Пятнадцатиместное трёхсредное транспортное средство
Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам (ТС), которые способны трансформироваться в летательные аппараты самолетного типа и производить вертикальный взлет и посадку, передвигаться по грунту, воде и дорогам. ТС содержит фюзеляж с передней и задней кабинами, соединенные проходом, с убирающимися передними и задними колесами шасси и основным шасси. Между передней и задней кабинами расположены складывающиеся правая и левая плоскости крыла. Четыре винтомоторные установки могут принимать горизонтальное или вертикальное положение и дают возможность горизонтального полета с вертикальным взлетом и посадкой. Пятая горизонтальная винтомоторная установка расположена в верхней задней части фюзеляжа. Днище приспособлено для движения по воде. При этом ТС имеет десятиместную переднюю кабину, два первых места в носовой части которой занимает экипаж, и пятиместную заднюю пассажирскую кабину, соединенную с передней расширенным прямоугольным проходом в полный рост. Входная дверь расположена в передней кабине. Достигается повышение пассажиро- и грузовместительности, эксплуатационных качеств и безопасности полета. 7 ил.
Пятнадцатиместное трехсредное транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров и багажа по воздуху. Способно производить вертикальный взлет и посадку, а также передвигаться по грунту, воде, автомобильным дорогам и прилегающим к ним территориям, что дает возможность подъезжать к необходимым объектам и отъезжать от них, посадка и взлет возле которых, по разным причинам, будут не безопасны. Может использоваться гражданами в личных целях, для работы в санитарной авиации, при чрезвычайных ситуациях, на местных воздушных линиях, выполнять авиационно-химические работы и быть летательным аппаратом корабельного базирования. В уменьшенном в несколько раз от полноразмерной величины варианте, может использоваться как беспилотный летательный аппарат в различных целях. Представляет собой самолет - амфибию со способностью вертикального взлета, посадки и управляемого преобразования в наземное транспортное средство и обратно.
В результате проведенного патентного поиска выделен ближайший аналог (патент РФ №2743310 Cl B60F 5/02 от 12.05.2020 г.) из которого известно ТРЕХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее фюзеляж с трехместной пассажирской кабиной и двухместной кабиной летчика. Убирающиеся передние и задние колеса шасси. Убирающееся основное шасси, состоящее из двух ног с парами колес, направляющими рамами и механизмами их уборки и выпуска, находящимися в убранном состоянии в боковых отсеках фюзеляжа, между кабиной летчика и пассажирской кабиной. Содержит складывающиеся правую и левую плоскости крыла и двухкилевую хвостовую часть, разъемно соединенную с фюзеляжем при помощи шарниров. Имеет четыре винтомоторные установки, способных принимать горизонтальное или вертикальное положение и дающие возможность вертикального взлета и посадки, а также горизонтального полета самолетным способом. Две передние винтомоторные установки расположены впереди плоскостей крыла на концах удлиненных кронштейнов и две задних винтомоторных установки расположены на концах двух поворотных кронштейнов в хвостовой части, образуя своим расположением квадрат, с пересечением диагоналей на вертикальной оси центра тяжести. С пятой винтомоторной установкой в верхней задней части фюзеляжа, для движения по воде и разгона конструкции до минимально необходимой скорости горизонтального полета, для упрощенного перевода несущих винтомоторных установок в горизонтальное положение и обратно. С днищем, приспособленным для движения по водной поверхности. Плоскости крыла снабжены передними и задними подкосами и совместно с хвостовой частью с управляемым отклоняющимся стабилизатором и поворачивающимися кронштейнами задних винтомоторных установок, выполнены с возможностью складывания, при помощи тросовых механизмов, для образования наземного транспортного средства. Передние и задние колеса шасси в выпущенном положении способны поворачиваться в горизонтальной плоскости на триста шестьдесят градусов. Основные колеса шасси имеют электрический привод и тормоза, а вместе с передними и задними колесами дают возможность конструкции разворачиваться на месте, вокруг вертикальной оси центра тяжести на триста шестьдесят градусов на твердой поверхности.
(Видео You Tube - трансформолет).
Целью изобретения является создание трехсредного транспортного средства с возможностью перевозить большее количество пассажиров при улучшенных условиях работы летчика или экипажа, что повышает эффективность пассажирских перевозок и безопасность полетов.
