Способ увода прекративших активное существование космических аппаратов с геостационарной орбиты

Изобретение относится к очистке околоземного пространства от космического мусора. Предлагаемый способ учитывает, что в процессе увода космического аппарата (КА) с геостационарной орбиты (ГСО) он может выйти из зоны видимости с наземных пунктов. Чтобы это исключить, выбирают свободный от каких-либо КА долготный участок ГСО шириной не менее 0,2° на востоке от области удержания КА. Данный участок отстоит от области удержания по долготе на расстоянии, позволяющем увеличить высоту полета КА до минимальной высоты орбиты захоронения и рассчитать стратегии перевода КА к этому участку и последующего увода с него на орбиту захоронения. Техническим результатом является полностью контролируемый увод КА на орбиту захоронения при наличии ограничений по зонам видимости КА с наземных пунктов, имеющих командно-измерительные системы связи. 1 ил.

 

Изобретение относится к области космической техники, а именно - к способам очистки околоземного космического пространства от космического мусора (КМ).

В силу остроты проблемы КМ, в 2003 году по поручению Комитета ООН по мирному использованию космического пространства (COPUOS), Межагентским координационным комитетом по КМ подготовлен, а в 2007 году Генеральной ассамблеей ООН одобрен список мер, направленных на ограничение техногенного засорения космоса. Предложения включают в себя 25-летнее ограничение на максимальное время жизни исчерпавших свой ресурс низкоорбитальных КА и перевод геостационарных КА на орбиты захоронения.

Национальным стандартом РФ [1] (Российская Федерация ГОСТ Р 52925-2018. Изделия космической техники. Общие требования к космическим средствам по ограничению техногенного засорения околоземного космического пространства) пунктом 5.2 предписано предотвращать образование КМ в процессе штатных операций космических средств (КСр) и предупреждать столкновения КСр на орбите. Согласно пункту 5.3 требования настоящего стандарта к КСр следует включать в ТТЗ (ТЗ) на вновь создаваемые и модернизируемые КСр.

За прототип принята схема увода, основанная на общих требованиях вышеприведенного стандарта. Регламент в части увода с геостационарной орбиты (ГСО) отработавших свой срок активного существования космических аппаратов (КА), как уровень техники, представляет собой следующий естественным порядком набор операций:

1. Работы по устранению эксцентриситета орбиты, если он превышает допустимое значение для нахождения КА в рабочей области удержания (ОУД).

Допустимое значение эксцентриситета на ГСО не более 0,0006 для ОУД ±0,10 относительно рабочей точки стояния, и 0,0003 - для ОУД ±0,050. Данный пункт может иметь место только при нештатных ситуациях с КА, так как рабочий эксцентриситет на порядок, то есть пренебрежимо мал по сравнению с допустимым для орбиты захоронения.

2. Контроль гарантированных остатков рабочего тела системы коррекции орбиты КА в обеспечение увода с ГСО.

3. Расчет минимальной длительности работы двигательной установки (ДУ) в обеспечение увода на орбиту захоронения выше ГСО согласно [1] стр. 5 и [2] (К. Эрике «Космический полет», т. II, часть 1, стр. 388) по формуле:

где τ - суммарная длительность работы ДУ, с;

СR - коэффициент давления солнечного излучения, от 1 до 2 кг/м;

А/m - отношение площади поперечного сечения КА к его массе после прекращения штатного функционирования и проведения пассивации, м2/кг;

μ - гравитационный параметр Земли, км32;

ast - большая полуось ГСО, км;

V - трансверсальная скорость КА на ГСО, км/с;

a - достоверное ускорение от работы ДУ, км/с2.

Сомножитель в квадратных скобках - это номинальное превышение [1] высоты перигея орбиты захоронения над высотой ГСО, км, аппроксимирующая функция, первое и второе слагаемые которой не согласованы по единице измерения. Но - такой стандарт [1].

4. Выбор времени начала увода из расчета того, что в течение полусуток до окончания работы ДУ КА будет находиться в районе либо апогея орбиты, либо - одной из фокальных точек, где изменение эксцентриситета равно нулю или минимально. Вообще, согласно [1] время начала увода может быть и произвольным, поскольку допуск на конечный эксцентриситет орбиты захоронения (0,003) достаточно большой, а максимальное изменение эксцентриситета за все время увода не более 0,0003.

