Комплекс связи подвижного объекта, содержащий авиационный терминал

Изобретение относится к области бортовых комплексов радиосвязи для обмена данными с воздушными и наземными абонентами. Технический результат заключается в повышении помехоустойчивости обмена данными между абонентами при выполнении летательным аппаратом (ЛА) маневров за счет уменьшения вероятности ошибки при потере связи из-за затенения направления антенны ЛА на вызываемого абонента планером ЛА. Предложен комплекс связи подвижного объекта, содержащий авиационный терминал автоматической системы объединенной связи, связанный через общую самолетную магистральную шину данных, управляемую вычислительной системой по командам, поступающим с информационного поля управления единого кабинного бортового оборудования ЛА, с бортовым комплектом навигационного оборудования с датчиком полетной информации, бортовым комплектом пультового оборудования, комплектом индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации и вычислительной системой, входящими в состав кабинного бортового оборудования ЛА. Авиационный терминал также содержит два антенно-фидерных тракта с антеннами, при этом приемо-передающее устройство содержит связанные с локальными линиями мультиплексной связи двухстороннего взаимодействия устройство синтезаторов, также содержатся устройство шифрования, канальный процессор, устройство преобразования речи, устройство хранения времени, сигнальный процессор, терминальный процессор, подключенный к общей самолетной магистральной шине данных, антенны авиационного терминала по радиоэфиру связаны с соответствующими антеннами других авиационных терминалов. 1 ил.

 

Изобретение относится к бортовым комплексам связи, обеспечивающим обмен данными с воздушными и наземными абонентами.

Известен бортовой комплект аппаратуры радиотелеметрической (телефонной и телекодовой) связи в составе системы управления вооружением (СУВ) истребителя [1].

В составе бортового комплекта аппаратуры радиотелеметрической (телефонной и телекодовой) связи его модули подключены друг к другу через общую самолетную магистральную шину данных (МШД), управляемую вычислительной системой самолета.

Бортовой комплект аппаратуры радиотелеметрической (телефонной и телекодовой) связи предназначен для информационной поддержки истребителя путем приема данных с командного пункта наземной (воздушной) автоматизированной системы управления (наведения) и для связи с истребителями, оборудованными аналогичной аппаратурой, при их взаимодействии в группе (группах) с регистрацией и хранением информации.

Бортовой комплект аппаратуры радиотелеметрической связи включает приемопередающее устройство, подключенное входом через шифратор и выходом через дешифратор радиосигналов к вычислительной системе и двумя входами соединенное с преобразователями сигналов в цифровую форму, программное устройство перестройки частоты приемопередающего устройства, подключенное его выходом к приемопередающему устройству и входами к двум преобразователям сигналов в цифровую форму и к вычислительной системе. Пульт управления с двумя галетными переключателями необходим для задания режимов работы радиотелеметрической связи и ранга истребителя в групповом взаимодействии. Пульт целераспределения оснащен кнопками ввода и отмены заданий, передаваемых по радиотелеметрической связи, и наборным полем этих заданий. Индикатор тактической обстановки служит для воспроизведения результатов обмена информацией и заданий. Пульты управления и целераспределения снабжены преобразователями их выходных сигналов в цифровую форму. Индикатор тактической обстановки цифроаналоговым преобразователем и все три устройства соединены с вычислительной системой.

Недостатками аналога является:

- в состав бортового комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи не входит антенно-фидерная система, следовательно, невозможно обеспечить связь с другими абонентами и даже при наличии на борту одной антенны может наблюдаться потеря связи из-за затенения планером летательного аппарата (ЛА) направления на вызываемого абонента;

- невысокая оперативность радиообмена данными из-за невысокой скорости передачи/приема информации в радиотелеметрических каналах взаимодействующих истребителей;

- низкая помехозащищенность и скрытность передаваемой информации, обусловленные применением в системе радиотелеметрической связи узкополосных сигналов и сигналов с медленными скачками частоты.

