Дверь сдвижная летательного аппарата

Изобретение относится к области авиастроения и касается сдвижных дверей вертолетов. Дверь содержит внешнюю и внутреннюю обшивки, кронштейны навески, механизм открытия/закрытия. Дверь выполнена из композитных материалов с заполнителем между обшивками. При этом кронштейны навески содержат задние кронштейны навески - верхний и нижний, передние кронштейны навески - верхний и нижний. К внешней стороне двери закреплены задние узлы навески - верхний и нижний, с внутренней стороны двери, в четырех ее углах размещены ригели запирания и установлены передние кронштейны навески - верхний и нижний. Снаружи расположена внешняя ручка аварийного сброса, которая соединена с тросом аварийного сброса. На внутренней стороне двери размещена внутренняя ручка открытия/закрытия, которая соединена с основанием через ось, шток соединен с тягами посредством качалок. При этом тяга соединена с ригелем запирания, а тяга связана с механизмом синхронизации через качалку и тягу, которая соединена с ригелем запирания. При этом дверь снабжена системой аварийного сброса, механизмом синхронизации левой и правой проводок механизма открытия/закрытия, механизмом блокировки наружной ручки аварийного сброса. По периметру двери на кромке расположен уплотнитель. Достигается повышение надежности и безопасности на всех режимах полета, повышение безопасности в аварийных ситуациях. 9 з.п. ф-лы, 35 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения, и может найти применение в конструкции сдвижных дверей вертолетов для обеспечения открытия/закрытия грузового проема по правому борту и уменьшения лобового сопротивления набегающего потока воздуха.

Известна подвижная опора сдвижной двери летательного аппарата (патент RU 71959 U1, В64С 1/14, публ.), которая содержит кронштейн, установленный на корпусе двери, и систему роликов, установленных на вертикальных осях на кронштейне и взаимодействующих с направляющей при плоскопараллельном движении сдвижной двери. Направляющие подвижных опор имеют отогнутые в направлении дверного проема концевые участки для размещения двери в закрытом положении заподлицо с обшивкой фюзеляжа. Один из роликов опоры выполнен, например, бочкообразным или коническим и установлен с возможностью взаимодействия с опорным участком профиля направляющей с восприятием осевой составляющей нагрузки от веса двери. На той же оси (или на оси, установленной по оси вращения этого ролика) установлен второй ролик системы, выполненный, в частности, цилиндрическим, причем первый и второй ролики взаимодействуют с противоположными стенками направляющей. При этом кронштейн закреплен на корпусе двери жестко. Скругленная боковая поверхность ролика обеспечивает при работе узла компенсацию возможных монтажных перекосов и исключает заклинивания при аварийном сбросе двери.

Известно устройство для аварийного сброса сдвижного блистера летательного аппарата (патент SU 713107, В64С 1/32, публ. 07.10.1986 г.), содержащее ручку аварийного сброса, установленную на окантовке проема блистера, на раме которого закреплены П-образный рельс, контактирующий с верхним рядом роликов, и нижний ряд роликов, контактирующий с рельсом, прикрепленным к окантовке проема блистера и тягу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем снижения требуемых для сброса блистера усилий, оно снабжено рядом двуплечих качалок, жестко связанных с валиками, проходящими сквозь карманы, выполненные на окантовке, на одних концах плеч которых закреплены ролики верхнего ряда, а другие плечи закреплены на тяге, образующей совместно с системой качалок и валиками параллелограммный механизм в плоскости, параллельной плоскости симметрии П-образного рельса. При возникновении аварийной ситуации поворотом ручки аварийного сброса производят расфиксацию выступа за счет проскальзывания паза в ушке рычага относительно шарнира его крепления к тяге, при этом ручка поворачивается. При этом ролики катятся по одной из внутренних поверхностей П-образного рельса и убираются вместе с плечом качалки в карман окантовки, переставая препятствовать выпаданию блистера.

Известна конструкция сдвижной двери летательного аппарата (патент US7290736, В64С 1/14, публ. 23.06.2005 г.), которая может перемещаться на трех роликах со стороны двери по направляющим на конструкции летательного аппарата. Запирание такой грузовой двери происходит путем перемещения грузовой двери параллельно оси X самолета с запорными штифтами в соответствующих втулках, расположенных на конструкции самолета. Чтобы гарантировать это, дверной проем должен быть больше, чем сама дверь. Образующийся при этом зазор закрывается с помощью запирающего элемента, который зажимает дверь. Это обеспечивает легкую конструкцию грузовой двери и, следовательно, снижение веса.

Известна сдвижная дверь кабины летательного аппарата, наиболее близкая к заявляемому техническому решению (патент RU 2268842, В64С 1/14, публ. 27.01.2006 г.), которая содержит каркас с тремя узлами навески и три направляющие для подвижных элементов, шарнирно закрепленных на кронштейнах узлов навески. По крайней мере, верхняя и нижняя направляющие выполнены с дугообразными концами, обращенными в дверной проем, а средняя направляющая установлена с внешней стороны кабины. Подвижные элементы по крайней мере верхнего и нижнего узлов навески выполнены в виде полозков, каждый из которых установлен шарнирно на вертикальной оси кронштейна и имеет боковое углубление и боковые фаски, соответствующие радиусам скругления стенок дугообразных концов направляющих. Верхняя направляющая имеет профиль, расширяющийся книзу, верхний полозок имеет ответное сечение. Кронштейн верхнего узла навески имеет несущую ось верхнего полозка, подвижную часть, кинематически связанную через тягу с ручкой двери для вертикального подпружиненного перемещения полозка при повороте ручки.

К недостаткам известных технических решений можно отнести трехточечную навеску двери, что уменьшает ее жесткость и приводит к образованию щелей и сквозняка во время полета, использование не самых жестких материалов. Либо отсутствует система аварийного сброса двери. Либо дверь в закрытом положении достаточно сильно выпирает за теоретический контур фюзеляжа, что создает сильное лобовое сопротивление.

