Библиотека i

 

340799

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 23.1Ч.1970 (Эй 1427313/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 05.Ч!.1972. Бюллетень М 18

Дата опубликования описания 11 VII.1972

М. Кл. F 16d 1/10

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР

УДК 621.825.52 (088.8) Авторы изобретения

P. М. Пеньков, А. П. Сибиряков и Ф. В. Гуров

Московский станкоинструментальный институт

Заявитель

ЗУБЧАТАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может найти, применение в приборостроении и станкостроении.

Известны зубчатые сцепные муфты, применяемые для пересекающихся под углом валов.

В таких муфтах применяются в качестве полумуфт конические колеса.

Цель изобретения — обеспечить передачу крутящего момента при любом взаимном пространственном расположении валов.

Для этого в качестве полумуфт применяют .прямозубые эвольвентные колеса, для обеспечения ввода и вывода которых из зацепления предусмотрены скосы на зубьях.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема предлагаемой зубчатой муфты, две проекции; на фиг. 2 — один из возможных вариантов исполнения подвижкой полумуфты; на фиг. 3 — другой возможный вариант исполнения подвижной полумуфты; на фиг. 4 — определение .положения расчетных сечений колес на осях относительно общего перпендикуляра к осям колес. Муфта содержит две полумуфты

1 и 2, выполненные в виде прямозубых эвольвентных колес, рычаг 3 механизма включения, упоры 4 и 5, ограничивающие перемещение подвижной полумуфты 1 в осевом направлении. С вЂ” кратчайшее расстояние между осями колес, r o — радиус основной окружности колеса 2. В сцепленном состоянии рабочая плоскость (расчетное сечение) колеса 1 (для приведенного на фиг. 1 случая механизма с углом скрещивания 90 и передаточного отношения, равного 1) находится от оси колеса 2 на расстоянии радиуса основной окружности колеса 2 (r 0), а рабочая плоскость колеса 2 находится от оси колеса 1 на расстоянии радиуса основной окружности колеса 1 (ro). В сцепленном состоянии колесо 1 находится в край1п нем левом положении, регулируемом упором 4.

Расположение расчетных сечений (рабочих плоскостей) может быть как на торцах, так и не на торцах. В данном примере они раопо15 ложены на колесе 2 на торце, на колесе 1 выполнены в виде кромки с тупым углом (см. фиг. 8 сечение Б — Б).

Для выключения муфты достаточно колесо 1, имеющее возможность осевого переме20 щения, отодвинуть вправо до упора 5 (см. фиг. 1). Включение производится рычагом т, входящим в паз б ступицы колеса 1. (Колесо 1 может передвигаться любым способом с помощью любого механизма: пневматического, 25:гидравлического, магнитного).

Для включения муфты колесо 1 следует передвинуть в осевом направлении влево до упора 4. Причем включение механизма во избежание заклинивания колес и поломки

30 зубьев возможно лишь после полного ввода

34О799 полумуфт в зацепление. Это достигается установкой »а упоре 4 специального включателя.

Если угловые перемещения валов полумуфт после остановки механизма отсутствуют, то не требуется специальные устройства для облегчения ввода зубьев полумуфт в зацепление.

Если необходимо только разомкнуть зубчатую кинематическую пару во избежание сваривания, то можно отвод колеса 1 делать на такую величину, чтобы зубья колеса 1 не вышли из впадин колеса 2, чего можно добиться соответствующей регулировкой упора 5. Для того, чтобы зубья колеса 1 легче входили в зацепление, т. е. попадали во впадины колеса 2, торцовые поверхности могут быть снабжены специальными скосами. Форма скосов, углы скосов зависят от угла скрещивания осей колес, от числа зубьев колеса, передаточного отношения, коэффициента трения скольжения материалов сцепляемой пары колес.

Для облегчения введения зубьез полумуфт в зацепление могут быть скошены нерабочие стороны зубьев (см. фиг. 4), а также могут служить заостренные зубья, особенности на неподвижной полумуфте.

Зацепление является точечным и однопрофильным (на фиг. 2 направление вращения показано стрелкой). Колеса работают своими расчетными сечениями, определяемыми в зацеплении как сечения колес плоскостями, проходящими через линию зацепления перпендикулярно осям (см. на фиг. 5 вид на муфту по направлению общего перпендикуляра к осям со стороны первого колеса).

Линия зацепления Lt параллельна кратчайшему расстоянию между осями колес L и пе ресекает ось мгновенного относительного винтового движения Х вЂ” Х под прямым углом. Положение расчетных сечений на соответствующих осях при произвольном угле скрещивания осей определяется по формулам: ь, ь, l„= 12

tg tgj5 где 1ь 1 — расстояния расчетных сечений от общего перпендикуляра к осям А> и А, bt, b> — радиусы основных цилиндров колес, а, р — углы, составляемые осями колес с мгновенной осью Х вЂ” Х относительно винтового движения колес.

Кратчайшее расстояние с между осями полумуфт связано с радиусами основных окружностей колес формулой: с = (bt+bq) 1 аз, где х — угол зацепления колес плоского зацепления, происходящего, если плоскость одного расчетного сечения повернута вокруг ли2р нии зацепления до совпадения с плоскостью расчетного сечения.

Предмет изобретения

25 1. Зубчатая муфта, содержащая установленные на валах две полумуфты, зубья которых сцеплены между собой под углом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения передачи крутящего момента при любом взаимном

3р пространственном расположении валов, полумуфты выполнены в виде прямозубных эвольвентных колес, взаимодействующих одной стороной профиля зубьев.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что на

35 торцовой поверхности одного из колес на каждом зубе выполнены симметричные относительно его оси скосы.

3. Муфта по п. 1, отлича ощаяся тем, что на нерабочих боковых поверхностях зубьев одно40 го из колес выполнены скосы.

340799 б

/

Составитель И. Чернышов

Редактор Л. Народная Тех ред Л. Богданова

Корректор T. Бабакина

Заказ 2016/5 Изд. № 848 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 !

Библиотека i Библиотека i Библиотека i 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх