Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в реактивных снарядах. Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива, содержащий стартовую и маршевую камеры сгорания, диафрагму с периферийными отверстиями с сечением в виде секторов кольца, мембрану и сопло, согласно изобретению в мембране со стороны стартовой камеры сгорания в области боковых и внутренних поверхностей газоводов выполнены пазы с толщиной мембраны под пазами, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры, причем толщина мембраны под пазами у внутренней поверхности газоводов составляет 0,2…0,8 толщины мембраны у внешней поверхности газоводов. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы двухрежимного ракетного двигателя твердого топлива с зарядом из высокоэнергетического топлива. 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в реактивных снарядах.

Одной из задач, решаемых при создании двухрежимных ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) является обеспечение надежности функционирования.

Известные конструкции двухрежимных РДТТ, содержат стартовую и маршевую камеру сгорания, сопло, диафрагму с газоводами, закрытыми мембранами (см. патент РФ №2390646 опубл. 27.05.2010 БИ №15).

Задачей данного технического решения являлось обеспечить работу двухрежимного РДТТ.

Общими признаками с предлагаемыми РДТТ являлось наличие стартовой и маршевой камеры сгорания, сопла, диафрагмы с газоводами.

Однако, данная конструкция имеет существенный недостаток: существенный разброс характеристик РДТТ обусловленный незакономерным разгаром газоводов малого диаметра без теплозащитного покрытия.

Наиболее близкой по технической сути и достигаемому результату является РДТТ содержащий стартовую и маршевую камеру сгорания, сопло, диафрагму с газоводами, в котором газоводы, закрыты при работе на стартовом режиме мембраной выполненной в виде сектора в кольца (патент РФ №2687500 опубл. 14.05.2019 БИ №14) принятый за прототип.

Известный РДТТ работает следующим образом. При функционировании стартовой камеры сгорания мембраны, размещенные со стороны стартовой камере сгорания, выполняют роль переднего дна, что исключает возможность протекания газа в маршевую камеру сгорания. В начальный момент работы на маршевом режиме мембрана вскрывается, что обеспечивает истечение продуктов сгорания из маршевой камеры в стартовую. Использование газоводов с большой площадью поперечного сечения дает возможность применять для тепловой защиты газоводов эффективные теплозащитные материалы, что резко снижает разгар и обеспечивает стабильные характеристики РДТТ. Однако существенным недостатком данной конструкции является незакономерное разрушение мембраны. Соударение отлетевших фрагментов мембраны, движущихся с высокой скоростью, с теплозащитным покрытием стартовой камеры может привести к локальным разрушениям покрытия, а в случае использования современных высокотемпературных топлив к прогару камеры сгорания в месте соударения.

Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось обеспечение работоспособности РДТТ при использовании топлив с относительно низкой температурой продуктов сгорания.

Общими признаками с предлагаемым устройством являлось наличие стартовой и маршевой камеры сгорания, сопла, диафрагмы с газоводами, закрытыми мембранами.

В отличие от прототипов, в предлагаемом РДТТ в мембране со стороны стартовой камеры сгорания, в области боковых и внутренних поверхностей газоводов выполнены пазы с толщиной мембраны под пазами, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры, причем толщина мембраны у внутренней поверхности газоводов составляет 0,2…0,8 толщины мембраны у внешней поверхности газоводов.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.

Задачей предполагаемого изобретения является повышение надежности функционирования РДТТ с зарядом из высокоэнергетического топлива.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном РДТТ, содержащем стартовую и маршевую камеры сгорания, диафрагму с периферийными отверстиями с сечением в виде секторов кольца, мембрану и сопло, особенность заключается в том, что в мембране со стороны стартовой камеры сгорания в области боковых и внутренних поверхностей газоводов выполнены пазы с толщиной мембраны под пазами, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры, причем толщина мембраны под пазами у внутренней поверхности газоводов составляет 0,2…0,8 толщины мембраны у внешней поверхности газоводов.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также связей между ними позволяют в частности, за счет выполнения в мембране со стороны стартовой камеры сгорания в области боковых и внутренних поверхностей газоводов пазов с толщиной мембраны под пазами, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры, причем толщина мембраны под пазами у внутренней поверхности газоводов составляет 0,2…0,8 толщины мембраны у внешней поверхности газоводов, обеспечить закономерное отделение фрагментов мембраны, ограниченные пазами, в области боковых и внутренних поверхностей газоводов, поворот и сгибание фрагментов в области внешней поверхности газоводов с последующим их догоранием исключающим соударение фрагментов с поверхностью стартовой камеры сгорания и повышает надежность работы РДТТ.

При увеличении толщины мембраны под пазами у внутренней поверхности газовода свыше 0,8, толщины мембраны у внешней поверхности газовода возникает вероятность незакономерного вскрытия мембраны, при уменьшении указанной толщены менее 0,2 возможно разрушение мембраны по пазам при действии давления со стороны стартовой камеры сгорания.

Сущность изобретения заключается в том, что в двухрежимном ракетном двигателе твердого топлива, содержащем стартовую и маршевую камеры сгорания, диафрагму с периферийными отверстиями с сечением в виде секторов кольца, мембрану и сопло, согласно изобретению в мембране со стороны стартовой камеры сгорания в области боковых и внутренних поверхностей газоводов выполнены пазы с толщиной мембраны под пазами, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры, причем толщина мембраны под пазами у внутренней поверхности газоводов составляет 0,2…0,8 толщины мембраны у внешней поверхности газоводов.

Сущность изобретения поясняется чертежом на фиг.1 изображен продольный разрез РДТТ.

