"способ нагрева холодного газа гелия для системы наддува бака и устройство для его реализации"

Изобретения относятся к области ракетной техники, а именно к системам наддува топливных баков ракет-носителей с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). Для нагрева холодного газа гелия для системы наддува используют топливо для газогенератора – пероксид водорода (ПВ), которое разлагают в каталитическом генераторе на высокотемпературную смесь газов кислорода и воды. Продукты разложения ПВ и холодный газ гелий подают в форсуночную головку, содержащую форсунки для каждого компонента. Охлаждение камеры смешения осуществляют за счёт теплообмена холодного газа гелия. В состав системы наддува входят: шар-баллоны с гелием, газогенератор, теплообменник, управляемые клапаны, выжимная ёмкость для ПВ, газогенератор, форсуночная головка с форсунками для газа гелия и продуктов разложения ПВ, камера смешения. Достигается возможность многократного запуска ЖРД при выведении полезных нагрузок, а также исключении длинных магистралей подачи газа. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретения относятся к ракетной техники и могут быть использованы в системах наддува топливных баков ракет-носителей (РН) с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД).

Известна система наддува баков РН с ЖРД, например, кн. 1 [Бирюк В. В., Капитонов В. А., Смородин А. В. Увеличение эффективности используемых систем наддува топливных баков ракет-носителей в процессе полета // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева, №3 (16), 2008 С.21-26].

Наиболее близкой по технической сущности является техническое решение по патенту США №5722232 от 3 марта 1998 г.автора H. Stephen Jones «Hybrid helium heater pressurization system and electrical ignition system for pressure-fed hybrid rockets»// Гибридная система нагрева гелия для системы наддува бака гибридных ракет и система электрического зажигания.

Основным недостатком этого технического решения для использования в РН с многократным запуском ЖРД при выведении полезных нагрузок является использование в составе системы нагрева холодного газа гелия твердотопливных генераторов, т.к. их повторный запуск представляет сложную научно-техническую задачу.

Указанный недостаток устраняется за счет введения в известный способ нагрева холодного газа гелия, хранящегося в криогенном баке ступени РН с ЖРД, для системы наддува, основанный на смешении холодного газа гелия с продуктами из газогенератора следующих действий: 1) в качестве топлива для газогенератора используют пероксид водорода (ПВ), который разлагают в каталитическом генераторе на высокотемпературную смесь газов кислорода и воды,

2) продукты разложения ПВ и холодный газ гелий (далее компоненты) подают в форсуночную головку, содержащую форсунки для каждого компонента,

3) количество форсунок, их размеры определяют на основе массовых секундных расходов компонентов, а их расположение в форсуночной головке и ориентация подачи компонентов в камеру смешения определяют из условия обеспечения на выходе из камеры смешения заданной температуры и давления смеси газов воды, кислорода и гелия,

4) охлаждение камеры смешения осуществляют за счет теплообмена холодного газа гелия, подаваемого из шар-баллонов в форсуночную головку,

5) термостатирование емкости с ПВ осуществляют за счет теплообмена с каталитическим газогенератором.

На фиг.1 - 3 приведены следующие поясняющие материалы.

Фиг.1 Общая схема системы наддува, включающая в свой состав: 1 - межбаковый отсек; 2 - емкость газа для управления подачей ПВ; 3 - управляемый клапан; 4 - теплоизоляция; 5 - нижнее днище бака горючего; 6 - шар-баллон с ПВ; 7 -магистраль подачи ПВ в газогенератор; 8 - управляющий клапан; 9 - тепловой мост; 10 - газогенератор с пакетом катализатора; 11 - форсунки гелия; 12 - форсунки продуктов разложения ПВ; 13 -охлаждающий тракт; 14 - камера смешения холодного газа гелия и продуктов разложения ПВ; 15 - теплоизоляция бака О; 16 - верхнее днище бака О; 17 - магистраль подачи парогазовой смеси (гелий+продукты разложения ПВ) в бак О; 18 - ферма крепления газогенератора; 19 - управляющий клапан подачи газа гелия; 20 - магистраль подачи газа гелия; 21 - ферма крепления шар-баллона с ПВ; 22 - обечайка первой ступени РН.

