Способ работы матрицы твердотопливных реактивных микродвигателей с возобновляемым топливным наполнением

Изобретение относится к двигательным ракетным системам для малоразмерных космических аппаратов (МКА) и предназначено для использования в качестве маневрового управления матрицей микродвигателей малоразмерных космических аппаратов. Предлагается способ работы матрицы твердотопливных реактивных микродвигателей с возобновляемым топливным наполнением, основными элементами которой являются плоская круглая подложка с установленными на каждой из ее горизонтальных и вертикальных поверхностей по меньшей мере четырьмя микродвигателями. Тяга микродвигателей, установленных на нижней и верхней горизонтальных поверхностях подложки, используется соответственно для ускорения или для торможения космического аппарата, а тяга микродвигателей на ее вертикальной поверхности используется для его поворотов. В способе используют многократную пневматическую или иную подачу топливных капсул в камеры сгорания отработавших микродвигателей. Матрицу снабжают дополнительными пневматическим или иными топливными заправочными устройствами, двумя горизонтальными и одной вертикальной вращающимися кольцевыми лентами. Первая и вторая ленты установлены соответственно перед камерами сгорания микродвигателей, используемых для ускорения или торможения космического аппарата, а третью вертикальную ленту устанавливают перед камерами сгорания микродвигателей, служащих для поворотов космического аппарата. На поверхностях каждой ленты имеются отверстия и огнеупорные кремневые пластины. Отверстия используют для подачи топливных капсул в камеры сгорания, а кремневые пластины - для закрытия камер сгорания с топливными капсулами. Изобретение обеспечивает периодическую подачу в камеру сгорания микродвигателя топливных капсул и регулирование вектора и величины тяги микродвигателя. 1 ил.

 

Изобретение относится к двигательным ракетным системам для малоразмерных космических аппаратов (МКА) и предназначено для использования в качестве маневрового управления матрицей микродвигателей малоразмерных космических аппаратов. В патенте US20100258411 А1 «Интеллектуальная система регулировки контейнера» (опубл. 14.10.2010 г.) приведен способ настройки направляющих конвертерной системы с приводами, получающими команды от интерфейса. Приводы могут использовать поворотные механизмы контролирующие положение элементов контейнера.

Такие системы могут работать в составе силовых установок, содержащих группу идентичных двигателей с разными текущими и последующими режимами функционирования. Недостатком приведенных в качестве аналогов систем является отсутствие описания алгоритмов и средств управления большими группами идентичных двигателей с учетом их адресного снабжения топливом в соответствии с его текущим и прогнозируемым расходом.

В статье «Силовая установка на основе дистанционно управляемой матрицы микродвигателей» (В.В. Бирюк, В.В. Кузнецов, Г.И. Леонович, С.В. Лукачев // Проблемы и перспективы развития двигателестроения. Сборник, докладов. Междунар. науч.-техн. конф. 23-25 июня 2021 г. Т. 2. - С. 311-312) отмечена перспективность разработки неуправляемых керамических микродвигателей (КНМД) различных типов, форм и применяемых видов топлива, формирование функционально распределенных массивов (матриц) микродвигателей, позволяющих существенно уменьшить время отклика системы на изменение объема и скорости подачи топлива. В статье не предложен способ управления микродвигателями.

Наиболее близким по технической сущности к предполагаемому изобретению является способ работы мультивекторной матричной ракетной двигательной системы с цифровым управлением величиной и направлением тяги двигательных ячеек для малоразмерных космических аппаратов (Патент РФ №2700299, опубл. 16.09.2019 г.). Система содержит кольцеобразную монолитную термостойкую диэлектрическую подложку с конусообразными микропорами, заполненными твердым топливом, с радиальной ориентацией всех продольных осей конусообразных микропор вершинами на центр круглой диэлектрической подложки. Управление матричной ракетной двигательной системой осуществляется с бортового компьютера космического аппарата и обеспечивает запуск определенного количества однотипных микродвигателей создающих необходимый вектор тяги. Главным достоинством этой системы, принятой в качестве прототипа предлагаемого изобретения, является высокая оперативность управления корректировкой орбиты космического аппарата. Ее недостаток связан с одноразовым применением каждого микродвигателя матрицы из-за отсутствия возобновляемого топливного наполнения камер сгорания микродвигателей.

