оси первого массива отверстий смещены относительно осей второго массива отверстий на угол 45°.

Устройство состоит из карданного вала 1, с карданными шарнирами 2, подшипниковыми узлами 3 и шлицевым соединением 4. На карданном валу 1 закреплены аксиально-сопряженные трубы 5. В аксиально-сопряженных трубах 5, в зоне шлицевого соединения 4 выполнен массив 6, содержащий четыре отверстия. Оси отверстий массива 6 расположены под прямым углом и в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения карданного вала 1. Также в аксиально-сопряженных трубах 5, в зоне карданных шарниров 2 выполнен массив отверстий 7, оси которых совпадают с осями подшипниковых узлов 3 каждого из карданных шарниров 2 в момент отсутствия угла излома в карданных шарнирах 2 карданного вала 1. Оси отверстий массива 6 и массива 7 смещены между собой на угол 45°.

Устройство работает следующим образом. На один из карданных шарниров 2 подается крутящий момент, который через подшипниковые узлы 3 передается на шлицевое соединение 4, а затем через подшипниковые узлы 3 другого карданного шарнира 2 выходит из карданного вала 1, при этом все детали карданного вала 1 вращаются. В контактных зонах подшипниковых узлов 3, а также шлицевого соединения 4, вследствие действия сил трения возникают источники тепловыделения, что приводит к их нагреванию, ухудшению условий смазывания и уменьшению долговечности карданного вала 1. Аксиально-сопряженные трубы 5, вращаются вместе с карданным валом 1 с некоторой угловой скоростью. Вследствие того, что радиус аксиально-сопряженных труб 5 в зоне шлицевого соединения 4 меньше, чем их радиус в зоне подшипниковых узлов 3 окружная скорость поверхности аксиально-сопряженных труб 5 в зоне шлицевого соединения 4 будет меньше, чем окружная скорость поверхности аксиально-сопряженных труб 5 в зоне подшипниковых узлов 3. Из-за этого над отверстиями массива 6 возникает зона более высокого давления воздуха, чем над отверстиями массива 7, что приводит к всасыванию наружного воздуха через отверстия массива 6 внутрь аксиально-сопряженных труб 5. Воздух, обтекая шлицевое соединение 4, охлаждает его, перемещается вдоль карданного вала 1, охлаждает подшипниковые узлы 3 и выходит из отверстий массива 7. Расположение осей отверстий массива 6 под углом 45° к осям отверстий массива 7 обеспечивает гарантированное охлаждение боковых поверхностей подшипниковых узлов 3 при прямом и реверсивном направлении вращения карданного вала 1.

Технический эффект заключается в повышении долговечности карданного вала за счет снижения тепловой нагруженности подшипниковых узлов и шлицевого соединения при его прямом и реверсивном вращении.

Источники информации

1 RU 2113092 C1, А01В 71/06 (1995.01), 20.06.1998.

2. RU 199508 U1, F16D 3/26 (2006.01), 04.09.2020.

3. KR 20050100741 A, F16C 11/06, 14.04.2004.

4. US 2015/0275979 A1, B60K 17/22 (2006.01), 01.10.2015.

Карданный вал сельскохозяйственных машин, содержащий карданные шарниры с подшипниковыми узлами, шлицевое соединение, две аксиально-сопряженные трубы, закрепленные на карданном валу и охватывающие его, отличающийся тем, что в аксиально-сопряженных трубах, в зоне шлицевого соединения выполнен первый массив из четырех отверстий, оси которых расположены под прямым углом в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения карданного вала, в аксиально-сопряженных трубах, в зонах карданных шарниров выполнен второй массив отверстий, оси которых совпадают с осями подшипниковых узлов каждого из карданных шарниров в момент отсутствия угла излома в карданных шарнирах карданного вала, при этом оси первого массива отверстий смещены относительно осей второго массива отверстий на угол 45°.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механической модульной трансмиссии трактора. В трансмиссии каждый из агрегатов выполнен в отдельном корпусе с возможностью соединения с другими агрегатами трансмиссии посредством соединения концов валов и фланцев корпусов.

Изобретение относится к регулировке механизмов передачи скоростей вращения, в том числе к автоматическим коробкам передач транспортных средств, и представляет собой цилиндрический корпус с двухступенчатым сквозным отверстием, причем диаметр нижней ступени равен наружному диаметру малого выжимного подшипника, а диаметр верхней ступени равен наружному диаметру конца вала, на котором установлены выжимные подшипники.

Изобретение относится к коробке (10) передач для сельскохозяйственной рабочей машины, в частности трактора, зерноуборочного комбайна или кормоуборочного комбайна. Коробка (10) передач содержит ведущую шестерню (14) и по меньшей мере одну первую ведомую шестерню (16), каждая из которых установлена с возможностью вращения вокруг оси (24) вращения и выполнена с возможностью соединения без возможности относительного вращения с первичным валом (22) или с вторичным валом в качестве механизма отбора мощности.

Изобретение относится к корпусу дифференциала трансмиссии автотранспортного средства. Корпус дифференциала содержит наружную цилиндрическую опору крепления коронной шестерни дифференциала.

Изобретение относится к коробке передач для транспортного средства. Коробка передач содержит планетарную передачу, картер коробки передач, входной вал и выходной вал, первую аксиально перемещаемую соединительную муфту и вторую аксиально перемещаемую соединительную муфту.

Изобретение относится к главной передаче транспортного средства. Главная передача содержит картер (1), состоящий из корпуса (2) для установки узла ведущей шестерни (3) и двух опор (4 и 5), выполненных за одно целое с корпусом (2), для установки в них подшипников (6 и 7) дифференциала.

Изобретение относится к воздухозаборной системе внедорожного транспортного средства. Транспортное средство содержит раму, по меньшей мере один грунтозацепный элемент, двигатель внутреннего сгорания, бесступенчатую трансмиссию (CVT) и воздухозаборный узел.

Группа изобретений относится к электрическим передачам рельсовых транспортных средств. Компактное приводное устройство самодвижущегося рельсового транспортного средства для крепления снаружи колеса состоит из электродвигателя, питаемого силовым электронным преобразователем, редуктора и механической муфты для соединения с колесной парой или колесом.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Система для осевого соединения вала (5) мотора, вращающегося в корпусе (4a) мотора, с валом (6) коробки передач, вращающимся в корпусе (1a) коробки передач, содержит патрон (9) для вставки установочного винта (8) для указанных двух корпусов.

Изобретение относится к области машиностроения. Бесступенчатая коробка передач для автомобиля малого класса содержит корпус, механизм реверса, дифференциал, вариаторную передачу.

Изобретение относится к системе смазки дифференциального редуктора для автомобиля. Дифференциальный редуктор содержит: дифференциальный механизм с коронной шестерней, редукторный механизм с вторичной шестерней и первичной шестерней и картер.
Наверх