Поставленная задача достигается тем, что оно выполнено:
1. С увеличенной по объему, по всей площади передней половины фюзеляжа, передней кабиной, ставшей десятиместной.
2. Рабочие места летчиков или экипажа перенесены в носовую часть передней кабины, где обеспечен полный обзор передней полусферы и местности перед собой, остеклением пола перед ногами экипажа.
3. С увеличенной по ширине задней пассажирской кабиной, до сложенных концевых секций крыла и с увеличенной длиной, до конца задней части фюзеляжа, что делает эту кабину пятиместной.
4. С увеличенным по ширине и высоте проходом между кабинами и отсеками для ног основного шасси, до возможности свободного прохода человека средней комплекции в полный рост.
Конструкция ПЯТНАДЦАТИМЕСТНОГО ТРЕХСРЕДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА представлена на фигурах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и состоит из складывающихся плоскостей крыла, на каждой из которых размещена винтомоторная установка с отклоняющим механизмом 1 фиг. 1, 2, 3. Каждая плоскость крыла состоит из коренной 2, центральной 3 и концевой секций 4 фиг. 1, 3, 4, в своей нижней части шарнирно соединенных между собой стыковочными узлами 5 и 6 фиг. 1,3. Концевая секция 4 снабжена щелевым элероном 7 фиг. 1. Центральная секция 3 снабжена щелевыми закрылками 8 и 9 фиг. 1 и имеет два шарнирных стыковочных узла, передний 10 и задний 11 фиг. 2 и 3, представляющие собой пару выступающих вниз кронштейнов, для шарнирного соединения с верхней частью переднего 12 и заднего 13 подкосов крыла. В передней части центральных секций крыла 3 находятся удлиненные кронштейны 14 фиг. 1, 2, состоящие из двух плоских силовых элементов, расположенных ребрами навстречу набегающему воздушному потоку и направленные под углом вперед и в стороны, где на их схождении находится одна из двух передних винтомоторных установок 1. Вместе с двумя задними несущими винтомоторными установками своим расположением в плане они образуют квадрат, с пересечением диагоналей на вертикальной оси центра тяжести. Коренные секции 2 имеют шарнирные стыковочные узлы 15 фиг. 1 для соединения с фюзеляжем. В коренных секциях крыла могут располагаться топливные баки или аккумуляторы. Фюзеляж представляет собой конструкцию обтекаемой формы для движения по воздуху фиг. 1 и 2, с днищем для движения по водной поверхности и имеет переднюю, десятиместную кабину 16 фиг. 1 и 2, с двумя передними местами для экипажа и заднюю пятиместную пассажирскую кабину 17 фиг. 1, 2, 7, соединенную с передней кабиной прямоугольным проходом, в полный рост 18 фиг. 1 и 3. Передняя кабина имеет двери с левой стороны 19 фиг. 6. Пол перед ногами экипажа имеет остекление 43 фиг. 1. Пассажиры размещаются по правому и левому борту, лицом внутрь, на сидениях с наклонными спинками фиг. 1, 2, 3, 4. Ширина прохода в передней пассажирской кабине 18 фиг. 3 - восемьдесят сантиметров, высота потолка - один метр восемьдесят сантиметров. Ширина прохода в задней пассажирской кабине сужается по ходу назад в два раза и в конце кабины размещается одно пассажирское место фиг. 1. Высота потолка здесь - один метр семьдесят сантиметров фиг. 2. Ширина прохода между кабинами - восемьдесят сантиметров, высота потолка - метр восемьдесят 18 фиг. 3. Пол в проходе между рабочими местами экипажа приподнят относительно пола у пассажиров передней кабины на двадцать сантиметров фиг. 2 и 3, высота потолка составляет - один метр восемьдесят сантиметров фиг. 6. Вход в переднюю кабину осуществляется по ступенькам 42 фиг. 3, 4, 5, 6, 7. слегка пригнувшись в дверях, перешагивая порог двери с наружной верхней ступени на верхнюю ступень того-же уровня внутри кабины, затем на вторую ступень и на пол передней кабины. Пассажирское сидение над ступенями, напротив двери для этого отклоняется в сторону. Выход осуществляется в обратном порядке. Дверь открывается внутрь передней кабины к потолку. Наружная боковая часть фюзеляжа, с каждой стороны, имеет по два шарнирных стыковочных узла, передний 20 и задний 21 фиг. 2, для шарнирного соединения с нижней частью передних 12 и задних 13 подкосов крыла. Для соединения с хвостовой частью 22, верхняя задняя часть фюзеляжа с каждой стороны имеет по одному поперечному шарнирному стыковочному узлу 23 фиг. 2, расположенному на схождении вертикального 24 фиг. 6 и горизонтального 25 фиг. 4 силовых элементов задней части конструкции фюзеляжа. Днище фюзеляжа имеет ниши, где располагаются передние, задние и основные колеса шасси в убранном положении. Передние