Целью предлагаемого изобретения является разработка способа автоматического управления мультивекторной матричной ракетной двигательной системой космического аппарата с периодическим возобновлением подачи в камеры сгорания микродвигателей топливных капсул и регулирование вектора и величины тяги микродвигателей малоразмерных космических аппаратов.

Поставленная цель достигается тем, что в способе автоматического управления мультивекторной матричной ракетной двигательной системой малоразмерных космических аппаратов применена матрица, содержащая плоскую круглую диэлектрическую подложку с установленными на ее поверхностях микродвигателями с камерами сгорания и соплами, электрического воспламенения топливных капсул, коммутатор адресов микродвигателей, дешифратор данных, блок памяти отработанных кодовых комбинаций, контроллер, прямую и обратные электрические связи компьютера космического аппарата с органами управления и элементами системы матрицы, причем на каждой из круглых поверхностях подложки - верхней, нижней и вертикальной, дополнительно установлены по меньшей мере четыре микродвигателя с камерами сгорания и соплами; реактивная тяга микродвигателей, которые установлены на нижней и верхней горизонтальных поверхностях подложки, используется соответственно, для ускорения или для торможения космического аппарата, а тяга микродвигателей установленных на вертикальной поверхности подложки, используется для поворотов космического аппарата; матрица снабжена дополнительными топливным заправочным устройством, двумя горизонтальными и одной вертикальной вращающимися кольцевыми лентами; первая и вторая горизонтальные ленты установлены, соответственно, перед камерами сгорания микродвигателей производящих ускорение или торможение космического аппарата, а третья вертикальная лента установлена перед камерами сгорания микродвигателей используемых для поворотов космического аппарата; на поверхностях каждой из этих лент последовательно расположены отверстия и огнеупорные кремневые пластины, эти отверстия служат для открытия пустых камер сгорания и подачи в них топливных капсул, а кремневые пластины для закрытия камер сгорания заполненных топливными капсулами; способ управления обеспечивает многократную пневматическую подачу топливных капсул из дополнительного топливозаправочного устройства в камеры сгорания отработавших микродвигателей. Система автоматического управления осуществляет контроль и определение номеров микродвигателей и наличие топливных капсул в их камерах сгорания, контроль и определение номеров и положения вращающихся кольцевых транспортных лент, пневматическую подачу топливных капсул из топливного заправочного устройства в камеры сгорания, выбор номеров и числа микродвигателей запускаемых по команде компьютера космического аппарата с целью обеспечения требуемого вектора ускорения, торможения или поворота этого аппарата; управление элементами матрицы производят с помощью прямых электрических сигналов подаваемых из управляющего компьютера, передачу обратных сигналов в устройство контроля элементов матрицы.

На Фиг. 1 приведена блок-схема автоматического управления мультивекторной матричной двигательной системой малоразмерных космических аппаратов. Она содержит следующие элементы: компьютер космического аппарата 1, средства контроля технического состояния элементов матрицы - 2, коммутатор номеров микродвигателей и транспортных лент - 3, средства определения номеров камер сгорания без топливных капсул - 4, дешифратор данных по камерам сгорания - 5, средства перемещения транспортных лент с установкой их окон перед камерами сгорания микродвигателей без топливных капсул - 6, средства пневматического ввода топливных капсул в пустые камеры сгорания - 7, выбор числа и номеров микродвигателей, создающих векторы ускорения, средства торможения, поворота космического аппарата - 8, закрытия входа в камеры сгорания огнеупорными пластинами транспортных лент - 9, средства электрического зажигания топливных капсул в камерах сгорания выбранных микродвигателей - 10, блок памяти кодовых комбинаций - 11, дешифратор данных о номерах отработавших микродвигателях - 12, операции по пневматической подаче топливных капсул в пустые камеры сгорания микродвигателей - 13.

