Способ продления срока службб1 щелочного никель-железного аккумулятора

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 111 435574 союз Советск

Социапистимеских

Респубпик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 08.01.73 (21) 1867604/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.07.74. Бюллетень ¹ 25

Дата опубликования описания 15.11.74 (51) М. Кл. Н Olm 45, 02

H 01m 43/04

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР но делам изобретени т и открытий (53) УДК 621.355.8.004.86 (088.8) (72) Авторы изобретения

О. Р. Ермолов, В. Н. Морозов, Е. H. Молоткова, В. В. Пудак и Б. И. Прохоров (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ ЩЕЛОЧНОГО

НИКЕЛЬ-ЖЕЛЕЗНОГО АККУМУЛЯТОРА

В процессе эксплуатации щелочного никель-железного аккумулятора происходит увеличение их саморазряда и снижение емкости.

Причиной снижения емкости является отравление положительного электрода вредными примесями — железом, кремнием, алюминием, попадающими в активную массу окисноникелевого электрода в результате выщелачивания из отрицательного электрода. Увеличение саморазряда объясняется тем, что при длительной работе аккумуляторов на сепараторах происходит осаждение соединений железа, в связи с чем сепараторы становятся проводниками электрического тока. Кроме того, при длительной работе на сепараторах происходит оседание шлама, вымываемого из активных масс электродов, что приводит к образованию внутренних коротких замыканий и к выходу аккумуляторов из строя.

Для продления срока службы такого аккумулятора сливают электролит, промывают водой до нейтральной реакции и обрабатывают раствором кислоты с последующей повторной промывкой, Обработку проводят раствором серной кислоты. При этом активную массу электродов трудно отмыть от сульфат-иона, являющегося поверхностно-активным анионом. Кроме того, удаляется не весь шлам и приходится использовать вспомогательные средства для его извлечения вплоть до разборки аккумулятора.

По предлагаемому способу с целью упрощения технологии предлагается обработку вести раствором органической кислоты, например щавелевой, с концентрацией 10—

90 г/л с выдержкой в течение 5 — 20 мин.

Предложенный способ заключается в следующем. Аккумулятор с предварительно сли10 тым электролитом промывают водой 2 — 3 раза до нейтральной или слабо щелочной реакции (рН =8,0 — 9,0). Затем в аккумуляторы заливают на 5 — 20 мин раствор слабой органической кислоты, например щавелевой, ли15 монной, уксусной, с концентрацией 10 — 90 г/л.

Концентрацию кислоты и время выдержки устанавливают в зависимости от степени загрязнения сепараторов и электродов, которую определяют временем эксплуатации аккуму20 лятора, температурой электролита и другими факторами. После обработки раствором кислоты аккумулятор промывают многократно дистиллированной водой до прекращения вытекания шлама с последующим заполнением

2S свежим электролитом. Специфическое действие слабых органических кислот на щелочные никель-железные аккумуляторы заключается в образовании растворимых комплексных солей железа, в результате чего частицы

30 шлама и соединения .железа и вредных при435574

Составитель Ю. Драгомирова

Техред А. Богданова Корректор T. Хворова

Редактор В. Фельдман

Заказ 3116/18 Изд. Мз 55 Тираж 760 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 месей теряют контакт с основой и легко удаляются при промывке. Время промывки аккумулятора после обработки кислотой не превышает 20 — 30 мин.

Такую обработку периодически проводят в процессе эксплуатации аккумулятора.

Предмет изобретения

Способ продления срока службы щелочного никель-железного аккумулятора путем слива электролита, промывки водой до нейтральной реакции и обработки раствором кислоты с последующей повторной промывкой, отлич а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологии, обработку ведут раствором органической кислоты, например щавелевой, с концентрацией 10 — 90 г/л с выдержкой в течение

5 — 20 мин.

Способ продления срока службб1 щелочного никель-железного аккумулятора Способ продления срока службб1 щелочного никель-железного аккумулятора 

 

Похожие патенты:

Устройство для промывки щелочной аккумуляторной батареи1известно устройство для промывки щелочной аккумуляторной батареи, например магистральных локомотивов, содержащее узел съема чехла, узел мойки и сушки чехла, узел слива отработанного электролита, промывки корпуса аккумулятора и заполнения его свежим электролитом, узел надевания чехла на корпус аккумулятора, узел подачи и выдачи аккумуляторов и транспортирующие механизмы.известное устройство характеризуется большими затратами труда на обслуживание разрозненно работающих узлов, следовательно низкой производительностью; невысоким качеством ремонта; опасностью в работе, так как не исключена возможность выплескивания электролита.цель изобретения — повышение производительности, качества промывки и безопасности.это достигается тем, что узел съема чехла содержит вакуумную камеру и клещевые захваты; узел мойки и сушки чехла выполнен в виде камеры, внутри которой установлены сопла для подачи реагентов и вытаскивателькантователь; узел слива отработанного электролита, промывки корпуса аккумулятора и заполнения его свежим электролитом содержит емкость с подвижной рамкой внутри, на которой смонтирован держатель корпуса, механизмы фиксации, вращения и вертикальноговозвратно-поступательного движения рамки, и подъемно-поворотную колонку для подачи реагентов, а узел надевания чехла на корпус выполнен в виде вертикально установленного 5 кожуха с боковым и верхним вырезами для чехла и корпуса и направляющим механизмом.на фиг. 1 изображено предлол<енное устройство, вид спереди; на фиг. 2 — вид по10 стрелке а на фиг. 1; на фиг. 3 — вид но стрелке б на фиг. 1; на фиг. 4 — предложенное устройство, вид сзади; на фиг. 5 — то же, вид сверху; на фиг. 6 — разрез по в—в на фиг. 1; на фиг. 7 — электрическая схема цепи управ-15 ления.предлагаемое устройство для промывки щелочной аккумуляторной батареи содержит узел 1 подачи и выдачи аккумуляторов, узел 2 съема чехла, узел 3 мойки и сушки чехла,20 узел 4 слива отработанного электролита, промывки корпуса аккумулятора и его наполнения свежим электролитом, узел 5 надевания чехла на корпус аккумулятора, механизм 6 перемещения чехла от узла съема к узлу мой-25 ки и сушки, механизм 7 перемещения чехла от узла мойки и сушки к узлу надевания на корпус аккумулятора и механизм 8 перемещения аккумулятора (или корпуса) от одного узла к другому. все узлы смонтированы на30 одной станине 9. // 429484

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве никель-цинковых аккумуляторов
Наверх