Задвижка

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ пп 438828

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 19.03.73 (21) 1897289/25-8 с присоединением заявки Ке (32) Приоритет

Опубликовано 05.08.74. Бюллетень М 29

Дата опубликования описания 14.01.75 (51) М. Кл. F 16k 31 44

F 1614 3/314

F 16j 13/20

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изооретений и открытий (53) УДК 621 646(0888),,1

J (72) Автор изобретения

М. Л. Поляченко

l t

Опытно-конструкторское бюро института метв ллофйзтпй АЙ."

Украинской ССР ) 5! .:, ; .;!„". г1, ;-, (71) Заявитель (54) ЗАДВИЖКА

Задвижка предназначена для запорной арматуры пневматических, гидравлических и вакуумных систем.

Известна задвижка, состоящая из привода и несущего дисковый затвор с эластичным уплотнителем рычага, соединенного с корпусом сильфоном и шарниром, позволяющим качание рычага в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Кривошипно-шатунный механизм и несколько рычажных пар усложняют конструкцию задвижки и приводят к значительному увеличению ее габаритов.

Цель изобретения — последовательное выполнение операций отпирания задвижки, отведения запорного органа в сторону, возвращения назад и запирание.

Это достигается тем, что рычаг введен в зацепление с гайкой, сопряженной с приводным винтом, ось которого совмещена с одной из осей шарнира, причем рычаг снабжен упорами, служащими стопорами винтовой пары на время отведения и возвращения затвора, а в корпусе выполнено гнездо под упор, соответствующее положению запорного затвора.

На фиг. 1 изображена предлагаемая задвижка в разрезе; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1. ,В корпусе 1 размещен рычаг 2, несущий шарнирно соединенный с ним дисковый затвор 3 с эластичным уплотнителем 4. Герметизация ввода рычага в корпус обеспечивается сильфоном 5. Шарнир, образованный втулкой

6, цапфами 7, входящими в гнезда корпуса, и цапфами 8, входящими в гнезда рычага, позволяет рычагу поворачиваться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. В пазы рычага входят цапфы гайки 9, сопряженной с винтом 10 привода. На рычаге расположены

1р шарики 11 и 12, служащие упорами.

При вращении винта 10 гайка 9, продвигаясь по винту, поворачивает рычаг 2 вокруг цапф 8 до тех пор, пока шарик 11 не упрется в плоскость корпуса. При этом дисковый зат15 вор 3 отводится, освобождая эластичный уплотнитель 4, а шарик 12 выходит из гнезда корпуса. Так как дальнейшее продвижение гайки по винту невозможно, оси винта 10 и цапф 7 совпадают, то рычаг 2 поворачивает20 ся вокруг цапф 7. Рычаг 2 отводит затвор 3 в сторону от перекрываемого прохода, открывая этим задвижку.

При изменении направления вращения винта 10 задвижка закрывается. Так как шарик

25 12, упираясь в поверхность корпуса, не позволяет гайке 9 продвигаться по винту, то рычаг 2 поворачивается вокруг цапф 7, подводя затвор 3 к перекрываемому проходу. При совпадении шарика 12 с гнездом корпуса гайка.

30 получая возможность перемещаться по вин438828

Предмет изобретения

Фиг;

Фиг 2

Составитель T. Журавлева

Редактор И. Бродская Тскред Т. Курилко Корректор Е. Хмелева

Заказ 3589/15 Изд. № 153 Тираж 875 Подп испо"

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ту, поворачивает вокруг цапф 8 рычаг 2, который через затвор 3 зажимает эластичный уплотнитель 4.

Задвижка, состоящая из привода и несущего дисковый затвор с эластичным уплотнителем рычага, соединенного с корпусом сильфоном и шарниром, позволяющим качание рычага в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, отличающаяся тем, что, с целью последовательного выполнения операций отпирания, отведения запорного органа в сторону, возвращения назад и запирания, ры5 чаг введен в зацепление с гайкой, сопряженной с приводным винтом, ось которого совмещена с одной из осей шарнира, причем рычаг снабжен упорами, служащими стопорами винтовой пары на время отведения и возвраще10 ния затвора, а в корпусе выполнено гнездо под упор, соответствующее положению запорного затвора.