Фиг.2 Схема термостатирования емкости с ПВ, включающая в свой состав: 9 - тепловой мост с температурами на концах Tm1 и Tm2, 23 - стенка газогенератора с температурой Tg, 24 - стенка шар-баллона ПВ с температурой Tb.

Фиг.3 Форсуночная головка для смешения компонентов.

Обоснование введенных действий способа.

1) в качестве топлива для газогенератора используют ПВ, который разлагают в каталитическом генераторе на высокотемпературную смесь газов кислорода и воды

При разложении высококонцентрированного ПВ (85%) выделяется значительное количество теплоты, которое идет на нагрев продуктов разложения ПВ, а именно паров воды (53% по массе) и газообразного кислорода (47% по массе) до температуры 823 К в соответствии с [2] [Гусейнов Ш.Л. и др. Катализаторы разложения пероксида водорода, используемые в ракетных двигателях (обзор) // Журнал Прикладной Химии. 2020, №4.].

2) продукты разложения ПВ и холодный газ гелий (далее компоненты) подают в форсуночную головку, содержащую форсунки для каждого компонента

3) количество форсунок, их размеры определяются массовыми секундными расходами компонентов, а их расположение в форсуночной головке и ориентация подачи компонентов в камеру смешения определяют из условия обеспечения на выходе из камеры смешения заданной температуры и давления смеси газов воды, кислорода и гелия

Форсунки продуктов разложения ПВ выполняют функцию передачи компонента от катализатора до камеры смешения с заданным массовым расходом. Гелий по охлаждающему тракту попадает в форсуночную головку и через отдельные форсунки с заданным массовым расходом идет в камеру смешения (фиг.1, поз.12). Массовые расходы компонентов выбираются из условия постоянства температуры смеси (300 К) на выходе из камеры смешения в бак О.

Количество теплоты парогазовой смеси на выходе из камеры смешения определяется по уравнению теплового баланса:

, (1)

где - количество теплоты парогазовой смеси на выходе из камеры смешения, продуктов разложения ПВ и газа гелия, соответственно.

Отсюда температура смеси определяется по формуле, см. кн. 3, стр.73 [Беляев Н. М. Системы наддува топливных баков ракет //М.: Машиностроение. - 1976.]:

(1)

где: - теплоемкости кислорода, паров воды, гелия; - начальная температура продуктов разложения ПВ, начальная температура газа гелия, соответственно; - массовые расходы кислорода, паров воды, гелия; - массовая доля кислорода в продуктах разложения ПВ, равная 47%; - массовая доля паров воды в продуктах разложения ПВ, равная 53%.

Расчет параметров форсунок (фиг.3 поз.11, поз.12) проводится в соответствии с кн. 4, стр.89 [Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. - 2005].

Массовый расход газовой форсунки определяется по формуле:

(3)

здесь =0,7…0,85 - коэффициент расхода, - плотность компонентов при давлении на выходе из сопла форсунки которая определяется по формуле:

(4)

где - давление и плотность газа перед форсункой, k - коэффициент адиабаты. Давление и плотность на входе в форсунки для каждого компонента:

- для газа гелия определяется давлением и плотностью газа наддува;

- для продуктов разложения ПВ давлением и плотностью являются характеристиками каталитического генератора (см. [2]).

Скорость истечения компонента w определяется по формуле:

, (5)

где - соответственно газовая постоянная и температура газа перед

форсункой.

Площадь сечения форсунки Fc, которая необходима для определения ее массовых и геометрических характеристик, определяется из уравнения (2).

При проектировании пересекающихся форсунок, углы наклона стенок, расходы компонентов и скорости выбираются так, чтобы направление результирующей струи совпадало с осевым направлением, тогда:

(6)

где -массовые расходы, скорости и углы наклона струй продуктов разложения ПВ и гелия, соответственно.

