Маршевый прямоточный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетам, имеющим головную часть, маршевый пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель и разгонный твердотопливный двигатель. Маршевый двигатель имеет входной диффузор, блок пульсирующих камер сгорания, выходное реактивное сопло. Блок пульсирующих камер сгорания имеет четыре неподвижные горизонтальные камеры сгорания, первый и второй вращающиеся клапанные диски, установленные перед и за камерами сгорания и связанные общим валом, топливную систему, систему управления. Между входным диффузором и первым клапанным диском размещены поворотные сопловые лопатки и вращающиеся рабочие лопатки, установленные на общем валу. Топливный бак соединен с камерами сгорания через топливный клапан, внутреннюю полость общего вала и неподвижный блок подачи топлива в камеры сгорания. Система управления связана импульсными линиями с датчиком числа оборотов, топливным клапаном, устройством поворота сопловых лопаток и обеспечивает синхронизацию числа оборотов вращающихся клапанных дисков, процессов подачи топлива и его зажигания в каждой камере сгорания. Достигается упрощение конструкции. 5 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетам, имеющем головную часть, маршевый пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель и разгонный твердотопливный двигатель.

Известен газотурбинный двигатель периодического сгорания содержащий воздушный компрессор, три неподвижные пульсирующие камеры сгорания снабженные вращающимися золотниками последовательно перекрывающими впускные и выпускные окна камер сгорания. (Э.А. Манушин, В.Е. Михальцев, А.П. Чернобровкин. Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок. рис. 99, стр. 239 М. «Машиностроение», 1977.). Недостатки этого газотурбинного двигателя связаны с тем, что пульсирующие камеры сгорания выполнены неохлаждаемыми и снабжены вращающимися золотниками, что приводит к низкой надежности двигателя. Кроме того, он не имеет систему регулирования мощности пульсирующих камер сгорания.

Известен способ работы и устройство блока пульсирующих камер сгорания (Патент РФ №261036), содержащего три неподвижные горизонтальные пульсирующие камеры сгорания с входными воздушными и выходными газовыми окнами, первый и второй вращающиеся клапанные диски, топливную систему, систему управления, систему искрового зажигания, импульсные линии зажигания, устройства искрового зажигания со свечами зажигания), трубопроводы топлива, топливный кран: первый и второй вращающиеся клапанные диски снабжены, соответственно, воздушными и газовыми окнами, оси вращающихся клапанных дисков совпадают с горизонтальной осью блока камер сгорания, первый клапанный диск установлен перед входными воздушными окнами камер сгорания, а второй клапанный диск установлен за выходными газовыми окнами камер сгорания, клапанные диски имеют общий вал и связаны через редуктор с электродвигателем постоянного тока; система управления связана с электродвигателем постоянного тока, система искрового зажигания связана импульсными линиями через устройство искрового зажигания со свечами зажигания в камерах сгорания, топливный кран соединен топливопроводами через топливную систему с топливными форсунками камер сгорания (Патент РФ №2610362). Положительным качеством блока камер сгорания является применение вращающихся клапанных дисков связанных с электродвигателем постоянного тока, что позволяет регулировать нагрузку камер сгорания.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является пульсирующий турбореактивный двигатель (Патент РФ №2674091). снабженный входным диффузором, компрессором, газовой турбиной, выходным реактивным соплом и блоком пульсирующих камер сгорания, содержащем четыре неподвижные горизонтальные пульсирующие камеры сгорания с входными воздушными и выходными газовыми окнами, два - первый и второй вращающиеся клапанные диски, топливную систему, систему управления, систему искрового зажигания, импульсные линии зажигания, устройства искрового зажигания со свечами зажигания, топливную систему, топливный клапан, топливопроводы, топливные форсунки: первый и второй вращающиеся клапанные диски связанные общим валом, снабжены, соответственно, воздушными и газовыми окнами, оси вращающихся клапанных дисков совпадают с горизонтальной осью блока камер сгорания, первый клапанный диск установлен перед входными воздушными окнами камер сгорания, а второй клапанный диск размещен за выходными газовыми окнами камер сгорания, клапанные диски имеют общий вал; радиальные оси четырех воздушных отверстий первого клапанного диска расположены под углами 45°, 135°, 225° и 315° относительно центральной вертикальной оси блока камер сгорания, а радиальные оси четырех газовых отверстий второго клапанного диска расположены под углами 0°, 90°, 180° и 270° относительно центральной вертикальной оси блока камер сгорания; система управления связана импульсными линиями с датчиком числа оборотов, с топливной системой, с электродвигателем постоянного тока, со свечами зажигания в камерах сгорания, топливный кран соединен топливопроводами через топливную систему с топливными форсунками в камерах сгорания. Пульсирующий турбореактивный двигатель по этому патенту прият в качестве прототипа к изобретению. Недостатками прототипа является его конструктивная сложность и высокая стоимость, связанные с применением в нем компрессора, газовой турбины и системы электроснабжения с электродвигателем постоянного тока.