Техническая проблема, решаемая заявляемым изобретением, заключается в создании конструкции сдвижной двери из композитных материалов для ее установки в проеме вровень с внешними панелями из композитных материалов, чтобы исключить ее влияние на аэродинамику вертолета, обеспечить возможность аварийного сброса для повышения безопасности вертолета, повысить жесткость конструкции, за счет четырех точек прижатия обеспечить обжатие дверных уплотнений для защиты от проникновения воды и пыли.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении надежности и безопасности на всех режимах полета, за счет: повышения жесткости конструкции благодаря использованию композитных материалов при изготовлении двери, четырех точек прижатия, обеспечивающих обжатие дверных уплотнений, служащих защитой от проникновения воды и пыли, в том числе повышение безопасности в аварийных ситуациях за счет внедрения системы аварийного сброса двери как снаружи так изнутри.

Для достижения технического результата предлагается дверь сдвижная летательного аппарата, содержащая внешнюю 1 и внутреннюю 3 обшивки, кронштейны навески, механизм открытия/закрытия, в соответствии с заявляемым изобретением отличающаяся тем, что дверь выполнена из композитных материалов с заполнителем 2 между внешней 1 и внутренней 3 обшивками, при этом кронштейны навески содержат задние кронштейны навески верхний (10) и нижний (11), передние кронштейны навески верхний (87) и нижний (88), к внешней стороне двери закреплены задние кронштейны навески верхний 10 и нижний 11, с внутренней стороны двери, в четырех ее углах размещены ригели запирания 37, 38, 39, 40, и установлены передние кронштейны навески верхний 87 и нижний 88, снаружи расположена внешняя ручка аварийного сброса 4, которая соединена с тросом аварийного сброса 7, на внешней стороне двери расположены ручка 18 и ручка 19 открытия/закрытия, снабженная замочной скважиной 25, на внутренней стороне двери размещена внутренняя ручка открытия/закрытия 26, которая соединена с основанием 27 через ось 28, шток 29 соединен с тягами 32 и 33 посредством качалок 31, при этом тяга 33 соединена с ригелем запирания 37, а тяга 32 связана с механизмом синхронизации через качалку 24 и тягу 35, которая соединена с ригелем запирания 38, при этом дверь снабжена системой аварийного сброса, механизмом синхронизации левой и правой проводок механизма открытия/закрытия, механизмом блокировки наружной ручки аварийного сброса, при этом по периметру двери, на кромке расположен уплотнитель 100.

Причем внешняя 1, внутренняя 3 обшивки и заполнитель 2 соединены между собой клеем горячего отверждения, при этом на фюзеляже снаружи закреплены две внешние направляющие 34, а в дверном проеме внутри установлены две изогнутые внутренние направляющие 36.

Кроме того, задний кронштейн навески верхний 10 состоит из неподвижного корпуса кронштейна 12 и подвижного узла навески 13, задний кронштейн навески нижний 11 состоит из каретки 14 с тремя опорными роликами 15, которые выполнены с возможностью вращения вокруг своей оси, кронштейна 16 и кронштейна 17, который соединен с механизмом аварийного сброса, верхний передний кронштейн навески 87 содержит кронштейн 89, на котором закреплены кронштейн 90 и каретка 91, на которой установлен упорный вращающийся ролик 92, передний кронштейн навески нижний 88, содержит каретку 93 с тремя опорными роликами 94, которые выполнены с возможностью вращения вокруг своей оси, кронштейна 95, кронштейна 96, при этом четыре точки навески двери включают передние кронштейны навески верхний 87, нижний 88, задние кронштейны навески верхний 10 и нижний 11, четыре ригеля запирания 37, 38, 39, 40.

При этом каждый ригель запирания 37, 38, 39, 40 содержит корпус 41 в котором с одной стороны вставлен шток 42, проушина которого связана с тягой, а с другой стороны на корпусе 41 закреплена качалка 44 с роликом 45, которая связана со штоком 42 посредством соединительного элемента серьги 43.

При этом внешняя ручка аварийного сброса 4 заблокирована штоком 8.

Кроме того, ручка 18 предназначена для закрывания двери изнутри салона и выполнена в виде углубления во внешней обшивке 1.

При этом механизм синхронизации левой и правой проводок механизма открытия/закрытия двери в левой части состоит из платы 20, прижима тяги синхронизатора 23, на плате 20 расположена качалка 24, через которую проходят усилия через тягу 32 от внутренней ручки открытия/закрытия 26, также из левой части двери в правую проходит тяга синхронизации 46, которая проходит внутри обшивки двери через трубу 47, выполненную из композитных материалов, и далее через кронштейн 48 приходит в правый механизм синхронизации, состоящий из основания 49, штока 50, коромысла 51, качалок 52, качалки 53 и рычага 54, от качалок 52 вверх и вниз идут тяги 55, 56, 57, при этом тяга 55 соединена с ригелем запирания 40, а тяги 56, 57 связаны с ригелем запирания 39 через качалку с серьгой 58.

Кроме того, система аварийного сброса содержит внутреннюю ручку аварийного сброса 69 в верхней части двери, которая для предотвращения случайного срабатывания закрыта выдергивающимся стеклом 70, внутренняя ручка аварийного сброса 69 держится на кронштейнах 71, 72, через нее проходит трос аварийного сброса 7, замыкаемый на кронштейн 71, далее трос, проходя через кронштейны 73, 74, приходит на рычаг 54, а далее через внешнюю ручку сброса 4 на нижнюю часть механизма аварийного сброса, который включает в себя кронштейн 75, держатель троса 76, штырь 77, при этом штырь 77 держится на колодках 78, натянут пружиной 79 и входит в кронштейны 80, 81, на штыре 77 смонтирован механизм датчика сброса 82, основными деталями которого являются корпус 83, кронштейн 84, пружина 85, упор 86.