В состав системы управления вооружением истребителя входят:

- многофункциональная бортовая радиолокационная станция;

- оптико-электронная (в частном случае телевизионная) визирная система;

- бортовой комплект аппаратуры наведения, бортовой комплект навигационного оборудования вместе с датчиками полетной информации;

- вычислительная система, связанная с названным оборудованием;

- бортовой комплект индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации, подключенный к вычислительной системе, аналогично включенный в схему индикатор тактической обстановки (ИТО);

- приемо-передающее устройство системы радиотелеметрической связи с СУВ других истребителей;

- подключенное к нему программное устройство перестройки частоты приемо-передающего устройства, включенное собственными входами к вычислительной системе, шифратор, связывающий вычислительную систему с передающим блоком приемо-передающего устройства;

- дешифратор, связывающий приемный блок приемо-передающего устройства с вычислительной системой;

- пульт управления, подключенный выходами его образующих галетных переключателей «РЕЖИМ РАБОТЫ» и «КТО Я» с аналоговыми сигналами через преобразователь сигналов к вычислительной системе и блокам, аналогично включенный пульт целераспределения с преобразователем сигналов, кнопками «ГР», «ВВОД», «СБРОС» и наборным полем, содержащим пронумерованные ряды кнопок для выбора атакуемых целей и назначаемых на это истребителей, цифро-аналоговый преобразователь, входом соединенный с вычислительной системой, а выходом - с ИТО;

- авиационный терминал (AT) автоматизированной системы объединенной связи, навигации и обмена данными (ОСНОД), подключенный своим входом к программному устройству бортового комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи, а выходами/входами - к вычислительной системе СУВ истребителя.

Авиационный терминал представляет собой блок обработки данных с приемо-передающим устройством, конструктивно и функционально исполненный как составная часть комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи, наделенная собственным адресом для его идентификации в составе радиоэлектронного оборудования системой систем управления вооружением истребителя и взаимодействующая с ним своими входами/выходами по протоколам информационно-логического сопряжения. Блок обработки данных связан с вычислительной СУВ через локальную мультиплексную шину данных или мультиплексную общую самолетную магистральную шину данных и включает в себя вычислительный модуль формирования и обработки сообщений -терминальный процессор, связанный через устройство шифрования с вычислительным модулем формирования и обработки каналов - канальный процессор и с устройством преобразования речи и с устройством хранения времени, подключенным к канальному процессору, который, в свою очередь, взаимодействует с устройством формирования и обработки сигналов -сигнальный процессор. Приемо-передающее устройство связано с блоком обработки данных и обеспечивает прием сигналов из радиоканала для последующей передачи в блок обработки данных и передачу сигналов, поступающих от блока обработки данных в радиоканал, оно включает в себя:

- устройство синтезаторов, которое формирует в приемное и передающее устройства, частоты, необходимые для приема и передачи радиосигналов, поступающих через антенный коммутатор, связанный с радиоканалом. Авиационный терминал обеспечивает возможность одновременной и независимой работы самолетов сразу в нескольких информационных сетях (ИС):

- в сети обзора оперативно-тактической обстановки (ИС ОТО);

- в сети управления тактической группой (ИС ГР);

- в сети управления объединенной группой (ИС ОГ);

- в сети взаимодействия с пунктом управления (ИС ПУ).