Предлагаемый РДТТ содержит маршевую камеру сгорания 1, диафрагму 2 газоводами 3, мембрану 4 с пазами 5, стартовую камеру сгорания 6 и сопло 7. В мембране 4 со стороны стартовой камеры сгорания 6 в области боковых и внутренних поверхностей газоводов 3 выполнены пазы 5 с толщиной мембраны 4 под пазами 5, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры сгорания 6, причем толщина мембраны 4 под пазами 5 у внутренней поверхности газоводов 3 составляет 0,2…0,8 толщены мембраны у внешней поверхности газоводов 3.

Предлагаемый РДТТ работает следующим образом. В начале работы на маршевом режиме происходит вскрытие мембраны 4, что обеспечивает истечение продуктов сгорания из маршевой камеры сгорания 1 в стартовую камеру сгорания 6 и истечение через сопло 7. За счет выполнения в мембране 4 пазов 5 с толщиной мембраны 4 под пазами 5, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры сгорания 6 и толщиной мембраны 4 под пазами 5 у внутренней поверхности газовода 3 равна 0,2…0,8 толщины мембраны 4 у внешней поверхности газовода 3 обеспечивается отгибание фрагментов мембраны 4, ограниченных пазами 5. Это исключает отделение фрагментов от мембраны 4 и соударение отлетевших фрагментов мембраны 4, движущихся с высокой скоростью, с теплозащитным покрытием стартовой камеры сгорания 6, что повышает надежность работы РДТТ.

Выполнение РДТТ в соответствии с изобретением позволит повысить надежность работы двухрежимного ракетного двигателя с зарядом из высокоэнергетического топлива.

Изобретение может быть использовано при разработке двухрежимных РДТТ.

Указанный положительный эффект подтверждается испытаниями опытных образцов, выполненных в соответствии с изобретением.

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива, содержащий стартовую и маршевую камеры сгорания, диафрагму с периферийными отверстиями с сечением в виде секторов кольца, мембрану и сопло, отличающийся тем, что в мембране со стороны стартовой камеры сгорания в области боковых и внутренних поверхностей газоводов выполнены пазы с толщиной мембраны под пазами, уменьшающейся по направлению к оси стартовой камеры, причем толщина мембраны под пазами у внутренней поверхности газоводов составляет 0,2…0,8 толщины мембраны у внешней поверхности газоводов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике, а именно ракетным двигательным установкам, имеющим два и более топливных заряда, с истечением газов, образующихся в результате горения, через общее сопло. Двухкамерный ракетный двигатель на твердом топливе, состоящий из корпуса, переднего, промежуточного и заднего днищ с теплозащитными покрытиями, сопла, воспламенительного устройства, выдвигающего механизма, стартового заряда топлива, маршевого заряда топлива, состоящего из подвижной и неподвижной частей, в промежуточном днище имеется центральное отверстие, закрываемое крышкой с теплозащитным покрытием, в неподвижной части маршевого заряда топлива имеется бронированный по его поверхности канал, внутри которого установлена подвижная часть маршевого заряда топлива, примыкающая своим задним торцом к крышке с теплозащитным покрытием, а передним - к передней торцевой крышке и выдвигаемая с помощью выдвигающего механизма посредством системы штифтов и упоров в сторону сопла, цилиндрическая поверхность подвижной части маршевого заряда топлива покрыта бронепокрытием, представляющим собой эластичный рукав с загнутым на угол 180 градусов краем со стороны заднего торца, к которому прикреплены тросы, протянутые к передней торцевой крышке через систему такелажных блоков и прикрепленные к переднему днищу.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при создании твердотопливных двигательных установок (ТДУ) для космических аппаратов (КА). Твердотопливная двигательная установка содержит твердотопливные газогенераторы, соединенные газоходом с патрубком ресивера-накопителя и входным патрубком понижающего редуктора, а также электромагнитные блоки управления (ЭМБУ), соединенные через ресиверы-демпферы газоходом низкого давления с выходным патрубком редуктора.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях маршевых и разгонных ступеней ракетных двигателей твердого топлива. Двигатель содержит камеру сгорания, имеющую цилиндрический участок, переднее и заднее днища, сопло с утопленной частью, заряд, скрепленный с камерой сгорания, воспламенитель и, в отличие от прототипа, снабжен профилированной полой вставкой, расположенной внутри камеры сгорания соосно соплу на заданном расстоянии от него.

Предлагаемое изобретение относится к области ракетостроения, а именно к стартовым твердотопливным ускорителям ракеты-носителя. Стартовый твердотопливный ускоритель состоит из секций канальных зарядов с корпусами типа кокон и поворотного сопла.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на стартовую и маршевую камеры сгорания, заряды твердого топлива, воспламенительные устройства и выходное сопло.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным ракетным двигателям на твердом топливе, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на камеры сгорания, зарядов твердого топлива и выходного сопла.

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами. Днище выполнено монолитным с группами перфорированных отверстий, симметрично расположенных относительно продольной оси и закрытых плоскими тонкостенными мембранами, герметично закрепленными на разделительном днище и имеющими теплозащитное покрытие.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетным двигателям твердого топлива – РДТТ, и предназначено для использования в ракетах различного назначения. Технический результат – повышение эффективности работы РДТТ.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к двухрежимным реактивным двигателям. Способ работы двухрежимного реактивного двигателя включает работу на первом режиме при повышенном давлении и работу на втором режиме при пониженном давлении в камере сгорания.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к имеющим «щеточную» конструкцию зарядам из трубок твердого топлива для стартовых реактивных двигателей с малым временем работы, преимущественно импульсных, используемых в выстрелах к гранатометам, огнеметам и ПТУР. Заряд к стартовому реактивному двигателю содержит пучок трубок из высокоазотного пироксилинового пороха, скрепленный с дном двигателя, и воспламенитель, расположенный на торце заряда.
Наверх