4) охлаждение камеры смешения осуществляют за счет теплообмена холодного газа гелия, подаваемого из шар-баллонов в форсуночную головку

При проектировании системы охлаждения (см. кн. 4, стр.144) камеры смешения (фиг.1 поз.12) сначала определяют конструкцию охлаждающего тракта, способ охлаждения и основные размеры тракта, а затем расчетным путем проверяют, обеспечивается ли при этом охлаждение стенок камеры.

Конвективный тепловой поток qкон от стенки камеры к газу гелию определяется по формуле:

, (7)

где - коэффициент теплоотдачи от стенки к газу гелию, -температуры стенки камеры смешения и газа гелия, соответственно.

Коэффициент теплоотдачи определяется из критериального уравнения, см. кн. 5 [Михеев М.А. Основы теплопередачи. - М.: Энергия, 1977.]:

, (8)

где - критерии Нуссельта, Рейнольдса, Прандтля, - коэффициент учитывающий направление теплового потока и температурный напор, - коэффициент теплопроводности гелия, - эквивалентный диаметр определяющийся по формуле:

, (9)

где -площадь поперечного канала охлаждающего тракта, - полный (смоченный) периметр сечения, независимо от того, какая часть этого периметра участвует в теплообмене.

Коэффициент определяется по формуле:

(10)

где - критерии Прандтля для газа гелия и стенки камеры, соответственно.

5) термостатирование емкости с ПВ осуществляют за счет теплообмена с каталитическим газогенератором

Шар-баллон с ПВ, температура замерзания которой несколько ниже 0 градусов Цельсия (-17(С), закреплен к верхнему днищу бака О из-за чего необходимо защищать ПВ от замерзания. Для этого шар-баллон с ПВ окутан теплоизоляционным пакетом, дополнительный подогрев которого осуществляется с помощью теплопередачи по тепловому мосту от газогенератора (фиг.2).

Плотность теплового потока от цилиндрической части газогенератора, внутри которой расположен пакет катализатора, к поясу теплового моста определяется в соответствии с кн. 4. стр.42 (Цветков, Ф.Ф. Тепломассообмен: учеб. пособие для вузов / Ф.Ф. Цветков, Б.А. Григорьев. - М.: Изд-во МЭИ, 2011. - 562 с.):

(11)

где - температуры стенки газогенератора и теплового моста, - внутренний радиус стенки газогенератора, внешний радиус стенки газогенератора, радиус теплового моста, - коэффициенты теплопроводности стенки газогенератора и стенки теплового моста, соответственно (фиг.2).

Рассматривая тепловой мост в виде длинного стержня круглого сечения, в соответствии с кн. 4., температура на оси стержня имеет максимальное значение, а изменение температуры Т(r) в зависимости от радиуса определяется по формуле:

(12)

где - радиус всего стержня, - радиус, на котором определяется температура.

Плотность теплового потока от теплового моста к сферической обечайке шар-баллона с ПВ определяется по формуле в соответствии с кн. 4. стр.53:

(13)

где - температуры теплового моста и обечайки шар-баллона с ПВ, - коэффициент теплопроводности обечайки шар-баллона с ПВ, - внутренний радиус обечайки шар-баллона с ПВ, внешний радиус обечайки шар-баллона с ПВ, радиус теплового моста.

Пример расчета предварительных радиусов теплового моста.

При расчет были приняты допущения:

- плотности тепловых поток и равны (не учитываются потери тепла по стержню)

- температуры стержня у основания и на конце стержня равны.

Исходные данные расчета (см. фиг.2):

- температура цилиндрической стенки газогенератора

- температура сферической стенки шар-баллона с ПВ ;

- внутренний радиус стенки газогенератора ;

- внешний радиус стенки газогенератора ;

-внутренний радиус обечайки шар-баллона с ПВ ;

- внешний радиус обечайки шар-баллона с ПВ ;

В результате расчета по формулам (11) - (13) при значениях радиусов тепловых мостов , (толщина стенки теплового моста 10 мм) обеспечивается заданная температура обечайки шар-баллона . Температура теплового моста (стержня) равна 788 К.