Система управления вооружением истребителя включает многофункциональную бортовую радиолокационную станцию и оптико-электронную, например телевизионную, визирную систему, бортовой комплект аппаратуры наведения и бортовой комплект навигационного оборудования с датчиком полетной информации, комплект индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации, а также вычислительную систему, связанную с перечисленными устройствами и с бортовым комплектом аппаратуры радиотелеметрической связи, включающим приемопередающее устройство, подключенное входом через шифратор и выходом через дешифратор радиосигналов к вычислительной системе и двумя другими входами соединенное с преобразователями сигналов в цифровую форму, программное устройство перестройки частоты приемо-передающего устройства, подключенное его выходом к приемопередающему устройству и входами к двум преобразователям сигналов в цифровую форму и к вычислительной системе, пульт управления с двумя галетными переключателями для задания режимов работы радиотелеметрической связи и ранга истребителя в групповом взаимодействии, пульт целераспределения с кнопками ввода и отмены заданий, передаваемых по радиотелеметрической связи, и наборным полем этих заданий, индикатор тактической обстановки для воспроизведения результатов обмена информацией и заданий. При этом пульты управления и целераспределения снабжены преобразователями их выходных сигналов в цифровую форму, а индикатор тактической обстановки цифроаналоговым преобразователем и все три устройства соединены с помощью локальной линии мультиплексной связи с вычислительной системой и авиационным терминалом автоматической системы объединенной связи, навигации и обмена данными, подключенным входом к программному устройству бортового комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи для приема по локальной линии мультиплексной связи команд управления терминалом, а выходами/входами к вычислительной системе для передачи/приема по локальным линиям мультиплексной связи сигналов взаимодействия терминала с собственным радиоэлектронным оборудованием истребителя. Авиационный терминал автоматической системы объединенной связи, подключен своими входами/выходами к общей самолетной магистральной шине данных, управляемой вычислительной системой по командам, поступающим с информационного поля управления единого кабинного бортового оборудования истребителя.

Известна система управления вооружением истребителя, которая принята за прототип [2]. Система включает многофункциональную бортовую радиолокационную станцию и оптико-электронную, например телевизионную, визирную систему, бортовой комплект аппаратуры наведения и бортовой комплект навигационного оборудования с датчиком полетной информации, комплект индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации, а также вычислительную систему, связанную с перечисленными устройствами и с бортовым комплектом аппаратуры радиотелеметрической связи, включающим приемопередающее устройство, подключенное входом через шифратор и выходом через дешифратор радиосигналов к вычислительной системе и двумя другими входами соединенное с преобразователями сигналов в цифровую форму, программное устройство перестройки частоты приемо-передающего устройства, подключенное его выходом к приемопередающему устройству и входами к двум преобразователям сигналов в цифровую форму и к вычислительной системе, пульт управления с двумя галетными переключателями для задания режимов работы радиотелеметрической связи и ранга истребителя в групповом взаимодействии, пульт целераспределения с кнопками ввода и отмены заданий, передаваемых по радиотелеметрической связи, и наборным полем этих заданий, индикатор тактической обстановки для воспроизведения результатов обмена информацией и заданий, при этом пульты управления и целераспределения снабжены преобразователями их выходных сигналов в цифровую форму, а индикатор тактической обстановки цифроаналоговым преобразователем и все три устройства соединены с вычислительной системой, а так же кабинное бортовое оборудование истребителя, в том числе бортовой комплект аппаратуры наведения и бортовой комплект навигационного оборудования с датчиком полетной информации, комплект индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации, вычислительную систему, связанную с перечисленными устройствами и с бортовым комплектом аппаратуры радиотелеметрической связи - авиационным терминалом, автоматической системы объединенной связи. Авиационный терминал подключен своими входами/выходами к общей самолетной магистральной шине данных, управляемой вычислительной системой по командам, поступающим с информационного поля управления единого кабинного бортового оборудования истребителя и включающим блок обработки данных с приемопередающим устройством, конструктивно и функционально исполненный как составная часть комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи, наделенная собственным адресом для его идентификации в составе радиоэлектронного оборудования истребителя и взаимодействующая с ним своими входами/выходами по протоколам информационно-логического сопряжения. Блок обработки данных связан с вычислительной системой СУВ через локальную мультиплексную шину данных или мультиплексную общую самолетную магистральную шину данных и включает в себя вычислительный модуль формирования и обработки сообщений - терминальный процессор, связанный через устройство шифрования с вычислительным модулем формирования и обработки каналов - канальный процессор, с устройством преобразования речи и с устройством хранения времени, подключенным к канальному процессору, который, в свою очередь, взаимодействует с устройством формирования и обработки сигналов - сигнальным процессором. Приемопередающее устройство связано с блоком обработки данных и обеспечивает прием сигналов из радиоканала для последующей передачи в блок обработки данных и передачу сигналов, поступающих от блока обработки данных в радиоканал, оно включает в себя устройство синтезаторов, которое формирует в приемное и передающее устройства частоты, необходимые для приема и передачи радиосигналов, поступающих через антенный коммутатор, связанный с радиоканалом. Авиационный терминал автоматической системы объединенной связи, подключен своими входами/выходами к общей самолетной магистральной шине данных, управляемой вычислительной системой по командам, поступающим с информационного поля управления единого кабинного бортового оборудования истребителя.