При этом механизм блокировки наружной ручки аварийного сброса содержит плату 59 и размещенные на ней направляющие кронштейны 60, кронштейн 61, штифт ручки 62, качалку 63, пружины 64 фиксации ручки в крайних положениях и ручку 65 полет/стоянка, с качалкой 63 соединены штоки 66 и 67, шток 66 проходит через трубу 47 и держится на плате 20, при этом шток 67 входит во внешнюю ручку аварийного сброса 4, блокируя ее на стоянке от несанкционированного проникновения в салон вертолета снаружи.

Кроме того, в центральной части двери находится сбрасываемый иллюминатор 101, который установлен в оконном проеме на профиле 102, по контуру иллюминатора 101 изнутри и снаружи закреплены тросы, каждый из которых соединен с ручками 103, 104, справа от иллюминатора расположена ручка 68, которая используется для дотяга двери при ее запирании.

Конструкция двери сдвижной летательного аппарата поясняется чертежами:

Фиг. 1 - дверь сдвижная в закрытом состоянии, вид снаружи.

Фиг. 2 - дверь сдвижная в открытом состоянии, вид снаружи.

Фиг. 3 - дверь сдвижная, вид снаружи.

Фиг. 4 - дверь сдвижная, вид изнутри.

Фиг. 5 - трехслойная панель, составные компоненты.

Фиг. 6 - внутренние углубления для размещения механизмов на внутренней панели, вид изнутри.

Фиг. 7 - наружная ручка аварийного сброса, вид снаружи.

Фиг. 8 - внутренняя часть наружной ручки аварийного сброса, вид изнутри.

Фиг. 9 - фиксатор наружной ручки аварийного сброса, вид снаружи.

Фиг. 10 - верхний задний кронштейн, вид снаружи.

Фиг. 11 - нижний задний кронштейн, вид изнутри.

Фиг. 12 - нижний задний кронштейн, вид снаружи.

Фиг. 13 - наружная ручка открытия/закрытия, вид снаружи.

Фиг. 14 - механизм наружной ручки открытия/закрытия с ключевой вставкой, вид изнутри.

Фиг. 15 - механизм внутренней ручки открытия/закрытия, вид изнутри.

Фиг. 16 - механизм связи внутренней ручки открытия/закрытия с верхним ригелем, вид изнутри.

Фиг. 17 - механизм связи внутренней ручки открытия/закрытия с нижним ригелем, вид изнутри.

Фиг. 18 - ригели, запирающие дверь в проеме, общий вид, вид изнутри.

Фиг. 19 - основные детали ригеля, вид изнутри.

Фиг. 20 - механизм синхронизации левой и правой части механизма, вид изнутри.

Фиг. 21 - правая часть механизма открытия/закрытия двери, вид изнутри.

Фиг. 22 - связь правой части механизма открытия/закрытия двери с нижним ригелем, вид изнутри.

Фиг. 23 - связь правой части механизма открытия/закрытия двери с верхним ригелем, вид изнутри.

Фиг. 24 - механизм блокировки наружной ручки аварийного сброса, вид изнутри.

Фиг. 25 - внутренняя ручка аварийного сброса, вид изнутри.

Фиг. 26 - проводка троса аварийного сброса в правой средней части двери, вид изнутри.

Фиг. 27 - нижняя часть аварийного сброса, вид изнутри.

Фиг. 28 - левая нижняя часть аварийного сброса, вид изнутри.

Фиг.29 - правая нижняя часть аварийного сброса, вид изнутри.

Фиг. 30 - механизм датчика сброса, вид изнутри.

Фиг. 31 - верхний передний кронштейн навески, вид изнутри.

Фиг. 32 - нижний передний кронштейн навески, вид изнутри.

Фиг. 33 - сечение уплотнительного профиля.

Фиг. 34 - система сброса иллюминатора, вид изнутри.

Фиг. 35 - механизм блокирования внутренней ручки, вид изнутри.

Для достижения технического результата предлагается дверь сдвижная летательного аппарата трехслойной конструкции из композитных материалов, которая состоит из внешней 1 и внутренней 3 обшивки с заполнителем 2 между ними (фиг. 2-5), которые соединены между собой клеем горячего отверждения. На обшивках имеются локальные усиления для крепления кронштейнов.

Внутренняя обшивка 3 выполнена с углублениями 3.1 (карманами) для размещения в них механизмов открытия/закрытия, аварийного сброса, механизма синхронизации, механизм блокировки наружной ручки аварийного сброса (фиг. 8). С внешней стороны двери находятся органы управления: внешняя ручка аварийного сброса 4 в обтекателе 5 за вырываемым стеклом 6 (фиг. 3, 7). Внешняя ручка аварийного сброса 4 закреплена в сквозном отверстии и удерживается изнутри с помощью троса 7 аварийного сброса и так же блокируется от несанкционированного доступа снаружи штоком 8 (Фиг. 8). От случайного срабатывания внешней ручка аварийного сброса 4 во время полета на месте удерживается с помощью фиксатора 9 (фиг. 9).

К внешней стороне двери крепятся задние кронштейн навески верхний 10 и нижний 11 (фиг. 3). Верхний узел навески 10 состоит из неподвижного корпуса кронштейна 12, и подвижного узла навески 13 (фиг. 10). Задний кронштейн навески нижний 11 состоит из трех частей, каретки 14 с тремя опорными роликами 15, которые выполнены с возможностью вращения вокруг своей оси, кронштейна 16 и кронштейна 17, который соединен с механизмом аварийного сброса, который в случае его срабатывания отсоединяется от двери (фиг. 11, 12).