5. Проведение коррекции увода.

В расчетное время включают ДУ системы коррекции.

6. Измерение текущих навигационных параметров (ИТНП) - радиоконтроль орбиты увода.

Определяют параметры текущей орбиты КА и фактическое ускорение от работы ДУ.

ИТНП проводят полным (штатным) циклом на одно-полуторасуточном интервале в зависимости от количества привлекаемых наземных пунктов.

7. При необходимости повторение пункта 3, где вместо слагаемого 235 км стоит отрицательная разница в превышениях над высотой ГСО высоты перигея текущей орбиты и высоты перигея орбиты захоронения.

8. ИТНП.

Прототип имеет существенный недостаток. Он никак не регламентирует положение КА на ГСО до начала заключительных операций в случае, когда ОУД находится на западной границе зоны (радио)видимости КА с Земли. Ведь по регламенту при фактической тяге 0,083 Н для увода КА с массой 4000 кг на орбиту захоронения требуется от 6 до 9 суток. Если стартовать из ОУД, КА уже через 5-6 суток после основной работы ДУ окажется в 10 градусах к западу от ОУД и в 20 градусах к западу от ОУД на десятые сутки полета. Контроль исполнения увода с геостационарной орбиты прекративших активное существование КА будет проблематичен либо неосуществим.

Технической проблемой, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является увод прекратившего активное существование КА с ГСО на орбиту захоронения при наличии действующих ограничений на угол места целеуказаний для наведения наземных антенн командно-измерительных систем наземных пунктов.

Указанная техническая проблема решается способом увода прекративших активное существование КА с геостационарной орбиты, включающим контроль гарантированных остатков рабочего тела системы коррекции орбиты КА в обеспечение увода с ГСО, расчет минимальной длительности работы ДУ в обеспечение увода на орбиту захоронения, выбор времени начала увода, ИТНП, отличающимся тем, что на востоке от ОУД выбирают свободный высотный коридор шириною по долготе не менее чем в 0,20 на расчетном отдалении (ΔL), градусы, определяемом из соотношения:

где - минимальное (предлагается) превышение высоты перигея орбиты захоронения над высотой ГСО, км;

τ - суммарная длительность работы ДУ, сут;

80 - размерный коэффициент, сут⋅км/градус,

позволяющем реализовать переход КА на орбиту захоронения в пределах зоны видимости с наземных пунктов, определяют стратегию перевода КА к этому коридору, согласно этой стратегии проводят коррекцию разгона, проводят контрольное ИТНП и проводят совмещенную коррекцию торможения в восточном и разгона в западном направлениях, длительность которой в сутках определяют по формуле:

где - максимальная (установившаяся) скорость пассивного дрейфа в восточном направлении, градус/сут,

совмещенную коррекцию проводят так, чтобы КА при пересечении номинальной ГСО находился в области высотного коридора.

Под высотным коридором понимается область по долготе на ГСО, свободная от каких-либо КА на этой орбите и предназначенная для изменения направления активного дрейфа КА по долготе на противоположное.

На фиг. 1 показана принципиальная схема увода прекратившего активное существование КА с ГСО.

Введены следующие обозначения:

1 - ГСО;

2 - ОУД;

3 - коррекция разгона;

4 - ИТНП;

5 - пассивный дрейф к высотному коридору;

6 - высотный коридор;

7 - совмещенная коррекция торможения и разгона;

8 - коррекция доразгона.

Приведем вывод формулы (2).

Дрейф по долготе, например, в западном направлении, на высоте ГСО 1 можно описать следующим образом.

Определим, какое отклонение периода обращения от звездных суток требуется, чтобы скорость дрейфа средней (осредненной на витке) долготы составляла один градус в сутки:

, где 360 - полный оборот, градусы; 86164,1 - период обращения, равный звездным суткам, с. То есть скорости дрейфа 10/сут соответствует отклонение (ΔТ) по периоду обращения 240 с. Далее. Согласно [3] (К. Эрике «Космический полет», т. I, стр. 391):

где Т - период обращения КА, с;

aorb - радиус перигея орбиты КА (строго говоря, - большая полуось орбиты КА), км.