Авиационный терминал обеспечивает возможность одновременной и независимой работы летательных аппаратов сразу в нескольких информационных сетях (ИС):

К недостаткам прототипа следует отнести:

- при наличии одной антенны не удастся организовать связь из-за затенения при маневрах планером самолета направления на вызываемого абонента [3];

- терминал предназначен исключительно для истребителя и не может быть установлен на другие летательные аппараты: беспилотники, вертолеты, наземные пункты управления и др.

Технический результат - повышение помехоустойчивости обмена данными между абонентами при выполнении летательным аппаратом (ЛА) маневров за счет уменьшения вероятности ошибки при потере связи из-за затенения направления антенны ЛА на вызываемого абонента планером летательного аппарата.

Технический результат достигается тем, что в комплексе связи подвижного объекта, содержащем авиационный терминал автоматической системы объединенной связи, связанный через общую самолетную магистральную шину данных, управляемую вычислительной системой по командам, поступающим с информационного поля управления единого кабинного бортового оборудования летательного аппарата, с бортовым комплектом навигационного оборудования с датчиком полетной информации, бортовым комплектом пультового оборудования, комплектом индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации и вычислительной системой, входящими в состав кабинного бортового оборудования ЛА, причем авиационный терминал включает в себя блок обработки данных авиационного терминала, приемо-передающее устройство, конструктивно и функционально исполненное как составная часть комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи, авиационный терминал дополнительно содержит два антенно-фидерных тракта с антеннами, при этом приемопередающее устройство содержит связанные с локальными линиями мультиплексной связи двухстороннего взаимодействия устройство синтезаторов, приемное и передающее устройства и первый антенный коммутатор, который через второй антенный коммутатор соединен с двумя параллельными цепочками, каждая из которых состоит из антенно-фидерного тракта и антенны, а соответствующие выходы первого антенного коммутатора подключены к входам приемного и передающего устройств, блок обработки данных авиационного терминала содержит, связанные с локальными линиями мультиплексной связи двухстороннего взаимодействия, устройство шифрования, канальный процессор, устройство преобразования речи, устройство хранения времени, сигнальный процессор, терминальный процессор, подключенный к общей самолетной магистральной шине данных, и устройство управления вторым антенным коммутатором, связанное двухсторонними связями со вторым антенным коммутатором приемо-передающего устройства, антенны авиационного терминала по радиоэфиру связаны с соответствующими антеннами других авиационных терминалов.

На чертеже приведена структурная схема комплекса связи подвижного объекта, содержащего авиационный терминал автоматической системы объединенной связи, показано, как антенны авиационного терминала по радиоэфиру связаны с соответствующими антеннами других авиационных терминалов, и обозначено:

1 - кабинное бортовое оборудование летательного аппарата;

2 - общая самолетная магистральная шине данных (локальная мультиплексная шина данных);

3 - блок обработки данных, который включает:

3.1 - вычислительный модуль формирования и обработки сообщений (терминальный процессор);

3.2 - устройство шифрования;

3.3 - вычислительный модуль формирования и обработки каналов (канальный процессор);

3.4 - устройство преобразования речи;

3.5 - устройство хранения времени;

3.6 - устройство формирования и обработки сигналов - сигнальный процессор;

3.7 - устройство управления вторым антенным коммутатором 4.5;

4 - приемо-передающее устройство, конструктивно и функционально исполненное как составная часть комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи, которое включает:

4.1 - устройство синтезаторов;

4.2 - приемное устройство;

4.3 - передающее устройство;

4.4 - первый антенный коммутатор;

4.5 - второй антенный коммутатор;

5 - локальные линии мультиплексной связи взаимодействия узлов авиационного терминала 10;

6 и 7 - первый и второй антенно-фидерные тракты; 8 и 9 - первая и вторая антенны;

10 - авиационный терминал автоматической системы объединенной связи;

11 - радиоэфир;

12 - бортовой комплект навигационного оборудования с датчиком полетной информации;

13 - бортовой комплект пультового оборудования;

14-комплект индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации;

15 - вычислительная система.

