Реверсивная вально-планетарная соосная раздаточная коробка 16rr16

Изобретение относится к коробке передач. В коробке передач три пары цилиндрических шестерен и простой трехзвенный планетарный механизм обеспечивают шестнадцать передач. Конический редуктор реализует реверс. Достигается улучшение эксплуатационных свойств за счет реверса и увеличения числа передач. 3 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии НТС (наземных транспортных средств): автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и специальной техники.

Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях. (1. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. /Под ред. А.И.Гришкевича. Мн.: Выш. шк., 1985.- 240 с. 2. Некрасов В.И. Многоступенчатая трансмиссия. Конструкция, конструирование и расчет: Учеб. пособие. - Курган, Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. - 156 с.)

Эти агрегаты конструктивно сложны, металлоемки.

Наиболее близкой к предлагаемой ВПРК (вально-планетарной раздаточной коробке) является соосная ВПРК 13R2 по патенту RU № 2053140. Бюл. N 3 от 27.01.1996. Автор В.И. Некрасов.

Соосная ВПРК 13R2 (13 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода) содержит корпус в опорах которого соосно установлены первичный, основной и выходной валы, параллельно им промежуточный вал, на них свободно расположены четыре пары шестерен, между крайними парами шестерен на двух зубчатых венцах установлены трехпозицилнные муфты переключения, между средними парами шестерен установлены сдвоенные муфты, состоящие из двух противоположно развернутых муфт с общей вилкой переключения, на выходе основного вала расположен межмостовой дифференциал с шестернями привода ведущих мостов.

Описанная соосная РК малой металлоемкости проще типовых конструкций трансмиссионных агрегатов, приведенных в книгах, обеспечивает диапазон передаточных чисел (отношение передаточных чисел низшей передачи к высшей) достаточный для обычных НТС, но она не реверсивная, имеет число передач, недостаточное для НТС специального назначения.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении эксплуатационных возможностей транспортного средства за счет увеличения числа передач и их реверса.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в дополнении конструкции редуктором реверса из трех конических шестерен, установке муфты остановки солнечной шестерни, увеличении числа позиций зубчатых венцов, установке пятипозиционных муфт переключения, взаимосвязанных ползуном.

Указанный технический результат достигается тем, что вально-планетарная соосная раздаточная коробка содержит корпус в опорах которого установлены первичный, основной и выходной валы, параллельно им установлен промежуточный вал, на них расположены пары цилиндрических шестерен, между ними на зубчатых венцах расположены две трехпозиционные муфты переключения, на основном валу закреплена солнечная шестерня планетарного редуктора, которая сателлитами, установленными на осях водила, зацеплена с эпициклическим колесом, при этом редуктор реверса состоит из трех взаимозацепленных конических шестерен, на входном валу этого редуктора закреплена ведущая коническая шестерня, через сателлиты, установленные на осях водила, она зацеплена с ведомой конической шестерней, закрепленной на входе первичного вала, на котором закреплен зубчатый венец; на промежуточном валу закреплены три шестерни, на длинном основном валу закреплены четыре зубчатых венца, на трехпозиционной муфте первого венца, расположенного между парами шестерен, закреплен зубчатый венец, напротив него на ползуне установлен двусторонний зубчатый венец, зацепленный с зубчатым венцом внутренней стенки корпуса, шестерня третьей пары коротким трубчатым валом соединена с зубчатым венцом, расположенным рядом с вторым венцом основного вала, на выходном валу закреплен пятипозиционный зубчатый венец с муфтой переключения, оснащенной двумя внутренними и одним наружным зубчатыми венцами, эта муфта ползуном соединена с аналогичной муфтой, расположенной на пятипозиционном зубчатом венце трубчатого вала с двухпозиционным зубчатым венцом, расположенным с другой стороны второго венца основного вала, планетарный редуктор установлен между третьим и четвертым венцами этого вала, на трубчатых валах его водила закреплены трехпозиционные зубчатые венцы, на аксиальных валах корпуса эпициклического колеса закреплены корпуса с внутренними зубчатыми венцами, на корпусе эпициклического колеса закреплены два зубчатых венца, между ними на ползуне пятипозиционных муфт закреплен двусторонний зубчатый венец, зацепленный с зубчатым венцом внутренней стенки корпуса.

Предлагаемое техническое решение позволяет улучшить эксплуатационные свойства НТС за счет реверса увеличенного числа передач.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема реверсивной вально-планетарной соосной раздаточной коробки 16RR16 (16 передач переднего хода и 16 передач заднего хода), состоящей из конического редуктора реверса, трехвальной соосной четырехступенчатой КП с тремя парами шестерен и планетарного редуктора на основе простого трехзвенного ПМ (планетарного механизма), обеспечивающего пять режимов работы, содержащих входной вал и соосные ему первичный вал, основной вал с расположенным на нем трубчатым валом с пятипозиционным зубчатым венцом, с закрепленными на нем зубчатыми венцами, выходной вал с пятипозиционным зубчатым венцом, оснащенные муфтами переключения передач, а также промежуточный вал, установленный параллельно основному валу. На выходном валу закреплена ведущая шестерня привода межмостового дифференциала, оснащенного муфтой его блокировки. В верхней части приведены буквенные обозначения пар шестерен (c,d,е,f). Буквенные обозначения «а» - солнечная шестерня и « - эпициклическое колесо используются при описании ПМ.

На фиг. 2 изображен фрагмент межмостового дифференциала для фиг 1. На выходном валу установлен несимметричный дифференциал, от корпуса эпициклического колеса основная часть крутящего момента напрямую поступает к мостам задней тележки, от солнечной шестерни меньшая часть крутящего момента по паре цилиндрических шестерен поступает на вал привода переднего моста.

На фиг. 3 приведен структурная лучевая диаграмма ВПРК к фиг. 1 с таблицей положений муфт переключения на различных передачах переднего хода (16G-1G). В нижней части таблицы обозначены включенные в работу пары шестерен (Пр.,сd, dе, се и т.д.) и выше режим работы ПМ (Y, IY, III, II и I). На горизонтальных шкалах приведены в логарифмическом виде величины передаточных чисел пар шестерен и передач. На второй снизу горизонтали: верхняя шкала U - величина передаточных чисел в натуральном виде, нижняя шкала - в логарифмическом. Точка «0» на горизонтали соответствует входу крутящего момента. Верхняя горизонталь соответствует передаточным числам на валах привода ведущих мостов, вторая сверху горизонталь - на основном валу. Редукторные режимы работы ПМ указаны около лучей в средней части диаграммы: I) Ubah - низшая, медленная передача; II) Uabh - понижающая передача; III) Uhh - прямая передача; IY) Uahb - ускоряющая передача; Y) Ubha - скорая передача. Верхний индекс указывает на остановленное звено, нижние индексы - на звенья входа и выхода крутящего момента. Обозначения пар шестерен и режимы работы ПМ указаны на лучах. Левый наклон луча указывает на ускоряющий режим работы ПМ, например, Uahb и Ubha. Чем значительнее наклон луча направо, тем больше передаточное число. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы. Вид лучевой диаграммы зависит от величин передаточных чисел пар шестерен и от внутреннего параметра ПМ «К».