Предлагаемый способ работы матрицы твердотопливных реактивных микродвигателей осуществляют следующим образом. На первом этапе способа по сигналу компьютера космического аппарата 1 производят контроль технического состояния элементов матрицы 2 и наличия топливных капсул в камерах сгорания микродвигателей. Эти данные передают в коммутатор номеров микродвигателей и транспортных лент 3, далее производят определение номеров камер сгорания без топливных капсул 4 и передают их в дешифратор данных по камерам сгорания 5. Если камеры сгорания одного или нескольких микродвигателей не содержат топливных капсул, подают сигнал в систему управления перемещением транспортных лент, с установкой их окон перед камерами сгорания без топливных капсул 6 в положения, обеспечивающие пневматическую подачу топливных капсул из заправочного топливного устройства через отрытые окна кольцевых транспортных лент в опорожненные камеры сгорания 7, производится выбор числа и номеров микродвигателей, которые будут производить ускорение, торможение или поворот космического аппарата 8. Эти данные по линии обратной связи передают в компьютер космического аппарата. Если в камерах сгорания имеются топливные капсулы, то система управления подает электрические сигналы для перемещения соответствующих транспортных лент с их остановкой в положения, обеспечивающие закрытие входа в эти камеры сгорания огнеупорными кремниевыми пластинами 9. Затем подается сигнал на электрическое зажигание топливных капсул в камерах сгорания этих микродвигателей 10, который также подается в блок памяти кодовых комбинаций 11 и в дешифратор данных о номерах отработавших микродвигателей 12. Продукты сгорания работающих микродвигателей ускоряются в соплах и обеспечивают требуемую корректировку векторов движения, торможения или поворота космического аппарата. На следующем этапе работы предлагаемого способа, производят перемещение соответствующих подвижных транспортных лент в положения, которые позволяют обеспечить пневматическую подачу топливных капсул 13 из заправочной топливной системы, через открытые отверстия транспортных лент, в опорожненные камеры сгорания. После зажигания топливных капсул в камерах сгорания, по линии обратной связи подают данные для контроля технического состояния элементов матрицы 2.

Способ работы матрицы твердотопливных реактивных микродвигателей малоразмерных космических аппаратов с возобновляемым топливным наполнением их камер сгорания, содержащей плоскую круглую диэлектрическую подложку с микродвигателями, установленными на ее поверхностях, элементы зажигания топливных капсул, коммутатор адресов микродвигателей, дешифратор данных, блок памяти отработанных кодовых комбинаций, контроллер, прямую и обратные электрические связи с компьютером космического аппарата, отличающийся тем, что на каждой из круглых поверхностей подложки - верхней, нижней и вертикальной - дополнительно установлены по меньшей мере по четыре микродвигателя; тягу микродвигателей, установленных на нижней и верхней горизонтальных поверхностях подложки, используют соответственно для ускорения или торможения космического аппарата, а тягу микродвигателей, установленных на вертикальной поверхности подложки, используют для поворотов аппарата; матрица снабжена дополнительными элементами - топливным заправочным устройством, двумя горизонтальными и одной вертикальной вращающимися кольцевыми лентами; первая и вторая горизонтальные ленты установлены соответственно перед камерами сгорания микродвигателей, используемых для ускорения или торможения космического аппарата, третья вертикальная лента установлена перед камерами сгорания микродвигателей, используемых для поворотов космического аппарата; на поверхностях каждой из лент последовательно расположены отверстия и огнеупорные кремневые пластины, отверстия служат для открытия пустых камер сгорания и подачи в них топливных капсул, кремневые пластины служат для закрытия камер сгорания с топливными капсулами; способ работы матрицы обеспечивает по сигналам компьютера космического аппарата контроль технического состояния элементов матрицы, возможность многократной пневматической или иной подачи топливных капсул из дополнительного топливозаправочного устройства в камеры сгорания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области космического ракетостроения, в частности к ракетным двигателям твердого дисперсного сыпучего топлива. Рабочая камера ракетного двигателя сыпучего топлива (РДСТ), содержащая камеру сгорания, сопло, заряд твердого топлива и теплозащитное покрытие, при этом рабочая камера содержит бункер сыпучего твердого топлива, днище бункера выполнено в виде поршня, расположенного в обечайке бункера с возможностью осевого перемещения, при этом на днище посредством подшипника закреплена рабочая камера двигателя, сообщающаяся с бункером посредством шлюзового механизма питания, и содержит щелевые каналы, через которые пропущены теплозащитные ленты, идущие вдоль стенок камеры через критическое сечение сопла с взаимным спиралеобразным перекрытием к механизму лентопротяжки, расположенному на срезе сопла, часть оболочки рабочей камеры, составляющая сопло и камеру сгорания, имеет форму двух конусов, плавно сопряженных между собой по узкой части, причем щелевые каналы для ввода теплозащитных лент образуются зазором между верхней конической частью указанной оболочки и отбортовкой днища рабочей камеры, выполненной в виде конического кольца, которое соединяется с вышеуказанной конической частью посредством силовых перемычек, рабочее сечение каждой из которых распределено вдоль образующей конуса.