Авиационный терминал 10 играет роль интеллектуального радиосредства, управляемого вычислительным модулем 3.1 формирования и обработки сообщений (терминального процессора) блока 3 обработки данных терминала для решения задач обработки и преобразования сигналов, и вычислительной системой 15 - для решения оперативно-тактических задач.

Авиационный терминал содержит блок 3 обработки данных, приемопередающее устройство 4, конструктивно и функционально выполненный как составная часть комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи, наделенный собственным адресом для его идентификации в составе радиоэлектронного оборудования летательного аппарата. AT взаимодействует с вычислительной системой 15 по локальной мультиплексной шине 2 данных в соответствии с протоколами информационно-логического сопряжения.

Блок 3 обработки данных связан с вычислительной системой 15 через локальную мультиплексную шину 2 данных и включает в себя вычислительный модуль 3.1 формирования и обработки сообщений (терминальный процессор), связанный через локальные линии 5 мультиплексной связи взаимодействия узлов терминала с устройством 3.2 шифрования, с вычислительным модулем 3.3 формирования и обработки каналов (канальным процессором), с устройством 3.4 преобразования речи, с устройством 3.5 хранения времени, подключенным через линии 5 к канальному процессору 3.3, который, в свою очередь, взаимодействует через линии 5 с сигнальным процессором 3.6, а также с устройством 3.7 управления вторым антенным коммутатором 4.5.

Приемо-передающее устройство 4 включает в себя связанные через линии 5 устройство синтезаторов 4.1, приемное 4.2 и передающее 4.3 устройства, первый антенный коммутатор 4.4, связанный с вторым антенным коммутатором 4.5, который в свою очередь связан с устройством управления 3.7 и первым и вторым антенно-фидерными трактами 6 и 7.

Приемо-передающее устройство 4 связано с блоком 3 обработки данных через линии 5 и обеспечивает прием радиосигналов из радиоэфира 11 через узлы 8 и 6, 4.5, 4.4 или 9 и 7, 4.5, 4.4 для последующей передачи в блок 3 обработки данных и передачу сигналов, поступающих от блока 3 обработки данных через линии 5, преобразования их в радиосигналы и трансляции их через цепочку узлов 4.4, 4.5, 6, 8 или 4.4, 4.5, 7, 9 в радиоэфир 11.

Устройство синтезаторов 4.1 формирует в приемном 4.2 и передающем 4.3 устройствах радиосигналы с частотами, задаваемыми вычислительным модулем 3.1 формирования и обработки сообщений и необходимыми для приема и передачи радиосигналов, поступающих через цепочку узлов 7, 6, 4.5, 4.4 или 9, 7, 4.5, 4.4 из радиоэфира 11.

Демодулированные радиосигналы в цифровом виде с вычислительного модуля 3.1 формирования и обработки сообщений по шине 2 через вычислительную систему 15 поступают в комплект 14 индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации для отображения в виде, удобном для экипажа. Авиационный терминал обеспечивает возможность одновременной и независимой работы самолетов одновременно в нескольких информационных сетях [2]:

- в сети обзора оперативно-тактической обстановки (ИС ОТО);

- в сети управления тактической группой (ИС ГР);

- в сети управления объединенной группой (ИС ОГ);

- в сети взаимодействия с пунктом управления (ИС ПУ).

