Газостатический подшипник

 

О П И С A Н И Е 336438

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОР СКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Загпст! мое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 02.Ч1.1970 (№ 1446810/2з-27) М.Кл. F 16с 17/16

С 16с 33/10 с присоединением заявки №вЂ”

Комитет по лолам изобретений и открмткй при Совете Министров

СССР

Приоритет—

Опубликовано 211Ч.1972. Бюллетень ¹ И

Дата опубликования описапия 21 VII.1972

УДК 621.822.5 (088.8) Авторы изобретет!!!я

В. В. Афонин, Г. А. Лучин и В. А. Семенов

Заявитель

ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Изобретение может быть использовано для турбомашин атомной и обычной энергетики, в авиационной и химической промышленности, судостроении и т. д.

Известен газостатический подшипник, содержащий сегментные вкладыши, опирающиеся на штифты со сферическои опор!ной поверхностью, имеющие отверстия для подвода смазки и установленные в камерах корпуса, причем один из вкладышей имеет возможность радиального перемещения.

Цель изобретения — сокращение расхода смазки, обеспечение устойчивого вращения вала и автоматической компенсации теплового расширения подшипника. Это достигается тем, что подшипник снабжен упругими уплотнительными кольцами, расположенными в кольцсвых пазах, выполненных на перпендикулярных оси штифта стенках камер; кольца установлены по обе стороны от буртов, предусмотренных на штифтах, и взаимодействуют с ними. Кроме того,!подши!п!ник содержит упругие элементы, например винтовые пружины, размещенные между штифтами и дном упомянутых камер.

На чертеже изображен описываемый газостатический подшипник в разрезах.

Газостатический подшипник предназначен для восприятия осевых нагрузок и включает разъемный корпус 1 с каналами 2 — 4 и камерами 5 для размещения штифтов 6 со сферическими опорными поверхностями, а также сменную регулировочную прокладку 7, позволяющую отрегулировать суммарный зазор между трущимися упорными поверхностями скольжения упорного диска 8 вала 9 и сегментных вкладышей 10 и одновременно уплотнить разъем. В каждой камере 5 корпуса смонтирован вкладыш 10 с внутренней полостью 11 и дроссельными отверстиями 12, опирающийся на штифт 6 со сквозным отверстием 18 для подвода смазки.

Штифт удерживается от выпадания крышкой 14 и сменной регулировочной прокладкой 15 и опирается на предварительно поджатый упругий элемент, например цилиндрическую винтовую или тарельчатую пру>кину 16.

На перпендикулярных оси штифта стенках камер выполнены кольцевые пазы для укладки упругих уплотнительных колец 17 и 18, установленных по обе стороны от буртов 19, предусмотренных на штифтах б. Жесткость упругих элементов подшипника выбирается так, чтобы частота собственных колебаний сегментных вкладышей была ниже, чем у газовой пленки подшипника.

Подшипник работает следующим ооразом.

Газовая смазка под давлением подается в зазор между вкладышами 10 и торцами диска 8 зр от внешнего источника через каналы 2 -4 кор336438

Предмет изобретения 1

)

Состаои1сль T. Хромова

Т,-хрс,т Е. Борисова

1(оррсв<тор Т. Бабакина

Редактор H. Михайлова

За!са» 3044 Изл. № 550 Тираж 448 Подпис!!ос

L1l-1ИИПИ Ковв!иве!:и IIo делам ивобрстеиий и отк!рытяя ири Совстс Мии!ист!ров СССР москва, )1(-35, Раушсиая наб., д. 4/5

Об I;I 1!:к1 I т иIIо! ()сф |и !хоi "I!осм - во о тх)рсвлс1в!Я lo .I . "-иа".:II пуса, отверстие 18 штифтов 6, полости 11 и отверстия 12.

При перекосе диска 8 нарушается равномерность зазора между трун1имнся поверхностями диска и вкладышей 10. В этом случае возникает различное распределение давления на вкладыши. Последн!ие при этом самоустанавливаются,на сфер!ических головках штифтов 6, так, чтобы, давление и, следовательно, зазор были равномерными по окружности. Равномер ность распределения осевых нагрузок на сегментные вкладыши обеспечигается не только са..:оустановкой на штифтах 6, но и пружипамп !6. В период пуска и остапова турбоагрегата штифт 6 под действием предварительно поджатой пружины 16 и перепада давлений газа, подаваемого на смазку, перемещается В своей камере 6 до соприкосновения торца бурта 19 с кольцом 17 и, деформируя его, обеспечивает газоплотность полости камеры 5. На рабочем режиме диска 8 вала 9 возрастающее В зазоре давление смещает вкладыш 10 в осевом направлении. Штифт

6, перемещаясь при этом, преодолевает сопротивление пружины 16 и перепада давлений газа, прижимается торцевой поверхностью бурта 19 к кольцу 18 и, деформируя его, вновь обеспечивает газоплотность полости камеры 6.

Использован!!е в ко струкцни упругпх элементов (пружиц, упругих уплотнительпых колец) обеспечивает автоматическую установку зазора между трущимися поверхностями диска 8 и ькладышей 10. Запирапие полости камеры, заполненной смазывающим газом высокого давления, устраняет его утечки в атмосферу, окружающую сегменты подшипни5 ка, что позволяет подводить газ в рабочий зазор почти без потерь. Кольца 17 и 18, обеспечивающие газоплотность конструкции, вместе с пружиной 16 и газом в полости камеры

6, где находится пружина, демпфируют вы10 сокочастотпые колебания с малой амплитудой сегментов.

15 Газостат!!чески!! подшипник, содержащий сегментные вкладыши, опирающиеся на штифты со сферической опорной по|верхпостью, имеющие отверстия для подвода смазки и установленные в камерах корпуса, причем по о0 меньшей мерс один из вкладышей имеет возможность радиального перемещения, отличиюсцийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств подшипника, он снабжен упруг!!в1!! уплотнптсль11ыми кольцами, распо25 лож иными!н В 1сольцеВых пазах, Выполненных на перпенди кулярных оси штифта стенках камер, установленными по обе стороны от буртов, предусмотренных на штифтах, 11 взаимодействующими с ними, а также упругими элементами, например вннтовымп пружинами, Зо размещенными между штифтами и дном упомянутых камер.

Газостатический подшипник Газостатический подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх