Гребной винт изменяемой геометрии

 

О П И С А Н И Е 1и) 472 062

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Оаое Оомтоких

Социалистических

Республик (61) Доно tr!!Te. Ho i; ass i . craig-в (22) Заявлено 07.03.72 ("1) 1757! 9-1, 27-11 с присоединением аягки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.75, Вк>плетень М 20

Дата опубликования оп (cBI!ïÿ 23.10.75 (51) И. Кл. В 63h 3/02

B 63h 1/22

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) - ДК 629.12:532,582. .5. 037. 1?. 002. .54 (088.8) (72) Автор

Ш. H. Хуцишвили изобретения (71) Заявитель (54) ГРЕБНОЙ ВИНТ ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования гребных винтов регулируемого шага и диаметра.

Известны гребные винты изменяемой геометрии со ступицей, шарнирно-связанной с корневыми частями поворотных лопастей, и с вмонтированным в эту ступицу механизмом изменения геометрических параметров винта, кинематически связанным с приводом управления механизмом изменения геометрических параметров гребного винта.

Цель изобретения — обеспечение плавного регулирования диаметра и шага винта.

Это достигается тем, что корневые части поворотных лопастей установлены под углом к плоскости диска винта, оси шарниров, соединяющих корневые части поворотных лопастей со ступицей, установлены с наклоном к оси вращения ступицы гребного винта, а механизм изменения геометрических параметров гребного винта выполнен в виде крестовины, подвижно посаженной в винтовых пазах ступицы и связанной посредством тяг с поворотными лопастями и приводом управления механизмом изменения геометрических параметров гребного винта.

На фиг. 1 показан гребной винт, вид с боку (жирной линией показано исходное положение одной лопасти, соответствующее расчетной скорости судна; условной линией — то же, в положении на старте и при малых скоростях); на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг, 4— сечение по  — В на фиг. 2; на фиг. 5 — кине5 матическая схема механизма изменения геометрических параметров гребного винта и привод управления этим механизмом.

Гребной винт изменяемой геометрии содержит пустотелую ступицу 1, и которой на шари пирах 2 прикреплены корневыми частями лопасти 3. В пустотелую ступицу 1 вмонтирован механизм изменения геометрических параметров винта, который состоит из крестовины 4 с тягой 5 и телескопических валов 6 — 8. При15 вод управления механизмом изменения геометрических параметров винта включает в себя кольцо 9, свободно сидящее на валу 8 и охваченное щеками 10, соединенными перемычкой

11, к которой прикреплен палец 12 с гайкой 13, 20 перемещающейся по ходовому винту 14. Ступица выполнена с винтовыми пазами 15, в которых подвижно смонтирована крестовина.

Вал 8 выполнен с продольным пазом 16, через который проходит палец 17, соединяющий

25 кольцо 9 с валом 7, также выполненным с винтовым пазом 18, в который входит палец 19, жестко связанный с валом 6.

Рабочая поверхность лопасти имеет сложное гидродинамическое очертание. Корневые части

3) поворотных лопастей имеют излом в плоско472062

3 сти диска винта, а оси шарниров 2, соединяющие корневые части поворотных лопастей 3 со ступицей 1, установлены с наклоном к оси вращения ступицы гребного винта.

Гребной винт изменяемой геометрии работает следующим образом.

В начале движения лопасти 3 гребного винта установлены в положение, показанное на фиг. 1 условной линией, с углом аь При этом диаметр гребного винта соответствует значению D< (см. фиг. 2) . Для расчетной скорости судна лопасти разворачиваются в положение, показанное на фиг. 3 жирной линией, с углом а>. Для этого приводится во вращение ходовой винт 14, который через гайку 13, палец 12, кольцо 9 перемещает в осевом направлении вал 7. При этом палец 19, скользя по пазу 18, поворачивает вал б, который, стремясь повернуть крестовину 4, заставляет ее перемещаться по пазам 15 и через тяги поворачивает лопасти 3 до положения, указанного на фиг, 1 жирной линией, с углом а (см. фиг. 3), при этом диаметр винта соответствует D>.

Для возврата лопастей в положение начала

4 движения ходовой винт вращается в обратную сторону.

Предмет изобретения

5 Гребной винт изменяемой геометрии со ступицей, шарнирно-связанной с корневыми частями поворотных лопастей, и с вмонтированным в эту ступицу механизмом изменения геометрических параметров, кинематически свяIO занным с приводом управления этим механизмом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавного регулирования диаметра и шага винта, корневые части поворотных лопастей установлены под углом к плоскости

15 диска винта, оси шарниров, соединяющих корневые части поворотных лопастей со ступицей, установлены с наклоном к оси вращения ступицы гребного винта, а механизм изменения геометрических параметров гребного винта вы20 полнен в виде крестовины, подвижно посаженной в винтовых пазах ступицы и связанной посредством тяг с поворотными лопастями и приводом управления механизмом изменения геометрических параметров винта.

472062

Составитель Л. Кепке

Техред М. Семенов

Корректор О. Тюрина

Редактор А. Купрякова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2271/14 Изд. _#_o 1488 Тираж 529 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5I(-35, Рп шская наб., д. 4/5

Гребной винт изменяемой геометрии Гребной винт изменяемой геометрии Гребной винт изменяемой геометрии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания гребных винтов регулируемого шага

Изобретение относится к судостроению, в частности, к гребным винтам регулируемого шага (ВРШ)

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым гребным винтам регулируемого шага

Движитель // 650490
Наверх