Планетарный фрикционный вариатор

 

;к: (Ои ИEЖН"И Е

ИЗОБР ЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 484342

Союз Советских

Социалистических

Ресаублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.11.73 (21) 1971929/25-28 с присоединением заявки Ке (23) Приоритет

Опубликовано 15.09.75. Бюллетень Ке 34

Дата опубликования описания 05.01.76 (51) М, Кл. F 161т 15/52

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий (53) УДК 621.839(088.8) (72) Авторы изобретения Ю. Г. Белостоцкий, Ю. А. Дружинин и Р. Д. Сухих (71) Заявитель Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В. Н. Образцова (54) ПЛАНЕТАРНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к приводным устройствам, способным изменять скорость рабочего органа приводимого агрегата.

Известны планетарные фрикционные вариаторы, содержащие ведомый и ведущий валы, сателлиты, имеющие коническую поверхность и опорную поверхность, взаимодействующее с ней неподвижное колесо, подвижное колесо, установленное на ведущем валу, взаимодействующее с сателлитом и имеющее нажимной механизм.

С целью повышения надежности и срока службы сателлиты предлагаемого вариатора снабжены второй опорной поверхностью, взаимодействующей с подвижным колесом. Вариатор снабжен установленным на ведущем валу соосно первому и имеющим нажимной механизм вторым подвижным колесом, диаметр которого отличается от диаметра первого подвижного колеса, взаимодействующего с опорной поверхностью одних сателлитов, а второе колесо взаимодействует с опорной поверхностью соседних с ними сателлитов.

На чертеже изображена конструктивная схема предлагаемого вариатора.

На водиле 1 планетарного фрикционного вариатора равномерно по окружности расположены сателлиты 2, которые имеют коническую рабочую поверхность 3, коническую опорную поверхность 4, полукруглую опорную поверхность 5. Вариатор содержит шесть сателлитов и его сечение сделано по первому и четвертому сателлиту, у которых коническая опорная поверхность 4 расположена на разных уровнях. Из шести сателлитов три повторяют конструкцию первого (верхнего на чертеже) сателлита, а остальные три— четвертого (нижнего на чертеже) сателлита и расположены с чередованием через один, 1р т. е. объединены в две группы по три сателлита. Коническая рабочая поверхность 3 сателлитов фрикционно сопряжена с кольцевой рабочей поверхностью механизма 6, регулирующего передающее отношение. Полу15 круглая опорная поверхность 5 сателлитов фрикционно сопряжена и может обкатываться по неподвижному колесу 7, расположенному на внутренней поверхности корпуса 8.

Конические опорные поверхности 4 каждой

20 группы сателлитов фрикционно сопряжены и могут обкатываться по коническим поверхностям подвижных колес 9 и 10, которые имеют различные диаметры. Каждое из подвижных колес 9 и 10 имеет свой нажимной

25 механизм 11 и 12; вал 13 — ведущий, вал

14 — ведомый. Возможна и обратная их фракция. Механизм 6 регулирования передаточного отношения имеет элемент 15, перемещающиися по коническим поверхностям 3 сателзо литов.

484342

Вариатор работает следующим образом.

Ведущий вал 13 через подвижные колеса

9 и 10 приводит во вращение сателлиты, которые, оокатываясь по неподвижному колесу

7, приводят во вращение водило 1 и связанный с ним ведомый вал 14.

Наличие у каждой из групп, состоящей из трех сатсллитов, собственного подвижного колеса позволяет значительно смягчить требования изготовления вариатора по высокому 1О классу точности и обеспечить надежное замыкание всех фрикционных пар при отклонении заданных размеров элементов вариатора в значительно больших пределах, чем в известной схеме с большим числом сателли- i6 тов, приходящихся на одно подвижное колесо. Объясняется это тем, что через три точки в пространстве всегда можно провести окружность, т. е. на трех телах качения (сателлитах) всегда может установиться четвер- 20 тое тело вращения — подвижное колесо, обеспечив тем самым надежное замыкание фрикционных пар. Надежность механизма и его срок службы значительно повышаются, так как даже значительный и неравномер- 2Б ный износ фрикционных пар не влияет на его работоспособность. В результате этого изготовление механизма может происходить по гораздо более грубому классу точности, что приводит к упрощению производства ва- 3о риаторов.

Возможны различные варианты по количеству сателлитов в механизме, например от четырех до девяти, но в таком случае необходима различная группировка сателлитов. зб

В механизме с четырьмя сателлитами разбивка будет по два сателлита в каждой группе, но положение подвижных колес на двух сателлитах будет неустойчивое. В механизме с девятью сателлитами разбивку необходимо производить по три сателлита в группе и иметь три подвижных колеса.

Предлагаемое техническое решение может быть применено и в двухрядных планетарных фрикционных вариаторах.

Предмет изобретения

Планетарный фрикционный вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы, сателлиты, имеющие коническую поверхность и опорную поверхность, взаимодействующее с ней неподвижное колесо, подвижное колесо, установленное на ведущем валу, взаимодействующее с сателлитом и имеющее нажимной механизм, и механизм регулирования передаточного отношения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, сателлиты снабжены второй опорной поверхностью, взаимодействующей с подвижным колесом, вариатор снабжен установленным на ведущем валу соосно первому и имеющим нажимной механизм вторым подвижным колесом, диаметр которого отличается от диаметра первого подвижного колеса, взаимодействующего с опорной поверхностью одних сателлитов, а второе колесо взаимодействует с опорной поверхностью соседних с ними сателлитов.

484342

Составитель А, Миловидова

Редактор Г. Мозжечкова Техред Л. Казачкова Корректор 3. Тарасова

Заказ 3158i10 Изд. лГз 1785 Тираж 869 Подписное

ЦИИИГ1И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, УК-35, Раушская наб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Планетарный фрикционный вариатор Планетарный фрикционный вариатор Планетарный фрикционный вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в различных его областях для машин, характеризующихся переменным характером внешней нагрузки и, как следствие, потребностью в непрерывном и плавном преобразовании крутящего момента и скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению, предназначается для использования в транспортных средствах, в основном в автомобилях, в качестве механизма согласования мощности мотора с крутящим моментом ведущих колес и регулирования скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов в качестве регулируемой бесступенчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в трансмиссиях транспортных средств, в первую очередь автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для механических приводов как с автоматическим, так и с принудительным регулированием передаточного отношения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для механических приводов как с автоматическим, так и с принудительным регулированием передаточного отношения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобилей и других транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобилей и бесступенчатой трансмиссии гибридных силовых агрегатов с маховичным накопителем энергии

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобильных и бесступенчатой трансмиссии гибридных силовых агрегатов с маховичным накопителем энергии
Наверх