Устройство для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны. В носовой оконечности судна в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна, в радиальном отношению к оси симметрии прочного корпуса судна направлении. Плоскость, в которой расположены насосы, наклонена относительно основной плоскости судна на острый угол по отношению к направлению его движения. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным методом, то есть путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты М.: Академия Естествознания. 2007. 355 с.).

Известно устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, движущееся подо льдом и возбуждающее резонансные ИГВ. В носовой оконечности судна в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна, в радиальном по отношению к оси симметрии прочного корпуса судна направлении (2. RU 2277492 С1).

Недостатком устройства является ограниченность высоты возбуждаемых ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности.

Задачей изобретения является увеличение высоты ИГВ.

Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные ИГВ, при этом в носовой оконечности судна в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна, в радиальном по отношению к оси симметрии прочного корпуса судна направлении.

Отличительные: плоскость, в которой расположены насосы, наклонена относительно основной плоскости судна на острый угол по отношению к направлению его движенния.

Известно (3. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1988, 288 с.), что с ростом гидродинамического давления в носовой оконечности судна увеличивается его волновое сопротивление, что приводит к увеличению высоты возбуждаемых волн, в том числе и ИГВ. В свою очередь, это приводит к увеличению кривизны профиля ИГВ и соответствующему росту изгибных напряжений в ледяном покрове, т.е. увеличению ледоразрушающей способности ИГВ [2].

Для повышения давления в носовой оконечности предлагается использовать заявляемое устройство, позволяющее при его работе создать в носу судна своеобразную гидродинамическую завесу, т.е. сформировать поток жидкости, направление скоростей в котором будет ориентировано поперек направлению скоростей набегающего потока, т.е. направлению движения судна. А это, как известно (4. Л.Г. Лойцянский. Механика жидкости и газа. М.: Наука. - 1978. - 736 с.), неизбежно приведет к искривлению линий тока. В свою очередь, отклонение частиц реальной жидкости от своего первоначального направления движения сопровождается изменением давления в потоке жидкости (если при отклонении частиц их скорость падает, то давление растет и наоборот). Таким образом, сформировав в носовой оконечности судна, где всегда возникает область повышенного давления, гидродинамическую завесу (гидродинамическую "стену"), можно дополнительно повысить давление в этом месте судна.

Очевидно, что, если гидродинамическую завесу наклонить на острый угол по отношению к направлению движения судна и его основной плоскости (на угол атаки α<90°), то это кроме повышения давления в носовой оконечности судна приведет к возникновению дифферентующего момента. Для его устранения потребуется перекладка горизонтальных (например, рубочных) рулей на соответствующие углы, что дополнительно ухудшит обтекаемость судна. В результате давление в носовой оконечности судна возрастет в большей, чем у известного решения, степени. Это позволит достичь заявленный технический результат.

Устройство поясняется графически, где: на фиг. 1 показан боковой вид устройства в целом; на фиг.2 - его поперечное сечение в месте установки насосов.

Под ледяным покровом 1 перемещается подводное судно 2 с резонансной скоростью υр. Если высота возбуждаемых при этом ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда, то во время движения судна включаются насосы 4, предварительно установленные на судне по вышеописанной схеме (см. фиг. 1, 2). Насосы 4 начинают откачивать воду из пространства 5, находящегося между легким 6 и прочным 7 корпусами судна 2, по радиальным направлениям 8 (см. фиг. 2). Гидродинамическая завеса или стена 9, наклоненная под острым углом (α<90°) относительно основной плоскости судна к его направлению движенния, приведет к возникновению области повышенного давления 10 (см. фиг. 1). Для компенсации возникающего при этом дифферентующего момента горизонтальные рули из положения 12 перекладываются в положение 13. Это приведет к увеличению высоты ИГВ 3 до высоты ИГВ 11, т.е. к повышению эффективности разрушения льда 1.

Устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны, при этом в носовой оконечности судна в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна, в радиальном по отношению к оси симметрии прочного корпуса судна направлении, отличающееся тем, что плоскость, в которой расположены насосы, наклонена относительно основной плоскости судна на острый угол по отношению к направлению его движения.



 

Похожие патенты:

Изобретение направлено на борьбу с торосистыми ледовыми образованиями. Предложен способ разрушения торосов ледяного покрова, основанный на расположении на ледоколе лазерных установок, нагружении ледоколом, фокусировке лазерного излучения на ледяном покрове, при этом фокусируют излучение на частях тороса: парусе и консолидированном слое тороса ледяного поля, фокусирующим излучением нагревают на спектральных линиях поглощения газы, заключенные внутри пузырьков и полостей кристаллической структуры льда тороса, в частотно-импульсном режиме излучения нагрев газов производят в локальных участках-парусах, а в непрерывном режиме - консолидированный слой до возникновения разрушения кристаллической структуры льда тороса на фракции, производят нагружением ледоколом фракций разрушенной кристаллической структуры льда полное разрушение торосов.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью.
Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к средствам для разрушения ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое монтируется на носовой части атомного ледокола и определяет способ разрушения участка ледового покрова океана перед ледоколом паром высокого давления и высокой температуры от парогенератора атомного ледокола, подаваемого через калиброванные зубцы, расположенные на ребрах поддона без дна, расположенного на шарнирно закрепленной раме.

Изобретение относится к устройствам, облегчающим движение судам при преодолении ледяных покрытий рек, морей, океанов. Устройство для повышения ледопроходимости судов содержит центробежные ударники, размещенные на концах гибких в плоскости их вращения тяг, установленных на горизонтально расположенном приводном валу, вдоль него.
Изобретение относится к области морской техники и добычи полезных ископаемых на морском шельфе в арктических условиях. Предложен способ предотвращения смещения или разрушения морского сооружения вследствие воздействия на него поля дрейфующих льдин, заключающийся в том, что перед морским сооружением устанавливают судно ледового класса, оснащенное расположенной в носу по меньшей мере одной винторулевой колонкой.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны (ИГВ).
Наверх