Топливная композиция
tttt 502927 )ПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИ ЕДЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. твид-ву (22) Заявлено 10.06.74 (21) 2031508/23-4 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 06.07.76 (51) М. Кл. - С 10L 1 /"18
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло аелам изобретений и открытий (53) Ъ ДК 665.75, О."8.8) (72) Автор изобретения
А. Д. Мальцев (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности труда в горнорудной промышленности (54) ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Изобретение относится к области органической химии и нефти, а именно к топливным композициям на основе углеводородного топлива и присадок, предназначенных для снижения токсичности и устранения неприятного запаха отработанных газов, улучшения экономично "ти и снижения теплонапряженности двигателей внутреннего сгорания, тепловых энергетических аппаратов и топочных усттройств.
Известна топливная композиция на основе углеводородного топлива с добавлением
N-3-оксиуглеводородзамещенных акриламидов или их производных с сопряженными диенами в качестве присадки, подавляющей неприятный запах выхлопных газов и пе оказываюцей отрицательного влияния на показатели горения топлива. Недостатком известной компози ции является ее относительно невы" окая эффективность.
С целью расширения ассортимента и удешевления антитоксичных и антиодорандных присадок, .предлагают в качестве присадки вводить в углеводородное топливо кубовый остаток дистилляции синтетических жирных кислот в количестве 0,01 — 0,5 вес. %, являющийся отходом производства синтетических жирных кислот и представляющий собой смесь насыщенных жирных кислот с количеством углеродных атомов в молекуле оолее 20, оксики=лот, эфирокислот и парафиновых углеводородов, Предлагаемая топливная композиция испытана на одноцилиндровом двухтактном дизель-генераторе 1ДМ12Т мощностью 7,6 квт при 1500 об/мин коленчатого вала на трех режимах его работы: холостой ход, 50 и 100% эффективной мощности, при введении в топливо указанной присадки в количествах, вес. %:
10 001 005 01 02 05
Пример. Две топливные емкости параллельно подключают к топливной системе дизельгенератора. Однау емкость заполняют стандартным топливом марки «ДЛ» (дизель15 ное летнее), а вторую емкость — тем же топливом, и растворяют в нем путем помешивания кубовый остаток жирных ки;лот в нрогорции 0,05% вес. (от веса топлива в емкости).
Дизель-генератор работает сразу па стандарт20 ном топливе, потом без остановки переводится на работу на топливной композиции на ..аждом режиме его работы, На каждом режиме после стабилизации ttaраметров раооты двигателя: температуры ох25 лаждающей воды, масла, отработавших газов, расходы топлива, десятиминутной выдержки установившегося режима, производят отбор сажевь|х и газовых проб и измерение перечи=ленных выше параметров. Нагрузку на д,t30 зель-генератор осуществляют реостатом и
50, ?927
I сс
О
«0
Й (0 с>
С»
1Q о и0
СЧ ь
С:1
1О
Сс»
С1 и»
1О
10 сО LCI
»б 1 1О
cD СО CD
Х
v
Р
С»
О са
v
С0 с5
О с» сО О
СО Сч Я с»
О х с»
ы
» с»
cd ис с» Ъ о» о о со с CD О
С 1 СЧ м
»Ф н ь
1 н о о и»
1О сО
СЧ сО е 1 СЧ О
»7» CD СЧ 1Q С«00 С1 т1» со СЧ cD т1» сО 1О ь
0О
СЧ
00 о
СЧ сО с>
»1
Я
ccl о »7»
СО о сч со О о о ь с о о 1»
СО
CO O
О со о о
o o о о
CD
- 41
LQ о ь о о
1 о с 0 1О
О 1О о с> с с
o o
О о о
Ф CO с1» о о ь о о о о о о
) с о о о о о со й»
«»
o o
o o с> о
СЧ»1 с» о о о с» ь
1О О
С1 11» о о о о о о с>
СЧ
О о
С:1
<:1
С1»
С0 о ь
1О С
СЧ и»
СЧ 1О о о о о о о о ь
CD LQ
» LQ с> о о сО сч о
1О о с о о о о о сч о
o o
- о
Я»
СЧ т7 о о о ь о о с»
О
»» 00 с» о
ы
О< с о
О
Cd
° G
0 К сс ж
С»
О (0 О
«с»
О
СС» 00
CD 00 о о» со
- с о о о о
CD LQ СО О СО . СО O СЧ GO и» 1О CD CO 1С» 1» d Со и» 1 »
О О О О О О О О 10 с »
-о о
О О О О О О О О о о
СЧ с» О С1» СО c с» - O О О
CD CD CCi LQ C» 1 » СО 1О СО 1О 1 C СЧ
О О О О О О О О О О О О
О О О О О О О О О О О О О о
» Н Н I о о о о с»»
° »
F" х ,0 а
1» аО сс
О ос О„
CJ
О Ъ и» сО с» тР 1 о o o o с о о с со
Со с»» с о
ol с J
LQ тН 1О о о о о о с
О
Ь CO »1 с 0 с с
Я Icc о о !