колеса убираются поворотом их стоек поперек и внутрь фюзеляжа, а задние поворотом вверх. Пары колес правой и левой ноги основного шасси с амортстойками (не показаны) и направляющими рамами 38 фиг 2, 3, 4, 5 и 6 убираются вверх, поворачиваясь на стыковочных шарнирах 44 фиг. 6 направляющих рам и фюзеляжа. Выпуск выполняется в обратном порядке. В верхней задней части фюзеляжа расположена пятая горизонтальная винтомоторная установка 26 фиг. 1, 2. Хвостовая часть 22 фиг. 2 представляет собой двухкилевую конструкцию, соединенную между собой разъединяющимся продолжением нижней задней части фюзеляжа 45 фиг. 1, 6, 7. В задней нижней части кили соединены между собой осью 27, на которой находится основной отклоняющийся стабилизатор 28 фиг. 1, 2 и 6 с двумя боковыми, шарнирно с ним соединенными отклоняющимися параллельно килям секциями 29. Стабилизатор отклоняется вниз на 20 градусов и имеет руль высоты 30. фиг. 1 и 6. Кили имеют по рулю направления 31 фиг. 2. Отклонение стабилизатора необходимо для складывания и раскладывания хвостовой части и компактного расположения ее над сложенными плоскостями крыла. Каждый киль имеет в своей передней верхней части поперечный, осевой стыковочный узел 23 фиг. 2 для соединения с фюзеляжем, а также по верхнему 32 фиг. 1 и нижнему 33 фиг. 2, 7 осевому стыковочному узлу, для соединения с отклоняющимися кронштейнами 34 фиг. 1, 2, 6, 7. В центральной боковой части каждого киля имеется шарнирный узел 35 фиг. 2 для крепления механизма управления кронштейнами 36 фиг. 1, 2 и 6. Передние и задние опоры шасси состоят из колес, вертикальных амортстоек 37 фиг. 2, которые поворачиваются в горизонтальной плоскости на триста шестьдесят градусов и имеют тормоза и механизмы уборки и выпуска (не показано). Основные опоры шасси состоят из правой и левой ноги и принимают на себя в работе основную часть нагрузки. Каждая нога состоит из пары ведущих колес, направляющей рамы 38 фиг. 2, 3, 4, 5, 6. механизмов уборки -выпуска и амортизации (не показано). Шасси позволяет конструкции разворачиваться на месте, вокруг вертикальной оси центра тяжести на триста шестьдесят градусов на твердой поверхности.
Трансформирование или складывание частей конструкции с целью уменьшения размеров и преобразования в наземное транспортное средство происходит в следующем порядке: Первоначально передние винтомоторные установки занимают горизонтальное положение, затем концевая секция крыла 4 фиг. 4, при помощи тросового механизма, расположенного в коренной секции (не показано), поворачивается вокруг шарнирного стыковочного узла, прижимаясь к нижней стороне центральной секции крыла. Центральная секция крыла разъединяется с коренной секцией, поворачиваясь вокруг шарнирного стыковочного узла сближается с ней, занимая вертикальное положение и совмещаясь с габаритами фюзеляжа. Аналогично складывается и вторая плоскость крыла. В результате этих действий, под воздействием задних подкосов крыла открываются замки хвостовой части с фюзеляжем (не показаны), и она разъединяется с ним. При помощи механизма, расположенного в левом киле и троса 39 фиг. 1 и 2, идущего от верхней концовки левого киля до закрепления на верхней поверхности центральной секции левой плоскости крыла, хвостовая часть поворачивается вверх, вокруг осевых стыковочных узлов 23 фиг. 2 до касания стабилизатором сложенных коренных и центральных секций крыла. Другой конец троса в это время удлиняется от закрепления 40 фиг. 2, 6 на фюзеляже. Затем стабилизатор отклоняется, опуская при этом хвостовую часть на специальные упоры 41 фиг. 4, 5 и (6 показано пунктиром), выходящие из центральных секций крыла, на которые сам и ложится. Боковые секции стабилизатора 29 фиг. 5 и 6 под собственным весом поворачиваются на шарнирных соединениях вниз, параллельно килям. После этого, левый и правый поворотные кронштейны 34 фиг. 4, 5, 6 и 7 задних винтомоторных установок, находясь в перевернутом положении, при помощи механизмов 36 фиг. 1, 2, 6, поворачиваются на осевых стыковочных узлах 32 и 33 фиг. 1, 2, 7 прижимаясь к нижней стороне опущенных боковых секций стабилизатора 29 фиг. 5 и 6. Разворачивание конструкции в рабочее положение для полетов, происходит в обратном порядке. В полете, подъемная сила крыла или вертикальных винтомоторных установок удерживает секции крыла в развернутом положении, где они фиксируются тросовыми механизмами. Хвостовая часть, с каждой стороны, после раскладывания крыла фиксируется автоматическими замками под воздействием задних подкосов крыла (не показано).