После дифференцирования (4) и перехода к приращениям будем иметь:

где , км,

или ΔТ ≈ 3Δaorb. Разделим левую и правую части (5) на 240. Допуская ΔТ = 3Δaorb, будем иметь:

Левая часть (6) - скорость дрейфа, градусы/сут. Тогда активное (с учетом работы ДУ) движение (коррекции разгона 3, торможения и разгона 7 и доразгона 8) и пассивное движение (дрейф 5, ИТНП 4) с ГСО 1 из ОУД 2 до высотного коридора 6 и из высотного коридора до орбиты захоронения можно представить в следующем виде:

где - суммарная длительность работы ДУ, i = 1,2, …, n, когда орбита КА находился под ГСО, сут;

τ2 - суммарная длительность пассивного дрейфа 5, включающего и ИТНП 4, когда орбита КА находился под ГСО, сут;

- суммарная длительность работы ДУ, j = 1, …, k, когда орбита КА находится над ГСО, сут;

τ4 - длительность пассивного дрейфа на интервалах ИТНП 4, когда орбита КА находится над ГСО, сут,

и величины и берутся со своим знаком.

Длительность работы ДУ делится пополам, потому что во время работы ДУ имеет место равноускоренное или равнозамедленное движение по долготе.

Уравнение (2) является частным случаем соотношения (7). В уравнении (2) последний член 2 отвечает за контрольные ИТНП. Вообще, τ2 и τ4 в (7) отвечают за пассивный дрейф в начале при переводе в высотный коридор и после разгона (доразгона), потому перемещения по долготе строго привязаны к начальным отклонениям по большой полуоси.

Уравнение (3) является частным случаем уравнения (1) в понимании (6).

Техническим результатом изобретения является полностью контролируемый увод КА на орбиту захоронения при наличии объективных ограничений по зонам видимости КА с наземных пунктов, имеющих командно-измерительные системы связи.

Способ увода прекративших активное существование космических аппаратов (КА) с геостационарной орбиты (ГСО), включающий контроль гарантированных остатков рабочего тела системы коррекции орбиты КА для обеспечения его увода с ГСО, расчет минимальной длительности работы двигательной установки для обеспечения увода на орбиту захоронения, выбор времени начала увода и измерение текущих навигационных параметров (ИТНП), отличающийся тем, что на востоке от области удержания по долготе выбирают свободный высотный коридор шириной по долготе не менее 0,2° на расчетном угловом удалении (∆L, град), определяемом из соотношения:

,

где – минимальное превышение высоты перигея орбиты захоронения над высотой ГСО, км;

τ – суммарная длительность работы ДУ, сут;

СR – коэффициент давления солнечного излучения, от 1 до 2 кг/м;

А/m – отношение площади поперечного сечения КА к его массе после прекращения штатного функционирования и проведения пассивации, м2/кг;

80 – размерный коэффициент, сут⋅км/градус,

позволяющем реализовать переход КА на орбиту захоронения в пределах зоны видимости с наземных пунктов, определяют стратегию перевода КА к этому коридору, согласно этой стратегии проводят коррекцию разгона, проводят контрольное ИТНП и проводят совмещенную коррекцию торможения в восточном и разгона в западном направлениях, длительность которой определяют по формуле:

,

где – максимальная (установившаяся) скорость пассивного дрейфа в восточном направлении, градус/сут;

μ – гравитационный параметр Земли, км32;

astбольшая полуось, радиус ГСО, км;

V – трансверсальная скорость КА на ГСО, км/с;

a – достоверное ускорение от работы ДУ, км/с2,

причем совмещенную коррекцию проводят так, чтобы КА при пересечении номинальной ГСО находился в области высотного коридора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам спутниковой связи. Техническим результатом является обеспечение 100% покрытия земной поверхности для углов места не менее 15° и максимальной кратностью покрытия для широт в диапазоне от 40° с.ш.

