Способ местной термической обработки сварных соединений
ОПИСАНИЕ
И ЗО ВРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Саветскик
Сациалистичесник
Республик
Ф., 1(ру,;
Зависимое от авт. свидетельства №
<л .7:..;1.
Зяявлсио 27.111.1970 (М 1416961/25-27) с np»cnc:IIIIICII«e t заявки №вЂ”
Приор» гст ——
QIi3, бликовлио 12.111.1973. Бюллетеиь № 14
М.Кл. С 21d 9/50
На(иитет оо делам изобретений и открытий ари Сосете (у(инистроа ссср
УДК 621.791.015.621.78.
011 (088.8) Дата оиубликоваиия описания 2.VIII.197 3
Авторы изобретеиия
Т. А. Владимирский, A. Ф. Жарков, Ю. М. Мелько, В. С, Пахомов, Л. А. Колесников, В. Н. Лозинский и О. Е. Мельников
Всесоюзиь(й научно-исследовательский ииституг железнодорожного транспортл
Заявитель
СПОСОБ МЕСТНОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Изобретеиис относится к области термообработки сварных соединений.
Известны способы местной термической ооряботки сварных соединений, заключающиеся
i3 иягреве зоны сварки посредством нагревателя с последующим охлаждением с требуемой сKopocTblo при помощи соответствующей охлаждаю(цей среды.
Однако при сварке рельсов этим способом зоны термического влияния по обе стороны от стыка имеют поии>ксиные механические свойства.
По предлагаемому способу для улучшения механических свойств сварпого соедииеиия вначале »агре(3<((от цеитряльиу(О пасть зоны сварки до температуры выше А.: одним иагревятелем с последующим e(o отклонением, я затем иагревают зоны термического влияния
11O OOC CTOPOIIhl От CTI»I<
В качестве нагревателя ири этом используют или газон z;ti(etitt t te горелки, и,.(и иидукииоииые иягревлтели.
Ня фиг. 1 изображеил схема размещения иягрещ(телеи; иа фиг. 2 — крив<пи распределеиия температуры; ил фиг. 3 — кривые твердости Ilo головке рельса, а — после сварки, б— после закалки с использованием иягревателя 1, в — - после закалки с использовяиием иагпевателей 1 †>.
Ооряботку производят в три этапа.
). Интенсивный нагрев рязупрочиенной области, и<л ючл (ошей сварной шов, до температуры, лежащей выше I
2. Дополиительиь(й 1(3(ре» крий(иих переход10 III»x 3011 (сирл((я и слева), 13 которых температура ниже критической, »pii помощи двух иепо
3. Охла>кдеиие иагppTol о у<(асти(1 с иужиой
1.> скоростью II иримеиеиием Itëllîîëc< подходящей среды, причем Охлаждение о(дельиых частей (головки и др.), в злвисимосп(от требовлш(й, может производип,ся различно.
В состоя»пи после ct3>tptl(кривля п(ердости
20 о ио для(те ооьемио-:шкялеииого рельсл хлрл ктеризуется зи ач и тел (я(ы м c t t (t >I После термической Обрлоотки с примеие2. иием только одного илгреглтеля 1 состояиис нагретого участка характеризуется кривой температур А (фиг. 2). У<(лсток головки рельса с температурой выше А.. при последующем Оыстром ox1яждеиии зякллится, и твердость ç0 здесь iiot31ICIITc». Одилко слева и сирлвл от 373320 Предмет изобретения С Ас 400 1 3 Фиг 2 На 400 Фиг. 1 200 f00 Фиг 5 Составитель В. Кравченко Тсхред Л. Грачева Редактор В. Костылев Корректор T. Гревцоыа лакая 2526 Р!а1(. ¹ 1282 Тн аак 647 1 ;омитета по делам изобретений н открытий прги Совете Министров СССР Москва, Ж-35, Раушекая 11аб., д. 4/5 (Зол тии. Костромского управления издательств, о, . ° тв, полиграфии и KIIIIiKIIoil торговли l ÷11сткг1 l твердость по11изится вследств1(е разупрочняющего влияния нагрева при температуре ниже А". Для металла объемно-закаленного рельса разупрочняющее влияние будет сказываться в интервале температуры от 5 А : до 450 . Поэтому на кривой б появятся два участка пониженной твердости. Вследствие значительной протяженности этих участков в соответствующих местах головки рельса в процессе эксплуатации возникает местный из- 1О нос, ухудшающий работу сварного рельса. При выполнении термической обработки по предлагаемому способу (в три этапа) и применении последовательно нагревателя 1 и нагревателей 2 и 5 состояние нагретого участка ха- 15 рактеризуется кривой температур б. Вследствие крутого падения кривой длина участка 1а с пониженной твердостью небольшая, и наличие этих участков существенно не сказывается на работе головки рельса. 2О На фиг. 1 приведен пример комбинированной термической обработки объемно-закаленного рельса после сварки, при которой после нагрева рельса (в два этапа) третий этап выполняется различно для головки рельса и 25 остальной части: головку рельса закаливают путем ускоренного охлаждения водовоздушной смесью или сжатым воздухом, а остальную часть (подошву, шейку) подвергают нормализации путем охлаждения на воздухе. Такая обработка обеспечивает получение рельса, головка которого будет иметь почти равномерную повышенную твердость, а остальная часть — высокую вязкость; это обеспечивает хорошую работоспособность сварного рельса в целом. Способ местной термической обработки сварных соединений, заключающийся в нагреве зоны сварки посредством нагревателя с последующим охлаждением нагретой зоны с требуемой скоростью при помощи соответствующей охлаждающей среды, отличающийся тем, что, с целью улучшения механических свойств сварного соединения, вначале нагревают центральную часть зоны сварки до температуры выше А. одним нагревателем с последующим его отключением, а затем нагревают зоны термического влияния по обе стороны от стыка двумя соответствующими нагревателями.