На внешней стороне двери расположена ручка 18 для закрывания двери изнутри салона (фиг. 3). Ручка 18 выполнена в виде углубления (прямоугольной полости) во внешней обшивке 1 для наименьшего лобового сопротивления. На внешней стороне двери так же расположена ручка открытия/закрытия 19 с замочной скважиной 25 (фиг. 3, 13) двери с замковым устройством, объединенным с платой 20, маховиком 21, упором 22, прижимом тяги синхронизатора 23, а также качалка 24 (фиг. 14).

На внутренней стороне двери размещена внутренняя ручка открытия/закрытия 26, которая соединена с основанием 27 через ось 28 (фиг. 15). Далее через шток 29 и коромысло 30 через качалки 31 связь идет на тяги 32 и 33 (фиг. 15). Тяга 33 соединена с ригелем запирания 37, а тяга 32 с механизмом синхронизации через качалку 24 и тягу 35 на ригель запирания 38 (фиг. 14, 16, 17).

На фюзеляже снаружи закреплены две внешние направляющие 34, а в дверном проеме внутри установлены две внутренние направляющие 36 (фиг. 1, 2). Направляющие 34, 36 служат для удержания двери на фюзеляже и в проеме в закрытом положении. Так же по ним осуществляется перемещение двери из закрытого положения в открытое и назад. Изогнутая конструкция внутренних направляющих 36 позволяет установить дверь вровень с панелями фюзеляжа.

С внутренней стороны двери, в четырех ее углах установлены четыре ригеля запирания 37, 38, 39, 40 (фиг. 18), каждый ригель запирания 37, 38, 39, 40 содержит корпус 41 в котором с одной стороны вставлен шток 42, проушина которого связана с соответствующей тягой, а с другой стороны на корпусе 41 закреплена качалка 44 с роликом 45, который выполнен с возможностью вращения вокруг своей оси, при этом качалка 44 связана со штоком 42 посредством соединительного элемента серьги 43 (фиг. 19).

В средней части двери расположен механизм синхронизации левой и правой проводок механизма открытия/закрытия двери. В левой части механизм состоит из платы 20, прижима тяги синхронизатора 23 (фиг. 14). На плате 20 расположена качалка 24, через которую проходят усилия через тягу 25 от внутренней ручки открытия/закрытия 26 (фиг. 14). Из левой части двери в правую проходит тяга синхронизации 46. Тяга синхронизации 46 проходит внутри обшивки двери через трубу 47 (фиг. 20), выполненную из композитных материалов, для облегчения конструкции и повышения ее жесткости и далее через кронштейн 48, приходит в правый механизм синхронизации, состоящий из основания 49, штока 50, коромысла 51, качалок 52, качалки 53 и рычага 54 (фиг. 21). От качалок 52 вверх и вниз идут тяги 55, 56, 57 (фиг. 21). Тяга 55 соединена с ригелем запирания 40 (фиг. 22), а тяги 56, 57 через качалку с серьгой 58 с ригелем запирания 39 (фиг. 23).

На внутренней стороне двери расположен механизм блокировки наружной ручки аварийного сброса (обозначен как «полет/стоянка»), состоящий из платы 59 с размещенными на ней направляющими кронштейнами 60, кронштейна 61 (основания оси), штифта ручки 62, качалки 63, пружины 64для фиксации ручки в крайних положениях и ручки 65 «полет/стоянка». С качалкой 63 соединены штоки 66 и 67. Шток 66 проходит через трубу 47 и держится на плате 20 (фиг. 20). Шток 66 входит в внешнюю ручку аварийного сброса 4 и блокирует ее на стоянке от несанкционированного проникновения в салон вертолета снаружи (фиг. 24).

Система аварийного сброса состоит из следующих компонентов: в верхней части двери находится внутренняя ручка аварийного сброса 69, которая для предотвращения случайного срабатывания закрыта выдергивающимся стеклом 70 (фиг. 25). Ручка аварийного сброса 69 держится на кронштейнах 71, 72. Через нее проходит трос 7 аварийного сброса, замыкаемый на кронштейн 71 (фиг. 25). Далее трос 7, проходя через кронштейны 73, 74 (фиг. 18) приходит на рычаг 54, а далее через внешнюю ручку сброса 4 (фиг. 26) на нижнюю часть механизма аварийного сброса, который включает в себя: кронштейн 75, держатель троса 76, штырь 77. Штырь 77 держится на колодках 78, натянут пружиной 79 и входит в кронштейны 80, 81. На штыре 77 смонтирован механизм датчика сброса 82 (фиг. 27, 28, 29), который содержит корпус 83, закрепленный с возможностью поворота одним концом на кронштейне 84, внутри корпуса 83 размещена пружина 85, а на другом его конце закреплен упор 86 (фиг. 30).

С внутренней стороны двери расположены передние кронштейны навески верхний 87 и нижний 88 (фиг. 4). Передний кронштейн навески верхний 87, регулируемый по высоте и выносу, состоит из кронштейна 89, на котором закреплены кронштейн 90 и каретка 91, на которой установлен упорный вращающийся ролик 92 (фиг. 31). Передний кронштейн навески нижний 88, регулируемый, состоит из каретки 93 с тремя опорными роликами 94, которые выполнены с возможностью вращения вокруг своей оси, кронштейна 95 (гусака) и кронштейна 96 (фиг. 32). Механизмы, находящиеся внутри двери, закрыты крышками 97, 98, 99, изготовленными из композитного материала (фиг. 4).

По периметру двери, на кромке расположен уплотнитель 100, выполненный, к примеру, из резины, использование которого при обжатии в процессе закрытия двери позволяет избежать проникновения воды и пыли внутрь салона вертолета (фиг. 4, 33).

Таким образом выполнены четыре точки навески, которые содержат передние кронштейны навески верхний 87, нижний 88 и задние кронштейны навески верхний 10 и нижний 11, а также четыре ригеля запирания 37, 38, 39, 40. При этом дверь в закрытом положении надежно закреплена, т.к. прижата в четырех точках по углам, при этом повышается жесткость конструкции, т.к. исключается деформация двери при перепадах давления на всех режимах полета вертолета, и повышается герметичность закрытой двери.