Включение в работу авиационного терминала производится по команде командира боевого строя, состоящего из m ЛА установленным порядком. Команда на включение AT поступает с бортового комплекта пультового оборудования 13 кабинного бортового оборудования 1 летательного аппарата по сигналу (команде) управления, поступающего с соответствующего информационного поля вычислительной системы 15. Одновременно осуществляется включение в режим настройки авиационного терминала 10 на информационную сеть управления в оперативно-тактической группой ЛА путем выдачи в него набора абонентских параметров, включающих [2]:

- собственный сетевой адрес в информационной сети обзора оперативно-тактической обстановки (ИС ОТО);

- количество абонентов в (ИС ОТО);

- число групп в (ИС ГР);

- собственный сетевой адрес истребителя в (ИС ОГ);

- номер собственной группы в (ИС ОГ);

- число абонентов в собственной группе;

- собственный сетевой адрес истребителя в группе;

- режим работы в ИС ОТО («ВКЛ-ВЫКЛ»);

- режим работы в ИС ОГ («ВКЛ-ВЫКЛ»);

- режим работы в ИС ГР («ГРУППА-ПАРА-ВЫКЛ»).

Ведомым ЛА с ведущего ЛА выдается команда на переход из режима управления от командного пункта наземной (воздушной) автоматизированной системы управления к управлению по командам ведущего ЛА в сетях системы ОСНОД.

Получив такое сообщение, в ведомом ЛА в зависимости от его ранга вырабатываются сигналы на настройку радиосети AT, пригодной для радиотелеметрического обмена информацией с ведущим ЛА.

Ведомым ЛА могут ставиться задачи на осуществление атаки назначенных целей путем подачи команд с пультового оборудования 13 при наличии экипажа или автоматически с вычислительной системы 15 в режиме реального времени. Ошибки своих манипуляций экипаж может исправлять нажатием кнопки «СБРОС» в пультовом оборудовании 13 и повторением набираемого задания в новом качестве [2]. Разными позициями установки переключателей в пультовом оборудовании 13 при наличии экипажа или при выдаче соответствующих команд с вычислительной системы 15 реализуются необходимые процедуры в программах настройки и обработки информации. На ведомом ЛА часть пультового оборудования 13 фактически отключается, поскольку такой летчик может только получать задания [2]. Передача всех сведений в радиоэфир 11 осуществляется с помощью радиосигналов, формирование которых обеспечивается блоком 3 обработки данных и приемо-передающим устройством 4. При приеме радиосигналы обрабатываются в узлах 4, 3 и преобразовываются в цифровую форму, характерную для работы вычислительных средств AT и оборудования 1.

Работа кабинного бортового оборудования ЛА 1 с авиационным терминалом 10 имеет ряд особенностей. Во-первых, с пультового оборудования 13 или автоматически с вычислительной системы 15 выдаются в AT управляющие команды, включающие:

- команду на включение (выключение) сети AT для обмена информацией в группе;

- собственный номер ЛА в группе, соответствующий номеру собственного передающего канала в сети;

- состав прослушиваемых каналов других ЛА в группе [2].

При этом работа абонента сети инвариантна к статусу абонента. В сети все работают одинаково и отличия только в информационном содержании кодограмм обмена. Во-вторых, сеть взаимодействия с пунктом управления в AT работает параллельно с сетью групповых действий.

Экспериментальная проверка технических решений авиационного терминала в полетах на самолетах типа «СУ 34» показывает, что использование авиационного терминала с введенными узлами 3.7, 4.5, 6 и 8, 7 и 9 позволяет повысить надежность связи при выполнении летательным аппаратом маневров: крен, тангаж, скольжение и других.

Настоящее техническое решение может быть использовано на всех типах самолетов вертолетов и беспилотников ВКС, кораблях ВМФ, мобильных пунктах управления сухопутных войск МО РФ.

При проведении маневров ЛА изменяется положение пространственных осей относительно его центра тяжести. В этом случае при наличии на борту одной антенны может наблюдаться потеря связи из-за затенения планером ЛА направления на вызываемого абонента. Данные о положении пространственных осей ЛА с бортового комплекта 12 навигационного оборудования с датчиком полетной информации и сигналами точного времени, например, приемников системы ГЛОНАСС, единого кабинного бортового оборудования 1 через мультиплексную общую магистральную шину 2 данных, вычислительный модуль 3.1 формирования и обработки сообщений (терминальный процессор) блока 3 обработки данных, локальные линии 5 мультиплексной связи взаимодействия узлов терминала непрерывно передаются в модуль 3.7 управления вторым антенным коммутатором. В модуле 3.7 на основании обработки полученных данных (оценки существующих величин крена, тангажа, скольжения и других) и известных форм диаграмм направленности первой и второй антенн 8 и 9, направления на вызываемого абонента решается задача выбора рабочей в данный момент времени антенны. Выработанная команда поступает на второй антенный коммутатор 4.5 для подключения соответствующих антенно-фидерного тракта и антенны 6 и 8 или 7 и 9.

