Устройство для механического управления пятным урезом невода

 

ссср

Класс 45 h, 27„

М 58482

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЗАВИСИ МОМУ. АВТОРСКОМУ СВИ ДЕ ТЕЛ ЬСТ ВУ

Зирегистрировано в Бюро изобретений Го

А. К. Ширинов.

Устройство для механического управления пятным урезом невода

Основное авторское свидетельство на имя М. С. Петрова-Кобякова от 31 марта 1932 года Ма 25810.

Заявлено 5 февраля 1939 года в НКРП за М 5.

Опублиноваио 30 ноября 1940 года.

Одним из наиболее тяжелых процессов в рыбной промышленности, несомненно, являются работы на тонях. Поэтому вопрос о механизации тони нужно рассматривать, как один из актуальнейших и неотложных вопросов рыбной промышленности.

В виду того, что часть тоневых операций, как например, завоз подготовительного невода катером, выметка с неводника, тяга бежного крыла (двигателем с помощью лебедки) получили уже более или менее удовлетворительное решение, основное внимание нужно сосредоточить на спуске пятного крыла и механизации выливки.

Как известно, после выметки невода с неводника и передачи на берег бежного уреза; начинается тяга его с помощью лебедки. В то же время необходимо приближать к

„притонку" и пятное крыло, обеспечивая правильное сплывание последнего и никоим образом не позволяя сильному течению воды снести невод ниже прит анка, что связано с тяжелой операцией тяги невода против течения, и, обычно, уходом рыбы из невода.

Сплывание пятного крыла в основном происходит под действием двух сил: 1) силы течения воды, которая давит на пятное крыло и 2) силы тяги, передаваемой через подборы.

Весной при больших скоростях полых вод и прн сравнительно малых скоростях тяги бежного крыла последнее не успевает описать своей нормальной траектории за то время, в течение которого пятное крыло. будет поднесено к притонку, и будучи прижато к берегу, нарушит весь. правильный режим лова.

Поэтому при больших скоростях течения производится „спуск" пятного крыла, причем приходится пятной урез задерживать (тормозить).

Операция торможения обычно выполняется примитивно посредством

„запячивания" пятного кола, к которому прикреплен урез. „Пятчик" упирает конец кола в землю, держа кол под небольшим углом к горизонту. Тогда под действием натяжения пятного каната кол глубоко вонзается в землю и задерживается на месте.

Последующий спуск пятного крыла состоит в том, что „пятчик" начинает постепенно отклонять верхний конец кола в сторону, не выпуская его из рук до тех пор, пока не освободится нижний конец кола, разворачивающий при этом землю.

У опытного пятчика эта операция протекает спокойно, у неопытного нередко кончается авариями невода и увечьем пятчика.

В авторском свидетельстве № 258 0 описано устройство для механического управления пятным урезом невода с применением проложенного вдоль берега реки пути и расположенной на нем каретки для прикрепления конца уреза в целях тяги или спускания последнего при помощи лебедки.

Устройства, подобные описанному в указанном авторском свидетельстве, обладают тем недостатком, что они не обеспечивают вполне плавного и надежного спускания невода по течению, и анализ работы подобных устройств показал, что наиболее пригодной для механизации управления пятным урезом невода является тележка, идущая так же, как и каретка по рельсовому пути, проложенному вдоль берега реки, и снабженная двумя шкивами с навитым на них тросом, один конец которого укреплен в начале неводного участка, а другой — в районе притонения.

Для торможения тележки применен ленточный тормоз, связанный с одним из шкивов и управляемый при помощи рычажной системы из кабины тележки.

На чертеже фиг. 1 изображает общий вид устройства спереди; фиг. 2— вид сбоку по стрелкам А — А; фиг. 3— схему работы устройства.

Вдоль берега реки протяженностью 500 — 700 м проложен рельсовый путь, причем, как показано на фиг. 1, рельс 1, наподобие обычных железнодорожных путей, проложен на шпалах по земле, а рельс 2 проложен в вертикальной плоскости и крепится к сваям 8.

По описанному рельсовому пути на четырех бегунках 4, 5 перемещается тележка б, причем, как показано на чертеже, одна пара бегунков 4 катится по рельсу 1, проложенному в горизонтальной плоскости, а вторая пара 5 — по рельсу 2, проложенному в вертикальной плоскости.

Тележка . в основном имеет два желобчатых шкива 7 и 8, причем желобчатый шкив 8 с тормозным шкивом 9 насажен на вал 10. Последний покоится в подшипниках 11.

Второй желобчатый шкив укреплен на валу 12 и также уложен в подшипниках.

Подшипники жестко укреплены к металлической раме 18.

Тормозной механизм тележки состоит из тормозного шкива 9, насаженного на вал 10, и штурвала 17.

- Последний входит в кабину18 пятчика.

Механизм обратного передвижения тележки б представляет собой обычный кривошипный механизм и приводится в движение вручную пятчиком через рукоятки 19.

Действие устройства заключается в следующем.

В начале замета пятной урез подается на берег и крепится за гак 20 тележки. Как было сказано выше, под действием силы течения и тяги бежного уреза происходит сплывание невода по линии a„a>, а, (фиг. 3).

При этом пятной урез стремится переместить тележку параллельно движению невода.

Для регулирования правильности сплывания невода имеется механизм управления (регулятор), состоящий из тормозного механизма тележки, двух желобчатых шкивов 7 и 8 и троса 21. Последний одним концом жестко крепится в начале неводного участка в точке А, затем три-четыре витка навиваются на желобчатые шкивы 7, 8. Второй конец троса закрепляется в конце неводного участка в точке В (в районе притонения).

Пятчик при помощи тормозного штурвала 17 действует через посредство рычажной системы 15, 16 на ленточный тормоз 14 тормозного шкива 9, укрепленного на валу 10 вместе с желобчатым шкивом 8; последний в свою очередь связан с желобчатым шкивом 7 при помощи троса 21. Из изложенного ясно, что трос 21, два желобчатых шкива и тормозной механизм работают, как одно целое.

При вращении шкивов происходит перебирание каната по жолобам и, благодаря этому, тележка перемещается параллельно сплыванию невода.

Пятчик, находясь в кабине 18 тележки, наблюдает за правильным сплыванием невода и регулирует скорость сплывания, а также передвижения тележки.

Обратное движение тележки из точки В в точку А легко осуществляется пятчиком через криво шинный механизм тележки, как было сказано выше.

Предм ет изобрет ения.

1. У стройство для механического управления нитным урезом невода по авторскому свидетельству № 25810, с применением проложенного вдоль берега реки пути и расположенной на нем тележки, отличающееся тем, что, с целью плавного и надежного спускания невода по течению, тележка 6 снабжена двумя шкивами 7 и 8 с навитым на них тросом 21, один конец которого укреплен в начале неводного участка(в точке А), а другой— в районе притонения (в точке В).

2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что для торможения тележки применен ленточный тормоз 14, связанный со шкивом 8 и управляемый через посредство рычажной системы 1á, 16, штурвалом 17 из кабины 18.

Устройство для механического управления пятным урезом невода Устройство для механического управления пятным урезом невода Устройство для механического управления пятным урезом невода Устройство для механического управления пятным урезом невода 

 

Похожие патенты:

Лебедка // 16846
Наверх