Кроме того, в конструкции кронштейнов навески используются ролики, а именно, верхний передний кронштейн навески 87 содержит ролик 92, нижний передний кронштейн навески 88 содержит три опорных ролика 94, нижний узел навески 11 состоит из трех частей, каретки 14 с тремя опорными роликами 15, которые взаимодействуют с направляющими 34, 36. Это позволяет сдвигать дверь при открывании, а при закрывании дверь устанавливается в проеме вровень с внешними панелями фюзеляжа, что исключает ее влияние на аэродинамику вертолета и повышает летно-технические характеристики вертолета в целом.

В центральной части двери находится сбрасываемый иллюминатор 101, который держится в оконном проеме на профиле 102. По контуру иллюминатора 101 изнутри и снаружи закреплены тросы, каждый из которых соединен с ручками замка троса 103, 104. В случае необходимости иллюминатор 101 можно сбросить как изнутри, так и снаружи, выдернув ручку замка троса 103 или 104 (фиг. 3, 34).

Справа от иллюминатора расположена ручка 68 (фиг. 4), которая используется для притягивания двери при ее запирании.

Устройство работает следующим образом.

Блокировка двери от несанкционированного проникновения снаружи в закрытом положении осуществляется ключом (не показано), через замочную скважину 25, поворачивается упор 22, который блокирует г-образным выступом поворот качалки 24 за счет его входа в вилку на ней и, как следствие, заблокировано движение внешней 19 и внутренней 26 ручки открытия/закрытия, т.к. не происходит перемещение тяг 32 и 35, подсоединенных к качалке 24 (фиг. 13, 14). С внутренней стороны двери блокировка осуществляется поворотом маховика 21 по часовой стрелке до упора (фиг. 14).

В закрытом положении дверь расположена в проеме вертолета вровень с боковыми панелями. Внешняя ручка открытия/закрытия 19 расположена горизонтально (фиг. 13). Внутренняя ручка открытия/закрытия 26 находится в крайнем левом положении (фиг. 15). Внутреннюю ручку открытия/закрытия 26 на месте удерживает подпружиненный фиксатор, состоящий из корпуса ручки, пружины 105 и штока 106. В основании 27 выполнены два конических отверстия, в которые упирается шток 106 в крайних положениях внутренней ручки открытия/закрытия 26 (фиг. 35). Ригели запирания 37, 38, 39, 40 выдвинуты из двери и расположены горизонтально в ответных кронштейнах (не показано), находящихся на дверном проеме (фиг. 18). Их форма спроектирована таким образом, что, когда любой из ригелей запирания 37, 38, 39, 40 заходит в ответный кронштейн, дверь с усилием прижимается, обжимая уплотнитель 100, образуя контур, который позволяет избежать проникновения воды и пыли внутрь салона вертолета (фиг. 4, 33).

Механизм блокировки наружной ручки аварийного сброса работает следующим образом: во время нахождения вертолета на земле ручка «полет/стоянка» 65 должна находиться в положении «стоянка» в крайнем левом положении. На месте ее удерживает пружина 64 (фиг. 24). При этом шток 66, проходя через трубу 47 держится на плате 20 и нажимает на микровыключатель (не показан), находящийся в дверном проеме. Шток 67 входит во внешнюю ручку аварийного сброса 4, блокирую ее на стоянке от несанкционированного проникновения в салон вертолета снаружи. Перед полетом ручка «полет/стоянка» 65 поворачивается по часовой стрелке до упора в положение «полет» и удерживается в нем пружиной 64. После поворота ручки «полет/стоянка» 65 на штифте ручки 62 поворачивается качалка 63. Шток 66 втягивается в дверь и перестает нажимать на микровыключатель, а шток 67 выходит из зацепления с внешней ручкой аварийного сброса 4, разблокируя ее (фиг. 24). Таким образом появляется возможность аварийно сбросить дверь снаружи.

Для открытия двери снаружи необходимо повернуть механизм ключевой вставки замочной скважины 25 из одного крайнего положения в другое (фиг.13). Упор 22 выходит из зацепления с качалкой 24 и дает возможность ей двигаться. Далее, повернув внешнюю ручку открытия/закрытия 19 вниз до упора, качалка 24 перемещает тяги 32, 35 и тягу 33 через качалки 31 и шток 29 с коромыслом 30 (фиг. 14, 15, 16,17). Так же качалка 24 перемещает тягу 46 синхронизации и через шток 50, коромысло 51 воздействует на качалки 52. Качалки 52 перемещают тяги 55, 56, 57 (фиг. 20, 21, 22, 23). В результате тяги 33, 35, 55, 57 воздействуют на ригели запирания 37, 38, 39, 40 путем перемещения штока 42 в корпусе 41. Шток 42 перемещает серьгу 43, которая двигает качалку 44 с роликом 45 (фиг. 18, 19).

Все четыре качалки 44 в ригелях запирания 37, 38, 39, 40 выходят из зацепления с кронштейнами, находящимися в проеме, и дверь высвобождается. Задняя часть двери отходит перпендикулярно проему наружу под действием пружин 107, 108 (фиг. 10, 11). Далее для образования открытого проема необходимо сдвинуть дверь рукой за внутреннюю ручку открытия/закрытия 26 в направлении открытия. Дверь свободно переместится по четырем направляющим 34, 36 до конца.

Для открытия двери изнутри необходимо повернуть маховик 21 из одного крайнего положения в другое. Упор 22 выходит из зацепления с качалкой 24 и дает возможность ей двигаться. Далее, повернув внутреннюю ручку открытия/закрытия 26 по часовой стрелке до упора, происходит перемещение штока 29 через качалки 31 и шток 29 с коромыслом 30 тяг 32, 33 и тяги 35 через кронштейн 24 (фиг. 15). Так же качалка 24 перемещает тягу синхронизации 46 и через шток 50, коромысло 51 воздействует на качалки 52. Качалки 52 перемещают тяги 55, 56, 57 (фиг. 20, 21, 22, 23). В результате тяги 33, 35, 55, 57 воздействуют на ригели 37, 38, 39, 40 путем перемещения штока 42 в корпусе 41. Шток перемещает серьгу 43, которая двигает качалку 44 с роликом 45 (фиг. 18, 19).

