Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению. Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии включает зубчатые элементы, выполненные в виде цилиндрических червяков, входной ведущий и перпендикулярный ему промежуточный валы, коническую передачу с гипоидными шестернями и внешний механизм управления. Червяки выполнены одинакового диаметра и установлены на валах с возможностью продольного скольжения по ним без относительного проворачивания. Шестерня конической передачи выполнена монолитной с промежуточным валом, а шестерня жестко закреплена с корпусом дифференциала, являющимся обязательным элементом широкодиапазонной трансмиссии. Дифференциал включает водило, центральное колесо, соединенное с входным ведущим валом через шлицевое соединение и центральное колесо, соединенное таким же образом с выходным валом трансмиссии. Обеспечивается снижение габаритов, упрощение изготовления и повышение надежности. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к вариаторным трансмиссиям с плавным отнулевым управлением скоростью вращения выходных валов приводовпромышленных установок и транспортных средств.

Известен широкодиапазонный клиноременный вариатор, включающий входной и выходной валы, базовый вариатор, дифференциал и прямозубую передачу (см. патент РФ на изобретение №2071577, МПК F16H 9/00 (1995.01), опубл. 10.01.1997 г.). В данной конструкции между входным и выходным валами установлен промежуточный вал, базовый вариатор выполнен с раздвижными коническими шкивами, дифференциал конический, а зубчатая передача состоит из двух цилиндрических шестерен и паразитной шестерни между ними. Одна пара шкивов установлена на входном валу, а другая связана с корпусом (водилом) дифференциала. Одно центральное колесо дифференциала связано с выходным валом, другое - с промежуточным валом. При изменении передаточного отношения базового вариатора от 1 до 2 скорость вращения выходного вала плавно меняется «вниз» от скорости вращения входного вала до 0.

Недостатками аналога являются, во-первых, необходимость в дополнительном гидравлическом оборудовании (со своей электронной системой управления и соответствующими датчиками) для сдвижения-раздвижения шкивов вариатора, во-вторых, базовый клиноременной вариатор является фрикционным, его входной и промежуточный валы расположены на широко разнесённых в пространстве осях, что увеличивает размеры устройства и обуславливает необходимость в паразитной шестерне, т.е. дополнительные потери в трансмиссии.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является вариаторная зубчатая передача, включающая зубчатые элементы в виде червяков, установленные на входном ведущем и перпендикулярном ему промежуточном валах, с возможностью зацепления между собой и продольного скольжения по валам без относительного проворачивания и внешний механизм управления (см. патент РФ на изобретение №2389922, МПК F16H 3/42 (2006.01), опубл. 20.05.2010 г.). Зубчатые элементы вариаторной передачи выполнены коническими. При этом на зубчатых элементах выполнены криволинейные зубья, имеющие изменяющийся поперечный профиль, который при перемещении колес вдоль валов в любой момент обеспечивает зубчатое сопряжение колес. Зубчатые элементы установлены таким образом, что увеличению диаметра и угла наклона зубьев одного колеса отвечает уменьшение диаметра и угла наклона зубьев другого колеса. Изменение передаточного отношения, то есть перемещение упомянутых колес вдоль валов, осуществляется при помощи внешнего механизма управления.

Недостатками прототипа являются повышенные габариты конструкции, сложность её изготовления и управления. Это связано с тем, что конусность зубчатых колес увеличивает их массу и размеры, а для гарантии зацепления конусов последние надо подпирать пружинами, что усложняет конструкцию. Имеет место эффект «волчка», ухудшающий энергетику управления. Кроме того, в отсутствие дифференциального механизма, передача имеет недостаточный диапазон изменения передаточного отношения для использования её как полноценной трансмиссии, например, автомобиля.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении габаритов, упрощении изготовления и повышении надежности.