В качестве прототипа устройства используется устройство по патенту США №5722232 от 03.03.1998 г.для подогрева газа гелия с использованием газогенераторов на твердом топливе.

Недостатком этого устройства при применении для предлагаемого способа является наличие твердотопливных генераторов для получения теплоносителя для нагрева холодного газа гелия.

В предлагаемом устройстве этот недостаток устраняется тем, что в его состав введены:

1) выжимная емкость для ПВ (фиг.1 поз.2) с системой подачи ПВ через регулируемый клапан (фиг.1 поз.8) в газогенератор с пакетом катализатора (фиг.1 поз.10), управляемые тепловые мосты (фиг.1 поз.9), соединяющие корпус газогенератора, в котором расположен катализатор с емкостью для ПВ (фиг.1 поз.6),

2) газогенератор (фиг.1 поз.10), на вход которого подается ПВ, а выход соединен через форсунки (фиг.1 поз.11, 12) в форсуночной головке с камерой смешения (фиг.1 поз.14)

3) форсуночная головка с форсунками для газа гелия и продуктов разложения ПВ, вход которой соединен с магистралями подачи гелия и продуктами разложения ПВ, а выход с камерой смешения,

4) камера смешения на вход которой подаются холодный газ гелий и продукты разложения ПВ из соответствующих форсунок, а выход соединен с магистралью подачи получившейся смеси в свободный объем бака О (фиг.1 поз.17),

5) теплообменник в виде витков прилегающей к камере смешения магистрали с холодным газом гелия (фиг.1 поз.13), один конец магистрали соединен с шар-баллонами хранения гелия через регулируемый клапан (фиг.1 поз.19), а другой с соответствующие форсунками,

6) а параметры форсуночной головки (количество форсунок для гелия и продуктов разложения ПВ, их размещение, ориентация направления впрыска в камеру смешения), камеры смешения (объем и конфигурация) и теплообменника (длина и диаметр магистрали, расстояние между витками) определяют из условия обеспечения заданных параметров смеси на выходе из камеры смешения и минимума суммарной массы форсуночной головки, массы камеры смешения и массы теплообменника.

Действие устройства поясняется на фиг.1 - 3.

Обоснование введенных дополнительных устройств.

1) выжимная емкость для ПВ с системой подачи ПВ через регулируемый клапан в каталитический реактор, управляемые тепловые мосты, соединяющие корпус газогенератора с емкостью для ПВ,

Шар-баллон с выжимной мембраной позволяет полностью опустошать емкость от ПВ без невырабатываемых остатков, которые при разгерметизации могут приводить к возгоранию ПВ. Тепловые мосты предназначены для обеспечения термостатирования шар-баллона с ПВ и теплоотвода от корпуса газогенератора.

2) газогенератор, на вход которого подается ПВ, а выход соединен через форсунки в форсуночной головке камерой

3) форсуночная головка с форсунками для газа гелия и продуктов разложения ПВ, вход которой соединен с магистралями подачи гелия и продуктами разложения ПВ, а выход с камерой смешения,

4) камера смешения на вход которой подаются холодный газ гелий и продукты разложения ПВ из соответствующих форсунок, а выход соединен с магистралью подачи получившейся смеси в свободный объем бака О,

5) теплообменник в виде витков прилегающей к камере смешения магистрали с холодным газом гелия, один конец магистрали соединен с шар-баллонами хранения гелия через регулируемый клапан, а другой с соответствующие форсунками,

Количество витков теплообменника выбирается для обеспечения охлаждения стенки до 300 К.

6) а параметры форсуночной головки (количество форсунок для гелия и продуктов разложения ПВ, их размещение, ориентация направления впрыска в камеру смешения), камеры смешения (объем и конфигурация) и теплообменника (длина и диаметр магистрали, расстояние между витками) определяют из условия обеспечения заданных параметров смеси на выходе из камеры смешения и минимума суммарной массы форсуночной головки, массы камеры смешения и массы теплообменника.

Функционирование предлагаемого технического решения.