Целью изобретения является устранение недостатков прототипа, упрощение конструкции и создание маршевого ракетного прямоточного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Поставленная цель достигается за счет того, что маршевый прямоточный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель снабженный входным диффузором, выходным реактивным соплом и блоком пульсирующих камер сгорания, содержащем четыре неподвижные горизонтальные пульсирующие камеры сгорания с входными воздушными и выходными газовыми окнами, первый и второй вращающиеся клапанные диски, связанные общим валом, датчиком числа оборотов клапанных дисков, топливной системой, системой управления с импульсными линиями; топливная система содержит топливный клапан, топливопроводы, топливные форсунки в камерах сгорания: первый и второй вращающиеся клапанные диски снабжены, соответственно, воздушными и газовыми окнами, оси вращающихся клапанных дисков совпадают с горизонтальной осью блока камер сгорания, первый клапанный диск установлен перед, а второй за выходными камерами сгорания; радиальные оси четырех воздушных отверстий первого клапанного диска расположены под углами 45°, 135°,, 225° и 315° относительно центральной вертикальной оси блока камер сгорания, а радиальные оси четырех газовых отверстий второго клапанного диска расположены под углами 0°, 90°, 180° и 270° относительно этой оси; система управления связана импульсными линиями с датчиком числа оборотов, со свечами зажигания в камерах сгорания, с топливный краном и с топливными форсунками в камерах сгорания, причем маршевый двигатель снабжен топливным баком, дополнительными поворотными сопловыми лопатками, вращающимися рабочими лопатками, механизмом поворота сопловых лопаток, неподвижным блоком подвода топлива к камерам сгорания; поворотные сопловые и вращающиеся рабочие лопатки размещены между входным диффузором и первым вращающимся клапанным диском, поворотные сопловые лопатки связаны с механизмом поворота сопловых лопаток, рабочие лопатки установлены на общем валу; передняя часть общего вала имеет внутреннюю топливную полость, блок подвода топлива к камерам сгорания выполнен неподвижный и размещен над верхней поверхностью полой части общего вала, рабочие лопатки укреплены на общем валу, топливный бак соединен топливопроводами с камерами сгорания через топливный клапан, отверстия во внутренней топливной полости общего вала, отверстия в блоке подвода топлива и трубопроводами подачи топлива к форсункам камер сгорания, система управления связана импульсными линиями с датчиком числа оборотов дисков, с топливным краном и с механизмом поворота сопловых лопаток.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить его соответствие критерию «новизна» и соответствие критерию «существенные отличия». Техническая сущность предложенных технических решений поясняется чертежами. На Фиг. 1 изображена схема маршевого прямоточного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Здесь 1 - топливный бак, 2 - входной диффузор, 3 - поворотные сопловые лопатки, 4 - рабочие лопатки, 5 - первый клапанный диск, 6 - блок камер сгорания, 7 - второй клапанный диск, 8 - выходное газовое сопло, 9 - топливопровод, 10 - топливный кран, 11 - датчик числа оборотов, 12 - общий вал с входной внутренней топливной полостью, 13 - блок подвода топлива к камерам сгорания, 14 - свечи зажигания, 15 - подшипники 16 - механизм поворота сопловых лопаток, 17 - импульсные линии, 18 - устройство управления. На Фиг. 2 изображен блок пульсирующих камер сгорания. На Фиг. 3 и 4 изображены первый и второй вращающиеся клапанные диски. На Фиг. 5 изображен блок подвода топлива к камерам сгорания. Здесь: а) соответствует углу поворота общего вала 12, первого клапанного диска 5 и второго клапанного диска 7 на 45° относительно вертикальной оси блока камер сгорания, при котором топливо по трубопроводу 1 подается в первую камеру блока камер 6 сгорания и по трубопроводу 3 в третью камеру сгорания блока камер сгорания 6. Индекс в) соответствует углу поворота общего вала 12 и первого клапанного диска 5 на 90° при котором топливо по трубопроводу 2 подается во вторую камеру сгорания блока камер 6 и по трубопроводу 4 в четвертую камеру сгорания блока камер сгорания 6.