К основному корпусу 1 ВПРК (фиг. 1) спереди закреплен корпус 2 редуктора реверса RR, а на выходе - корпус 3 межмостового дифференциала. В опорах корпуса 2 редуктора реверса расположен входной вал 4, в опорах корпуса 1 ВПРК расположены первичный вал 5, длинный основной вал 6 и выходной вал 7, соосные входному валу 4, параллельно им установлен промежуточный вал 8. На входном валу 2 закреплена ведущая коническая шестерня 9, сателлитами 10, установленными на осях 11 водила 12, зацепленная с ведомой конической шестерней 13, закрепленной на первичном валу 5. На первичном валу 5 также закреплены зубчатые венцы 14 и 15 с расположенными на них муфтами переключения 16 (R) и 17 (А). На стенке корпуса 2 закреплен зубчатый венец 18, рядом с ним расположен зубчатый венец 19, который закреплен на коротком трубчатом валу 20 водила 12 с осями 11 и сателлитами 10. На первичном валу 5 и длинном основном валу 6 свободно установлены шестерни 21, 22 и 23, зацепленные соответственно с шестернями 24, 25 и 26, закрепленными на промежуточном валу 8. На выходном валу 7 закреплен пятипозиционный зубчатый венец 27 с расположенной на нем пятипозиционной муфтой переключения 28 (F). Аналогичный пятипозиционный зубчатый венец 29 с расположенной на нем пятипозиционной муфтой переключения 30 (Е) установлен на трубчатом валу 31, свободно расположенном на длинном основном валу 6 между закрепленными на нем зубчатыми венцами 32 и 33. На основном валу 6 также закреплен зубчатый венец 34, расположенный около пятипозиционного зубчатого венца 27 выходного вала 7, между зубчатыми венцами 33 и 34 закреплена солнечная шестерня 35 (а), которая сателлитами 36, установленными на осях 37 водила 38 (h) ПМ (планетарного механизма) - редуктора, зацеплена с эпициклическим колесом 39 (b). Водило 38 (h) закреплено на входном 40 и выходном 41 трубчатых валах с трехпозиционными зубчатыми венцами 42 и 43, направленными в сторону зубчатых венцов 33 и 34 соответственно. Корпус 44 эпициклического колеса 39 с наружными зубчатыми венцами 45 и 46 левым входным аксиальным валом 47 соединен с корпусом 48 зубчатого венца 49 на уровне наружного зубчатого венца 50 муфты 30 (Е), а правым выходным аксиальным валом 51 соединен с корпусом 52 зубчатого венца 53 на уровне наружного зубчатого венца 54 муфты 28 (F). Эта муфта также имеет два внутренних зубчатых венца 55 и 56, она ползуном 57 в средней части соединена с двусторонним зубчатым венцом 58, который расположен между зубчатыми венцами 45 и 46 корпуса 44 эпициклического колеса 39 и зубчатого венца 59 корпуса 1 ВПРК. Ползун 57 в левой части соединен с муфтой 30 (Е) на пятипозиционном зубчатом венце 29. Муфта 30 (Е) аналогична муфте 28 (F) и оснащена не только наружным 50, но и двумя внутренними зубчатыми венцами 60 и 61. На трубчатом валу 31 пятипозиционного зубчатого венца 29 закреплен двухпозиционный зубчатый венец 62, расположенный рядом с зубчатым венцом 32 основного вала 6. Рядом с зубчатым венцом 32 расположен зубчатый венец 63, закрепленный на коротком трубчатом валу 64 с закрепленной на нем цилиндрической шестерней 23. На зубчатых венцах 63, 32 и 62 расположена муфта переключения 65 (С). На основном валу 6 между шестернями 22 и 23 закреплен зубчатый венец 66 с расположенной на нем трехпозиционной муфтой переключения 67 (В). На муфте 67 (В) закреплен зубчатый венец 68, напротив него на внутренней стенке корпуса 1 закреплен зубчатый венец 69. Между ними на ползуне 70 (Н) закреплен двусторонний зубчатый венец 71 остановки солнечной шестерни 35 (а). В опорах корпуса 3 редуктора межмостового дифференциала расположен выходной вал 7 с закрепленной на нем ведущей цилиндрической шестерней 72, зацепленной с ведомой шестерней 73, закрепленной на коротком трубчатом валу 74 корпуса 75 - водиле межмостового дифференциала. На осях 76 водила 75 расположены сателлиты 77, зацепленные с коническими шестернями 78 и 79. Шестерня 79 закреплена на валу 80 привода заднего ведущего моста. Шестерня 78 закреплена на валу 81 привода переднего ведущего моста. На валу 81 закреплен зубчатый венец 82, рядом с ним расположен зубчатый венец 83, закрепленный на трубчатом валу 84 корпуса 75. На зубчатых венцах 82 и 83 расположена муфта 85 блокировки дифференциала.

На фиг. 2 показан вариант исполнения межмостового редуктора с несимметричным дифференциалом. Водило 75 закреплено на выходном валу 7. Корпус 86 эпициклического колеса 79 закреплен на валу 80 привода мостов задней тележки. На коротком трубчатом валу 84 закреплены солнечная шестерня 78 и ведущая цилиндрическая шестерня 72 с зубчатым венцом 83, зацепленная с шестерней 73, закрепленной на валу 81 привода переднего ведущего моста.

Работа ВПРК осуществляется следующим образом:

Муфта 16 (R) редуктора реверса RR в левом положении (см. верхний вид фиг. 1) замыкает зубчатые венцы 18 и 19, останавливает водило 12 относительно корпуса 2 редуктора реверса. Крутящий момент от входного вала 4 поступает на ведущую коническую шестерню 9, сателлитами 10 на осях 11 передает усилие на ведомую коническую шестерню 13 и вращает ее в направлении противоположном вращению шестерни 9. От шестерни 13 усилие передается на первичный вал 5. В правом положении (см. нижний вид) муфта 16 (R) замыкает зубчатые венцы 19 и 14, блокирует редуктор реверса. Крутящий момент от входного вала 4 поступает на ведущую коническую шестерню 9, далее напрямую на ведомую коническую шестерню 13 и первичный вал 5, которые вращаются вместе с валом 4 в одном направлении и с одинаковой скоростью.

Трехпозиционная муфта 17 (А) в левом (L) положении (см. фиг. 1) соединяет зубчатый венец 15 первичного вала 5 с зубчатым венцом цилиндрической шестерни 21 первой пары (с). В среднем, нейтральном (N) положении зубчатый венец 15 отключен от шестерен, в правом (R) положении соединяет зубчатый венец 15 первичного вала 5 с зубчатым венцом цилиндрической шестерни 22 второй пары (d).