Задвижка Задвижка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты внутренней полости заправочной горловины от воздействия внешних факторов

Изобретение относится к устройствам, применяемым для временного заглушения патрубков с фланцами, и может быть использовано для гидроиспытаний трубопроводной арматуры

Задвижка // 520485

Затвор предназначен для запирания крышек сосудов, аппаратов и концевых участков трубопроводов, работающих под высоким давлением. Затвор включает полый корпус и крышку с элементами байонетного соединения с возможностью поворота на оси подшипникового узла, уплотнительные элементы, устройство сброса давления внутри системы и блокировки поворота крышки относительно корпуса, механизм перемещения крышки по оси и по окружности. Крышка закреплена на откидном рычаге поворотной опоры в радиально-упорном подшипнике в стакане, установленном на крышке; уплотнительные элементы установлены в кольцевые пазы крышки; механизм перемещения крышки по оси и по окружности выполнен в виде вилки, жестко закрепленной на крышке затвора, и ходового винта, закрепленного на опорах на корпусе затвора с установленными на нем траверсой с бобышкой и ходовой гайкой, устройство сброса давления и блокировки поворота крышки относительно корпуса выполнено в виде стопора, один конец которого введен через стенку корпуса в один из пазов, а второй конец закреплен посредством кронштейна на винте со штурвалом, установленным в канале сброса давления в стенке корпуса, при этом канал оканчивается втулкой с коническим отверстием, а торец винта - коническим наконечником. Изобретение направлено на повышение безопасности, надежности и долговечности конструкции. 4 ил.

Затвор предназначен для запирания крышек сосудов, аппаратов, концевых и тупиковых участков трубопроводов, работающих под давлением. Затвор включает составной полый корпус из неподвижной и вращающейся частей, соединенных многозаходной прямоугольной резьбой, крышку, закрепленную на откидном рычаге и имеющую возможность поворачиваться на оси подшипникового узла, перпендикулярной плоскости крышки, а также возможность откидываться вместе с указанным рычагом посредством подшипникового узла на кронштейне, установленном на корпусе, запорное устройство, выполненное в виде байонетного соединения. На крышке выполнены выступы, охватываемые выполненными на вращающейся части корпуса пазами. На крышке затвора закреплен зубчатый сектор, разделенный упором на два участка, взаимодействующих с ключом-шестерней, устанавливаемым последовательно на пальцах, расположенных на вращающейся части корпуса, с обеспечением предварительного и полного взаимного поворота крышки и вращающейся части корпуса. В конце участка предварительного поворота крышка имеет возможность осевого перемещения на высоту уступов, выполненных на выступах крышки. Величина шага и количество заходов резьбы подобраны таким образом, что при закрытии байонетного соединения, когда выступ вращающейся части корпуса полностью перекрывает выступ крышки, происходит осевое перемещение вращающейся части корпуса, достаточное для обжатия уплотнителя, расположенного в канавке на уплотнительной поверхности неподвижной корневой части корпуса и достижения герметичного соединения неподвижной корневой части корпуса и крышки. Байонетные выступы крышки и вращающейся части корпуса имеют форму, обеспечивающую расположение их контактных поверхностей в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения вращающейся части корпуса. На неподвижной части корпуса закреплена стопорная планка, на которой установлен предохранительный узел, состоящий из рукоятки с эксцентриком, связанной посредством тяги со стопором, а посредством вала связанной с запорным элементом выпускного крана, соединенного патрубком с полостью под крышкой затвора, причем стопор имеет возможность входа и выхода из стопорного паза на вращающейся части корпуса, на которой также выполнены угловые упоры для предотвращения отворачивания вращающейся части корпуса от его неподвижной части. На неподвижной корневой части корпуса выполнены внутренние упоры для предотвращения проворота крышки относительно неподвижной корневой части корпуса. Технический результат - повышение надежности и герметичности в эксплуатации затвора. 5 ил.
Наверх