Маршевый прямоточный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель работает следующим образом. После старта ракеты и увеличения ее скорости до требуемой, отключается и отделяется стартовый твердотопливный двигатель. Устройство управления 18 по данным датчика числа оборотов 11 передает по импульсным линиям 17 управляющие сигналы на топливный клапан 10, на механизм поворота сопловых лопаток 16 в положение, при котором высокоскоростной поток воздуха, входящий в двигатель из входного диффузора 2, приводит во вращение с требуемым числом оборотов рабочие лопатки 4, установленные на общем валу с входной внутренней топливной полостью 12, первый клапанный диск 5, второй клапанный диск 7. При этом воздух, в соответствии с углом поворота первого клапанного диска 5, поступает через его открытые входные воздушные окна в соответствующие камеры сгорания блока камер сгорания (Фиг. 2). После поворота первого клапанного диска 5 и второго клапанного диска 7 на угол, при котором входы и выходы камер сгорания закрываются телами клапанных дисков 5 и 7, топливо из топливного бака 1 поступает через топливопровод 9, открытый топливный клапан 10, полую часть общего вала с входной топливной полостью 12, открытые окна в общем вале с входной топливной полостью 12, открытые окна в блоке подвода топлива к камерам сгорания 13 и через топливопроводы 1 и 3 (Фиг. 5) к форсункам камер сгорания 1 и 3 (индекс а) на фиг 5). При повороте дисков 5 и 7 на 45° относительно вертикальной оси блока камер сгорания, открываются выходные газовые окна на втором клапанном диске 7 и продукты сгорания выходят из второй и четвертой камер сгорания и с большой скоростью через выходное газовое сопло 8 сбрасываются в атмосферу, создавая движущую тягу двигателю. При повороте дисков 5 и 7 на следующий угол 45° происходит подача топлива в камеры сгорания 2 и 4 (индекс в) на фиг 5).

Применение в маршевом прямоточном пульсирующем воздушно-реактивном двигателе поворотных сопловых лопаток и вращающихся рабочих лопаток, укрепленных на общем валу, позволяет использовать кинетическую энергию высокоскоростного потока воздуха входящего в маршевый двигатель для обеспечения вращения клапанных дисков и отказаться от применения приводного электродвигателя. Применение блока подвода и распределения топлива между камерами сгорания позволяет отказаться от применения в двигателе топливных клапанов для каждой камеры сгорания. После запуска двигателя топливо подогревается до температуры выше 250°, поэтому предлагаемый метод подачи топлива в камеры сгорания позволяет использовать принцип самовозгорания топлива в камерах сгорания. Предлагаемая система управления двигателем позволяет регулировать частоту вращения клапанных дисков, тепловую мощность и тягу двигателя.