Трехпозиционная муфта 67 (В) в левом (L) положении (см. фиг. 1) соединяет зубчатый венец 66 длинного основного вала 6 с зубчатым венцом цилиндрической шестерни 22 второй пары (d). В среднем, нейтральном (N) положении зубчатый венец 66 отключен от шестерен, в правом (R) положении соединяет зубчатый венец 66 длинного основного вала 6 с зубчатым венцом цилиндрической шестерни 23 третьей пары (е).

Две муфты А и В, а также три пары шестерен (сdе) обеспечивают четыре варианта передач:

1-й вариант: муфта А в левом положении, муфта В в правом положении - включены две пары шестерен (с) и (е). Крутящий момент от первичного вала 5 и зубчатого венца 15 по муфте А поступает на 1-ю пару шестерен (с), по промежуточному валу 8 на 3-ю пару шестерен (е), по муфте В на зубчатый венец 66 основного вала 6. На лучевой диаграмме (фиг. 3) это луч (с) из т. «0» на второй снизу горизонтали вниз направо к нижней горизонтали, далее луч (е) направо вверх.

2-й вариант: муфты А и В в правом положении - включены две пары шестерен (d) и (е). Крутящий момент от первичного вала 5 и зубчатого венца 15 по муфте А поступает на 2-ю пару шестерен (d), по промежуточному валу 8 на 3-ю пару шестерен (е), по муфте В на зубчатый венец 66 основного вала 6. На лучевой диаграмме (фиг. 3) это крутой луч (d) из т. «0» на второй снизу горизонтали вниз направо к нижней горизонтали, далее луч (е) направо вверх.

3-й вариант: муфты А и В в левом положении - включены две пары шестерен (с) и (d). Крутящий момент от первичного вала 5 и зубчатого венца 15 по муфте А поступает на 1-ю пару шестерен (с), по промежуточному валу 8 на 2-ю пару шестерен (d), по муфте В на зубчатый венец 66 основного вала 6. На лучевой диаграмме (фиг. 3) это луч (с) из т. «0» на второй снизу горизонтали вниз направо к нижней горизонтали, далее луч (d) налево вверх в ускоряющем режиме.

4-й вариант: муфта А в правом положении, муфта В в левом положении - прямая передача, пары шестерен выключены. Крутящий момент от первичного вала 5 и зубчатого венца 15 по муфте А поступает на шестерню 22 второй пары шестерен (d), по муфте В на зубчатый венец 66 основного вала 6. На лучевой диаграмме (фиг. 3) это т. «0» на второй снизу горизонтали.

Муфта 65 (С) в левом (L) положении (см. верхний вид фиг. 1) соединяет зубчатый венец 62 трубчатого вала 31 и пятипозиционного зубчатого венца 29 с зубчатым венцом 63 трубчатого вала 64 цилиндрической шестерни 23 третьей пары (е), в правом (R) положении (см. нижний вид фиг. 1) соединяет зубчатый венец 62 с зубчатым венцом 32 длинного основного вала 6 и с солнечной шестерней 35 (а).

Муфты 28 (F) и 30 (Е) с ползуном 57 и зубчатым венцом 58, (H) с ползуном 70 и зубчатым венцом 71 управляют режимами работы ПМ.

ПМ обеспечивает пять режимов работы: I) Ubah= K+1 - низшая, медленная передача; II) Uabh= (K+1)/K - понижающая передача; III) Uhh = 1,0 - прямая передача; IY) Uahb = К/(K+1) - ускоряющая передача; Y) Ubha = 1/(K+1)- скорая передача. Где: а - солнечная шестерня; h - водило; b - эпициклическое колесо; К - внутренний параметр ПМ, равный отношению числа зубьев эпициклического колеса к числу зубьев солнечной шестерни.

Верхний индекс указывает на остановленное звено, нижние индексы - на звенья входа и выхода крутящего момента.

I-й режим работы Ubah= K+1 - низшая, медленная передача. Муфты Е и F в положении I (см. нижний вид на фиг. 1), муфта С в правом положении, муфта Н в левом, выключенном положении. Эпициклическое колесо 39 (b) остановлено относительно корпуса 1 зубчатым венцом 58, который замкнул левый зубчатый венец 45 корпуса 44 эпициклического колеса 39 (b) на зубчатый венец 59 корпуса 1. Крутящий момент поступает на солнечную шестерню 35 (а) от основного вала 6 двумя путями: напрямую и от зубчатого венца 32 по муфте 65 (С), трубчатому валу 31, пятипозиционному зубчатому венцу 29, по муфте 30 (Е) на зубчатый венец 33. Солнечная шестерня 35 (а) сателлитами 36 на осях 37 вращает водило 38 относительно остановленного эпициклического колеса 39 (b), по трубчатому выходному валу 41 на зубчатый венец 43, по левому внутреннему зубчатому венцу 55 муфты 28 на правый внутренний зубчатый венец 56, на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7. Этот режим ПМ реализуется на передачах: 1, 2, 3 и 5.

II -й режим работы Uabh= (K+1)/K - понижающая передача. Муфта В в среднем, выключенном положении (см. верхний вид фиг.1), муфты Е и F в положении II, муфта С в левом положении, муфта Н в правом, включенном положении. Эпициклическое колесо 39 (b) отпущено относительно корпуса 1. Солнечная шестерня 35 (а) остановлена относительно корпуса 1 муфтой Н, которая замкнула зубчатым венцом 71 зубчатый венец 69 корпуса 1 и зубчатый венец 68 муфты 67 (В) с зубчатым венцом 66 основного вала 6 и солнечной шестерни 35. Крутящий момент поступает от шестерни 23 третьей пары по трубчатому валу 64 на зубчатый венец 63, по муфте 65 (С) на зубчатый венец 62, по трубчатому валу 31, пятипозиционному зубчатому венцу 29 на левый внутренний зубчатый венец 60 муфты 30 (Е), далее по правому наружному зубчатому венцу 50 на внутренний зубчатый венец 49 корпуса 48, по аксиальному валу 47 на корпус 44 и эпициклическое колесо 39, которое вращает сателлиты 36 относительно остановленной солнечной шестерни 35 (а) осями 37 водило 38. Крутящий момент от водила 38 поступает на выходной вал 7 аналогично I-му режиму, но муфты в положении II. Этот режим ПМ реализуется на передачах 4 и 6.

III-й режим работы Uhh - прямая передача. Муфты Е и F в положении III, муфта С в правом положении, муфта Н в левом, выключенном положении. Крутящий момент поступает от основного вала 6, зубчатого венца 32 по муфте 65 (С), трубчатому валу 31, пятипозиционному зубчатому венцу 29, по муфте 30 (Е) на зубчатый венец 42, по трубчатому входному валу 40 на водило 38, далее по выходному валу 41 на зубчатый венец 43, по левому внутреннему зубчатому венцу 55 муфты 28 на правый внутренний зубчатый венец 56, на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7. Этот режим ПМ реализуется на передачах: 7, 8, 10 и 12.