Все четыре качалки 44 в ригелях запирания 37, 38, 39, 40 выходят из зацепления с кронштейнами, находящимися в проеме, и дверь высвобождается. Задняя часть двери отходит перпендикулярно проему наружу под действием пружин 107, 108 (фиг. 10, 11). Далее для образования открытого проема необходимо сдвинуть дверь рукой за внутреннюю ручку открытия/закрытия 26 в направлении открытия. Дверь свободно переместится по четырем направляющим 34, 36 до конца.

Для закрытия двери снаружи нужно потянуть дверь в сторону закрытия заручку открытия/закрытия 19 (фиг. 13). Когда она окажется в проеме, надавить рукой на левую часть двери так, чтобы она полностью встала вровень с боковой панелью. Далее необходимо повернуть ручку открытия/закрытия 19 вверх до упора, тем самым из двери выйдут четыре качалки 44 с роликами 45, которые притянут дверь к фюзеляжу и обожмут уплотнитель 100 до максимального значения (фиг. 18, 19). Работа кинематической схемы повторяется в обратном порядке.

Для закрытия двери изнутри нужно потянуть дверь в сторону закрытия заручку 18 (фиг. 3). Когда дверь окажется в проеме, потянуть на себя за ручку 68 (фиг. 4) так, чтобы она полностью встала вровень с боковой панелью. Далее повернуть внутреннюю ручку открытия/закрытия 26 (фиг. 16) против часовой стрелки до упора, тем самым из двери выйдут четыре качалки 44 с роликами 45 (фиг. 18, 19), которые притянут дверь к фюзеляжу и обожмут уплотнитель 100 до максимального значения. Работа кинематической схемы повторяется в обратном порядке.

Дверь оснащена системой аварийного сброса на случай нештатных ситуаций. Работает она следующим образом. Перед полетом необходимо разблокировать внешнюю ручку аварийного сброса 4 путем поворота ручки «полет/стоянка» 65 (фиг. 4) в положение «полет».

Для аварийного сброса двери изнутри необходимо выдернуть стекло 70 и дернуть внутреннюю ручку аварийного сброса 69. Трос 7 аварийного сброса, закрепленный на кронштейн 71 и проходящий через внутреннюю ручку аварийного сброса 69, начинает вытягиваться (фиг. 25). Проходя через кронштейны 73, 74, трос двигает рычаг 54, который вращает качалку 53 (храповик) (фиг. 18). Качалка 53, находясь в зацеплении со штоком 50, перемещает его и приводит в движение механизм открытия/закрытия, благодаря чему ригели запирания 37, 38, 39, 40 втягиваются в дверь и освобождают ее из проема (фиг. 21). Одновременно с этим трос 7, закрепленный на держатель троса 76, перемещает штырь 77. Штырь 77 перемещается вдоль колодок 78, преодолевая усилие пружины 79, и высвобождает из зацепления кронштейны 80, 81 с кронштейнами 17, 96. Во время перемещения штыря 77 находящийся на нем рычаг 109 зацепом перемещает механизм датчика сброса 82, который в момент срабатывания аварийного сброса нажимает на микровыключатель (фиг. 27, 28, 29, 30). Далее, приложив небольшое усилие, необходимо вытолкнуть дверь из проема от себя, до полного его освобождения.

Для аварийного сброса двери снаружи необходимо выдернуть стекло 6 и дернуть внешнюю ручку аварийного сброса 4 на себя (фиг. 7). Трос аварийного сброса 7, закрепленный на кронштейн 71 и проходящий через ручку 4, начинает вытягиваться. Проходя через кронштейны 73, 74, трос двигает рычаг 54, который вращает качалку 53 (храповик) (фиг. 18). Качалка 53, находясь в зацеплении со штоком 50, перемещает его и приводит в движение механизм открытия/закрытия, благодаря чему ригели запирания 37, 38, 39, 40 втягиваются в дверь и освобождают ее из проема (фиг. 21). Одновременно с этим трос 7, закрепленный на держатель троса 76, перемещает штырь 77. Штырь 77 перемещается вдоль колодок 78, преодолевая усилие пружины 79, и высвобождает из зацепления кронштейны 80 с 81 и кронштейны 17 с 81. Во время перемещения штыря 77 находящийся на нем рычаг 109 зацепом перемещает механизм датчика сброса 82, который в момент срабатывания аварийного сброса нажимает на микровыключатель (фиг. 27, 28, 29, 30). Далее, приложив небольшое усилие, необходимо потянуть дверь из проема на себя, до полного его освобождения.

В центральной части двери находится сбрасываемый иллюминатор 101. В случае, если невозможно сбросить всю дверь, необходимо сбросить иллюминатор 101. Это можно сделать как изнутри, так и снаружи. Для сброса иллюминатора 101 необходимо потянуть за ручку замка троса 103 и/или 104, вытянуть шнур и выдавить стекло от себя из профиля 102 (фиг. 34).

Предложенная конструкция сдвижной двери, ее конструктивные элементы и механизмы сделаны в соответствии с требованиями Авиационных правил АП-29.

Таким образом достигается технический результат, надежность двери во время полета достигается за счет использования композитных материалов, что существенно повышает ее жесткость; использование четырех точек крепления не позволяет двери отгибаться от проема в полете.