Предлагаемая система расположена в межбаковом отсеке 1. Перед зажиганием ЖРД из емкости с газом наддува 2 после открытия управляемого клапана 3 подается газ наддува в шар-баллон с ПВ 6. ПВ по магистрали 7 после открытия клапана 8 подается на пакет катализатора для разложения на пары воды и кислород с температурой смеси 823 К. После разложения полученная парогазовая смесь подается в камеру смешения 14 через форсунки 12 в камеру смешения 14 с газом гелием, который подается из собственного шар-баллона, расположенного у нижнего днища бака окислителя, по магистрали 20 и охлаждающему тракту 13 в форсунки 11 в камеру смешения 12. Холодный газ гелий и продукты разложения ПВ смешиваются в камере и с заданной температурой и заданном давлении подаются в бак окислителя по магистрали 17 для наддува. Теплоотвод от горячего корпуса газогенератора, в котором расположен пакет катализатора проходит по тепловому мосту 9, состоящему из медный трубок, к поверхности шар-баллона ПВ, который дополнительно оснащен теплоизоляцией 4. Шар-баллон с ПВ 6 и корпус газогенератора крепятся к верхнему днищу бака окислителя с помощью ферм креплений 18 и 21.

Преимущества предлагаемого способа и устройства.

Основным преимуществом использования данного способа нагрева газа наддува гелия заключается в исключении длинных магистралей подачи гелия от шар-баллона до теплообменника, находящегося в жидкостном ракетном двигателе, теплообменника, магистралей подачи горячего газа гелия от теплообменника в топливные баки. Использование предлагаемой системы наддува в ракетах-носителях с многократным запуском жидкостного ракетного двигателя при выведении полезных нагрузок, что является недостатком существующих отечественных и зарубежных ракет-носителей с нагревом газа наддува гелия в теплообменнике жидкостного ракетного двигателя.

1. Способ нагрева холодного газа гелия, хранящегося в криогенном баке ступени ракеты-носителя с жидкостным ракетным двигателем, для системы наддува, основанный на смешении с продуктами разложения пероксида водорода, отличающийся тем, что в качестве топлива для газогенератора используют пероксид водорода (ПВ), который разлагают в каталитическом генераторе на высокотемпературную смесь газов кислорода и воды, продукты разложения ПВ и холодный газ гелий (далее компоненты) подают в форсуночную головку, содержащую форсунки для каждого компонента, количество форсунок, их размеры определяются массовыми секундными расходами компонентов, а их расположение в форсуночной головке и ориентацию подачи компонентов в камеру смешения определяют из условия обеспечения на выходе из камеры смешения заданной температуры и давления смеси газов воды, кислорода и гелия, охлаждение камеры смешения осуществляют за счет теплообмена холодного газа гелия, подаваемого из шар-баллонов в форсуночную головку, термостатирование емкости с ПВ осуществляют за счет теплообмена с каталитическим газогенератором.

2. Устройство для реализации способа по п. 1, включающее в свой состав шар-баллоны с гелием, газогенератор, камеру смешения, управляемые клапаны, отличающееся тем, что в состав введены выжимная емкость для ПВ с системой подачи ПВ через регулируемый клапан в каталитический реактор, управляемые тепловые мосты, соединяющие корпус газогенератора с емкостью для ПВ, газогенератор, на вход которого подается ПВ, а выход соединен через форсунки в форсуночной головке с камерой смешения, форсуночная головка с форсунками для газа гелия и продуктов разложения ПВ, вход которой соединен с магистралями подачи гелия и продуктами разложения ПВ, а выход с камерой смешения, камера смешения, на вход которой подаются холодный газ гелий и продукты разложения ПВ из соответствующих форсунок, а выход соединен с магистралью подачи получившейся смеси в свободный объем бака О, теплообменник в виде витков, прилегающий к камере смешения, магистрали с холодным газом гелия, один конец магистрали соединен с шар-баллонами хранения гелия через регулируемый клапан, а другой с соответствующими форсунками, а параметры форсуночной головки, а именно количество форсунок для гелия и продуктов разложения ПВ, их размещение, ориентация направления впрыска в камеру смешения, камеры смешения, а именно объем и конфигурация, и теплообменника, а именно длина и диаметр магистрали, расстояние между витками, определены из условия обеспечения заданных параметров смеси на выходе из камеры смешения и минимума суммарной массы форсуночной головки, массы камеры смешения и массы теплообменника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам транспортировки грузов по воздуху. Подъемное транспортирующее средство содержит корпус в виде короба, на верхней части которого устанавливают подъемную систему, включающую двигатели с пропеллерами, размещаемыми равномерно.