IY -й режим работы Uahb = К/(K+1) - ускоряющая передача. Муфта В в среднем, выключенном положении, муфты Е и F в положении IY, муфта С в левом положении, муфта Н в правом, включенном положении. Эпициклическое колесо 39 (b) отпущено относительно корпуса 1. Солнечная шестерня 35 (а) остановлена относительно корпуса 1 муфтой Н, которая замкнула зубчатым венцом 71 зубчатый венец 69 корпуса 1 и зубчатый венец 68 муфты 67 (В) с зубчатым венцом 66 основного вала 6 и солнечной шестерни 35. Крутящий момент поступает от шестерни 23 третьей пары по трубчатому валу 64 на зубчатый венец 63, по муфте 65 (С) на зубчатый венец 62, по трубчатому валу 31, пятипозиционному зубчатому венцу 29 на левый внутренний зубчатый венец 60 муфты 30 (Е), далее по правому внутреннему зубчатому венцу 61 на зубчатый венец 42 по трубчатому входному валу 40 на водило 38, оно вращает относительно остановленной солнечной шестерни 35 (а) сателлиты 36, эпициклическое колесо 39, корпус 44, выходной аксиальный вал 51, по корпусу 52 на внутренний зубчатый венец 53, далее на наружный зубчатый венец 54 муфты 28 (F), по внутреннему зубчатому венцу 56 на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7. Этот режим ПМ реализуется на передачах 9 и 11.

Y -й режим работы Ubha = 1/(K+1)- скорая передача. Муфты Е и F в положении Y, муфта С в правом положении, муфта Н в левом, выключенном положении. Эпициклическое колесо 39 (b) остановлено относительно корпуса 1 зубчатым венцом 58, который замкнул правый зубчатый венец 46 корпуса 44 эпициклического колеса 39 (b) на зубчатый венец 59 корпуса 1. Крутящий момент поступает от основного вала 6, зубчатого венца 32 по муфте 65 (С), трубчатому валу 31, пятипозиционному зубчатому венцу 29, по муфте 30 (Е) на зубчатый венец 42, по трубчатому входному валу 40 на водило 38, которое вращает солнечную шестерню 35 (а) относительно остановленного эпициклического колеса 39 (b), по основному валу 6 на зубчатый венец 34, по муфте 28 (F), по левому внутреннему зубчатому венцу 55 муфты 28 на правый внутренний зубчатый венец 56, на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7. Этот режим ПМ реализуется на передачах: 13 - 16.

Передаточные числа:

Если установить широко применяемый в качестве межмостового дифференциала ПМ с внутренним параметром К = 2, то: Ubah= K+1 = 3,0; луч этой передачи на фиг. 4 составит lg Ubah= lg 3 = 0,477; Uabh = (K+1)/К = 3/2 = 1,5; lg 1,5 = 0,176; Uhh = 1,0; lg 1,0 = 0,0; Uahb = К/(K+1) = 2/3; lg (2/3) = - 0,176; Ubha = 1/(K+1) = 1/3; lg (1/3) = - 0,477. Желательно иметь равные отрезки интервалов в логарифмических координатах. Обеспечим такие равные интервалы между 3-й и 7-й, а также 8-й и 12-й передачами. Разделим на три части отрезок между 4-й и 7-й передачами. lg 1,5 = 0,176; 0,176/3 = 0,0587; ΔU = 1,145. Интервалы между передачами в логарифмических координатах составляют 0,0587.

Определим интервалы между лучами:1G, 2G, 3G, 5G, 7G, 8G и 10G, а также между 12G-16G. Между вертикальным и самым пологим лучами четыре отрезка на участке lg 3 = 0,477. 0,477/4 = 0,1193; ΔU = q = 1,316. Из них три отрезка 0,1193*3 = 0,3578 обеспечиваются двумя парами шестерен: «с» и «е» одной величины. 0,3578/2 = 0,179; Uс = Uе = 1,51. Интервал луча «d» составляет половину ранее рассчитанного отрезка. lg Ud = 0,5*0,1193 = 0,0597; Ud = 1,148.

Крутящий момент после выходного вала 7 трансформируется парой цилиндрических шестерен 72-73 (f) и поступает на водило 75 - корпус межмостового дифференциала. На фиг. 3 эта пара шестерен представлена лучами, направленными к верхней горизонтали. Изменяя величину передаточного числа этой пары можно изменять число ускоряющих передач. На второй сверху горизонтали четыре ускоряющие передачи, за счет пары шестерен уменьшили число ускоряющих передач до двух. На фиг. 1 дифференциал симметричный, внутренний параметр К = 1,0 - он поровну распределяет крутящий момент от водила 75 на оси 76 и сателлитами 77 на шестерни 78 и 79, имеющими одинаковое число зубьев. Если применить несимметричный дифференциал (см. фиг. 2), внутренний параметр К = 2,0; большая часть крутящего момента - 2/3 от эпициклического колеса 79 по его корпусу 86 поступит на вал 80 привода мостов задней тележки, меньшая часть крутящего момента (1/3) по трубчатому валу 84 поступает на пару шестерен 72-73 и на вал 81 привода переднего ведущего моста. В сложных дорожных условиях дифференциал можно заблокировать, соединив напрямую два звена ПМ, муфтой 84 замыкаем зубчатый венец 82 вала 7 и водила 75 с зубчатым венцом 83 шестерни 72, трубчатого вала 84 и солнечной шестерни 78 на фиг. 3, на фиг. 1 замыкаем зубчатый венец 82 вала 81 и шестерни 78 с зубчатым венцом 83 трубчатого вала 84 и водила 75.

1-я передача: се + Ubah + Uf

Муфты А и Н в левом (L) положении, муфты В и С в правом (R) положении, муфты Е и F в положении I - включены 1-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме низшей передачи - Ubah = K+1 (см. фиг. 3, правая часть табл. над точкой 1G).

На лучевой диаграмме (фиг. 3) эта передача представлена четырьмя лучами: луч «с» выходит из т.0 на второй снизу горизонтали и направлен направо вниз к нижней горизонтали, затем луч «е» направо вверх, далее пологий луч «Ubah» направо вверх и луч «Uf» к точке 1G на верхней горизонтали.

Крутящий момент (фиг. 1) от входного вала 4 по коническому редуктору реверса передается на первичный вал 5, от зубчатого венца 15 муфтой 17 (А), 1-й парой шестерен 21-24 (с), промежуточным валом 8, 3-й парой шестерен 26-23 (е), трехпозиционной муфтой В (67), зубчатым венцом 66, по основному валу 6 на солнечную шестерню 35 (а). Эпициклическое колесо 39 (b) остановлено относительно корпуса 1 двусторонним зубчатым венцом 58, который замкнул зубчатые венцы 45 эпициклического колеса 39 и 59 корпуса 1. Сателлиты 36, обкатываясь по остановленному эпициклическому колесу 39 (b), вращают водило 38 (h), выходной трубчатый вал 41 водила и тройной зубчатый венец 43, от него внутренним зубчатым венцом 55 пятипозиционной муфты F (28), от внутреннего зубчатого венца 56 на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7.