Технический результат достигается тем, что винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии, включающий зубчатые элементы в виде червяков, установленные на входном ведущем и перпендикулярном ему промежуточном валах, с возможностью зацепления между собой и продольного скольжения по валам без относительного проворачивания и внешний механизм управления, согласно изобретению вариатор дополнительно снабжен гипоидной конической передачей от промежуточного вала к дифференциалу трансмиссии, а червяки выполнены цилиндрическими одинакового диаметра с противофазно изменяющимися углами подъёма линий витков, всегда равными в сумме 90° в точке их контакта, причем каждому продольному положению ведущего червяка соответствует тангенс угла подъёма его витка в точке контакта, равный текущему передаточному числу вариатора.

Данный винтовой вариатор позволит снизить габариты широкодиапазонной трансмиссии, упростить процесс изготовления и повысить надёжность конструкции.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен винтовой вариатор в составе широкодиапазонной трансмиссии в исходном положении, на фиг. 2 - сам винтовой вариатор в крайнем рабочем положении.

Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии включает зубчатые элементы, выполненные в виде цилиндрических червяков 1 и 2, входной ведущий 3 и перпендикулярный ему промежуточный 4 валы, коническую передачу с гипоидными шестернями 5 и 6 и внешний механизм управления 7. Червяки 1 и 2 выполнены одинакового диаметра и установлены на валах 3 и 4 с возможностью продольного скольжения по ним без относительного проворачивания. Шестерня 5 конической передачи выполнена монолитной с промежуточным валом 4, а шестерня 6 жестко закреплена с корпусом 8 дифференциала, являющимся обязательным элементом широкодиапазонной трансмиссии. Дифференциал включает водило 9, центральное колесо 10, соединенное с входным ведущим валом 3 через шлицевое соединение и центральное колесо 11, соединенное таким же образом с выходным валом 12 трансмиссии.

Винтовой вариатор в составе широкодиапазонной трансмиссии работает следующим образом.

Ведущий червяк 1, установленный на входном валу 3 и центральное колесо 10 дифференциала вращаются с угловой скоростью ω1. Здесь и далее индексы переменных соответствуют порядковому номеру элемента конструкции. Ведомый червяк 2, установленный на промежуточном валу 4, и шестерня 5 конической передачи вращаются со скоростью ω2= -ω1∙tgγ1, где γ1 - угол подъёма линии витка червяка 1 в точке контакта червяков 1 и 2.

Шестерня 6 конической передачи, корпус 8 и водило 9 дифференциала вращаются со скоростью ω69 =-ω21∙tgγ1. По правилу сложения скоростей в дифференциале с одинаковыми центральными колесами ω9=0,5(ω112), поэтому скорость вращения выходного вала 12 равна ω121(2⋅tgγ1-1). При смещении червяка 1 вдоль вала 3 угол γ1 плавно меняется от 26,6° (фиг. 1) до 45° (фиг. 2), а частота вращения выходного вала 12 трансмиссии ω12 плавно нарастает от 0 до ω13 входного вала 3. Витки червяков 1 и 2 нарезают таким образом, чтобы при их продольном сдвиге tgγ1 менялся 0,5 до 1 по линейному закону. Поскольку входной 3 и промежуточный 4 валы перпендикулярны, линия витков ведомого червяка 2 должна отвечать условию отсутствия заклинивания в зацеплении: γ2=90°-γ1. При этом ведомый червяк 2 самоустанавливается вдоль промежуточного вала 4 в нужное положение без внешнего принуждения. Благодаря цилиндрической форме червяков, необходимость в подпирающих пружинах для зубчатых элементов, в отличие от прототипа, отпадает.

Участки входного 3 и промежуточного 4 валов, вдоль которых перемещаются червяки 1 и 2, также как и их центральные отверстия, имеют одинаковое, например, квадратное сечение для предотвращения относительного проворачивания на них червяков. Передача вращения от промежуточного вала 4 вариатора к водилу 9 дифференциала происходит с помощью гипоидных конических шестерен 5 и 6, непересекающиеся валы которых скрещены под углом 90°, что позволяет избежать применения дополнительной паразитной шестерни и упростить конструкцию.

В автомобилях такая трансмиссия может заменить гидротрансформатор с клиноременным вариатором или автоматическую коробку передач со сцеплением, так как можно даже отказаться от управления скоростью вращения двигателя, поддерживая её на экономически выгодном уровне.

Данный винтовой вариатор по сравнению с прототипом позволит снизить габариты широкодиапазонной трансмиссии, упростить процесс изготовления и повысить надёжность конструкции.

Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии, включающий зубчатые элементы в виде червяков, установленные на входном ведущем и перпендикулярном ему промежуточном валах с возможностью зацепления между собой и продольного скольжения по валам без относительного проворачивания и внешний механизм управления, отличающийся тем, что вариатор дополнительно снабжен гипоидной конической передачей от промежуточного вала к дифференциалу трансмиссии, а червяки выполнены цилиндрическими одинакового диаметра с противофазно изменяющимися углами подъёма линий витков, всегда равными в сумме 90° в точке их контакта, причем каждому продольному положению ведущего червяка соответствует тангенс угла подъёма его витка в точке контакта, равный текущему передаточному числу вариатора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для пуска нагруженного механизма включает асимметричный планетарный дифференциал, установленный на валу привода и имеющий возможность вращаться вокруг него, вход которого соединен с валом привода, один выход его соединен с ведомым валом, а второй выход со сцепной управляемой муфтой или с обгонной муфтой, ответная часть которой соединяется с корпусом, и с силовой муфтой скольжения, ответная часть которой соединена с валом привода.

Изобретение относится к колесным и гусеничным транспортным средствам (ТС) с распределением мощности между передними и задними ведущими осями. Межосевой дифференциальный механизм распределения мощности содержит входной вал, связанный с ведущим звеном блокируемого фрикционной муфтой дифференциала, выходные звенья которого связаны с выходными валами переднего и заднего мостов, причем одного из них – непосредственно, а второго – во взаимосвязи с дополнительной зубчатой передачей.

Изобретение относится к вариаторным трансмиссиям. Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия включает входной, промежуточный и выходной валы, реверсор, базовый вариатор и дифференциал.

Изобретение относится к бесступенчатой раздаточной коробке для транспортных средств. Бесступенчатая силовая раздаточная коробка содержит вариатор, суммирующую передачу и несколько муфт.

Изобретение относится к дифференциальным механизмам распределения мощности (МРМ) транспортного средства (ТС). Механизм распределения мощности установлен после коробки передач и содержит двухстепенную редукторную часть (РЧ), выполненную с нулевым, первым и вторым зубчатыми планетарными механизмами - рядами, входное звено которой связано с двигателем ТС и соединено со звеньями планетарных рядов, а выходные звенья связаны с ведущими колесами ТС.

Трансэксл // 2751293
Изобретение относится к трансэкслу. Трансэксл содержит планетарный редуктор и дифференциальное устройство.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство привода содержит на входе дифференциал, на выходе планетарную передачу, водило которой выполненное заодно с выходным валом устройства, и клиноременный вариатор, связанный с дифференциалом и планетарной передачей через зубчатые передачи.

Изобретение относится к машиностроению. Механизм прямого пуска включает асимметричный планетарный дифференциал, установленный на валу привода и имеющий возможность вращаться вокруг него, вход которого соединен с валом привода.

Изобретение относится к вальнопланетарным коробкам передач. Многопоточная вально-планетарная коробка передач содержит входной и выходной валы, два дифференциала и блокировочные муфты.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный зубчатый редуктор с двухвенцовыми сателлитами содержит входной вал с шестерней, не менее трех кинематически связанных с входным валом периферийных валов, оси которых параллельны оси центрального выходного вала и равноудалены от нее, и несущих на себе цилиндрические шестерни, образующие внешнее зацепление с цилиндрическим колесом, имеющим общую ступицу с одним из центральных колес дифференциала и внутреннее зацепление с комбинированным колесом внутреннего зацепления и водило, жестко связанное с центральным выходным валом.
Наверх