Маршевый прямоточный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, снабженный входным диффузором, выходным реактивным соплом и блоком пульсирующих камер сгорания, содержащим четыре неподвижные горизонтальные пульсирующие камеры сгорания с входными воздушными и выходными газовыми окнами, первый и второй вращающиеся клапанные диски, связанные общим валом, датчиком числа оборотов клапанных дисков, топливной системой, системой управления, импульсными линиями: топливная система содержит топливный клапан, топливопроводы, топливные форсунки в камерах сгорания: первый и второй вращающиеся клапанные диски снабжены, соответственно, воздушными и газовыми окнами, оси вращающихся клапанных дисков совпадают с горизонтальной осью блока камер сгорания, первый клапанный диск установлен перед, а второй за выходными камерами сгорания; радиальные оси четырех воздушных отверстий первого клапанного диска расположены под углами 45°, 135°, 225° и 315° относительно центральной вертикальной оси блока камер сгорания, а радиальные оси четырех газовых отверстий второго клапанного диска расположены под углами 0°, 90°, 180° и 270° относительно этой оси; система управления связана импульсными линиями с датчиком числа оборотов, со свечами зажигания в камерах сгорания, отличающийся тем, что маршевый двигатель снабжен топливным баком, дополнительными поворотными сопловыми лопатками, вращающимися рабочими лопатками, механизмом поворота сопловых лопаток, неподвижным блоком подвода топлива к камерам сгорания; поворотные сопловые и вращающиеся рабочие лопатки размещены между входным диффузором и первым вращающимся клапанным диском, поворотные сопловые лопатки связаны с механизмом поворота сопловых лопаток, рабочие лопатки установлены на общем валу; передняя часть общего вала имеет внутреннюю топливную полость, блок подвода топлива к камерам сгорания выполнен неподвижным, он размещен над полой частью общего вала, рабочие лопатки укреплены на общем валу, топливный бак соединен топливопроводами с камерами сгорания через топливный клапан, отверстия во внутренней топливной полости общего вала, отверстия в блоке подвода топлива и трубопроводами подачи топлива к форсункам камер сгорания, система управления связана импульсными линиями с датчиком числа оборотов дисков, с топливным краном и с механизмом поворота сопловых лопаток.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению. Реактивный двигатель (1) с непрерывной и прерывистой пульсацией, включающий диффузор воздухозаборника (2) с цилиндрической формой внешней части, камеру сгорания (3), несколько средств впрыска топлива (19) и выхлопной патрубок (4) - оба той же внешней формы, что и диффузор, а также включает камеру для вращающегося диска (5), позволяющую воздуху непрерывно или прерывисто проходить через диффузор (2) в камеру сгорания (3), альтернативный вариант двигателя с альтернативным валом (13), соединенным с ведущим валом (9) двигателя (1) посредством первого кулачка (14), несколько средств для остановки ведущего вала (9), а также воздушную камеру под давлением (16), соединяющуюся с этим валом, средства впрыска топлива (19), в которой пригодны для активации впрыска синхронно с прохождением воздуха из диффузора (2) в камеру сгорания (3).

Изобретение относится к способу работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе непрерывно-детонационных камер сгорания и устройству для его реализации. Используют две кольцевые непрерывно-детонационные камеры сгорания, для которых задают начальную температуру их стенок и рабочую температуру, не превышающую критическую температуру разрушения стенок камер сгорания.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к организации процессов цикла и систем подготовки и подачи в камеру сгорания воздушно-реактивного двигателя горючего и воздуха в качестве окислителя с помощью генератора ударных волн. Пульсирующий двигатель детонационного горения с входным диффузором и соплом содержит две камеры сгорания.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям реактивным авиационным, ракетным, камера детонационно-пульсирующего сгорания которого способна развивать гиперзвуковые скорости распространения пламени с условным ростом в сторону бесконечного увеличения. Техническим результатом изобретения является дальнейшее совершенствование и повышение эффективности работы известных детонационно-пульсирующих тяговых модулей, освоение принципиально новой технологии их работы.

Изобретение относится к пульсирующим реактивным двигателям и может быть использовано как двигатель для привода летательных аппаратов и различных машин. .

Изобретение относится к реактивной технике, а именно к конструкции воздушно-реактивных двигателей, и может быть использовано в качестве двигательных установок маломерных летательных аппаратов. .

Изобретение ГДРСУК относится к области гибридных реактивных силовых установок детонационного горения с МГД генератором, вырабатывающим электроэнергию при вращении электропроводных продуктов детонационного горения в круговом канале МГД генератора, а реактивная тяга которых формируется сверхзвуковым выходом продуктов детонационного горения из основного реактивного сопла на выходе кругового канала МГД генератора.

Изобретение - детонационный турбореактивный двигатель - относится к области воздушно-реактивных двигателей детонационного горения, высокоэффективно работающих в широком диапазоне - от нулевых до сверхзвуковых скоростей до нескольких Махов, с более высокими экономичностью и термическим КПД по сравнению с ВРД при дефлаграционном горении топливно-воздушных смесей.

Изобретение Детонационный пульсирующий ракетно-воздушно-реактивный двигатель (далее - ДПуРВРД) относится к области комбинированных перестраиваемых ракетно-воздушно-реактивных двигателей пульсирующего детонационного горения, эффективно работающих в широком диапазоне - от нуля до сверхзвуковых в несколько Махов и далее до околокосмических скоростей, которые могут использоваться для дальнемагистральной, суборбитальной и/или космической транспортных систем.
Наверх