Передаточное число 1-й передачи

U 1G = Uс Uе Ubah Uf = 1,51*1,51*3,0*2,0 = 13,68.

2-я передача: + Ubah + Uf

Переключаем муфту А из левого положения в правое - заменили 1-ю на 2-ю пару шестерен - в работу включены: 2-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме низшей передачи - Ubah = K+1.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: крутой луч «d» выходит из т.0 на второй снизу горизонтали и направлен направо вниз, затем луч «е» направо вверх, далее пологий луч «Ubah» направо вверх и луч «Uf» к точке 2G на верхней горизонтали.

Крутящий момент от первичного вала 3 передается муфтой А, 2-й парой шестерен 22-25, далее как на 1-й передаче.

Передаточное число 2-й передачи

U 2G = Ud Uе UbahUf = 1,51*1,148*3,0*2,0 = 10,4.

Интервал между передачами q 1-2 = 13,68/10,4 = 1,315.

3-я передача: сd + Ubah + Uf

Муфты А и В в левом положении - заменили 3-ю пару на 1-ю пару шестерен - в работу включены: 1-я и 2-я пары шестерен, а также ПМ в режиме низшей передачи - Ubah = K+1.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: луч «с» выходит из т.0 направлен направо вниз, затем крутой луч «d» налево вверх в ускоряющем режиме, далее пологий луч «Ubah» направо вверх и луч «Uf» к точке 3G на верхней горизонтали.

Крутящий момент от первичного вала 3 передается 1-й парой шестерен 19-22, промежуточным валом 6, 2-й парой шестерен 23-20, далее как на 1-й и 2-й передачах.

Передаточное число 3-й передачи

U 3G = Uс Ud UbahUf = 1,51*(1/1,148)*3,0*2,0 = 7,892.

Интервал между передачами q 2-3 = 10,4/7,892 = 1,318.

4-я передача: се + Uabh + Uf

Переключаем муфты: В из левого положения в нейтральное, выключенное, С из правого в левое положение, Н из левого в правое положение, муфты EF из положения I в положение II - включены 1-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме понижающей передачи - Uabh = (K+1)/К.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: луч «с» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «е» вверх направо, далее луч «Uabh» направо вверх и луч «Uf» к точке 4G на верхней горизонтали.

Крутящий момент от первичного вала 3 передается 1-й парой шестерен 21-24 (с), промежуточным валом 8, 3-й парой шестерен 26-23 (е), трубчатым валом 64, зубчатым венцом 63, муфтой С (65), зубчатым венцом 62, трубчатым валом 31 на пятипозиционный зубчатый венец 29, (см. верхнее положение муфт фиг. 1) вторым слева зубчатым венцом 29 на внутренний венец 60 пятипозиционной муфты Е (30), на наружный зубчатый венец 50, далее на зубчатый венец 49 корпуса 48, по аксиальному валу 47 на корпус 44 и эпициклическое колесо 39. Солнечная шестерня 35 (а) и основной вал 6 остановлены относительно корпуса 1 двусторонней муфтой 71 (Н), замкнувшей зубчатые венцы 69 корпуса 1 и 68 муфты 67 на зубчатом венце 66 основного вала 6. Эпициклическое колесо 39 (b) освобождено от фиксации к корпусу 1, так как в положении II двусторонний зубчатый венец 58 вышел из зацепления с зубчатым венцом 45 корпуса 44 эпициклического колеса 39. Эпициклическое колесо 39 (b) вращает сателлиты 36, которые, обкатываясь по остановленной солнечной шестерне 35 (а), осями 37 вращают водило 38 (h), выходной трубчатый вал 41 водила и тройной зубчатый венец 43, в среднем положении от него внутренним зубчатым венцом 55 пятипозиционной муфты F (28), от внутреннего зубчатого венца 56 на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7.

Передаточное число 4-й передачи

U 4G = Uс Uе UabhUf = 1,51*1,51*1,5*2,0 = 6,84.

Интервал между передачами q 3-4 = 7,892 /6,84 = 1,154.

5-я передача: Ubah + Uf

Муфты В и Н в левом положении, муфты А и С в правом положении, муфты Е и F в положении I - выключили из работы пары шестерен - в работе ПМ в режиме низшей передачи - Ubah = K+1.

На лучевой диаграмме (фиг. 3) эта передача представлена пологим лучом «Ubah» из точки «0» направо вверх и лучом «Uf» к точке 5G на верхней горизонтали.

Крутящий момент от первичного вала 5 передается муфтой А на шестерню 22, муфтой В на основной вал 6, далее как на 1-й, 2-й и 3-й передачах.

Передаточное число 5-й передачи U5G = Ubah Uf = 3,0*2,0 = 6,0.

Интервал между передачами q 4-5 = 6,84/6,0 = 1,14.

6-я передача: + Uabh + Uf

Муфты А и Н в правом положении, муфта В в нейтральном, муфты EF из положения I в положение II - включили в работу 2-ю и 3-ю пары шестерен, а также ПМ в режиме понижающей передачи - Uabh = (K+1)/К.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: крутой луч «d» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «е» направо вверх, далее луч «Uabh» направо вверх и луч «Uf» к точке 6G на верхней горизонтали.

Крутящий момент от первичного вала 5 по парам шестерен передается как на 2-й передаче, далее по ПМ как на 4-й передаче.

Передаточное число 6-й передачи

U 6G =Ud Uе Ubah Uf = 1,148*1,51*1,5*2,0 = 5,26.

Интервал между передачами q 5-6 = 6,0/5,26 = 1,154.

7-я передача: се + Uhh + Uf

Седьмая передача отличается от первой передачи только изменением режима работы ПМ с I) Ubah = K+1 на III) Uhh = 1.

Муфты А, В, С и Н в положении 1-й передачи, муфты ЕF в положении III - включены 1-я «с» и 3-я «е» пары шестерен, а также ПМ в режиме прямой передачи Uhh.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: луч «с» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «е» направо вверх, далее вертикальный луч «Uhh» и луч «Uf» к точке 7G на верхней горизонтали.

Крутящий момент до муфты 30 (Е) передается как на 1-й и 4-й передачах, но муфта смещена правее в положение III, ее правый венец 60 вошел в зацепление с левым венцом 42 входного трубчатого вала 40 привода водила 38 (h). Далее от водила как на предыдущих передачах.

Передаточное число 7-й передачи

U 7G = Uс Uе Uhh Uf = 1,51*1,51*1,0*2,0 = 4,56.

Интервал между передачами q 6-7 = 5,26/4,56 = 1,154.

8-я передача: + Uhh + Uf

Возвращаем муфту А в правое положение - заменили 1-ю пару на 2-ю пару шестерен - в работу включены 2-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме прямой передачи - Uhh = 1,0.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: крутой луч «d» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «е» направо вверх, далее вертикальный луч «Uhh» и луч «Uf» к точке 8G на верхней горизонтали.