Изобретение относится к многоразовым космическим летательным аппаратам (МКЛА), совершающим полеты в космосе как вокруг Земли, так и в межпланетном пространстве. МКЛА содержит три ступени, каждая из которых состоит из восьми модулей, двенадцать подъемных винтовых силовых установок (ПВСУ) со складывающимися в полете винтами, расположенными в верхней части силовых модулей, поворот лопастей которых из вертикального в горизонтальное положение и наоборот осуществляется за счет механизмов, ракетные двигатели твердотопливные (РДТТ), включая разгонные и тормозные, восемь турбовентиляторных двигателей (ТВЛД) с топливными баками, установленными снизу силовых модулей ступени I, установленные на всех ступенях аэродинамические поверхности для создания подъемной силы с рулями высоты и аэродинамические поверхности с рулями направления, стыковочные устройства для соединения ступеней между собой и доступа через дверной люк выдвижной телескопической трубы из нижней ступени I в верхнюю ступень III при посадке через трубу-лаз, установленный в каждом центральном модуле, посадочные устройства ступени I и посадочные устройства ступеней II и III, которые установлены на каждой ступени снизу силовых модулей, оснащенных ПВСУ.

Изобретение относится к проектированию и управлению раскрытием трансформируемых конструкций (ТРК) космических аппаратов (КА). Спица ТРК, например рефлектора, выполнена в виде телескопической трубы, состоящей из корневого звена, шарнирно закрепленного к корпусу КА, и вложенного в него концевого звена.

Изобретение относится к управлению, преимущественно информационными спутниковыми системами. Способ, обеспечивающий приведение геостационарного космического аппарата (ГКА) в точку стояния и его перевод в новую орбитальную позицию, включает измерение текущих навигационных параметров ГКА, расчет параметров коррекции орбиты и работу двигателей системы коррекции.

Изобретение относится к области космической техники, а именно к удержанию космического аппарата (КА) на рабочей позиции без помех другим КА и мониторингу смежного КА (СКА). Достигается это тем, что мониторинговый КА (МКА) располагают от СКА на расстоянии вдоль орбиты до порядка 1,5° в области удержания по долготе протяженностью порядка 0,2°, свободной от сторонних КА либо имеющей не более одного стороннего КА, что более чем достаточно для простого нахождения на геостационарной орбите.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано при организации коллокации на геостационарной орбите (ГСО). Для подготовки к совместному существованию космических аппаратов (КА) на ГСО выявляют наличие смежных КА в рабочей области удержания (ОУ) и стратегии их маневрирования; выбирают способ коллокации КА и СКА; на минимальном удалении от заданной орбитальной позиции находят ОУ по долготе, свободную от каких-либо КА; приводят в нее КА; в границах этой области проводят совмещенные согласующие коррекции по всему спектру контролируемых параметров так, чтобы при заходе в рабочую ОУ по долготе и широте КА уже являлся участником коллокации на заданной орбитальной позиции; рассчитывают и реализуют план коррекций перевода КА в рабочую ОУ заданной орбитальной позиции..

Изобретение относится к орбитальному обслуживанию космических объектов (КО), в частности, разгонных блоков. Предлагаемый способ включает стыковку дозаправляемого КО и КО-заправщика, с формированием герметичных магистралей дозаправки.

Изобретение относится к средствам стыковки и защиты от космической радиации (солнечных вспышек, частиц радиационных поясов Земли), а также уменьшения опасности от метеороидов и космического мусора. Предлагаемый орбитальный корабль-спасатель (ОК-С) является многоразовым пилотируемым средством, применяемым для спасения экипажа при полете к Луне и, возможно, в другие области Солнечной системы.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано при переводе геостационарного космического аппарата (КА) на другую орбитальную позицию и уводе его на орбиту захоронения. Для этого при остром угле установки двигателей коррекции (ДК) относительно оси крена перед уводом из заданной области удержания (ЗОУ) разворачивают уводимый КА (УКА) по рысканию до совмещения ДК с плоскостью орбиты УКА.

Изобретение относится к области испытаний космических двигателей. Предлагаемое устройство работает по принципу тахометрического расходомера.

Изобретение относится к системам спутниковой связи. Техническим результатом является обеспечение 100% покрытия земной поверхности для углов места не менее 15° и максимальной кратностью покрытия для широт в диапазоне от 40° с.ш.
Наверх