Патент ссср 402806

 

402806

СПИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистицеских

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 07.V11.1969 (№ 1345970/18-10) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 19.Х.1973. Ьюллстснь № 42

Дата опубликования описания 15.III.1974.Ч. Кл. б Olp 15/08

Государственный комитет

Совета Министров СССР по де ам изобретений и открытий

УДК 531.768(088.8) Авторы изобретения

Н. А. Киклевич и A. А. Чепак

Донецкий политехнический институт

Заявитель

ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ

Изобретение относится к области измерительной техники.

Известны датчики ускорений, содержащие маятник, подвешенный на оси, перпендикулярной к направлению движения.

Предлагаемый датчик позволяет измерять ускорение при произвольном изменении направления перемещения исследуемого объекта до 40 по отношению к горизонту за счет того, что о!1 снабжен подвешенным на той же оси дополнительным маятником, момент инерции которого значительно больше момента инерции первого маятника, служащего чувствительным элементом датчика, причем дополнительныи маятник связан с объектом через демптрер.

Улучшение динамических характеристик датчика обеспечивается за счет того, что первый маятник снабжен подпружиненным демпфером, цилиндр которого закреплен на грузе второго маятника.

В датчике в качестве первого маятника может быть использован якорь индуктивного датчика ускорения, а в качестве второго л1аятника — сердечник индуктивного датчика ускорения.

На фиг. 1, 2, 3 представлены возможные конструктивные схемы выполнения описываемого датчика ускорения, где 1 — неподвижная втулка с отверстием 2. 3 — вал, 4 — втулка с отверстием 5, 6 — груз, 7 — канал, 8 — втулка, жес1ко связанная с валом 3, 9 †- груз. К отверстию 2 подведен маслопровод, по которому раоочая жидкость поступает от насоса к

5 гидродвигытелю (на чертеже не указаны). К отверстию 5 подведен сливной маслопровод.

Системы (4 — oj и (8 — 9) представляют собой маятники Фроуика, так как вал 3 может повор11 n!BIITbcя oTnocIITp. Iьно в.1улки 1, BT)JI10 ка 4--01носитсльно вала 3. Направление скорости поды ш перпендикулярно плоскости чер1ежы. Прн отсу1с-.вни ускорения объекта грузы 6 и 9 расположены опссно. В этом положении отверстие 5 частично совпадает с выхо15 дом канала 7 и значительная часть рабочей жидкости поступает в гидродвигатель. При на:1ични уско )сннЯ маятники 4 — 6 и 8 — 9 отклоня1отся от вертикали. Моменты инерции и размеры маятников 4 — 6 н 8 — 9 рассчитаны

20 таким образом, чтобь1 обеспечить рассогласование их углов поворота при фактических ускорсш1ях, сближение осей отверстия 5 н канала 7, . вслнченнс утечки масла нз напорного маслопровода в сливной лтаслопровод и

25 уменьшение ускорения объекты до допустимой вели 1иш-1. В вариы1ггс датчика (фиг. 2) показан демпфер 10 с цилиндром, прикрепленным изгибающимся сочленением к корпусу 1 I, демпфер 12 с пруж1шой, прикрепленный к

30 грузу 6. Глубокое демпфирование, осуществ402806

4 5 вляемое демпфером 10, обеспечивает практически неподвижное состояние маятника 4 — 6 относительно корпуса 11. Подпружинивание маятника 8 — 9 повышает его быстродействие, демпфирование маятника 8 — 9 улучшает динамические характеристики датчика.

Датчик (фиг. 3) содержит 13, 14 — зажимы, прикрепленные к корпусу 11, 15 — ось, 16— кронштейн, 17, 18 — сердечники с обмотками, включенными в схему индуктивного датчика ускорения, 19 — якорь, 20 — груз, 21 — демпферы с пружинами, прикрепленные к якорю ! У, 22 — демпфер с цилиндром, прикрепленным к кропппей 16. Ось 15 горизонтальна и перпендикулярна к направлению движения корпуса 11.

В этой схеме роль дополнительного маятника выполняют кронштейн 16 и сердечники

17, 18, а роль маятника, служащего чувствительным элементом датчика — якорь 19 и груз 20. При изменении угла наклона корпуса

11 к горизонту оба маятника поворачиваются на оси 15. При наличии ускорения маятник

16 — 17 — 18 практически неподвижен относительно корпуса, а маятник 19 — 20 совершает колебания, обеспечивающие подачу электрических импульсов в цепь обратной связи по ускорению корпуса.

Предмет изобретения

1. Датчик ускорения, содержащий маятник, подвешенный на оси, перпендикулярной направлению движения, отличающийся тем, что, с целью измерения ускорения при произвольном изменении направления перемещения ис10 следуемого объекта до 40 по отношению к горизонту, он снабжен подвешенным на той же оси дополнительным маятником, момент инерции которого значительно больше момента инерции первого маятника, служащего

15 чувствительным элементом датчика, причем дополнительный маятник связан с объектом через демпфер.

2. Датчик по и. 1, отличающийся тем, что, с целью улучшения динамических характери20 стик, первый маятник снабжен подпружиненным демпфером, цилиндр которого закреплен на грузе второго маятника.

3. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что в качестве первого маятника использован

25 якорь индуктивного датчика ускорения, а н качестве второго маятника — сердечник индуктйвного датчика ускорения.

11 13 22

Составитель В. Жилейкина

Редактор С. Хейфиц

Техред E. Борисова

Корректор E. Михеева

Заказ 875/7 Изд. ¹ 2051 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раугнская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Патент ссср 402806 Патент ссср 402806 Патент ссср 402806 Патент ссср 402806 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в маятниковых компенсационных акселерометрах на упругом кварцевом подвесе

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к вибрационным датчикам угловой скорости и датчикам линейного ускорения для инерциальной навигации

Изобретение относится к приборостроению, а именно к компенсационным маятниковым акселерометрам с упругим подвесом и может найти применение для измерения ускорений летательных аппаратов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в компенсационных маятниковых акселерометрах, в которых маятник выполнен из кварца

Изобретение относится к области виброметрии и может быть использовано в многоцилиндровом двигателе внутреннего сгорания в качестве датчика детонационного сгорания топлива

Изобретение относится к устройствам виброизмерительной техники и может использоваться для контроля уровней вибронагрузок на рабочем месте операторов транспортных средств (тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин)
Наверх