Крутящий момент от первичного вала 5 парами шестерен передается как на 2-й и 6-й передачах, далее как на 7-й передаче.

Передаточное число 8-й передачи

U 8G = Ud Uе Uhh Uf = 1,148*1,51*1,0*2,0 = 3,467.

Интервал между передачами q 7-8 = 4,56/3,467 = 1,315.

9-я передача: се + Uahb + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 4-й передаче, муфты ЕF в положении IY - в работу включены 1-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме ускоряющей передачи - Uahb = К/(K+1).

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: пологий луч «с» выходит из т.0 направо вниз, далее луч «е» направо вверх, луч «Uahb» налево вверх в ускоряющем режиме и луч «Uf» к точке 9G на верхней горизонтали.

Крутящий момент до муфты 30 (Е) передается как на 4-й передаче, но муфта смещена правее в положение IY, ее правый венец 61 вошел в зацепление со средним венцом 42 входного трубчатого вала 40 привода водила 38 (h). Основной вал 6 и солнечная шестерня 35 (а) остановлены относительно корпуса 1. Далее как на 4-й передаче.

Передаточное число 9-й передачи

U 9G = Uс Uе Uahb Uf = 1,51*1,51*0,667*2,0 = 3,04.

Интервал между передачами q 8-9 = 3,467/3,04 = 1,14.

10-я передача: сd + Uhh + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 3-й передаче, муфты ЕF в положении III - в работу включены 1-я и 2-я пары шестерен, а также ПМ в режиме прямой передачи - Uhh.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи: «с» от точки «0» вниз направо, «d» вверх налево в ускоряющем режиме, вертикальный луч ПМ - Uhh и луч «Uf» к точке 10G на верхней горизонтали.

Крутящий момент по 1-й и 2-й парам шестерен передается как на 3-й передаче, далее как на 7-й и 8-й передачах.

Передаточное число 10-й передачи

U 10G = Uс Ud Uhh Uf = 1,51* (1/1,148)*1,0*2,0 = 2,63.

Интервал между передачами q 9-10 = 3,04/2,63 = 1,156.

11-я передача: + Uahb + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 6-й передаче, муфты ЕF в положении IY - в работу включены 2-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме в режиме ускоряющей передачи - Uahb = К/(K+1).

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: крутой луч «d» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «е» направо вверх, далее луч «Uahb» налево вверх в ускоряющем режиме и луч «Uf» к точке 11G на верхней горизонтали.

Крутящий момент до муфты 30 (Е) передается как на 2-й, 6-й и 8-й передачах, далее как на 9-й передаче.

Передаточное число 11-й передачи

U 11G =Ud Uе Uahb Uf =1,148*1,51*0,667*2,0 = 2,31.

Интервал между передачами q 10-11 = 2,63/2,31 = 1,139.

12-я передача: прямая + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 5-й передаче, муфты ЕF в положении III - в работе ПМ на прямой передаче.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствует вертикальный луч ПМ - Uhh от точки «0» и луч «Uf» к точке 12G на верхней горизонтали.

Крутящий момент от первичного вала 5 по зубчатому венцу 15 и муфте 17 (А) передается по шестерне 22 и муфте 67 (В) на зубчатый венец 66 и основной вал 6, далее от зубчатого венца 32 по муфте 65 (С) на трубчатый вал 31 и пятипозиционный зубчатый венец 29, от зубчатого венца 60 муфты 30 (Е) на зубчатый венец 61, от него на трехпозиционный зубчатый венец 42, по входному трубчатому валу 40, водилу 38, выходному трубчатому валу 41 на трехпозиционный зубчатый венец 43, далее от зубчатого венца 55 муфты 28 (F) на зубчатый венец 56, от него на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7.

Передаточное число 12-й передачи U12G = Uf = 2,0.

Интервал между передачами q 11-12 = 2,31/2,0 = 1,155.

13-я передача: се + Ubha + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 1-й передаче, муфты ЕF в положении Y - в работу включены 1-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме скорой передачи - Ubha = 1/(K+1).

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: луч «с» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «е» направо вверх, далее луч «Ubha» налево вверх в ускоряющем режиме и луч «Uf» к точке 13G на верхней горизонтали.

Крутящий момент до муфты 30 (Е) передается как на 1-й и 7-й передачах, но муфта смещена правее в положение Y, ее правый венец 61 вошел в зацепление со правым венцом 42 входного трубчатого вала 40 привода водила 38 (h). Эпициклическое колесо 39 (b) остановлено относительно корпуса 1 двусторонним зубчатым венцом 58, который замкнул зубчатые венцы 46 корпуса 44 эпициклического колеса 39 и 59 корпуса 1. Сателлиты 36, обкатываясь по остановленному эпициклическому колесу 36 (b), вращают солнечную шестерню 35 (а) и основной вал 6. Далее от зубчатого венца 34 на зубчатый венец 55 муфты 28, зубчатым венцом 56 на пятипозиционный зубчатый венец 27 и выходной вал 7.

Передаточное число 13-й передачи

U 13G = Uс Uе Ubha Uf = 1,51*1,51*0,333*2,0 = 1,519.

Интервал между передачами q 12-13 = 2,0/1,519 = 1,317.

14-я передача: + Ubha + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 2-й и 8-й передачам, муфты ЕF в положении Y - в работу включены 2-я и 3-я пары шестерен, а также ПМ в режиме скорой передачи - Ubha = 1/(K+1).

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: крутой луч «d» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «е» направо вверх, далее луч «Ubha» налево вверх в ускоряющем режиме и луч «Uf» к точке 14G на верхней горизонтали.

Крутящий момент до муфты 30 (Е) передается как на 2-й и 8-й передачах, далее как на предыдущей передаче.

Передаточное число 14-й передачи

U 14G = Ud Uе Ubha Uf = 1,148*1,51*0,333*2,0 = 1,154.

Интервал между передачами q 13-14 = 1,519/1,154 = 1,316.

15-я передача - 1-я ускоряющая: сd + Ubha + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 3-й и 10-й передачам, муфты ЕF в положении Y - в работу включены 1-я и 2-я пары шестерен, а также ПМ в режиме скорой передачи - Ubha = 1/(K+1).

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: луч «с» выходит из т.0 направо вниз, затем луч «d» налево вверх в ускоряющем режиме, далее луч «Ubha» налево вверх также в ускоряющем режиме и луч «Uf» к точке 15G на верхней горизонтали.

Крутящий момент до муфты 30 (Е) передается как на 3-й и 10-й передачах, далее как на предыдущих передачах.

Передаточное число 15-й передачи

U 15G = Uс Ud Ubha Uf = 1,51*(1/1,148)*0,333*2,0 = 0,876.

Интервал между передачами q 14-15 = 1,154/0,876 = 1,317.

16-я передача - 2-я ускоряющая: Ubha + Uf

Положения муфт А, В, С и Н соответствуют 5-й и 12-й передачам, муфты ЕF в положении Y - в работу включен ПМ в режиме скорой передачи - Ubha = 1/(K+1).