Локальные линии 5 мультиплексной связи узлов терминала обеспечивают взаимодействие, управление режимами работы и контроль состояния его радиоэлектронного оборудования: узлов 3.1-3.7, 4.1-4.5. Они могут быть реализованы на основе стандартных протоколов.

Проводные связи в линиях 5 для повышения помехоустойчивости и выполнения требований по электромагнитной совместимости на борту могут быть реализованы, например, на основе стандартных протоколов информационного обмена в соответствии с требованиями ARINC 664 или ARINC 429 [4, 5].

При использовании авиационного терминала автоматической системы объединенной связи в беспилотных летательных аппаратах комплекты пультового оборудования 13 и индикаторов 14 могут быть заменены на программный модуль интеллектуального управления полетом и связью [6].

Аналогичный терминал может быть установлен и на наземном пункте управления за исключением узлов 4.5, 7 и 9. Тогда он будет носить название, например, мобильный терминал (МТ) автоматической системы объединенной связи. В этом случае первый антенный коммутатор 4.4 подключается непосредственно к первому антенно-фидерному тракту 6. Для подъема антенны 8 над землей потребуется установка антенно-мачтового устройства. Управляющие сообщения на терминал будут поступать с мультиплексной общей магистральной шины данных пункта управления, по которой на соответствующую вычислительную систему будут возвращаться донесения о выполненной команде и другая информация. При этом будут использоваться соответствующие комплекты пультового, индикаторного и другого оборудования пункта управления.

Вводимые узлы 4.5, 6 и 7, 8 и 9 могут быть реализованы на серийных изделиях, радиочастотных кабелях и антеннах соответствующего диапазона, а модуль 3.7 - программно.

Литература:

1. Патент РФ на изобретение №2024818, опубликовано 15.12.1994.

2. Патент РФ на изобретение №2439461, опубликовано 10.01.2012 Бюл. №1 (прототип).

3. ГОСТ 24375. Радиосвязь. Термины и определения. - М:. Госстандарт, 1986.

4. К.Э. Эрглис. Интерфейсы открытых систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2000. - 256 с.

5. А.А. Мячев. Интерфейсы средств вычислительной техники. Энциклопедический справочник. - М.: Радио и связь, 1993. - 350 с.

6. Патент РФ на изобретение №2516686, опубликовано 20.05.2014 Бюл. №14.

Комплекс связи подвижного объекта, содержащий авиационный терминал автоматической системы объединенной связи, связанный через общую самолетную магистральную шину данных, управляемую вычислительной системой по командам, поступающим с информационного поля управления единого кабинного бортового оборудования летательного аппарата (ЛА), с бортовым комплектом навигационного оборудования с датчиком полетной информации, бортовым комплектом пультового оборудования, комплектом индикаторов прицельной, навигационной и пилотажной информации и вычислительной системой, входящими в состав кабинного бортового оборудования ЛА, причем авиационный терминал включает в себя блок обработки данных авиационного терминала, приемо-передающее устройство, конструктивно и функционально исполненное как составная часть комплекта аппаратуры радиотелеметрической связи, отличающийся тем, что авиационный терминал дополнительно содержит два антенно-фидерных тракта с антеннами, при этом приемо-передающее устройство содержит связанные с локальными линиями мультиплексной связи двухстороннего взаимодействия устройство синтезаторов, приемное и передающее устройства и первый антенный коммутатор, который через второй антенный коммутатор соединен с двумя параллельными цепочками, каждая из которых состоит из антенно-фидерного тракта и антенны, а соответствующие выходы первого антенного коммутатора подключены к входам приемного и передающего устройств, блок обработки данных авиационного терминала содержит связанные с локальными линиями мультиплексной связи двухстороннего взаимодействия устройство шифрования, канальный процессор, устройство преобразования речи, устройство хранения времени, сигнальный процессор, терминальный процессор, подключенный к общей самолетной магистральной шине данных, и устройство управления вторым антенным коммутатором, связанное двухсторонними связями со вторым антенным коммутатором приемо-передающего устройства, антенны авиационного терминала по радиоэфиру связаны с соответствующими антеннами других авиационных терминалов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам обмена данными и может быть использовано для реализации информационного обмена между подвижными объектами (ПО) и наземными комплексами. Техническим результатом является расширение зоны устойчивой связи, в том числе и за пределами радиогоризонта, за счет повышения энергетического потенциала линий передачи данных, увеличения высоты подъема антенн, использования процедур экстраполяции при подготовке сеанса связи, непрерывного обмена информацией о местоположении ПО и взаимодействующих с ними наземных комплексов, а также комплексирования и выбора более мощного из радиосигналов со спутникового канала связи и линии передачи данных ВЧ-диапазона при нахождении ПО за пределами радиогоризонта.

Изобретение относится к технике электросвязи и может быть использовано для обеспечения прямых связей находящимся в подвижных объектах должностным лицам, организации привязки абонентов подвижных объектов к сетям связи общего пользования, ведения телефонных переговоров и передачи по образованным каналам связи различной информации и данных.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к интегрированным сетям обмена данными между судами, между судами и берегом и между береговыми станциями. Техническим результатом является обеспечение обмена данными судов между собой и с береговыми узлами радиосвязи на всем протяжении Северного морского пути (СМП).

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к интегрированным сетям обмена данными между судами, между судами и берегом и между береговыми станциями. Техническим результатом является обеспечение обмена данными судов между собой и с береговыми узлами радиосвязи на всем протяжении Северного морского пути (СМП).

Изобретение относится к области радиосвязи. Станция мобильной связи для монтажа на крыше здания или сооружения включает корпус, мачту, на которую установлены антенны и по меньшей мере одна радиорелейная антенна.

Изобретение относится к области радиосвязи. Станция мобильной связи для монтажа на крыше здания или сооружения включает корпус, мачту, на которую установлены антенны и по меньшей мере одна радиорелейная антенна.

Настоящее изобретение относится к области радиотехники, а именно к удаленному мониторингу в системе телекоммуникаций. Техническим результатом является обеспечение возможности дистанционного управления с земли радиоэлектронным оборудованием беспилотного летательного аппарата с целью аутентификации в беспроводных сетях передачи данных для контроля работы сетевого и клиентского оборудования, а также обеспечение возможности определения местоположения данного оборудования, который достигается за счет того, что радиоэлектронный модуль беспилотного летательного аппарата для мониторинга беспроводных сетей передачи данных включает блок управления 1, к которому подключен канал управления, который состоит из последовательно соединенных приемопередатчика сигналов управления 2, усилителя сигналов управления 3 и антенны 4.

Изобретение относится к технике радиосвязи и может быть использовано для обеспечения передачи данных удаленным подвижным объектам. Техническим результатом изобретения является повышение помехоустойчивости за счет введения узлов, обеспечивающих совместное помехоустойчивое кодирование, перемежение, кодовое разделение каналов с использованием ортогональных кодов.

Изобретение относится к области управления полетами летательных аппаратов (ЛА) и может быть применено в многопозиционных системах наблюдения воздушного пространства, используемых для управления полетами ЛА на трассе движения и в районе аэродромов. Техническим результатом изобретения является повышение точности и надежности многопозиционной системы наблюдения (МПСН).

Изобретение относится к обработке сигнала на основе последовательности. Техническим результатом является низкая корреляция последовательности, а также поддержание относительно небольшого отношения пикового уровня мощности сигнала к среднему (PAPR) и значение кубической меры (СМ), в результате чего удовлетворяется требование в прикладной среде связи, в которой сигнал передают с использованием PUCCH (физического канала управления восходящей линии связи).

Изобретение относится к области беспроводной связи. Технический результат заключается в сокращении количества попыток обнаружения сигнала терминалом и снижении его энергопотребления.
Наверх