При этом дополнительно обеспечивается повышение эргономических характеристик за счет удобного, эргономичного размещения ручек изнутри и снаружи, что повышает удобство их использования; улучшение эксплуатационных характеристик за счет использования конструкции креплений задних кронштейнов навески верхнего 10 и нижнего 11 и передних кронштейнов навески верхнего 87 и нижнего 88, позволяющих легко демонтировать дверь, а применение композитных материалов позволяет снизить вес двери, таким образом в случае необходимости проведения ремонтных работ дверь работы по перемещению или монтажу/демонтажу двери могут быть выполнены с помощью меньшего количества персонала, по сравнению с металлическими дверями прототипа; улучшение технологичности конструкции, т.к. применение композитных материалов позволяет отказаться от клепальных работ при изготовлении в сравнении с металлическими дверями прототипа; снижение нагрузки на персонал в процессе ремонта за счет использования большого количества композитных материалов, продуманных и удобных для ремонта кинематических узлах.

Повышение безопасности в аварийных ситуациях достигается за счет внедрения системы аварийного сброса двери как снаружи, так изнутри за счет наличия внешней ручки открытия/закрытия 19, внутренней ручки открытия/закрытия 26, связанных между собой системой тяги 32 с качалками 24, 31; стопорения ручек в запертом положении, так, что случайное воздействие человека на ручку не приведет к разблокировке ригелей, также за счет наличия сбрасываемого иллюминатора 101, который установлен в оконном проеме на профиле 102. Система аварийного сброса двери позволяет сбросить дверь и освободить дверной проем для выхода экипажа в случае аварии, при повреждении фюзеляжа и штатных механизмов открывания двери.

1. Дверь сдвижная летательного аппарата, содержащая внешнюю (1) и внутреннюю (3) обшивки, кронштейны навески, механизм открытия/закрытия, отличающаяся тем, что дверь выполнена из композитных материалов с заполнителем (2) между внешней (1) и внутренней (3) обшивками, при этом кронштейны навески содержат задние кронштейны навески - верхний (10) и нижний (11), передние кронштейны навески - верхний (87) и нижний (88), к внешней стороне двери закреплены задние узлы навески - верхний (10) и нижний (11), с внутренней стороны двери, в четырех ее углах размещены ригели запирания (37, 38, 39, 40) и установлены передние кронштейны навески - верхний (87) и нижний (88), снаружи расположена внешняя ручка аварийного сброса (4), которая соединена с тросом аварийного сброса (7), на внешней стороне двери расположены ручка (18) и ручка (19) открытия/закрытия, снабженная замочной скважиной (25), на внутренней стороне двери размещена внутренняя ручка открытия/закрытия (26), которая соединена с основанием (27) через ось (28), шток (29) соединен с тягами (32) и (33) посредством качалок (31), при этом тяга (33) соединена с ригелем запирания (37), а тяга (32) связана с механизмом синхронизации через качалку (24) и тягу (35), которая соединена с ригелем запирания (38), при этом дверь снабжена системой аварийного сброса, механизмом синхронизации левой и правой проводок механизма открытия/закрытия, механизмом блокировки наружной ручки аварийного сброса, при этом по периметру двери, на кромке расположен уплотнитель (100).

2. Дверь сдвижная по п.1, отличающаяся тем, что внешняя (1), внутренняя (3) обшивки и заполнитель (2) соединены между собой клеем горячего отверждения, при этом на фюзеляже снаружи закреплены две внешние направляющие (34), а в дверном проеме внутри установлены две изогнутые внутренние направляющие (36).

3. Дверь сдвижная по любому из пп.1, 2, отличающаяся тем, что задний кронштейн навески - верхний (10) - состоит из неподвижного корпуса кронштейна (12) и подвижного узла навески (13), задний кронштейн навески - нижний (11) - состоит из каретки (14) с тремя опорными роликами (15), которые выполнены с возможностью вращения вокруг своей оси, кронштейна (16) и кронштейна (17), который соединен с механизмом аварийного сброса, передний кронштейн навески - верхний (87) - содержит кронштейн (89), на котором закреплены кронштейн (90) и каретка (91), на которой установлен упорный вращающийся ролик (92), передний кронштейн навески - нижний (88) - содержит каретку (93) с тремя опорными роликами (94), которые выполнены с возможностью вращения вокруг своей оси, кронштейна (95), кронштейна (96), при этом четыре точки навески двери включают передние кронштейны навески - верхний (87), нижний (88), задние кронштейны навески - верхний (10) и нижний (11) - и четыре ригеля запирания (37, 38, 39, 40).

4. Дверь сдвижная по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что каждый ригель запирания (37, 38, 39, 40) содержит корпус (41), в котором с одной стороны вставлен шток (42), проушина которого связана с тягой, а с другой стороны на корпусе (41) закреплена качалка (44) с роликом (45), которая связана со штоком (42) посредством соединительного элемента серьги (43).

5. Дверь сдвижная по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что внешняя ручка аварийного сброса (4) заблокирована штоком (8).

6. Дверь сдвижная по любому из пп.1-5, отличающаяся тем, что ручка (18) предназначена для закрывания двери изнутри салона и выполнена в виде углубления во внешней обшивке (1).

7. Дверь сдвижная по любому из пп.1-6, отличающаяся тем, что механизм синхронизации левой и правой проводок механизма открытия/закрытия двери в левой части состоит из платы (20), прижима тяги синхронизатора (23), на плате (20) расположена качалка (24), через которую проходят усилия через тягу (32) от внутренней ручки открытия/закрытия (26), также из левой части двери в правую проходит тяга синхронизации (46), которая проходит внутри обшивки двери через трубу (47), выполненную из композитных материалов, и далее через кронштейн (48) проходит в правый механизм синхронизации, состоящий из основания (49), штока (50), коромысла (51), качалок (52), качалки (53) и рычага (54), от качалок (52) вверх и вниз идут тяги (55, 56, 57), при этом тяга (55) соединена с ригелем запирания (40), а тяги (56, 57) связаны с ригелем запирания (39) через качалку с серьгой (58).