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: пологим лучом «Ubha» налево вверх в ускоряющем режиме и лучом «Uf» к точке 16G на верхней горизонтали.

Крутящий момент до муфты 30 (Е) передается как на 5-й и 12-й передачах, далее как на предыдущих передачах.

Передаточное число 16-й передачи U16G = Ubha Uf = 0,333*2,0 = 0,666.

Интервал между передачами q 15-16 = 0,876/0,666 = 1,315.

Передачи заднего хода 1R-16R отличаются от передач переднего хода 1G-16G только изменением положения муфты R (16) из правого в левое положение. Муфта R (16) замыкает зубчатые венцы 18 и 19, останавливает водило 12 и оси 11. От входного вала 4 и шестерни 9 крутящий момент поступает по сателлитам 10 на шестерню 13 и первичный вал 5, который изменяет направление вращения по сравнению с входным валом 4.

Диапазон ВПРК составил D = U1G /U16G = 13,68/0,667 = 20,5 при среднем интервале lg q = lg 20,5/15 = 1,312/15 = 0,08745; q = 1,223 от q = 1,14 до q = 1,317. Такие интервалы применяют в трансмиссиях НТС.

Для сравнения: 8-ми ступенчатая КП автомобиля МАЗ-6422 имеет диапазон D = U1/U8 = 7,73/0,71 = 10,89 при среднем интервале lg q = lg 10,89/7 = 1,037/7 = 0,148; q = 1,407. 9-ти ступенчатая КП автомобиля ЗИЛ-4331 имеет диапазон D = 11,33 при среднем интервале lg q = lg 11,33/8 = 1,054/8 = 0,132; q = 1,354. Современные магистральные тягачи полной массой 40 т, как правило, оснащены 16-ти ступенчатой КП с диапазоном D ≈ 17 и интервалом q ≈ 1,21. Трансмиссия полноприводного автомобиля УРАЛ-4320 с колесной формулой 6х6, оснащенного пятиступенчатой КП и двухступенчатой РК обеспечивает диапазон: Dкп = 5,61/0,723 = 7,76 и DРК = 2,15/1,3 = 1,65; полный диапазон D = 7,76*1,65 = 12,8. Трансмиссия полноприводного автомобиля КРАЗ-260 с колесной формулой 6х6, оснащенного восьмиступенчатой КП, как на автомобиле МАЗ-6422, и двухступенчатой РК обеспечивает диапазон: Dкп = U1/U8 = 7,73/0,71 = 10,89 и DРК = 1,31/1,013= 1,293; полный диапазон D = (7,73*1,31)/( 0,71*1,013) = 14,1.

Конструкция ВПРК, приведенная на фиг. 1, обеспечивает достаточный диапазон передаточных чисел для переднего и заднего хода D = 20,5 при среднем интервале между передачами q = 1,223, что позволяет применять НТС, оснащенной такой ВПКП, в широком спектре условий эксплуатации. Эта конструкция позволяет изменять параметры трансмиссии при других ПМ и парах шестерен.

Ускоряющие передачи применяются как в отечественном, так и зарубежном автомобилестроении. Например, величины передаточных чисел ускоряющих передач: КамАЗ - 0,815; Урал - 0,78; МАЗ - 0,71; КрАЗ - 0,66.

На легковых автомобилях зарубежного производства нередко устанавливают КП с тремя ускоряющими передачами, например, Audi A4: 0,74; 0,56; 0,43.

Обозначения:

а - солнечная шестерня;

b - эпициклическое колесо;

h - водило;

ВОМ - вал отбора мощности;

ВПРК - вально-планетарная раздаточная коробка;

НТС - наземное транспортное средство;

ПМ - планетарный механизм;

1 - корпус ВПРК с редуктором реверса;

2 - корпус редуктора реверса RR;

3 - корпус редуктора межмостового дифференциала;

4 - входной вал; 5 - первичный вал;

6 - длинный основной вал;

7 - выходной вал; 8 - промежуточный вал;

9 - ведущая коническая шестерня, закрепленная на входном валу 4;

10 - сателлиты; 11 - оси сателлитов;

12 - водило осей 11 и сателлитов 10;

13 - ведомая коническая шестерня, закрепленная на первичном валу 5;

14 и 15 - зубчатые венцы, закрепленные на первичном валу 3;

16 (R) - муфта переключения на зубчатом венце 14;

17 (А) - трехпозиционная муфта переключения на зубчатом венце 15;

18 - зубчатый венец стенки корпуса 2;

19 - зубчатый венец, закрепленный на трубчатом валу 20 между венцами 18 и 14;

20 - трубчатый вал водила 12;

21, 22 и 23 - шестерни, свободно установленные на соосных валах 5 и 6;

24, 25 и 26 - шестерни, закрепленные на промежуточном валу 8;

27 - пятипозиционный зубчатый венец, закрепленный на выходном валу 7;

28 (F) - пятипозиционная муфта переключения на зубчатом венце 27;

29 - пятипозиционный зубчатый венец, закрепленный на трубчатом валу 31;

30 (Е) - пятипозиционная муфта переключения на зубчатом венце 29;

31 - трубчатый вал пятипозиционного зубчатого венца 29;

32, 33 и 34 - зубчатые венцы, закрепленные на длинном основном валу 6;

35 (а) - солнечная шестерня трехзвенного ПМ (планетарного механизма);

36 - сателлиты; 37 - оси сателлитов;

38 (h) - водило трехзвенного ПМ;

39 (b)- эпициклическое колесо трехзвенного ПМ;

40 - входной трубчатый вал водила 38;

41 - выходной трубчатый вал водила 38;

42 - трехпозиционный зубчатый венец входного трубчатого вала 40;

43 - трехпозиционный зубчатый венец выходного трубчатого вала 41;

44 - корпус эпициклического колеса 36;

45 - левый зубчатый венец корпуса 44 эпициклического колеса 39;

46 - правый зубчатый венец корпуса 44 эпициклического колеса 39;

47 - левый входной аксиальный вал корпуса 44 эпициклического колеса 39;

48 - корпус зубчатого венца 49;

49 - зубчатый венец входного вала 47 корпуса 44 эпициклического колеса 39;

50 - правый наружный зубчатый венец муфты 30 (Е);

51 - правый выходной аксиальный вал корпуса 44 колеса 39;

52 - корпус зубчатого венца 53;

53 - зубчатый венец выходного вала корпуса 52 от эпициклического колеса;

54 - левый наружный зубчатый венец муфты 28 (F);

55 - левый внутренний зубчатый венец муфты 28 (F);

56 - правый внутренний зубчатый венец муфты 28 (F);

57 - ползун пятипозиционных муфт переключения 28 (F) и 30 (Е), а также двустороннего зубчатого венца 58;

58 - двусторонный зубчатый венец для соединения с зубчатыми венцами 45 и 46 корпуса 44 эпициклического колеса 39;