При полномасштабных размерах фюзеляж имеет водоизмещение своей нижней части, от днища до нижних шарниров подкосов крыла - семь кубических метров. Ширина - два метра шестьдесят сантиметров, длина - восемь метров, что обеспечивает хорошую плавучесть и устойчивость на водной поверхности. Форма днища и наличие пятой винтомоторной установки дает возможность выполнять объединенный с вертикальным взлетом или посадкой, горизонтальный взлет или посадку на водной поверхности в условиях повышенных температур окружающего воздуха при полной загрузке в летнее время, а также и на твердой поверхности. Высота конструкции в сложенном положении равна - четыре метра. Изображение ПЯТНАДЦАТИМЕСТНОГО ТРЕХСРЕДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА в сложенном положении сбоку и сзади представлено на фигурах 6 и 7.
Технический результат реализации изобретения заключается в улучшении эксплуатационных качеств ранее представленного изобретения, патент РФ №2743310, ТРЕХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО переносом рабочих мест экипажа в самый перед конструкции с улучшением обзора передней полусферы и перед собой, что повышает безопасность полетов, а также в увеличении вместимости количества пассажиров, до тринадцати, что повышает рентабельность при пассажирских перевозках.
Представленное устройство ПЯТНАДЦАТИМЕСТНОЕ ТРЕХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО можно осуществить промышленным способом, с использованием стандартного оборудования.
Пятнадцатиместное трехсредное транспортное средство, содержащее фюзеляж с передней и задней кабинами, соединенными проходом, с убирающимися передними и задними колесами шасси, с убирающимся основным шасси, состоящим из двух ног с парами ведущих колес, направляющими рамами и механизмами их уборки и выпуска и находящимися в боковых отсеках фюзеляжа, между передней и задней кабинами, складывающуюся правую и левую плоскости крыла и двухкилевую хвостовую часть, разъемно соединенную с фюзеляжем при помощи шарниров, четыре винтомоторные установки, выполненные с возможностью принимать горизонтальное или вертикальное положение и дающие возможность горизонтального полета на крыле, с вертикальным взлетом и посадкой, две из которых расположены впереди плоскостей крыла на удлиненных кронштейнах и две на концах поворотных кронштейнов хвостовой части, пятую горизонтальную винтомоторную установку в верхней задней части фюзеляжа, днище, приспособленное для движения по воде, плоскости крыла снабжены передними и задними подкосами и совместно с хвостовой частью с управляемым стабилизатором и поворачивающимися кронштейнами задних винтомоторных установок выполнены с возможностью складывания при помощи тросовых механизмов для образования наземного транспортного средства, передние и задние колеса шасси в выпущенном положении выполнены с возможностью поворачиваться в горизонтальной плоскости на триста шестьдесят градусов, основные колеса шасси имеют электрический привод и вместе с передними и задними колесами дают возможность конструкции разворачиваться на месте, вокруг вертикальной оси центра тяжести на триста шестьдесят градусов на твердой поверхности, отличающееся тем, что имеет десятиместную переднюю кабину, два первых места в носовой части которой занимает экипаж, и пятиместную заднюю пассажирскую кабину, соединенную с передней расширенным прямоугольным проходом в полный рост, одну входную дверь в передней кабине, открывающуюся к потолку, и ступеньки для входа и выхода.