Изобретение относится к ракетостроению и касается конструкции ракетного двигателя, работающего на сыпучем твердом топливе. Ракетная двигательная установка, содержащая камеру сгорания, сопло и твердое топливо, согласно изобретению она содержит бункер для твердого сыпучего топлива с днищем, которое установлено с возможностью осевого перемещения относительно обечайки бункера и на котором установлена рабочая камера ракетного двигателя, соединенная с бункером посредством шлюзового механизма питания и снабженная теплозащитой в виде пропущенных через ее полость лент, связанных с механизмом перемотки лент, установленным на срезе сопла, причем обечайка бункера образована кольцеобразными секциями, которые перекрещиваются с наложенными на них с внутренней стороны бункера вышеуказанными теплозащитными лентами, расположенными вдоль образующих обечайки бункера.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при создании твердотопливных двигательных установок (ТДУ) для космических аппаратов (КА). Твердотопливная двигательная установка содержит твердотопливные газогенераторы, соединенные газоходом с патрубком ресивера-накопителя и входным патрубком понижающего редуктора, а также электромагнитные блоки управления (ЭМБУ), соединенные через ресиверы-демпферы газоходом низкого давления с выходным патрубком редуктора.

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в ракетных снарядах систем залпового огня. Ракетная часть содержит камеру сгорания с корпусом и дном, сопло и демпфер для гашения акустических колебаний.

Изобретение предназначено для определения суммарного импульса тяги при наземных стендовых испытаниях твердотопливной газореактивной системы ориентации (ТТ ГРСО) с газонакопительной емкостью. Стендовое устройство снабжено датчиками измерения температуры и давления, регистрирующей системы измерения и системы управления огневым испытанием, установлен имитатор блоков управления с дополнительным расходным соплом, обеспечивающий опорожнение газонакопительной емкости за расчетное суммарное время создания управляющих усилий, и управляющий клапан, расположенный за дополнительным расходным соплом, а газонакопительная емкость снабжена датчиками давления и температуры.

Изобретение относится к технике реактивного движения и может быть использовано для создания высокоскоростных боеприпасов наземного и воздушного применения. Реактивный снаряд состоит из свободно вложенных друг в друга и последовательно отделяющихся твердотопливных ступеней, снабженных механизмом автоматической передачи горения из одной ступени в другую.

Изобретение относится к ракетостроению и может быть применено для ракет и других летательных аппаратов космического и воздушного применения. Описан ракетный двигатель (РД), содержащий сопло и камеру сгорания, соединенную посредством насоса с емкостью, в которой расположено топливо, согласно изобретению топливо находится в твердом дисперсном сыпучем состоянии, емкость представляет собой бункер, а насос представляет собой шлюзовой механизм питания, содержащий корпус со входным и выходным патрубками и установленный в корпусе соединенный с приводом движения подвижный элемент с полостью, способной совмещаться с указанными патрубками поочередно.

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к способам работы детонационных ракетных двигателей. Способ заключается в том, что твердое горючее и твердый окислитель размещают в отдельных газогенераторах, осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Дк.

Ракетный двигатель твердого топлива с зарядом торцевого горения большой длины и малого диаметра, формуемым непосредственно в корпус двигателя, содержит корпус, заряд и сопловой блок. Корпус состоит из композиционной силовой оболочки, внутреннего теплозащитного покрытия, передней манжеты и бронечехла.

Солнечный фотоэлектрогенератор содержит солнечную батарею (2), установленную на верхней части платформы колесного транспортного средства (1), и устройство развертывания солнечной батареи из исходного компактного транспортного положения. Два соосных колеса (3, 5) транспортного средств (1) выполнены ведущими с помощью установленных на них независимых электроприводов, солнечная батарея (2) с датчиком (17) положения Солнца выполнена в виде части цилиндрической поверхности, обращенной вогнутой поверхностью к колесному транспортному средству (1), с длинными сторонами (7, 8), параллельными оси образующего цилиндрическую поверхность цилиндра и установленными в плоскостях, перпендикулярных общей оси ведущих колес (3, 5).
Наверх