Изобретение относится к области ракетостроения, а именно к созданию разгонных блоков на базе твердотопливных двигательных установок, и направлено на совершенствование их конструкции. Твердотопливная двигательная установка многократного включения ракеты космического назначения содержит основную камеру сгорания с зарядом твердого топлива торцевого горения, крышку с местами крепления сопловых управляющих блоков, воспламенительного устройства и датчиков давления, соединенную с камерой сгорания, воспламенительное устройство, соединенное с пиропатроном, сопловые управляющие блоки с регулируемыми критическими сечениями, рулевой привод для регулирования размера критического сечения сопловых управляющих блоков, один или несколько датчиков давления, сообщающихся с внутренней полостью основной камеры сгорания и соединенных с системой управления.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). Камера сгорания двухрежимного ЖРД, работающего по безгенераторной схеме, содержащая кольцевую камеру сгорания с трактом охлаждения, магистрали подвода горючего и окислителя, блок камеры с двухсекционным сверхзвуковым соплом с трактом охлаждения, в кольцевой камере сгорания смесительная головка с двухполостным коллектором подвода окислителя выполнена из двух блоков, каждый из которых работает на свою секцию сопла, а подводная магистраль горючего через тракты охлаждения двухсекционного сопла и тракт охлаждения блока камеры соединена через смеситель и коллектор турбины с коллекторами горючего на блоках головки.

Изобретение относится к наддуву топливных баков ракетных двигателей. Устройство содержит два теплообменника, пригодных для испарения соответственно первого и второго компонентов ракетного топлива перед их повторным вводом в газообразном виде в предназначенные для них баки.

Изобретение может использоваться для вывода на орбиту спутников, в реактивных системах залпового огня, для дополнительного разгона артиллерийских снарядов после выхода снаряда из ствола орудия при подлете к цели. Двигатель реактивный состоит из набора тонких чередующихся шайб, колец детонаторов и запального стержня.

Изобретение относится к двигательным ракетным системам для малоразмерных космических аппаратов и предназначено для использования в качестве маневрового двигателя при выполнении линейных и угловых перемещений. Согласно изобретению плоская монолитная термостойкая диэлектрическая подложка содержит упорядоченно размещенные на поверхности с противоположных сторон конусообразные микропоры, ранжированные по объему в пропорциях последовательных степеней числа два (1-2-4-8-16) и заполненные твердым топливом.

Изобретение относится к конструкции детонационного двигателя, использующего твердое топливо. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявляемого изобретения, является увеличение КПД детонационного двигателя за счет использования многократного отражения детонационной волны от отработавшей ступени и самого двигателя; эффективное преобразование химической энергии ВВ в механический импульс за счет многократного отражения детонационной волны.

Изобретение относится к области двигательных установок на криогенном топливе, и в частности к криогенной двигательной установке (1), содержащей по меньшей мере один маршевый двигатель (6) многократного запуска, первый криогенный бак (2), соединенный с маршевым двигателем (6) для его питания первым компонентом топлива, первый газовый бак (4), по меньшей мере один осаждающий топливо двигатель (7, 8) и первый питающий контур (16) для питания первого газового бака (4).

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в двигательных и энергетических установках перспективных средств межорбитальной транспортировки, предназначенных для доставки космических аппаратов на различные высокоэнергетические орбиты и отлетные от Земли траектории. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике. .

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике и может быть использована при проектировании и эксплуатации орбитальных блоков с жидкостной ракетной двигательной установкой (ЖРДУ), особенно с многократным запуском маршевого двигателя (МД) в процессе длительного полета орбитального блока (ОБ) в условиях невесомости.
Наверх