o С» 1 LQ .1 со o o О О О|О 7 СЧ CO о о с с lC» LQ lQ o o o о о с 1О Ь CO Сч CO о о - о о o o Cl C» Cf О о О (1О О1С CQ t .Ф (О» »Ъ И д И О О О и» О 10 О О О С» С» СЧ СС> О О 7 О С О 1О LQ СЧ с1 LQ CD CO CD C» CO CD о со о сч С1О С СЧ 00 СЧ О с » СО lQ о и» о e o -О и0 О> Р О» со O ° С со СЧ 1О СО CD 1O CO CD 00 1О О Cl» C7: cd < 7» х »и О5 ОО Ю сс7 аи 1 &» Оg О Х Р) Д О ,о сс 0» 1= О 1» ис О х о О» о и» СЧ СЧ CD W O e O LQ CCl CD СО 1 Со 1 СО 1О ь о »:1 О C CD О 0 СО CD t CO СЧ С » СО СО С » СЧ С » CO С 1 Сч 10 CO Г О О 00 О О» СЧ О 1О СЧ О СО С СО CD 00 D» О» О» О> С7> CO О) < О оооо о о оооо CJ О с» О O c„ О 0 щ О Ч О 1 Ох 1» М ц с» И до Й D c= о О. ъ,0 О 1- С с» О,1О 3 с0 аcd f» О 7О сс ВО cd О сс С» О л: I 0 С»» v v с» а й LQ ь о lQ о СЧ ь с> с> v 3 с» с .8 О о» Cf О х О ь 1Ы О 1» О О О.и Z O «ж а а С» си 63 с» 1, ° »» Ic» О„ М,О 1» ОО МЮ О cd С1» О И с» О а. cd f» C0 O ф (» х Я С и ж а 1. Х О cd О, A »1 CJ у Ф с» 1 д Ф 1» с» Ф сб Й Ж Я й(Щ Ж! = Я н ! | - й СЧ 1О Сс» LQ LQ 00 с» сО О Ь с 0 СЧ С 1 LQ 4 CO СЧ »1 СЧ СЧ 00 »eI cI» и» 00 О cD со с и» 0 w C» GI» «» с1» о» со сч «» "Ф cent 1о »1 co О IQ »1» сО 2 LD LQ 1О и» 1О 1О и» 1О С» 1 C» C 1O LQ C» C 1 и0 1 cD co LQ с» w сч 1О сч D»l00 cD cD о» с с о» о со сч о ч со и о o GD и» сч 1О 1о с7 7 1 »1 1 1 1 с1 ° 1о 1о 1о и» 1о с1 cD и» со со X co ccl cD сс> 2 СЧ О О со О и» СО 10 10 CD О CD О О CD 01 10 О 10 О О С 1 О сО О сс> и» и» со С1 »б т1 С » Cl 00 CO 0» CO С1 СО C С7> GO CD C71 GO GO Cl» С7) 1О»1 1О»1 1О С» т1» 11 1О с1 л н» н» н»» н н н м»» н н м н н и СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ Сч и » и» \ ь сч о С О СЧ и» с> О О О С O О О О О О 502927 Составитель Н. Богданова Редактор Л, Новожилова Техред 3. Тараненко Корректор Е. Рожкова Заказ 1320/14 Изд. М 1113 Тираж 630 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Типография, пр. Сапунова, 2 фиксируют ее по приборам. Расход топлива определяют объемным способом. Температуру отр а бота вш их газов измеряют тер мопар ой. Пробы иа сажу отбирают методом внешней фильтрации на абсолютные фильтры с последующей обработкой их весовым способом, Пробы на окись углерода отбирают в резиновые камеры с последующей обработкой их на хроматографе. Пробы на альдегиды и окислы азота отбирают в вакуумированные емкости. Концентрацию альдегидов определяют по их реакции с фуксиносернистой кислотой калоримстрпческим способом, а окислов азота — фотокалориметрическим способом при помощи реактива Грисса-Илосвая, Зффективность снижения токсичности отработавших газов дизель-генератора при сжигании в нем предлагаемой топливной композиции вместо стандартного топлива приведена в таблице, где в числителе указаны усредненные данные из 5 опытов при работе его на стандартном топливе, а в знаменателе — на топливной композиции. На каждом режиме отбирают по 5 проб на каждый токсичный компонент. Данные, .приведенные в таблице, показывают, что при работе на предлагаемой топливной композиции количество сажи альдегидов и окислов азота в отработавших газах уменья петен сооiвет гвенпо на 20,3 — 77,8, 25— 95,6 и 0 — -31,3,р и практически не влияет на выделение окиси углерода, снижается часовой 5 расход топлива на 1 — 5,5/р, уменьшается температура отработавших газов на 1 — 10 С, охла>кдающей воды на 1 — 3 С и масла на 1 — 2 С в зависимости от количества вводимой в топiHBo присадки и режима работы дизель-гене10 ратора. При этом неприятный запах отработавших газов устраняется. Топливоопрыскивающая аппаратура функционирует нормально и нет случаев выхода из строя клапанов. Наиболее эффективна топливная композиция с точ15 ки зрения снижения сажи при содержании в ней 0,05 вес. /р присадки и на режиме 50 -ной эффективной мощности. 20 Формула изобретения Топливная композиция на основе углеводородного топлива с добавлением присадки, отл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения 25 антитоксичных "; антиодорантных свойств отработанных газов, в качестве присадки введен кубовый остаток дистилляции синтетических жирных кислот в количестве 0,01 — 0,5 вес. Р/р.