8. Дверь сдвижная по любому из пп.1-7, отличающаяся тем, что система аварийного сброса содержит внутреннюю ручку аварийного сброса (69) в верхней части двери, которая для предотвращения случайного срабатывания закрыта выдергивающимся стеклом (70), внутренняя ручка аварийного сброса (69) держится на кронштейнах (71, 72), через нее проходит трос аварийного сброса (7), замыкаемый на кронштейн (71), далее трос, проходя через кронштейны (73, 74), проходит на рычаг (54), а далее через внешнюю ручку сброса (4) на нижнюю часть механизма аварийного сброса, который включает в себя кронштейн (75), держатель троса (76), штырь (77), при этом штырь (77) держится на колодках (78), натянут пружиной (79) и входит в кронштейны (80, 81), на штыре (77) смонтирован механизм датчика сброса (82), основными деталями которого являются корпус (83), кронштейн (84), пружина (85), упор (86).

9. Дверь сдвижная по любому из пп.1-8, отличающаяся тем, что механизм блокировки наружной ручки аварийного сброса содержит плату (59) и размещенные на ней направляющие кронштейны (60), кронштейн (61), штифт ручки (62), качалку (63), пружины (64) фиксации ручки в крайних положениях и ручку (65) полет/стоянка, с качалкой (63) соединены штоки (66 и 67), шток (66) проходит через трубу (47) и держится на плате (20), при этом шток (67) входит во внешнюю ручку аварийного сброса (4), блокируя ее на стоянке от несанкционированного проникновения в салон вертолета снаружи.

10. Дверь сдвижная по п.1, отличающаяся тем, что в центральной части двери находится сбрасываемый иллюминатор (101), который установлен в оконном проеме на профиле (102), по контуру иллюминатора (101) изнутри и снаружи закреплены тросы, каждый из которых соединен с ручками (103, 104), справа от иллюминатора расположена ручка (68), которая используется для дотяга двери при ее запирании.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям люков и пневматических систем вертолетов. Силовая петля крепления крышки люка летательного аппарата содержит неподвижный (10) и подвижный (12) корпусы, надетые на ось (14), внутреннюю магистраль.

Изобретение относится к авиационной технике и касается экранирования блоков радиолокационного оборудования от внешнего электромагнитного поля сверхвысокочастотного диапазона путем дистанционного управления экранами. Гибкий экран с приводом содержит защитный экран, элементы крепления на корпусе летательного аппарата (ЛА) и механизм перемещения защитного экрана.

Изобретение относится к области авиационной техники. Створка передней опоры шасси содержит оребренную панель (1), внешнюю и внутреннюю (3) обшивки, крышку (5), профили (7) уголкового сечения, установленные на крышке (5), опоры (8), размещенные на внутренней обшивке (3) для крепления крышки (5).

Изобретение относится к области авиационной техники. Створка передней опоры шасси содержит оребренную панель (1), внешнюю и внутреннюю (3) обшивки, крышку (5), профили (7) уголкового сечения, установленные на крышке (5), опоры (8), размещенные на внутренней обшивке (3) для крепления крышки (5).
Изобретение относится к ламинированному остеклению для транспортного средства или сооружения. Остекление содержит внутренний структурный лист из полимерного материала и внешний структурный стеклянный лист с толщиной 3-20 мм, имеющий напряжение разрушения от 350 до 1000 МПа при столкновении с птицами.
Изобретение относится к ламинированному остеклению для транспортного средства или сооружения. Остекление содержит внутренний структурный лист из полимерного материала и внешний структурный стеклянный лист с толщиной 3-20 мм, имеющий напряжение разрушения от 350 до 1000 МПа при столкновении с птицами.
Изобретение относится к ламинированному остеклению для транспортного средства или сооружения. Остекление содержит внутренний структурный стеклянный лист, образующий внутреннюю сторону ламинированного остекления и имеющий поверхностное сжимающее напряжение 400-1000 МПа с глубиной обмена 100-500 мкм и внешний структурный стеклянный лист, имеющий поверхностное сжимающее напряжение 50-300 МПа с глубиной обмена 50-100 мкм, при условии, что произведение поверхностного сжимающего напряжения и глубины обмена внешнего структурного стеклянного листа равно самое большее 25000 МПа.мкм, при этом внутренний и внешний структурные стеклянные листы имеют идентичные или различные толщины, каждая из которых составляет от 3 до 20 мм.
Изобретение относится к ламинированному остеклению для транспортного средства или сооружения. Остекление содержит внутренний структурный стеклянный лист, образующий внутреннюю сторону ламинированного остекления и имеющий поверхностное сжимающее напряжение 400-1000 МПа с глубиной обмена 100-500 мкм и внешний структурный стеклянный лист, имеющий поверхностное сжимающее напряжение 50-300 МПа с глубиной обмена 50-100 мкм, при условии, что произведение поверхностного сжимающего напряжения и глубины обмена внешнего структурного стеклянного листа равно самое большее 25000 МПа.мкм, при этом внутренний и внешний структурные стеклянные листы имеют идентичные или различные толщины, каждая из которых составляет от 3 до 20 мм.

Изобретение относится к окну, закрепленному посредством зажатия в обитаемом отсеке, таком как кабина в конструкции самолета, при этом окно выполнено с возможностью блокировки в оконном проеме в случае разрыва слоев окна. Окно содержит структурную подложку, называемую внутренней подложкой, которая должна быть обращена к приемной конструкции, внутри которой должно быть закреплено окно, и имеет сторону, называемую внутренней стороной.

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике. Люк летательного аппарата содержит окантовку (1), крышку (3), механические замки (5) с выдвижными штоками (7), уплотнительный материал.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Направляющее устройство с кабелем для размещения на дверной конструкции транспортного средства или внутри нее включает электрический кабель, отводное устройство, выполненное с возможностью размещения кабеля и отвода кабеля при открывании дверной створки.
Наверх