Соединительная муфта

 

4ОЗО7О

О АНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Соеетскии

Соцналнстическни

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 21,Ч. 1971 (№ 1663799/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 10.XII.1973. Бюллетень № 47

Дата опуб..икования описания 6Х.1974.

М. Кл. F 16d 3!56

Гасударственный комите1

Совета 1иииистров СССР во делан изобретений и открытий

УД К 621.825.5 (088.8) Авторы изобретения

E. Г. Нижник и М. И. Большаков

Особое конструкторское бюро станкостроения.Заявитель

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может применяться,в коробках скоростей различных машин, в частности станков.

Известна соединительная муфта, содержащая ведущую полумуфту — полый вал и ведомую полумуфту, соединенные между собой смонтированными внутри полого вала предварительно закрученными центральным и периферийным торсионами, соединенными с IIIOмощью шайб с полумуфтами.

Цель изобретения — улучшить упругие характеристики муфты.

Это достигается тем, что центральный и периферийный торсионы соединены с полумуфтами .параллельно при помощи двух пар шайб, установленных на обоих концах торсионов.

Причем периферийные торсионы iBbIполнены в виде стержней, расположены по окружности и закручены противоположно центральному.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — графическая характеристика муфты.

Внутри полого вала 1 размещены соосно с ним центральный торсион 2, а также три периферийных торсиона 3, выполненные в .виде стержней, расположенные,концентрично и ра вномерно по окружности.

Центральный торсион 2 выступает своими концами за пределы периферийных. Причем один его конец зафиксирован в соответствующем шестигранном гнезде шайбы 4, а другой — в шайбе 5. Периферийные то рсионы 3 таким же способом зафиксированы в шайбах

5 б и 7. Центральные технологические отверстия

1в шайбах б и 7 обеспечивают возможность сборки устройства. Каждая из шайб 5 и 7 снабжена двумя противолежащими друг и другу радиальными зубьями 8.

10 В концевой части вала 1 выполнены два симметричных окна, предназначенные для установки шайб 5 и 7 внутри вала 1. Окна отделены друг от друга двумя симметричными перемычками 9, в каждую .из,которых попар15 но с обеих сторон упираются зубья 8, выступающие своими вершинами за пределы цилиндрического контура концевой части вала 1.

Концевая часть, вала с выступающими вер20 шинами зубьев 8 опорных шайб 5 и 7 размещена внутри втулки 10, закрепленной на валу

11, и зафиксирована от поворота относительно втулки 10 с помощью двух зубьев 12, помещенных во впадину, образованную боковы25 ми поверхностями зубьев 8.

Контакт зубьев 8 с перемычками и зубьями

12 обеспечен предварительно закрученным торсионами 2 и 3, что осуществлено повортом шайб 4 и б относительно вала 1. Причем з0 центральный торсион 2 закручен 8 одну сто408070 рону, а периферийные торсионы 3 — в противоположную.

Требуемые углы поворота шайб б и 4 зафиксированы соответственно штифтами И и

14., Торсион 2 удерживается в шайбах 4 и б 5 крышками 1б, закрепленными HB них. Шайбы

5 и 7 удерживаются от смещений в осевом направлении с помощью пружинных колец 1б.

Шайба 4 фиксируется от оссвых смещении винтами 17. 1О

Ь пругое предварительное закручива ние торcионов необходимо для устранения упругого люфта, который был бы неизбежен, учитывая высокую степень эластичности ненапряже ных торсионов. В зависимости от специфики 15 конструкции и условий ее работы величины крутящих моментов для предварительного за. кручивания торсионов различны. В наше и случае эта величина принята равной дву;r ггоми нальным моментам. 20

При включении привода вступает в дейсг вие либо центральный торсион 2, либо групп» периферийных торсионо в 8. В нормальном ре жиме, когда крутящий момент на валу ипревышает двух номинальных, торспоны и деф ор ми руют (уч а сто к А ) .

В случае возникновения динамических нагрузок, превосходящих величину момента предварительного закручивания, происходиг дополнительное закручивание одного из упр— гих звеньев (либо торсиона 2, либо тоpcr40нов 8), причем второе звено в работе муфт нс участвует.

При реверсе или колебании момента на муфте с переменой знака упругие звенья меняются ролями. Величина угла на клона активного участка Б графической характеристики зависит от размеров торсионов.

Величина предельного угла закручивани при соответствующем .выборе размеров то;:- 4о сионов, исключающих возникновение критич.оких напряжений, ограничена геометрическ1ми величинами; шириной элементов 8, 9 и 12.

Предельный крутящий момент равен пяти номииальным моментам. Далее следует участок 4 характеристики В, параллельный оси ординат, соответствующий работе муфты на ж;стком упоре. Угол закручивания с помощь« торсионов может достигать 160 .

Рассмотренная форма характеристики соответствует тому случаю, когда отсутствуют за зары между зубьями 8 с одной стороны, а также перемычками 9 и зубьями 12 с другой сто роны. Предусматривается, что:размеры зубьев 12,выполняются с положительным допу".ком, а размеры перемычек 9 должны иметь отрицательный допуск. При таком услови между зубьями 8 и перемычками 9 практически неизбежен зазор, в пределах которог > происходит поворот вала 10 относительно ггпла 1, что сопровождается раскручиванием од ного упругого звена и закручиванием другого.

Здесь звенья работают совместно. Соудар ние зубьев 8 с перемычками 9 и возникающич от этого шум,исключается из-за амортизируюгцего действия торсионов. Этот случай иллюстрируется на графике штрихпунктирной линией.

В определенных случаях для сбеспечения плавности нарастания момента,в системе при включении привода между элементами 8 и 9 создается гарантированный зазор, величина которого задается в каждом конкретном случас в зависимости от требуемой формы начального участка характеристики.

Предмет изобретения

Соединительная муфта, содержащая ведущую полумуфту — полый вал, и ведомую полумуфту, сое дине нные между собой смонтированными внутри полого вала предварительно закрученными центральными и периферийными торсионами, соединенными с помощью шайб с полумуфтами, отличтощаяся тем, что, с целью улучшения упругих характеристик, центральный и периферийный торсионы соединены с полумуфтами параллельно при помощи двух пар шайб, установленных на обоих концах торсионов, причем периферийны. торсионы выполнены в виде стержней, расп ">ложены по окружности m закручены противоположно центральному.

408070

40 б0 80 100 1Ю 140 1о0 у, -уа,гра8.

Фиг.4

Составитель И. Злотник

Техред 3. Тараненко

Корректор М. Лейзерман

Редактор Л. Народная

Типография № 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Маркса — Энгельса, 14

Заказ 116 Изд. 267 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.

Соединительная муфта Соединительная муфта Соединительная муфта Соединительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента от одного вала к другому при наличии смещений осей валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссионным системам вертолетов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента между вращающимися деталями, в частности, в судостроении

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, передающим крутящий момент между валами, оси которых пересекаются

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для передачи крутящего момента от источника энергии к потребителю, в частности для электрического запуска газотурбинной установки

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента и осевого усилия

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упругим муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам
Наверх