59 - зубчатый венец корпуса 1 ВПРК для соединения с зубчатыми венцами 45 и 46 корпуса 44 эпициклического колеса 39;

60 - левый внутренний зубчатый венец муфты 30 (Е);

61 - правый внутренний зубчатый венец муфты 30 (Е);

62 - двухпозиционный зубчатый венец, закрепленный на трубчатом валу 31;

63 - зубчатый венец, закрепленный на коротком трубчатом валу 64;

64 - короткий трубчатый вал шестерни 23 и зубчатого венца 63;

65 (С) - муфта переключения на зубчатых венцах 63, 32 и 62;

66 - зубчатый венец, закрепленный на длинном основном валу 6 между шестернями 22 и 23;

67 (В) - трехпозиционная муфта переключения на зубчатом венце 66;

68 - наружный зубчатый венец, закрепленный на муфте 67;

69 - зубчатый венец внутренней поверхности корпуса 1 напротив венца 68;

70 - ползун зубчатого венца 71;

71 - двусторонный зубчатый венец остановки солнечной шестерни 35 (а);

72 - ведущая цилиндрическая шестерня, закрепленная на выходном валу 7;

73 - ведомая шестерня, зацепленная с шестерней 72, закрепленная на валу 74;

74 - короткий трубчатый вал шестерни 73 и водила 75 межмостового дифференциала;

75 - водило - корпус межмостового дифференциала;

76 - оси сателлитов 77;

77 - сателлиты межмостового дифференциала;

78 - коническая шестерня, закрепленная на валу 81 привода переднего моста на фиг. 1, солнечная шестерня несимметричного дифференциала на фиг. 2;

79 - коническая шестерня, закрепленная на валу 80 привода заднего моста;

80 - вал привода заднего моста;

81 - вал привода переднего моста;

82 - зубчатый венец, закрепленный на валу 81;

83 - зубчатый венец, закрепленный на шестерне 72;

84 - выходной трубчатый вал водила 75;

85 - муфта блокировки дифференциала;

86 - корпус эпициклического колеса 79, закрепленный на валу 80 на фиг. 2.

Реверсивная вально-планетарная соосная раздаточная коробка содержит корпус, в опорах которого установлены первичный, основной и выходной валы, параллельно им установлен промежуточный вал, на них расположены пары цилиндрических шестерен, между ними на зубчатых венцах расположены две трехпозиционные муфты переключения, на основном валу закреплена солнечная шестерня планетарного редуктора, которая сателлитами, установленными на осях водила, зацеплена с эпициклическим колесом, отличающаяся тем, что редуктор реверса состоит из трех взаимозацепленных конических шестерен, на входном валу этого редуктора закреплена ведущая коническая шестерня, через сателлиты, установленные на осях водила, она зацеплена с ведомой конической шестерней, закрепленной на входе первичного вала, на котором закреплен зубчатый венец; на промежуточном валу закреплены три шестерни, на длинном основном валу закреплены четыре зубчатых венца, на трехпозиционной муфте первого венца, расположенного между парами шестерен, закреплен зубчатый венец, напротив него на ползуне установлен двусторонний зубчатый венец, зацепленный с зубчатым венцом внутренней стенки корпуса, шестерня третьей пары коротким трубчатым валом соединена с зубчатым венцом, расположенным рядом с вторым венцом основного вала, на выходном валу закреплен пятипозиционный зубчатый венец с муфтой переключения, оснащенной двумя внутренними и одним наружным зубчатыми венцами, эта муфта ползуном соединена с аналогичной муфтой, расположенной на пятипозиционном зубчатом венце трубчатого вала с двухпозиционным зубчатым венцом, расположенным с другой стороны второго венца основного вала, планетарный редуктор установлен между третьим и четвертым венцами этого вала, на трубчатых валах его водила закреплены трехпозиционные зубчатые венцы, на аксиальных валах корпуса эпициклического колеса закреплены корпуса с внутренними зубчатыми венцами, на корпусе эпициклического колеса закреплены два зубчатых венца, между ними на ползуне пятипозиционных муфт закреплен двусторонний зубчатый венец, зацепленный с зубчатым венцом внутренней стенки корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии включает зубчатые элементы, выполненные в виде цилиндрических червяков, входной ведущий и перпендикулярный ему промежуточный валы, коническую передачу с гипоидными шестернями и внешний механизм управления.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для пуска нагруженного механизма включает асимметричный планетарный дифференциал, установленный на валу привода и имеющий возможность вращаться вокруг него, вход которого соединен с валом привода, один выход его соединен с ведомым валом, а второй выход со сцепной управляемой муфтой или с обгонной муфтой, ответная часть которой соединяется с корпусом, и с силовой муфтой скольжения, ответная часть которой соединена с валом привода.

Изобретение относится к колесным и гусеничным транспортным средствам (ТС) с распределением мощности между передними и задними ведущими осями. Межосевой дифференциальный механизм распределения мощности содержит входной вал, связанный с ведущим звеном блокируемого фрикционной муфтой дифференциала, выходные звенья которого связаны с выходными валами переднего и заднего мостов, причем одного из них – непосредственно, а второго – во взаимосвязи с дополнительной зубчатой передачей.

Изобретение относится к вариаторным трансмиссиям. Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия включает входной, промежуточный и выходной валы, реверсор, базовый вариатор и дифференциал.

Изобретение относится к бесступенчатой раздаточной коробке для транспортных средств. Бесступенчатая силовая раздаточная коробка содержит вариатор, суммирующую передачу и несколько муфт.

Изобретение относится к дифференциальным механизмам распределения мощности (МРМ) транспортного средства (ТС). Механизм распределения мощности установлен после коробки передач и содержит двухстепенную редукторную часть (РЧ), выполненную с нулевым, первым и вторым зубчатыми планетарными механизмами - рядами, входное звено которой связано с двигателем ТС и соединено со звеньями планетарных рядов, а выходные звенья связаны с ведущими колесами ТС.

Трансэксл // 2751293
Изобретение относится к трансэкслу. Трансэксл содержит планетарный редуктор и дифференциальное устройство.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство привода содержит на входе дифференциал, на выходе планетарную передачу, водило которой выполненное заодно с выходным валом устройства, и клиноременный вариатор, связанный с дифференциалом и планетарной передачей через зубчатые передачи.

Изобретение относится к машиностроению. Механизм прямого пуска включает асимметричный планетарный дифференциал, установленный на валу привода и имеющий возможность вращаться вокруг него, вход которого соединен с валом привода.

Изобретение относится к вальнопланетарным коробкам передач. Многопоточная вально-планетарная коробка передач содержит входной и выходной валы, два дифференциала и блокировочные муфты.

Изобретение относится к коробкам передач с планетарным демультипликатором. Коробка передач содержит корпус, в котором расположены первичный вал, параллельно ему промежуточные валы, вторичный вал, расположенный соосно с первичным валом, шестерни и шестерня реверсивной передачи, муфты.
Наверх